Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и значение предварительного расследования

Введение

 

В соответствии со ст.14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. Соответственно деятельность, направленная на выявление, предупреждение и пресечение преступлений, а также применение мер юридического воздействия к лицам, совершившим преступления, представляет собой одно из направлений правоохранительной деятельности государства. Существуют специально уполномоченные государственные органы: суд (судья), прокуратура, предварительное следствие, дознание, которые и осуществляют производство по уголовному делу, определяют направление его движения и решают судьбу лиц, попавших в сферу уголовного судопроизводства.

Эта деятельность регламентирована законом, осуществляется в определенном порядке с соблюдением установленной процедуры. Данный порядок обязателен для всех, он обеспечивает соблюдение законности производства по делу, права и интересы лиц, участвующих в производстве, создает гарантии обоснованности и справедливости принимаемых решений.

Завершающий этап предварительного расследования - это совокупность процессуальных действий, которые призваны выполнять ряд важнейших функций:

систематизацию и анализ собранных по делу доказательств;

определение их достаточности (разумеется, с точки зрения лица, производившего расследование) для направления дела в суд, где оно будет разобрано по существу, либо для принятия какого-то иного итогового решения, завершающего предварительное расследование (о прекращении дела, направлении его в суд с целью применения принудительных мер медицинского характера и т.п.);

проверку полноты имеющихся материалов и принятие мер к устранению пробелов;

обязательное предоставление обвиняемому и его защитнику возможности ознакомитьсясо всеми материалами дела;

ознакомление с материалами дела, по которому производилось предварительное расследование, Других участников судопроизводства (потерпевшего, гражданского истца и др.), если они изъявят желание сделать это;

выявление с помощью названных участников производства по делу пробелов и неясностей, которые могли быть допущены во время предварительного расследования;

принятие мер к устранению таких пробелов и неясностей;

обеспечение обвиняемого и других участников информацией, знание которой крайне необходимо для отстаиванияими своих прав и законных интересов при разбирательстве дела судом по существу.

Именно такой подход сложился в наши дни к пониманию сущности и значения рассматриваемого этапа предварительного расследования уголовных дел. В нем, разумеется, есть ряд достоинств.

Однако считать его единственно возможным и приемлемым едва ли будет резонно. Российский опыт прошлых лет и современный опыт ряда зарубежных стран говорит о том, что регламентация завершающего этапа предварительного (досудебного) расследования уголовных дел может иметь множество вариантов.

Что касается содержания обвинительных документов, служащих основанием для разбирательства дела по существу, то оно должно быть максимально кратким: приводятся данные о личности обвиняемого, о месте, времени, способе совершения преступления и его квалификации. К ним могут быть приложены списки лиц, подлежащих вызову в суд. Перечисление и анализ доказательств, выводы о доказанности или не доказанности каких-то значимых для дела обстоятельств не требуются.

Термин " правосудие" по предмету деятельности шире термина " уголовный процесс", так как судебная власть осуществляется посредством не только уголовного, но и гражданского, и арбитражного судопроизводства. По кругу субъектов, осуществляющих производство по уголовному делу, "уголовный процесс" шире "правосудия", поскольку последнее исчерпывается деятельностью только суда, а уголовный процесс осуществляют также органы предварительного расследования и прокуратуры. Осуществление правосудия по уголовным делам является одной из составных частей, входящих в уголовный процесс.

В работе представлен комплексный анализ процессуальных особенностей составления обвинительного заключения, выявление его правовой природы и процессуальных последствий как итогового документа, определяющего пределы судебного разбирательства.

Установлена также правовая модель механизма составления обвинительного заключения, включающая в себя процессуальные этапы и процедуры, правоотношения, волеизъявления компетентных должностных лиц и правовые последствия принятия этих решений. Изучение материалов уголовных дел, текстов обвинительных заключений показало, что правовому регулированию должны подвергаться не только процессуальные процедуры механизма составления обвинительного заключения, но и его язык, стиль, содержательно-состязательная направленность и правовые последствия.


Понятие и значение предварительного расследования

Предварительное расследование - вторая стадия уголовного процесса, в которой органы предварительного следствия и дознания в установленном законом порядке осуществляют деятельность, направленную на раскрытие преступления, всесторонне и объективно исследуют обстоятельства дела, изобличают лиц, виновных в совершении преступления, обеспечивают их привлечение к уголовной ответственности и подготавливают материалы уголовного дела к судебному разбирательству. [1]

Начинается стадия предварительного расследования с вынесения постановления о принятии уголовного дела к производству и заканчивается составлением обвинительного заключения или обвинительного акта, постановлением о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), либо постановлением о направлении уголовного дела в суд для решения вопроса о применении к лицу принудительных мер медицинского характера.

Теорией уголовного процесса предварительное расследование рассматривается в качестве самостоятельной стадии и называется предварительным, поскольку окончательное решение о виновности лица принимает суд (ч.2 ст.8 УПК РФ). М.С. Строгович удачно обозначил назначение этой стадии, заключающееся в том, что органы расследования проводят работу до суда и для суда. Именно поэтому она так именуется.

В содержание стадии предварительного расследования входит комплекс действий, которые направлены на установление обстоятельств совершения преступления и лиц, виновных в его совершении. Это различные следственные действия (допрос, обыск, выемка, следственный эксперимент, очная ставка, проверка показаний на месте, производство экспертизы, осмотры и др.), иные процессуальные действия (привод, признание гражданским истцом, объявление об окончании предварительного расследования, предъявление материалов уголовного дела и др.), розыскные действия (поручения органу дознания, запросы и др.), организационно-технические действия (разработка версий, планирование и др.). Все эти действия в конечном итоге направлены на выяснение обстоятельств совершенного преступления.

В стадии предварительного расследования решаются следующие задачи [2]:

установление обстоятельств, подлежащих доказыванию;

выявление и изобличение лица (лиц) в совершении преступления;

формирование объема обвинения, по которому обвиняемый будет предан суду;

выявление обстоятельств, способствующих совершению преступления и принятию мер по их устранению;

принятие мер по возмещению вреда, причиненного преступлением, охране и обеспечению прав лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод.

Стадия предварительного расследования обладает рядом признаков, характеризующих ее место и роль в общей системе стадий уголовного судопроизводства.

Предварительное расследование является самостоятельной стадией уголовного судопроизводства. Это означает, что данной стадии присущи все черты, характерные для любой стадии, а именно: начало стадии, процессуальные действия, совершаемые в этой стадии, определенный круг участников, сроки стадии, процессуальные решения, одно из которых является итоговым.

Уголовно-процессуальная деятельность на этой стадии осуществляется специально уполномоченными государственными органами и должностными лицами. Предварительное расследование осуществляют: следователь (ст.38 УПК РФ), руководитель следственного органа (ст.39 УПК РФ), дознаватель (ст.41 УПК РФ), прокурор (ст.37 УПК РФ), органы дознания (ст.40 УПК РФ).

Деятельность следователя, дознавателя, органа дознания, руководителя следственного органа, прокурора строго регламентирована законом.

Деятельность следователя, дознавателя, органа дознания, руководителя следственного органа, прокурора должна отвечать назначению уголовного судопроизводства (ст.6 УПК РФ).

Содержание предварительного расследования является деятельность по собиранию доказательств виновности (невиновности) лица в совершении преступления.

Лица, попавшие в сферу уголовного судопроизводства на стадии предварительного расследования, имеют значительные возможности по отстаиванию своих прав и законных интересов (ст. ст.42, 46, 47 УПК РФ).

Таким образом, значением стадии предварительного расследования является процесс по собиранию, проверке и оценке доказательств для последующего рассмотрения и разрешения уголовного дела судом. Кроме того, на этой стадии в рамках установленной законом процессуальной формы происходит обеспечение прав и законных интересов лиц, вовлеченных в сферу досудебного производства по уголовному делу.

Формы предварительного расследования

По действующему законодательству предварительное расследование может осуществляться только в двух формах: предварительное следствие и дознание.

Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие. Это объясняется, во-первых, тем, что законодатель относит к данной сфере производство по большинству уголовных дел (ч.3 ст.150 УПК РФ); а, во-вторых, допуская по перечисленным в п.1 ч.1 ст.150 УПК РФ составам преступлений возможность производства дознания, законодатель в то же время и это исключение ограничивает предписанием о том, что по письменному указанию прокурора уголовные дела могут быть переданы для производства предварительного следствия (ч.4 ст.150 УПК РФ).

Предварительное следствие обязательно также по всем делам в отношении лиц, совершивших преступление в состоянии невменяемости, или лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания либо его исполнение (ч.1ст.434 УПК РФ).

В соответствии со ст.151 УПК РФ предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел, следователями прокуратуры, следователями ФСБ, следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств.

Систему следственных органов при прокуратуре Российской Федерации определяет Положение о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации от 1 августа 2007 г. № 1004.

Систему следственных органов при Министерстве внутренних дел Российской Федерации определяет Приказ МВД РФ № 500 от 24.06.2005 г. "О следственном комитете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации".

Система следственных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации определяется Федеральным законом "О Федеральной службе безопасности" № 40-ФЗ от 3.04.1995 г., а также Указом Президента Российской Федерации "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" № 960 от 11.08.2003 г.

Систему следственных органов Федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков определяют Положение "О Федеральной службе по контролю за незаконным оборотом наркотиков", а также Указ Президента Российской Федерации "Вопросы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков" № 976 от 28.07.2004 г.

Полномочия следователя образуют его правовой статус и определяют его процессуальную самостоятельность. В соответствии со ст.38 УПК РФ следователь уполномочен: [3]

возбуждать уголовное дело;

принимать уголовное дело к своему производству;

самостоятельно направлять ход расследования;

принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением тех, которые допускаются только с согласия руководителя следственного органа или суда;

давать органу дознания в порядке, установленном законом, обязательные письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе и др.

Основная функция следователя - производство предварительного расследования, как в форме предварительного следствия, так и в форме дознания. Реализуя данную функцию, следователь осуществляет ряд процессуальных действий и принимает решения, которые составляют систему предварительного следствия:

принятие уголовного дела к своему производству;

производство следственных действий;

привлечение лица в качестве обвиняемого;

применение мер процессуального принуждения;

приостановление предварительного следствия;

окончание предварительного следствия, а также иные процессуальные действия и решения.

Начинается предварительное следствие с принятия к производству уголовного дела органом или должностным лицом, обладающим соответствующими полномочиями, а завершается обвинительным заключением, постановлением о прекращении уголовного дела. С согласия руководителя следственного органа следователь может принять решение о прекращении уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего с применением меры воспитательного воздействия и возбудить перед судом ходатайство о применении мер воспитательного воздействия в соответствии со ст.90 УК РФ, принять постановление о направлении уголовного дела в суд для решения вопроса о применении к лицу принудительных мер медицинского характера.

Срок предварительного следствия и порядок продления установлен ст.162 УПК РФ.

Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяца со дня возбуждения уголовного дела. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до направления дела прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

В срок предварительного следствия не включается время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным в УПК РФ (ст. 208).

Срок 2 месяца может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа. Следователь выносит соответствующее постановление и подает его руководителю не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия (ч.7 ст.162 УПК РФ).

Дальнейшее продление срока допускается по уголовным делам, представляющим особую сложность, руководителем соответствующего следственного органа по субъекту РФ и его заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока допускается только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета РФ при прокуратуре Российской Федерации.

По общему правилу предварительное следствие производится следователем единолично. Однако в случае сложности уголовного дела или большого его объема может быть поручено производство предварительного следствия следственной группе (ст.163 УПК РФ).

Дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п.8 ст.5 УПК РФ).

Дознание как самостоятельная и основная уголовно-процессуальная функция полиции зародилась в период Устава уголовного судопроизводства 1864 г. Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет "дознание" как предварительное административное расследование. "Дознавать" означает "допытываться", узнавать, разведывать и др. (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.М., 1953).

Дознание зарождалось как административная деятельность полиции на первоначальном этапе досудебного производства, осуществлялось в том числе и по процессуальным правилам, обязательным для производства предварительного следствия. Судебные следователи, введенные в России в 1860 г., не успевали своевременно произвести неотложные следственные действия, и для разрешения этих проблем полицией производилось дознание. Согласно Уставу уголовного судопроизводства 1864 г. полиция немедленно обязана была сообщить судебному следователю или прокурору о всяком проступке или преступлении. Если же этих лиц не оказывалось на месте, полиция заменяла судебного следователя и имела право провести судебное дознание, не терпящее отлагательств: осмотр, обыск, выемку и другие следственные действия. Затем все материалы полиция передавала судебному следователю, уведомив об этом прокурора.

Русский уголовный процесс XIX - начала XX вв. исходил из различия органов, осуществляющих расследование: органы дознания рассматривались как несудебные, органы предварительного следствия - как представители судебного ведомства.

Только УПК РСФСР 1922 г. придал дознанию процессуальный характер. Акты органов дознания приобрели юридическую силу доказательств наравне с актами органов предварительного следствия, а режим производства дознания был приближен к режиму органов предварительного следствия.

УПК РСФСР 1961 г. предусматривал два вида дознания: дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно и дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно. Как было отмечено выше, впервые только в новом УПК РФ 2001 г., вступившем в силу в 2002 г., дано понятие дознания. И, исходя из этого, дознанием именуется только процессуальная деятельность органа дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно. Возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий, регламентированных ст.157 УПК РФ, разновидностью дознания не является.

Дознание производится дознавателями и следователями различных государственных органов, указанных в ч.3 ст.151 УПК РФ: [4]

дознавателями органов внутренних дел;

дознавателями пограничных органов ФСБ;

дознавателями органов службы судебных приставов;

дознавателями таможенных органов;

дознавателями органов государственного пожарного надзора ФПС;

следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ;

дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств.

Полномочия дознавателя регламентированы в ст.41 УПК РФ. Дознаватель уполномочен:

возбуждать уголовное дело в случае, указанном в ч.4 ст.20 УПК РФ с согласия прокурора;

самостоятельно проводить следственные и процессуальные действия, принимать решения, за исключением случаев, когда на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора или судебное решение;

осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим кодексом.

Дознание производится в течение 30 суток. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. Далее срок дознания может быть продлен до 6 месяцев при необходимости производства судебной экспертизы прокурором района, города и их заместителями. В исключительных случаях, связанных с запросом о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта до 12 месяцев (ст.223 УПК РФ).

Внесенные ФЗ № 90-ФЗ от 6 июня 2007 г. изменения предусматривают возможность возбуждения уголовных дел, отнесенных к подследственности дознания, как в отношении конкретных лиц, так и по факту совершения преступления (ст.223.1 УПК РФ).

В ходе дознания процессуальная фигура обвиняемого появляется только с момента составления обвинительного акта. До этого лицо именуется подозреваемым. В соответствии со ст.46 УПК РФ при производстве дознания лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, именуется подозреваемым. А если в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения преступления в ходе дознания будут получены сведения, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому, о чем составляется протокол о вручении копии уведомления.

Дознание завершается двумя решениями: [5]

1) составлением обвинительного акта (ст.225 УПК РФ);

2) постановлением о прекращении уголовного дела (ст. ст.24, 25, 27, 28 УПК РФ).

В ходе дознания к подозреваемому могут быть применены любые меры пресечения (ст.98 УПК РФ). Но в уголовно-процессуальном законе (ст.224 УПК РФ) имеются особенности избрания подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу. Если в отношении подозреваемого избрана мера пресечения - заключение под стражу в порядке, предусмотренном законом (ст.108 УПК РФ), то обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня заключения под стражу.

При невозможности составить обвинительный акт в срок 10 суток, подозреваемому предъявляется обвинение в порядке, установленном главой 23 УПК РФ, после чего производство дознания продолжается, либо данная мера пресечения отменяется.

При невозможности закончить дознание в срок 30 суток и отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу, этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда в порядке, установленном ч.3 ст.108 УПК РФ, по ходатайству дознавателя с согласия прокурора района, города на срок до 6 месяцев.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...