Развитие зрительного восприятия.
Вопрос Развитие осязания и мелкой моторики Тифлопедагог ставит перед собой задачу научить дошкольников с нарушением зрения получать информацию об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, использовать умения в самостоятельной игровой, учебной, бытовой деятельности. Первые занятия тифлопедагог посвящает знакомству детей со строением рук, названием пальцев, учит выполнять различные действия всей рукой и каждым пальцем в отдельности. Тифлопедагог формирует у детей последовательное осязательное обследование игрушек и предметов ближайшего окружения по определенному плану: правильно брать их в руки (грибок надо брать за ножку и т.д.); обследовать двумя руками, сверху вниз; обращать внимание на детали; выделять все осязательно воспринимаемые признаки, отличающие ту или иную игрушку, предмет, т.е. те, по которым они могут быть узнаны. Например, при обследовании куклы ребенок должен уметь выделить ее голову, туловище, руки и ноги; при обследовании игрушки, изображающей животное, - выделить голову, туловище, лапы (ноги), хвост. Свои действия при осязательном обследовании дети должны научиться сочетать с целенаправленным зрительным восприятием. С целью обучения детей зрительному контролю за действиями своих рук тифлопедагог предлагает задания, в которых надо обвести предмет по контуру; подобрать изображения к контурам, фигурки к прорезям, обвести их рукой и точно наложить. На первых этапах обучения тифлопедагог проводит с детьми игры и упражнения, требующие одновременного использования и зрения, и осязания. Позже детей учат обследовать и узнавать игрушки, предметы, геометрические эталоны только осязательно.
Важнейшим приемом на первых этапах обучения выступают совместные обследующие действия ребенка и тифлопедагога, сопровождаемые словесными описаниями тифлопедагога, а позже - самого ребенка. Вопросы, которые тифлопедагог задает ребенку, направляют его осязательное обследование, помогают выделить необходимые признаки и словесно их обозначить. Тифлопедагог включает занятия игры и упражнения, повышающие осязательную чувствительность пальцев рук, развивающие точность и координированность движений рук. Детям предлагается разложить разные по форме и величине камушки, детали конструктора, элементы различных мозаик; разные по форме и материалу, из которого сделаны, мелкие игрушки и т.д. Для укрепления мышц руки, развития силы пальцев предлагаются упражнения с использованием различных мячей, резиновых и поролоновых губок. В занятие по развитию осязания и мелкой моторики тифлопедагог включает различные виды предметно-практической деятельности детей. Проводится также обучение детей элементам письма и рисования; детей с глубоко зрительной патологией обучают чтению рельефных рисунков. Развитие у дошкольников со зрительной патологией, осязания и мелкой моторикой расширяет их познавательные возможности, способствует развитию мыслительной деятельности и речи; обогащает их представления об окружающем мире, позволяет лучше ориентироваться в нем. Вопрос Развитие зрительного восприятия. Курс специальных коррекционных занятий тифлопедагога по развитию зрительного восприятия состоит из нескольких этапов. На начальном этапе тифлопедагог учит детей фиксировать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением: выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (цвет, форма, величина). Постепенно с развитием зрительных возможностей детей усложняются задачи, которые перед ними ставит тифлопедагог.
Занятия тифлопедагога по развитию восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией теснейшим образом взаимосвязано с лечебно-восстановительным процессом. Так, на каждом этапе лечения ребенка на коррекционных занятиях используется соответствующий дидактический материал, проводятся специальные игры и упражнения, способствующие закреплению результатов аппаратного лечения зрения. В период плеоптического лечения тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Так, предлагает детям задания, в которых учит их выделять с помощью зрения цвет, форму, величину предметов и изображений; задания, связанные с обводкой по контуру через кальку, упражнения с мелкой мозаикой, конструктором и т.д. В период ортоптического лечения с детьми проводят специальные упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре, упражнения, закрепляющие результаты лечения на этом аппарате. С этой целью детей учат, например, накладывать одно изображение на другое, подбирать цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещая их. На этапе стереоскопического лечения тифлопедагог проводит с детьми игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояния между ними и т.п. Например, такие игры, как «Распредели игрушки по величине». «Разложи по величине геометрические фигуры». «Прокати мяч в воротики», «Набрось кольцо», «Поймай рыбку». «Попади в мишень», «Загони шарик в ячейку» и т.д. Со слепыми дошкольниками, имеющими остаточное зрение (0,01 - 0,04), тифлопедагог проводит индивидуальные занятия по развитию остаточного зрения. Комплекс упражнений для занятий с этими детьми подбирается для каждого ребенка с учетом рекомендаций врача - офтальмолога. Дети выполняют упражнения, развивающие умение сосредотачивать зрительное внимание на зрительном объекте, формирующие навыки нахождения их в поле восприятия и узнавания. Проводят также игры и упражнения, в которых повышается световая и цветовая чувствительность глаз, точность узнавания игрушек и предметов.
На занятиях по развитию зрительного восприятия тифлопедагог знакомит детей с основными правилами охраны зрения (например, соблюдение правильной позы при выполнении графических упражнений, рассматривание картинок; умение правильно пользоваться дополнительным освещением и т.д.). Детей подводят к пониманию необходимости ношения очков и лечения на аппарате. Важнейшая задача - обучение детей приемам правильного использования своего зрения и оказания ему помощи. Так, тифлопедагог учит детей быть внимательными при зрительном рассматривании игрушек, предметов и изображений; формирует алгоритм зрительного восприятия; внимательно слушать словесные описания тифлопедагога и сопоставлять с ними зрительно воспринимаемые объекты; вырабатывает у детей согласованные движения глаз и руки. Детям дают также представления о том, что зрительную информацию об окружающем мире необходимо дополнять той, которую можно получить с помощью слуха, осязания, двигательно-тактильной чувствительности и т.д Необходимо отметить роль словесной регуляции тифлопедагогом зрительного восприятия детей. Он направляет рассматривание детьми игрушки или предмета по определенному плану, последовательно, корригирует и активизирует его. С этой целью тифлопедагог задает детям вопросы, использует словесные инструкции: «Как называется эта игрушка (предмет)?», «Какого цвета игрушка?», «Рассмотри игрушку внимательно», «Обведи взором контур игрушки», «Найди глазами части этой игрушки: назови их», «Какой формы игрушка» и т.д. Непременное условие успешности работы тифлопедагога по развитию зрительного восприятия - активное включение в процесс зрительного обследования речи самих детей. Вопрос 65 Вследствие неполноценного зрения или его отсутствия слабовидящие или слепые дети затрудняются воспринимать визуально сигналы, поступающие от партнеров по общению, в полном объеме.
Детям с тяжелой зрительной патологией очень важно научиться самостоятельно и правильно воспроизводить мимические и пантомимические действия и интонацию с целью:
Задачи:
В основе развития двигательного аппарата дошкольника с тяжелыми нарушениями зрения, в умении ориентироваться пространстве лежит игра. В игре как ведущем виде детской деятельности ребенок развивает как двигательные, так и познавательные способности. Передвигаясь в пространстве, ребенок одушевляет предметы, изучает возможности своего тела, общается с другими детьми, познает мир людей.
Во время игры необходимо следить за тем, чтобы ребенок старался больше производить действий, а не только словесно их описывать. Нужно отмечать и поощрять точное выполнение ребенком взятой на себя роли, способствовать тому, чтобы он играл с другими детьми. Ребенку с тяжелыми нарушениями зрения необходимо иметь друзей, чтобы общаться с ними, когда он подрастет. Не следует ограничивать круг детей, с которыми он общается. Важно научить ребенка играть с нормально видящими детьми. Когда дети играют вместе, они часто находят способы изменения игр или игрушек таким образом, чтобы все могли участвовать в игре, учатся общаться. Участие детей в совместной деятельности со сверстниками избавит родителей от ложного стыда за своего ребенка и подготовит его к переходу в коллектив воспитанников детского сада. 1. Терпение - самое главное в стремлении привить ребенку с нарушением зрения прочные навыки. Порой будет казаться, что все усилия напрасны - так медленно усваивает ребенок нужные умения и навыки. Но положительные результаты непременно будут, только для этого необходимо время. 2. Не следует стремиться к тому, чтобы ребенок овладел всем сразу, так как для него какое-то сложное действие может быть сначала непосильным. Необходимо разделить действие на мелкие операции и добиваться поочередного и прочного усвоения каждой из них. 3. Обучая ребенка, нужно научить его пользоваться остаточным зрением, сохранными анализаторами (слух, осязание, вкус) и речью. Необходимо, чтобы взрослый сопровождал собственные действия и действия ребенка речью, объяснял ребенку все подробно, обращая внимание на детали, стремясь к тому, чтобы ребенок также «оречевлял» свои действия. 4. Начиная обучать малыша с тяжелыми нарушениями зрения какому-либо действию, лучше всего использовать прием совместных действий, когда взрослый берет руки малыша в свои и старается производить действия совместно с ним. При обучении ребенка этим приемом лучше находиться сзади ребенка и примерно на его уровне. При более высокой остроте зрения обучение новым действиям может производиться по подражанию. 5. Помощь ребенку должна осуществляться в разумных пределах. Следует помнить, насколько ребенок самостоятелен сегодня, настолько он свободен и счастлив завтра. 6. Обучение детей с нарушением зрения несовместимо со спешкой, раздражительностью. Нужно выбирать время для занятий, когда ребенок в хорошем настроении, а родители не торопятся. 7. Занятия не должны быть излишне академичными, их лучше проводить в форме дидактической (обучающей) игры. 8. Родителям следует обязательно высказать свое мнение по поводу успехов или неудач ребенка - ему очень важно чувствовать живое участие взрослых в важных для него делах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|