Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложения

остаются неусвоенные категории предложения

есть простые предложения, увелич число слов

бессоюзные сложносочиненные затем предложения

время, число – освоены

появлся прилагат -> краткие причастия

появлся местоимания готорят о себе в третьем лице

частицы –> союзы -> предлоги

если отсутствует какаято часть речи, надо - разнообразить виды Дти, пополнить словарный запас.

развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложения

все части речи есть

овладевают всеми типами склонения

усваиваются сравнит степень прилагат и наречий

Закономерности усвоения граматич строя речи:

  1. связь усвоения грамат формы слова и его смысловым значением.

если реб хорошо усвоил значение, понял смысл слова, и осволи грамат строй слова

Дети усвот число сущ, разницу м/у уменьшител и неуменшител прилагат, усваивают повелительность слов

самое трудное усвоение категорий рода

  1. Стремление к норме

сначала реб усваивает грамат формы, кот наиб часто испол взр, а затем усваивает исключая из этих форм

  1. Формирование у детей грамат обобщения (на основе словатворчесвта)
  2. на основе вкл реб в разн виды Дти
  3. В усвоении грамматического строя определяется определенная последовательность: сначала усваивается всё наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам).

 

17. Задачи и содержание работы по формированию грамматически правильной речи детей в разных возрастных группах детского сада.

Задачи:

    1. помочь детям практически освоить морфологическую систему языка (число, падеж)
    2. помочь в овладении синтаксической стороны рус яз (соглаосв в предлож)
    3. дать знания детям, о некот спобах словообразования
  морфология словообразование Синтаксис
Мл Учим изменять слово по падежам. Осн вниме на использование родит падежа, единствен и множест числа. Учим детей согласовывать числит в роде и числе. Активизация пространственных прдметов Обучать детей некотор способам словообразования. Суффиксальный споб (сахар - сахарница) Изменение приставок (пришел, зашел) Образование звукоподражат глаголов. Учить детей испол в речи простые предложения Учить их распространить (на осн набл за действиями детей)
Ср Учим согласовывать сущ с прилаг. Особое вниме на род Учим образовавыть глаг повелител наклонения, игров сит, ч/з упраж Спб образования родит падежа множест числа Образ глагол приставочным способом (гл от им сущ (мыло - мылит)) Учить распространять предложения Бол колво слов в прдложении (сложносочиненные предлож)
Ст подг Обучать детей тем грамат формам кот вызывают трудности Воспитть языковое чутье Воспитывать приорет отношение: ст – к рече сверственников, подг – к cвоей речи Образовавыть сущ с увел и умен ласкат суффиксами Учим различать смысл слов Уточнить у детей правил упостребление детьми глаголов Учим дете подбирать однокоренные слова Учить детей пользоваться слож предложениями Использ спп предложений Исполть разные типы предлож в письменной речи: обучение детей составлению письма  

Усложнение овладения этой стороной речи:

d. создание благопр яз среды кот позвол усвоить образцы грамматики правильной речи

e. организация специальной работы с детьми на занятиях

f. разнообразные виды Дти

Арушанов выделяет направления в изучении грамат строя языка:

1. связ с нарправ и предубеждением грамат основании в речи детей

2. выявление механизмов овладения детьми теми или иными грамат категориями

3. выявление пед усл кот нужно созд в д/с для усвоения занятия тех или иных грамат форм.

18. Методика проведения дидактических игр, лексических и грамматических упражнений в разных возрастных группах детского сада.

Дидакт игры с материалом. выбирая предмет, кот связ с их жизнью,он рассматривается и по его существу ведется беседа: дети рассматривают, сравнивают, описывают. все что будет ими воспринято (осмотрено, обнюхано, ощупано) отражается в слове. так заня облегчают слож проц анализирования детьми окружго матер мира и закрепл отделх явлй эт мира словом.

Игры-заня с игнрушками. в игрушках представлены в уменьш виде те же предметы жизнего окружения. Это позволяет ребенку пользоваться ими в игре соответственно ситуациям, в которых подлинные предметы фигурируют в жизни. Игрушки выдвигают многократные возможности для закреп как тех представл, кот дети опытным путем добыли в ж, так и обусловленных ими словесных форм. По мере разв детей, расшир круга их представлений и навыков речи содерже игр усложняется, число включенных в них персонажей и предметов увеличся. Актив речь детей проявлся все дополняя речь взр.

Игрушки эти подбираются по категориям. Люди: фигурки детей, рабочих, колхозников, солдат. Дидактически оборудованная кукла: мебель, платье, белье, обувь, посуда, предметы жизнго обихода. Жилища людей и их окружение. Строения разных типов. Срва передвижения. Живот домашние и дикие. Птицы домаш и дикие. Овощи, плоды, грибы. Орудия труда

В основу заняй по разв речи д б положены требования: дети д слышать обращенную к ним речь, д говорить сами.

Содержание и методы ведения игр: 1. номенклатура называн предметов, качв, действий, числовый, пространственх соотношений. 2. описание предмета 3. сравнение предметов(2-3) 4. составле и отгадывание загадок о предмете. 5. нахождение игрушки по стишку 6. составле фраз.

Упражнения по разв речи Для расширея лексикона мален детей испол опыт и наблюдя, нагляд образом знакомится с предметом, его сввами (как прдмет), его качми (особенности пред) Последовать: знакомство с предметом, образование представления, отражение его в слове.

Существует ряд спец методич упраж речи, цель кот – расширение лексикона и речев навыков.страш возр, с учетом возраст интересов и возможностей:

1. подбор эпитетов к предмету.(какая собака?) узнавание по эпитетам предмв (стройная-береза)

2. подбор к прдмету действий(глаголов, ветер что делает?) подбор к действиям предта (на небе сверкает, освещает, солнце) подбор объектов к действию (кто и что греет)

3. подбор обстоятельств (учиться можно как?)

4. ньюансысмысла слова (дом, домик, домище, маленький, небол, большой, огромный, грамадный составить с этими словами фразы)

5. вставление детьми пропущенных слов (чте предлож, дети встав слова «шерсть у кошки ((какая?)», предлож состав сами дети, закан воспль)

6. распростаранение предложений (садовник поливает (что, где, когда, зачем))

7. добавление придаточных предлож(кошка взбралась на дерево (почему), потому что увидела собаку)

8. составление части целого (предмет и его составные части, дерево, ствол, ветки, сучья, листья, почки)

9. упраже на точность номенклатуры (дети д вставить слова в прелож мычит – д назвать живот - корова)

10. составле предложй с определенным словом. предлагаются слова, кот дети вклют в предлож. Кошка – серая кошка села у порога.

11. составле предлож с несколькими данными словами 3-4 слова, дети д вставить их в одно предложение

12. объяснение слов (школа – в шк учатся дети)

13. отгадывание и составле загадокбез наличия соответствующих предметов, картинок

14. классифик предметов простые с 3 лет. разнообраз виды лото.

15. заучивание и произношение скороговорок. детям это интересно, упражняться в точности артикуляции любят, часто сами без напоминания повтор труднопроизносимое слов

19. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка. Особенности усвоения детьми звукопроизношения, словопроизношения и средств выразительности.

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризую­щие звучащую речь (звукопроизношеиие, дикция и т. д.), элемен­ты звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.) 7 свя­занные с ними двигател средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тотальность детской речи; поза и двигателнавыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры — речевой слух и речевое дыхание — являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Звуковая сторона языка усваивается ребенком постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат реб сформи­рован (он лишь незначительно отличается от речевых органов взрослых), функционирует и фонематический слух. В то же время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в звуковой культуре речи, которые рассматриваются в педагогике как неразвитое умение воспроизведения речи.

У детей дошкольного возраста отмечаются неправильное про­изношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или пропуск звуков и слогов в слове. У некоторых детей наблю­дается быстрая, нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности речи не являются патологическими, они объясняются медленным раз­витием моторики речедвигательного аппарата. При движениях органов речедвигательного аппарата особенно важна тонкая ко­ординация мелких мышц, точность и быстрота этих движений, а такие качества формируются постепенно. Есть свои особенности и у речевого дыхания детей: оно поверхностное, с шумными ча­стыми вдохами, без пауз. Эти особенности присущи в основном младшим дошкольникам, в старшем же дошкольном возрасте они встречаются значительно реже.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отража­ются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, не­усидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе

Особенно важно чистое зпукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимыйзвук — основа обучения грамоте, пра­вильной письменной речи.

 

Что?

- формирование восприятия речи

- формир звукопроизношения

- формир выразительности

 

Этапы:

  1. подгот
  2. постановка изолированных звуков
  3. закрепление и автоматизация звуков
  4. дифференциация звуков

 

Программное содержание: задачи направлены на 1. восприятие 2. звукопроизношение 3. выразительность

22. Содержание, структура и методика занятий по формированию слово- и звукопроизношения в разных возрастных группах детского сада.

Структура занятия: зан по звук культуре речи. 3 гр задач: 1. восприятие речи 2. звукопроизношение речи 3.выразит речи

Виды занй: дидакт игры с игрушками, рассказ – драматизация, рассказ вля с включ высказываний детей, игры с элементами движений.

стуктура занй в млад гр: особ место постанке звукв, обуч осушествлся на занях и вне их проводся 1 раз в месяц со всеми детьми. Виды: дидакт игры, драматиз – рассказ (в конце года)

Осн. приемы: вызывание звуков на основе подражания, показ артикулции звуков.

Учить произносить реб тот или иной звук (с игрушками и с опорой на роль педга)

Структура заняй в сред группе: обучение осушест на занятия и вне из 3 раза в месяц. приемы теже. Зад Вля: закрепить уже поставленные звуки

1 часть: подготовка органов артикуляции, 2ч – закреп произнесения эт звука в слове 3 ч – упре реб произносить зв во фразовой речи (хоровое произношение стихов, потешек)

Структура заняй в ст и подг группе: проводиться фронтально и индивидуально: Ц- уч произносить смешен звуки, диференцирть их 1 раз в месяц

1ч – показ и объясне артикуляции зв, упр на произношение. 2ч – упр с целью закрепляя и дифференцировки звуков 3ч. – упр на произнос звук в связ речи

напр, чте и пересказ коротких рассказов, рассказ по картинке.

4 ч – произнесение чисто поговорок, скороговорок, потешек с целью упр детей в умении менять силу голоса, темп речи, в отчетливом произнесении зв и слов, навыки исполнения вопр и повест интонации

знания вагона в ряд тарахтят, тарахтят (громко, тише, ещё тише, шепотом)

20.Задачи, содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи в разных возрастных группах детского сада.

П-я мл гр Воспитание ЗКР. Работа по обуч правил звукопроизношению всегда выделялась как вед линия разв речи детей.Работа над правил произнош гл зв, их дифференциации необх для формир четкой артикул зв родн яз. Произнош согл зв, твер и мягк готовит органы артикулго аппарата к произношю шипящих звук. Формиров произносит стороны речи (уточнение и закреп правил произнош зв родн яз, четкое артикулирование их в звукосочетх и в словах) осущестся на кажд зани в сочетании с решением других речевых задач.

Ср гр Воспит ЗКР. формире правил звукопроизнош, разве фонематич воспр, голосового аппарата, реч дыхания, уме пользовся умеренным темпом речи, интонацми средвми выразити.сформир и закрепить правил произношение всех зв родн яз, свистящих и сонорных звук, тверд и мягк.знакомят с терминами: уточняют термин «звук», с кот они познакомились в мл гр; «слово», «как слово звучит»;обучаются умю находить слова, сход и разные по звучанию.Дается поне, что звуки и слова произносятся в определ последовательности. Особое вниме уделяется интонационной выразити речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и разными интонациями (повествовательной, вопросительной,восклицательной).

Ст гр Воспит ЗКР. работа по усвоению и правил произнесению вс зв родн яз явлся дальнейшее совершение реч слуха, закрепние навыков четкой, правил, выразит речи.проводся различение свистящих, шипящих и сонорных звук, тверд и мягк - зв изолированных, в сл, во фразовой речи.Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи исполся скороговорки, чистоговорки, загадки, стихи.приучают изменять громкость голоса, темп речи, в зависти от усл общения, от содержя высказния. Спец упр побуждают пользся вопросит, восклиц и повествоват интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания.

Подг гр Воспит ЗКР. продолжся развитие звукго анализа сл (уме вычленять в сл или фразах опредные звуки, слоги и ударения). Ознакние с фонетической структур сл оказет серьезное влияние на воспит интереса к язык являм. Составе детьми загадок и рассказов о сл и зв является показателем их лингвистического мышля.Особая роль отводится разв интонацной стороны речи, таким ее элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи. В работе над дикцией, развитием голосового аппарата, совершенствованием артикуляции широко использся скороговорки, чистоговорки, потешки. Развая чуво ритма и рифмы,готовим реб к восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность речи самого ребенка.

Задачи:

1. формиров правил произношения звуков. совершенст движений органов артикул аппарата-артикул гиманастика, последоват работа над четким произношением уже освоенх детьми глас и прост согл, затм слож согл, закрепление правил произношения Зв в контексте речи

2. Выработка дикции, внятного, четкого произношения слов и их сочетаний. начин со Вт мл гр, в основ в проц пения и чтен стихов, в ст – выдвигается спец зад зантй по развит речи

3. раб над правил словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением.

4. раб над орфоэпической правильностью речи. орфоэпия – совокупность правил образцового литер произнош. созд благоп усл для формир литер произношя, устранять отступления от орфоэпических норм в речи детей

5. формирове темпа речи и качеств голоса. научить детей согласовывать силу св голоса с окр усл.

6. воспит выразительности речи, когда реб хочет передать в речи не тол зная но и свои чувства

7. восп культуры реч общения. входит общий тон дет речи и неко навыки повед необход в проц реч общения

8. развитие реч слуха и реч дыхания. слух – вед анализатор в усвоении звук стороны речи

21. Причины неправильного звукопроизношения. Этапы обучения детей правильному звукопроизношению (М.М. Алексеева). Методика обследования звуковой стороны речи детей.

Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии. I этап, подготовительный, подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. систематически упражнять органы артикуляции, упражнения на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положя; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной струи, правил дыхая. В проц дыхатн упр ребенок учится правильно дышать, артикуляционная гимнастика. II этап - становление звуков речи, или постановка звука. создание нов нерв связи м/у звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самост воспроизведение звука) и зрител (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями. III этап – закрепление и автоматизация звуков. IV этап - этап дифференциации смешиваемых звуков. В основе его лежит дифференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим. Нарушения звукопроизношения м б обусловлены анатомическими отклонениями в строении артикуляционного аппарата (губ, зубов, челюстей, неба, языка). При неправильном строении губ не происходит достаточно полное их смыкание, отчего прежде всего страдает произношение губных и щелевых звуков. При нарушении зубного ряда, отсутствии зубов искажаются многие переднеязычные звуки. Нарушения в строении челюстей (прикусы) также служат причиной неправильного звукопроизношения. При дефектах неба (врожденные несращения твердого и мягкого неба, мягкого неба и язычка, укороченное мягкое небо, высокий небный свод) нарушается небно-глоточный затвор, отделяющий носоглоточную и носовую полости от глоточной и ротовой, при произнесении всех звуков речи, кроме носовых. При этом изменяется тембр звуков, особенно гласных: речь приобретает выраженный назальный оттенок. Отклонения в движениях языка, иногда обусловленные его увеличенными размерами или короткой подъязычной связкой, также могут отрицательно сказываться на произношении многих звуков. Перечисленные выше дефекты ведут к нарушению анатомо-физиологических условий речеобразовани. Нарушения звуковой стороны детской речи при различных формах патологии часто сходны. только с помощью тщательного сопоставления проявлений, характеризующих строение и функцию артикуляционного аппарата, ур фонематического восприятия и качественные особенности дефектов звукопроизношения, можно установить конкретную патологию и найти адекватные коррекционные приемы.

Обследование звукопроизношения начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Затем исследуют звуки в словах и предложениях.Проверяются следующие группы звуков: гласные, свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, 3, ЗЬ, сонорные: Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, Mb, H, НЬ; глухие и звонкие парные П-Б,— в твердом и мягком звучании: П'-Б', Ф'-В'; мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т.е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ. При обследовании необходимо отметить характер произнесения ребенком изолированных звуков, указав характер нарушения. Используют задания, состоящие в многократном повторении одного звука, т.к. при этом создаются условия, облегчающие артикуляторное переключение с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности иннервации артикуляционного акта, особенно в случаях «стертой» дизартрии. Затем логопед выясняет, как ребенок пользуется звуками в речи. При проверке обращается внимание на замены, искажения, пропуски звуков. С этой целью обследуют произношение слов. Предъявляются наборы картинок, включающие слова из проверяемых звуков; отбираются слова различной слоговой структуры Следует проверить умение произносить звуки в предложениях, состоящих из правильно произносимых звуков и из дефектных. Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова ребенку предъявляются для повторения предложения, состоящие из слов повышенной звуко-слоговой сложности.

 

23. Понятие связной речи, ее функции и формы. Характеристика диалогической и монологической речи. Речь ситуативная и контекстная.

Связная речь – это смысловое развернутое высказывание обеспечивающее общение и в/понимание людей (Бородичь)

- это развернутое выражение пределенного содержания, кот осуществся логично, последовательно, точно, грамат правильно, образно (Ушакова)

- это такая речь форма кот закончено связана и определся её смысловым содержанием, а оно опредся мыслями намериниями говорящего (ляушина)

Св речь: монолог – связанные высказывания одного челка, внутр мотивы, не рассчитан на быструю реаякцию, сам определяет тематику, язык срва – литерат мысли, невербал срва – незначит роль, больше говорит чем понимает. Диалог – разговор 2 людей на определ тему, внутр+внеш мотивы, рассчитан на быстр реакцию собеседника, тема определся двумя собеседниками она корректируется, язык срва – разговорная лексика, невербал срва – значимая роль. контектсная речь – содер понятно всем окружщим, раскрывается самим контекстом (развернутое изложение). Ситуативная речь – содержание м.б. понято собеседникам если он был в этой ситуации или нахся в конкрет момент.

Монологи: * пересказ – воспроизведение готов текста детьми. *рассказ – самост изложение детьми когнетив содержания

Рассказы: вед познават проц: рассказы по восприятию, рассказы по памяти, по воображению (придуманные). Все рассказы м поделить в завти от источника высказывания: нагляд материал, детский опыт, творческие рассказы. По назначению: описание, повествование, рассуждение.

описание – это харка предметов, игр, явлей природы, людей, кто, что какой. Отношение может передавт ч/з признак кот для него значим. Чем больше признаков выделил реб, тем полнее описание. Предлож простые, прост расростран. прилаг

Повествование – передача развя действия или состояния предметов, изложение событий во временной последоватти. Начинается с названия (предложения). Прост, слож предложения, предлоги, глагольная лексика.

начало указывается -> развитие действия время место->концовка

Рассуждение: реб либо объясняет какойто факт или доказывает.

все типы предложений СПП, ССП, вводные слова, предлоги, глагольная лексика.

тезис кот надо доказть, аргументы, вывод. СПП, ССП, гл.

Показатели:

  1. смысловая цельность текста. наличие темы, раскрытие и ч/з отдел микротемы, мысли высказывания.
  2. структурная форма текста начало, середина, конец. темы – аналогич, связанны
  3. связность текста/ членимость

коммуникат приемственность предложений

3 типа связ предлож: цепной, параллельный, лучевая связь

в дошкол возр реб м овладеть разн средвами связи м/у предложениями.

чаще всего они используют мест, лексич повторы

 

Осн линии развития связ речи:

  1. от диалога к монологу
  2. от ситуативной речи реб к контекстной
  3. от части к целому Зв->слово->предложение->связная речь
  4. от уст к письменной

Составл письма Тихеева

25.Разговор воспитателя с детьми как основной метод обучения диалогической речи

(значение, виды, тематика). Диалог – разговор 2х чел на определ тему. это сложн форма соцного в/действия людей. Диалогич речь положена в основ базисн содерж реб, коммуник, компетентность – это сит полож обще с взр с детьми и полностью знач и нерев средв. Диалог – это осн форма реч общения в недрах кот зарождается монолог.

Функции диалога: поддержка соцх контактов людей др с др, общ интеллект информацей, возможноть наблюдать эмоц сферу или повед партнера, сделать сообщение, обменяться язык сревами.

Значение:Умение планировать свою Дть; умение детей общаться в паре и в группе; собственно речевые умения (воспитывать в реб конкр высказывать cв точку зрения, поддержать разговор, завершить, выйти из речевого контакта); умения речевого этикета (это правила реч поведения кот опред в/отношя говорящих, эти правила приняты в дан национ колве (носители языка), теми соц группами с кот общается реб) В программе эти правила: уме приветствовать, прощаться, благодарить

Осн методом формиря диалогич речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. Разговор оказывает на них развивающее влияние, когда в группе создана доброжелательная атмосфера, обеспечено их эмоц благополучие. Реб охотно вступт в контакт со взр, если чувсет вние, интерес и доброжелатсть взр, комфортность, св защищенность. Разговор имеет большое значение. можно оказть влияние на все стороны речи реб: исправлять ошибки, давать образец правил речи, развть навыки диалог и монологич речи. В индивид разговоре легче сосредоточить вниме реб на отдел ошибках в его речи. Вль м изучить все стороны дет речи, выявить ее недостатки, опредть, в чем поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение.

Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна прежде всего учитывать возраст детей. Разговоры с детьми могут быть индивидуальными и коллективными. В коллект разговоре участвт несколько детей или вся группа.Сам лучшее время для коллектх разговоров – прогулка. Для индивидх разговоров больше подходят вечерние и утренние часы. Разговоры с детьми могут быть преднамеренными и непреднам. Преднамер разговоры планирся влем заранее. Непреднам разговоры вль не планирует, они возник по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных процессов. Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского сада. Тематика и содержание разговоров определся задач воспя и зависят от возрасх особенй детей. В мл гр круг разговоров связан с тем окружает детей, что они непосредственно наблюдают; с игрушками, транспортом, улицей, семьей. В сред и стар грх тематика разговоров расширяется за счет новых знаний и опыта, которые дети получают из окружающей жизни, книг, телевидения. С реб м говорить о том, что он не видел, но о чем ему читали в книгах, о чем он слышал. Тематика разговоров определяется интересами и запросами детей. Воспитатель обращается к детям с общими вопросами. Малыш не всегда относит к себе речь, обращенную ко всей группе, поэтому следует конкретизировать свое обращение («Дети, подойдите ко мне. И Ваня подойди, и Катя»). В ср и ст группах начинают преобладать коллективные разговоры. Дети уже умеют слушать воспитателя и товарищей не перебивая, ждать очереди высказаться; способны более длительное время слушать других и говорить сами. Разговоры их более длительны, поскольку запас знаний больше, а интересы шире. Для формирования диалогической речи используется прием словесных поручений (попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, сходить в соседнюю группу за книгой и т. п.). Особенно велико значение этого приема в освоении речевого этикета. Для развития диалогической речи в ст дошк возрасте значе им совмест дть. В процессе ее возникают задачи инструктирования, обсуждения, согласования, оценки действий. Устанавливается контакт и поддерживается взаимосвязь, происходит обмен мнениями, замыслами, возникает взаимопонимание, стимулируется активность.

26. Беседа как метод обучения диалогической речи детей. Значение, виды, тематика,

структура обобщающей беседы. Беседа – это целенаправное обсуждение чего-либо, организов, подготовл диалог на заранее выбранную тему. как метод ознакомления с окруж и одновремно как метод развя связн речи. Ценность беседы заключся в том, что взр учит реб логически мыслить, помогает думать, поднет от конкре спба мышля на более выс ступ простейш абстрагирования. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. Цель беседы: углубить, уточнить, зактрепить, систематиз знания, приобщенные опытным путем, непосредтсвенно связ с воприят детей, их живым впечатлениям (тихеева) Тематика бесед определся конкрет задач воспит работы с детьми, их возраст особен, запасом знаний, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением. Темы, отраж явля общестной ж: Темы труда: беседы на бытовые темы: об игрушках, посуде, об одежде, школх и умывалх принадлежтях. о природе. на морально-этические темы: о культуре поведения. классификации бесед. Е. А. Флерина классифицировала беседы, исходя из дидактических задач. три типа бесед. 1. вводная, выявить разрозненный опыт детей и вызвать интерес к теме буд дти детей. 2. Сопровождающая, стимулировать и направлять вниме детей на сбор, накопление опред информи. в ходе экскурсий, осмотров, вопр на выделение объекта. 3. Итоговая, обобщающая, уточнить, и систематизть зная детей по опред проблеме, разв диалог речи. со сред гр. В основу этой классификации положено взаимодействие между детским опытом и выражением его в речи.Планируя беседу, педагог намечает тему и отбирает соответствующее содержание. Структура беседы: 1. Начало испол ввод беседы, ц – выявить зня детей о предмете разговора, вызвать интерес, приемы: показ картин, игрушек, рассказ-напоминание, загадка, чте отрывка худ произвед. закан постан учеб задачи. 2. Осн чать, Ц – системат опыт детей и зня, активизировать речев активность детей. Микротемы:опред программ содерж: явл нежив природы, жив прир (раст, живот, чел). начин со сред гр берем какуюто одну микротему. по мере накопля знай повыш колво микротем. Приемы: вопр. в завти от того какую зад решать, вопросы делятся на: оснвные, дополнит, подсказывающие. в конце желат подвести детей к установлею связей и зависимостей; чте худ литры, показать иллюстратив материал. 3. заключ Ц-подвести итог беседы, дать оценку дти детей на зан. Приемы: обобщающ слово вля, речев логич зад, чте отрывка худ литры, установка на др виды дти, вопрос в вопросе, образец вопроса вля, моделире

27.Методика обучения составлению описательных рассказов в разных возрастных

группах. По форме рассказ м б описательным. Объектом для описания служат вещи, игрушки, растения. Описател рассказ м б составлен и по предметным картинкам. На занх вль учит реб выделять существе призн, качва предм или явл, существе м/у ними связи и отношя и придержився опредной последовати при описании их; исполть точн обозначения, эмоц окраше слова и словосочетания. Однако описательный рассказ, м б, развернут и на материале образов памяти — реб припомет то, что наблюдал раньше, и по воспоминаниям дает описание вещи, игрушки и т.д. Наиболее интересны игрушки тк позвют исполть разные анализаторы для знакомва. При рассматриви картин дети воспринют отраж образ предмета, раб вклся тол зрит анализотор. Значе нагляд матла: 1. матл явлся стимулом и вызет у детей желае выказаться. 2. позвлет обогатить сенсорн опыт реб и уточнить конкрете представле, кот у него есть. 3. позв реб отобрать необход предметно логическое содержание рассказа. 3. явлся источником нов слов, способет активизации словаря. 4. позвет композиционно выстроить свой текст. 6. развеет познават проц реб (воспре, память, мышле, воображе). Задачи: 1 гр задач: учить реб внимно рассматривать предметы, картину (испол все анализаторы), отмечать его своеобразие и признаки. 2 гр.задач: уч детей слушать вопр вля и отвечать точно на них. 3 гр задач: воспит желе общаться с влем и детьми, вступать в диалог, высказть св отношение к изображю, игрушке. Зане по рассматривю: 1. ввод часть: вызвать интерс, желане вступить в диалог. выявить представле реб о предмете. Приемы: внезапнее появление и исчезновение предмета, замена положения предмет, появле героя дается время на самост рассматриве. 2. осн часть научить последно рассматривать картины, игрушки. Приемы: вопр к детям, внимане общается на центральный образ, затем опредся где это происхт, когда это могло проиходить. 3. заклбчит подвести итоги, обощить представляя о предмете. приемы: обощающий рассказ вля по содержю картины,игрушке, чте произведя, кот совпадает с содержаем представ матла.

Обучене детей рассказыванию: начинся со сред гр! 1. учить детей опредть или назвать премет, объект для описания. 2. уч детей выделять и называть признаки описываемого объекта (последть признаков опредет сам реб) 3. учить детей выражать свое отношение к описываемому объекту

структура заня по обучению составляя рассказыванию: 1. вводная цель: вызвать интерес, выявить представления. в начале года проводится отдельное зане по рассматриванию картины, затем зане по рассказваю по этой же картине. с середины года вносим картину за несколько дней до заня и по заня рассматрив объект в ввод части. 2. ц: научить детей составл описател рассказы а осн картик и игрушек. приемы: образец – краткое живое описание предмета, доступное к пониманию детей.

29.Обучение детей пересказыванию литературных произведений. Принципы отбора художественных произведений. Методика обучения.

Принципы отбора художественных произведений: * кажд произведение д учить полезному, развить черты Лти. * д б доступны по содержанию возрасту детей, близки их опыту, чтобы в персказе реб мог отразить лное отношение к нему. *присутствовали знакомые детям персонажи * произвед сюжетные с четкой композицией, с хорошо выраженной последоватью собй * язык произведй д б доступным словарю реб, короткие ческие фразы, отсутствие слож граматич форм.; д б выразительным язык, наличие богатых и точных опредений, сравнений, наличие несложный форм прямой речи, что способствует формирю выразительности речи детей.. * д б подобраны с учетом особенностей детского внимание и памяти

Структура заня по пересказу: 1. Ввод часть. Подготовка детей к восприю нов про­изведения, гл обр его идеи (оживление аналогичного лго опыта детей, показ картинки и др.). 2. Первич чте без предупрежния о последующем пересказе, обеспечить свободн художест воспре. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо зна­комо детям. 3. Вторич чте с установкой на запоминание и послед пересказ. 4. Подготовител беседа (разбор произведепия). Цели: уточнение содержания (гл об идеи и ха­рактик образов), привлече внимя к языку (подчеркнуть точн определения, сравня, фразеологиз­мы), подготовка к выразитму пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, уда­рений, темпа, особенно в важных композиционных моментах). 1-й и 4-й эт опускаются, если срав­ните сложн произведе было прочитано и разобрано за­ранее, за 3—6 дней до пересказа, или если дети уже отлично справляются с пересказом самостоятельно. 5. Повторн чте, суммирующее резты разбора. Иног­да перед ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю». 6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд). 7. Пересказ (3—7 человек). Активное руковво вля. В кон вызвать реб с наиболее яркой речью или использоть эмоцион приемы (пересказ по ролям, инсценировка). Во втор половине года, когда будет накоплен репертуар для пересказывания, можно провести заня по пересказу знаком сказок уже по выбору самих детей. Вль называет 2-3 сказки и предлагает всем подумать, кто какую сказку хочет рассказать. Такое зане помогает формирть вкусы и интересы реб.

Приемы обучения пересказу: Образец чтя произведя, вопросы, объяснения, указания, обраще

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...