Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая артикуляционная гимнастика

1. ЧАСТЬ

1. Медленно и широко открыть рот, подержать его открытым, а затем

медленно закрыть.

2. Губы вытянуть вперёд "хоботком" как при звуке "У". Затем широко

открыть рот как при звуке "А". Движение губ: УА.

3. Губы вытянуть вперёд "хоботком" как при звуке "У". Затем широко

открыть рот как при звуке "И". Движение губ: УИ.

 

2. ЧАСТЬ

1. "Ловкий язычок" - открыть рот. Язык сначала поднять на верхнюю губу,

затем опустить на нижнюю губу.

2. "Маятник" - двигать языком влево и вправо, не касаясь верхней и нижней губы.

Рот открыт.

3. "Cлизнуть мед" - широко открыть рот, затем облизать сначала верхнюю,

затем нижнюю губу.

 

3. ЧАСТЬ

1. Широко открыть рот, коснуться языком во рту:

а) нижних резцов, б) верхних резцов, в) нёба

2. Широко открыть рот, затем высунуть язык наружу:

а) "лопаткой" - широкий, если не получается, то предложить

говорить: "па-па-па".

б) "жалом" - узкий.

 

Общую артикуляционную гимнастику выполнять перед зеркалом.


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [Р],[Р’]

 

“Автомат”. Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося “т-т-т”. Убыстрять темп.

“Пулемет”. Напряженным кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, отчетливо и многократно произнося “д-д-д”.

“Барабанщик”. Улыбнуться. Открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося “д-д-д”.

“Шмель”. Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посредине языка идет воздушная струя, подключается воздух.

“Лошадка”. Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Гармошка ”. Рот открыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Маляр ”. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

Вкусное варенье ”. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

Грибок ”. Рот открыт. Язык присосать к небу.

“Индюк”. Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: бл—бл (как индюк блабочет).

“Сдуй снежинку”. Учить направлять воздушную струю посредине языка. Рот приоткрыть, язык “чашечкой” высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа.

 


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [С], [С’], [Ц]

 

“Заборчик”.Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

“Почистим зубы”. Цель: Учить удерживать кончик языка за нижними резцами.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка “почистить” нижние резцы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

“Загнать мяч в ворота”. Цель: выработать длительную, направленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

“Кто дальше загонит мяч?” Цель: вырабатывать плавную, непрерывную воздушную струю, идущую по средине языка.

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

“Сдуй снежинку”. Учить направлять воздушную струю посредине языка. Рот приоткрыть, язык “чашечкой” высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа.

 


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [Ш],[Ж]

 

“Бублик”. Губы округленны и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

“Наказать непослушный язычок” Цель: Учить расслаблять мышцы языка.

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ПЯ—ПЯ—ПЯ…

“Приклей конфетку”. Цель: учить удерживать язык вверху. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка приклеить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

“Вкусное варенье”. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

“Грибок”. Рот открыт. Язык присосать к небу.

“Гармошка”. Рот открыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

“Кто дальше загонит мяч?” Цель: вырабатывать плавную, непрерывную воздушную струю, идущую по средине языка.

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

“Сдуй снежинку”. Учить направлять воздушную струю посредине языка. Рот приоткрыть, язык “чашечкой” высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа.

 


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [Л],[Л’]

 

“Приклей конфетку”. Цель: учить удерживать язык вверху. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка приклеить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

 

“Вкусное варенье”. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

 

“Иголочка”. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

 

“Качели”. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

 

“Лошадка”. Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

 

“Индюк”. Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: бл—бл (как индюк блабочет).

 

“Пароход гудит”. Цель: выработать подъем спинки языка вверх. Приоткрыть рот и длительно произносить звук [Ы].

 

“Самолет гудит”. Цель: Вызывание звука близкого к [Л].

Губы растянуты, при длительном произношении звука[Ы] проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживая его в этом положении. Слышится Л.


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [Ч],[Щ]

 

“Приклей конфетку”. Цель: учить удерживать язык вверху. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка приклеить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

“Вкусное варенье”. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

“Грибок”. Рот открыт. Язык присосать к небу.

“Гармошка”. Рот открыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

“Бублик”. Губы округленны и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

“Наказать непослушный язычок” Цель: Учить расслаблять мышцы языка.

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ПЯ—ПЯ—ПЯ…

“Маляр”. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.“Лопаточка”. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

“Иголочка”. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

“Горка”.Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка поднята вверх.

“Часики”. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком языка попеременно тянуться под счет педагога к уголком рта.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Л]

. 1. Наказать непослушный язык..

Цель: Выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки “ пя-пя-пя “, удерживая широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

Методические указания:

1) Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2) Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3) Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом воздух, который выдыхается. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

 

2. Вкусное варенье.

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произношении звука “Ш”.

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания:

1) Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не “подсаживала” язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).

2) Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3) Если упражнение не получается, можно вернуться к упражнению “Наказать непослушный язык”. Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на нижнюю губу.

 

3. Пароход гудит.

Цель: Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание: Приоткрыть рот и длительно произносить звук “Ы” (как гудит пароход).

Методические указания:

1) Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка его была поднята к небу.

 

4. Индюк.

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движение широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится “Бл-бл” (как индюк болбочет).

Методические указания:

1) Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

2) Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

3) Язык должен “облизывать” верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

 

5. Качели.

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука “Л” с гласными А, Ы, О, У.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрытьл рот,положить широкий язык на нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Поднять потом широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Методические указания:

1) Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

 

6. Пощелкать кончиком языка.

Цель:Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания:

1) Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2) Нижняя челюсть не должна двигаться – работает только язык.

3) Если у ребенка не получается пощелкивание, нужно предложить ему выполнить упражнение “Приклеить конфетку”, а потом вернуться к этому упражнению.

4) Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

 

7. Беззвучно пощелкивать кончиком языка.

Цель: Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука “Л”.

Описание: Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Методические указания:

1) Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны – упражнение выполняет только язык.

2) Кончик языка не должен загибаться внутрь.

3) Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...