Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нравственный потенциал модуля «Основы православной культуры» в рамках нового учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

(примерные материалы для выступления на родительском собрании в третьих классах при выборе модуля)

С 1 сентября 2012 г. в рамках новых стандартов учащиеся четвертых классов изучают новый учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики», или сокращенно - ОРКСЭ. Предмет включает в себя шесть модулей, другими словами шесть отдельных предметов. Родителям, или другим законным представителям четвероклассников, необходимо в конце третьего класса сделать выбор, какой именно модуль будет изучать их сын или дочь. При этом родитель выбирает из шести модулей, четыре из которых знакомят с основами традиционных для России религиозных культур (а именно: православия, ислама, иудаизма и буддизма), пятый – с основами светской (в данном случае – атеистической) культуры, шестой – со всеми мировыми религиями. В связи с появлением нового предмета, как всегда, возникают определенные проблемы, имеющие объективный и субъективный характер. Ограничимся одной из важнейших проблем, сопутствующих новому предмету, а именно вопросу выбора модуля для изучения, и проследим, как эта проблема связана с задачей нравственного воспитания будущего гражданина Отечества.

Мы с вами, дорогие родители, проживаем на территории центральной России, в Центральном Черноземье. Традиционной религией нашей области является православие. И хотя сейчас, как и повсюду в мире, в том числе и в Российской Федерации, в Воронежской области растет число мигрантов и идет «великое переселение народов», православие остается той религией, которая сформировала нашу культуру, а, по большому счету, и мировоззрение. Кроме того, без знания православных ценностей невозможно понять всю русскую литературу, а также историю нашего Отечества. Поэтому в образовательных учреждениях Воронежской области только модуль «Основы православной культуры» наиболее полно соответствует тем требованиям, которые предъявляет общество к предмету «Основы религиозных культур и светской этики». При всем уважении к другим религиям трудно предположить, что ислам, иудаизм или буддизм будет способствовать становлению гражданской идентичности учащихся воронежских школ. Эти мировые религии для нас, воронежцев, не являются традиционными. Конечно же, они способствуют духовному развитию и нравственному совершенствованию людей, выросших и впитавших их религиозные ценности. Нравственность же русских людей веками формировалась в недрах православного мировоззрения. И поэтому можно по-разному относиться к вере, но без православных ориентиров русскому человеку трудно удержаться в вертикальном положении, т.е. головой к небу. Об этом свидетельствуют многочисленные факты нашей истории. Об этом в письме к А.С. Пушкину писал другой не менее известный поэт и общественный деятель В.А. Жуковский: «Русский народ более чем другие народы нуждается в святынях». Об этом же, но другими словами, говорил и «последний русский интеллигент» постсоветской эпохи Д.С. Лихачев: «С утратой святынь народ превращается в народонаселение». Сколько бы нравственных бесед мы не вели с учащимися, у них всегда возникает встречный вопрос: «А кто сказал, что именно так нужно поступать? А где истина? Кто является ее носителем?». В данном случае важен опыт тысячелетий, исторический пример жизни наших соотечественников с опорой на православные ценности, лежащие в основе нашей культуры. И действительно, опираясь на классиков отечественной и зарубежной педагогической мысли, мы всю воспитательную работу в образовательных учреждениях всегда выстраивали и выстраиваем, начиная с формирования у ребенка любви к своей семье, малой Родине, Отечеству. Тот, кто не знает своих корней и не умеет любить своих родителей, предков, свой народ, не может познать и полюбить другие страны и народы. К.Д. Ушинский говорил, что пища младенца первоначально состоит из молока матери, и лишь потом по мере взросления ребенок пробует твердую пищу, в том числе и иностранного происхождения; так и нравственное чувство любви к другим народам вырастает из любви «к родному пепелищу, любви к отеческим гробам» (если перефразировать другого классика нашей отечественной литературы).

Как говорит патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «русская религиозная традиция является неотторжимой частью как национального культурного наследия, так и отечественной истории».

Второй очень острой проблемой нашего времениявляется вопрос воспитания нравственных ценностей в подрастающем поколении. Традиционно нравственные устои молодого человека формируются в семье. Однако, к сожалению, статистика свидетельствует о том, что ориентир на нравственные ценности в семье катастрофически уменьшается. Родители пытаются дать детям хорошее образование, тратят деньги на репетиторов, чтобы ребенок поступил в престижный вуз, получил престижную и высокооплачиваемую профессию, обучают своих отпрысков иностранным языкам, бальным танцам, отдают их в спортивные секции, а для формирования нравственных категорий не остается ни времени, ни сил. Однако, как говорил великий русский педагог Н.И. Пирогов, если ребенка чему-то не научить, он этого знать не будет, если же его не воспитать, это не значит, что процесс воспитания не будет идти. Он неизбежен, но в этом случае этот процесс будет антивоспитанием. Эта педагогическая истина особенно актуальна в наши дни, когда в мире происходит переориентация нравственных ценностей: то, что было всегда грехом, становится нормой. Растет число самоубийств среди молодежи и подростков, увеличивается количество наркоманов и алкоголиков, дети становятся все более неуправляемые. Семья может и должна противостоять этому губительному, разрушительному процессу. Но как? Любые репрессивные средства в данном случае не приносят ожидаемых результатов. Представляют интерес следующие данные социологов. Было опрошено 500 юных преступников. У 70% опрошенных отцы отличались чрезмерной строгостью и неумеренностью в наказаниях, а у 20% - попустительством, и только у 5% подростков родители соединяли в своем отношении к детям твердость и любовь, но, очевидно, не могли преодолеть посторонних вредных влияний. Священник А.Ельчанинов пишет: «Всякое принуждение, даже к добру, вызывает всегда только отпор и раздражение. Единственный путь привести человека к чему-либо – это действовать собственным примером и этим привести его к желанию встать на тот же путь. Таким образом, личный пример родителей способен сделать то, что не могут сделать никакие нравоучения, не подкрепленные реальными поступками.

В наше время, когда мы пытаемся вписаться в рыночные отношения, все чаще и чаще родители под наследством для своих детей понимают материальные блага и деньги. Но наследство в форме денег губительно для наследников. Французский писатель, летчик, аристократ по происхождению, христианин по мыслям, чувствам и поступкам, А. Сент-Экзюпери в своем романе «Планета людей» писал: «Работая только для материальных благ, мы сами себе строим тюрьму и запираемся в одиночестве. Все наши богатства – прах и пепел – они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить» [5,34]. Действительно, любовь, дружбу, Отечество, т.е. те ценности, которые так необходимы человеку в его жизни, и без которых жизнь теряет смысл, невозможно купить ни за какие деньги. Тем более что без нравственных устоев богатство способствует злу, или быстро исчезает. Сербский святой Николай Сербский, умнейший человек своего времени, прошедший ад гитлеровских концлагерей, в одной из своих книг вспоминает быль о том, как отец, трудясь всю жизнь, не покладая рук, скопил богатство, чтобы передать его сыновьям. Сыновья, получив наследство и не приученные к труду, очень быстро его промотали и впали в нищету. А вместе с ними и старик-отец, к концу жизни не имевший даже крыши над головой. Наученный горьким опытом, он ходил по соседям своего местечка и всех со слезами в голосе предупреждал оставлять в наследство детям не богатство, а умение трудиться.

В условиях, когда современный мир переживает период размывания нравственных ценностей, как это не парадоксально на первый взгляд, возросло значение простых истин. Святейший патриарх Алексий II, ныне почивший, выступая на XII Всемирном Русском Народном Соборе в Москве в феврале 2008 г., подчеркнул: «Сегодня перед детьми и молодежью открывается много путей, среди которых многие губительные. Без связи с традицией молодежь уязвима перед ложью и клеветой».

Но как передать традицию? Как сказать правду так, чтобы быть услышанным и чтобы тебя захотели услышать? За ответом нужно обратиться к самой традиции, носителем которой в нашем регионе является православие.

Модуль «Основы православной культуры», являясь предметом культурологической, просветительской направленности, более полно реализует задачи духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников. Как сказал, обращаясь к педагогам - участникам Международных Рождественских образовательных чтений, патриарх Кирилл, «курс «Основы православной культуры» призван донести до юного гражданина нашей страны понимание того, насколько тесно переплетены и нераздельны понятия «Россия» и «Православие». При этом важно помнить, что «Основы православной культуры» не тождественны «Закону Божьему». Те, кто ставит между этими разными по содержанию и по задачам предметам знак равенства, либо искренне заблуждаются, будучи не знакомы с программами этих курсов, либо преднамеренно лукавят, вводя в заблуждение других.

Модуль «Основы православной культуры» знакомит детей с основными понятиями православной традиции, нравственными ценностями православия, не навязывая веру. Учитель рассказывает о том, что такое икона, молитва, храм, в чем смысл православных праздников, почему милосердие считалось всегда одной из основных добродетелей, о заповеди чтить родителей, об уважении к старшим, о чувстве ответственности за свои поступки и слова, о Библии как Священной Книге христиан и т.д.

В заключение хотелось бы привести слова К.Д. Ушинского, как одного из столпов нашей отечественной педагогики: «Одно из священнейших прав человека, рождающегося в мире – право на правильное и доброе воспитание». Важно вспомнить, что в русском языке под влиянием православия слово «доброе» имело не только этическую окраску, но и духовную, означало «правильное, истинное воспитание». Тот же педагог писал, что без христианства воспитание представляется ему безголовым уродом, т.к. невозможно воспитывать без идеалов, а в тысячелетней русской истории именно православие являлось истинным мерилом ценностей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...