Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Артикуляционная гимнастика

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также укрепление мышц языка, губ, мягкого неба. Проводить гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом (ребенок должен видеть свое и ваше лицо) и ежедневно. Только в этом случае занятия принесут желаемый результат.
Упражнения делятся на статические, динамические и упражнения для губ. Каждое упражнение имеет свое название и, желательно, чтобы ребенок запомнил названия выполняемых упражнений. С одной стороны ему так интереснее, с другой – вам не надо каждый раз объяснять способ выполнения, а достаточно сказать: «Давай поиграем в лошадку» или «Давай сделаем горку». Все упражнения можно сопровождать стихами – так будет еще интересней.

Статические упражнения:

Лопаточка Цель: Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном состоянии. Описание: Рот открыт, губы в улыбке, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Рекомендации: 1) Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на зубы. 2) Язык не высовывается далеко, он должен лишь накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться уголков рта. «Язык лопаткой положи и спокойно подержи. Язык надо расслаблять и под счет его держать: раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать».
Чашечка. Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении. Описание: Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты к верхней губе, но не касаются ее. В таком положении удерживать под счет от 3 до 10. Рекомендации: 1) Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна. «Язык широкий положи, его края приподними – получилась чашечка, почти круглая она. В рот ее ты занеси и края к зубам прижми».
Иголочка. Цель: напряжение и расслабление мышц языка. Описание: Рот приоткрыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Рекомендации: Обратить внимание ребенка на напряжение языка и неприятные ощущения при этом. Затем язык возвращается на место и расслабляется. «Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю. Острый кончик потяну, до пяти считать начну: раз, два, три, четыре, пять! Иголку я могу держать…»
Горка Цель: активизация мышц языка. Описание: кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта. Проделать от одного до 10-15 раз. «Вот так горка! Что за чудо! Язык выгнулся упруго: кончик в зубы упирается, бока кверху устремляются».

Динамические упражнения:

Часики. Цель: активизация мышц языка. Описание: Открыть рот, высунуть язык изо рта в форме «иголочки», не прикасаясь к зубам. Медленно касаться узким кончиком языка то правого, то левого уголка губ(как маятник у часов). Темп выполнения наращивается постепенно. «Влево – вправо, влево – вправо, мой язык скользит лукаво: словно маятник часов, покачаться он готов».
Лошадка. Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Рекомендации: 1) Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2) Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык. 3) Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал. «Я лошадка Серый Бок! Я копытцем цок да цок. Я копытцем постучу, цок-цок-цок-цок. Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок-цок.
Качели. Цель: учиться удерживать широкий язык за верхними, а потом за нижними зубами. Описание: Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык положить за нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны. Рекомендации:Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. «На качелях я качаюсь: вверх-вниз, вверх-вниз, я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.
Почистим зубы. Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений. Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. Рекомендации: 1) Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2) Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. 3) Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов. «Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри… Не болели, не темнели, не желтели чтоб они».
Грибок. Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку. Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.) Рекомендации: 1) Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2) Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. 3) При повторении упражнения надо открыть рот шире. «Звукознайкин в лес пошел, и большой грибок нашел. Вот и нет волнушки на лесной опушке».
Гармошка. Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается «уздечка»). Губы в улыбке. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и шире и все дольше удерживать его в верхнем положении. Рекомендации: 1) Следить, чтобы губы были неподвижны. 2) Открывать и закрывать рот, удерживая его все дольше в верхнем положении под счет от 3 до 10. 3) Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка. «К небу язычок прижми, челюсть ниже опусти. Рот прикрой, потом открой, гармонист ты неплохой».
Вкусное варенье. Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука «ш». Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Рекомендации: 1) Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх (можно придерживать ее пальцами. 2) Язык должен быть широким, боковые края его касаются уголков рта. 3) Если язык суживается, вернитесь к упражнению «Наказать непослушный язык». «Ох и вкусное варенье! Жаль осталось на губе - язычок я подниму и остатки оближу».

Упражнения для губ:

Улыбочка Цель: Укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы. Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы (чтобы показать ребенку как правильно это сделать, произнесите про себя звук «и»). Удерживать под счет от 1 до 5-10. Рекомендации: 1) Следите, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась и не натягивалась на верхние зубы. 2) Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить тек: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна. «Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем… А сейчас раздвинем губы - посчитаем наши зубы».
Трубочка Цель: вырабатывать движение губ вперед. Описание: Зубы сомкнуты «заборчиком». Вытянуть вперед сомкнутые «трубочкой» губы. Какое-то время удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. (Чтобы при показе у вас лучше получалось, надо беззвучно произнести звук «у»). Рекомендации: 1) Следить, чтобы при вытягивании губ вперед, не открывался рот, зубы должны быть сомкнуты. 2) Если ребенок не умеет вытягивать губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфеты, находящейся на расстоянии 2 сантиметров и взять ее губами. «Подражаю я слону: губы хоботом тяну… Даже если я устану, их тянуть не перестану. Буду долго так держать, свои губы укреплять».
Рупор. Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении. Описание: Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть выдвинуты вперед, как при звуке «о». Верхние и нижние резцы видны. Рекомендации: Если ребенок затрудняется выполнить упражнение, расскажите ему о том, «как губки поссорились и отвернулись друг от друга: одна смотрит на нос, а другая на бороду». «Сложи ладошки рупором, их к губкам поднеси, и четко, громко говори: «О» (повествовательно). «О» (восклицательно)! «О» (огорченно)… «О» (вопросительно)? «О» (удивленно)?!
Бублик Цель:укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении. Описание: Рот приоткрыт. Губы округлены, как при звуке «а». «Бублик мы изобразили – плавно губы округлили, их теперь нельзя смыкать: бублик надо удержать».

Следует знать, что предложенные упражнения являются общими и способствуют развитию движений органов речи. Для постановки же каждого конкретного звука необходим специально подобранный комплекс упражнений, формирующий артикуляционный уклад этого звука.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...