Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационно-правовые основы управления в социально-культурной сфере




Понятием «социально-культурная сфера» традиционно охватываются следующие области: образование, наука, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, труд и социальное развитие.

В настоящее время преобразования в социальной сфере направлены на решение следующих приоритетных задач: создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и приемлемого качества основных социальных благ (прежде всего, медицинского обслуживания и общего образования); повышение защиты социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможностей для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке; создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления; формирование правовых и организационных основ для развития институтов социально-культурной сферы, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и обеспечение на этой основе высокого качества и возможности широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.

Последовательное осуществление политики, базирующейся на реально имеющихся у государства ресурсах и возможностях, предполагает переход к перераспределению социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям. Только в этом случае активная социальная политика будет выступать не ограничителем, а катализатором экономического роста [162].

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и напредприятии. Основное общее образование бесплатно. Под образованием следует понимать целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, который связан с прохождением обучающимся определенных государством образовательных уровней.Проводящееся реформирование в сфере образования направлено на обеспечение увеличения расходов на образование и существенное повышение их эффективности, создание условий для привлечения в сферу образования средств из внебюджетных источников. В сфере высшего образования на переходный период планируется введение конкурсного порядка распределения государственного заказа на подготовку специалистов и финансирования инвестиционных проектов ВУЗов независимо от их организационно-правовой формы. Будет установлен особый статус образовательных организаций вместо существующего статуса государственных учреждений, осуществлен переход на контрактную основу финансовых взаимоотношений образовательных организаций с государством, а также внедрен принцип адресного предоставления стипендий. В целях повышения эффективности государственных расходов на образование постепенно реализуются меры, направленные на реструктурирование бюджетной сети, включая реорганизацию учебных заведений профессионального образования путем их интеграции с высшими учебными заведениями и создания университетских комплексов.Важнейшей составной частью государственного управления в социально-культурной сфере является управление в области науки и технологий. РФ проводит единую государственную политику в области науки и управления федеральными научными учреждениями.Наиболее значимые отношения между субъектами научной и(или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и(или) научно-технической продукции (работ и услуг) регулирует Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [66].

В названной области реализует свои полномочия Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент). Роспатент является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции в области охраны объектов промышленной собственности (изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров), правовой охраны программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, а также в области авторского права и смежных прав по вопросам совершенствования законодательства, международного сотрудничества и взаимодействия с общественными организациями, имеющим межведомственный характер, за исключением вопросов пресечения нарушений указанных прав [79].

Высшим научным учреждением России является Российская Академия наук (РАН), состоящая из отделений, региональных отделений, научных центров. В России также действуют отраслевые академии наук и разветвленная сеть отраслевых и ведомственных научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и т.д.

Частью государственной системы социальной защиты населения стало обязательное социальное страхование, спецификой которого является осуществляемое в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию

75 Органы управления в сфере здравоохранения и социального развития

Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России), согласно Положению о нем, утвержденному Постановлением Правительства от 30 июня 2004 г. <*>, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей. К функциям данного министерства относятся вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела. Оно также решает вопросы оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, а также координацию деятельности Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Министерство самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

- положения о территориальных органах федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных министерству;
- квалификационные требования к работникам и номенклатуру специальностей в сфере, отнесенной к компетенции министерства;


- методические рекомендации по вопросам, связанным с прохождением обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности;

- о порядке медицинского освидетельствования лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача; о порядке медицинского наблюдения и учета больных наркоманией;

- перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности;

- о видах и объемах медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам;

- о порядке деятельности семейного врача, а также иные нормативные правовые акты, указанные в Положении о Министерстве.

Например, Приказом министерства от 1 ноября 2004 г. утвержден Порядок оказания скорой медицинской помощи.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Свою деятельность Служба осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.

К полномочиям Службы относится осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей в области потребительского рынка.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Минздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, на которую возложены функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Свою деятельность она реализует непосредственно и через свои территориальные органы.


Служба осуществляет надзор за фармацевтической деятельностью, соблюдением государственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения.

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), согласно Положению о ней, утвержденному Постановлением Правительства от 30 июня 2004 г. <*>, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Роструд осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением: трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинской помощи, предоставление услуг в области курортного дела, организацию судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, оказание протезно-ортопедической помощи, реабилитацию инвалидов, организацию предоставления социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан, социальное обслуживание населения, проведение медико-социальной экспертизы, донорство крови, трансплантацию органов и тканей человека.

Федеральное медико-биологическое агентство образовано в соответствии с Указом Президента от 11 октября 2004 г. <*> в целях развития системы специализированного санитарно-эпидемиологического надзора и медико-санитарного обеспечения работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, а также при выполнении пилотируемых космических полетов.

Постановлением Правительства "Вопросы Федерального медико-биологического агентства" от 15 декабря 2004 г. <*> установлено, что это Агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, правоприменительные функции и функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в данной сфере.

Федеральном агентстве по физической культуре и спорту" от 18 ноября 2004 г. <*> руководство этими агентствами осуществляет непосредственно Правительство.

Федеральное агентство по туризму, согласно Положению о нем, утвержденному Постановлением Правительства от 31 декабря 2004 г. <*>, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма.

Федеральное агентство по физической культуре и спорту, согласно Положению о нем, утвержденному Постановлением Правительства от 31 декабря 2004 г. <*>, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг (включая противодействие применению допинга) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.

76 система управления в сфере образов и науки

Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, который сопровождается констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней, образовательных стандартов.

Право на образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России. Сейчас каждый третий - около 50 млн. россиян - учится или повышает свою квалификацию.

Под основным общим образованием понимается девятиклассное образование.

Федеральным законом "Об образовании" от 10 июля 1992 г. (с последующими изменениями) <*> гарантированы общедоступность и бесплатность дошкольного, общего полного (среднего) и начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Законом установлено, что вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов на бесплатное образование в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются лишь определенные категории лиц (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды, граждане из малообеспеченных семей, а также уволенные с военной службы). В иных случаях поступление в названные учебные заведения производится на платной основе.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования; единство федерального культурного и образовательного пространства; общедоступность образования; светский характер образования; свобода и плюрализм в образовании; демократический государственно-общественный характер управления образованием.

Важен и принцип непрерывного образования, преемственность различных его ступеней, возможность не только продолжения, но и смены типа образования. Особенно важна непрерывность подготовки инженеров, медиков, работников творческих профессий. Ни одно, даже самое блестящее, базовое образование через пять-семь лет не в состоянии будет обеспечить успех в профессиональной деятельности. Сегодня на 60% предприятий сотрудников доучивают или обучают заново.

Вместе с рыночной экономикой в стране получили развитие негосударственные образовательные учреждения, частные школы, гимназии, колледжи, лицеи, вузы.

Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования утверждены Постановлением Правительства от 5 июля 2001 г. <*>.

Система образования представляет собой совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих ее образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образование может быть получено в образовательном учреждении в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования и экстерната. Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления

Для всех форм получения образования действует единый государственный образовательный стандарт. Однако существует Перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или форме экстерната не допускается. Эти ограничения установлены Постановлением Правительства от 22 ноября 1997 г. <*>. В основу перечня положен такой критерий, как степень влияния будущей профессиональной деятельности выпускника вуза на жизнь и здоровье человека (что, естественно, касается всех медицинских специалистов), состояние окружающей среды, обеспечение безопасности общества и государства..

28 марта 1998 г. был принят Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"

Этим Законом также предусмотрено, что не только офицеры, но и другие военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, имеют право в порядке, определенном Правительством, на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ очно-заочной (вечерней) или заочной формы обучения. При этом они пользуются правом внеконкурсного поступления в указанные образовательные учреждения при условии получения положительных оценок на вступительных экзаменах.

Правительством рассматриваются также вопросы реформирования отечественного образования. К числу проблемных относятся, например, вопросы о снижении нагрузки на школьников, пересмотра учебных стандартов и объема необходимых для поступления в вузы знаний, о разделении учебы в вузе на этапы по подготовке бакалавров и магистров, об оплате обучения и др.

Для управления сферой наук важнейшее значение имеет Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. (с изменениями и дополнениями) <*>. Государственная научно-техническая политика - это составная часть социально-экономической политики, выражающая отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяющая цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки. Закон регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции (работ, услуг).

Этим Законом определены права научного работника как центральной фигуры в сфере науки. В частности, научный работник имеет право на признание его автором научных и научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности; получение доходов от реализации научных и научно-технических результатов, автором которых он является; осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники; доступ к соответствующей информации; публикацию в открытой печати результатов своей деятельности, если они не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне.

Организация государственного управления в сфере науки связана с ее делением на фундаментальную, отраслевую, вузовскую и прикладную в зависимости от характера решаемых задач и источников финансирования.

Фундаментальная наука должна быть предметом особой заботы государства, так же как образование и оборона. Без фундаментальных исследований прикладные проекты не могут развиваться и быть конкурентоспособными. Фундаментальная наука всегда финансировалась из государственного бюджета, так как ее разработки, хотя и являются перспективными, но не обещают быстрой окупаемости. Фундаментальная

наука непосредственно не создает товаров, она создает интеллектуальные ресурсы, обеспечивающие принципиально новые основы технологического, экономического и социального развития. Ее достижения реализуются прикладной (отраслевой) наукой.

Важно сосредоточить внимание на реальном секторе экономики и научно-технических разработках для него. В Указе Президента от 22 июля 1998 г. <*> отмечено, что при осуществлении государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий приоритетными направлениями являются направления, обеспечивающие: сбалансированность прав и законных интересов субъектов правоотношений, включая государство, в области создания, правовой охраны и использования результатов деятельности в этой сфере; государственное регулирование процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности, повышение на этой основе конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей.

77 Организационно-правовая система управления в сфере культуры

Понятие культуры включает в себя многие стороны духовной сферы жизни людей. Важнейшие направления культурной деятельности определены в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, принятых 9 октября 1992 г. (с изменениями и дополнениями) <*>. Это: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело; архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области.

Первоочередной задачей государства в культурной сфере является разработка отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает: стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сферу культуры; действие средств обеспечения сохранности и безопасности государственных культурных ценностей; возможность творческого труда и реализации права на "свободную профессию"; меры, усиливающие ответственность за преступления против культурного наследия страны. Главное - это сделать так, чтобы творческие люди могли ощущать себя свободными и чувствовать государственную поддержку. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, подписанной Президентом в сентябре 2000 г. <*>, особо подчеркнута важность информационной деятельности. Интересы государства состоят в том, чтобы обеспечить соблюдение конституционных прав граждан на информацию, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, культурного и научного потенциала страны.

К долгосрочным целям культурной политики государства относятся: формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства; создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества; формирование неискаженного исторического сознания, создание единого культурного пространства страны. Важное значение для управления в сфере культуры и массовых коммуникаций имеют Закон РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. (с последующими изменениями

Особое внимание государством уделяется контролю за деятельностью телевизионных и радиовещательных компаний независимо от форм собственности. Государственная политика в области телевизионного вещания и радиовещания состоит в том, чтобы обеспечить приоритет интересов России, объективность и полноту информации обо всех сторонах жизни общества как России в целом, так и каждого субъекта РФ, условия для соблюдения правил предвыборной агитации электронными средствами массовой информации, формирования у детей и молодежи нравственных идеалов, воспитания у них патриотизма, гражданской ответственности за судьбу государства.

Управление на определенных участках культурного строительства осуществляет Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Ряд управленческих вопросов решают союзы журналистов, кинематографистов, театральных деятелей, художников и другие творческие союзы, действующие в соответствии с их уставами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...