Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация дефектов продукции.




Под несоответствием показателей качества продукции понимается невыполнение установленных стандартами требований. Каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям называется дефектом. Например: выход размера детали за пределы допуска, пониженная прочность материала, непровары при сварке, заниженная толщина покрытия и т. п.

В зависимости от причин и процессов, вызвавших появление дефекта, дефекты подразделяются на конструкционные, производственные и эксплуатационные.

Конструкционные дефекты возникают из-за несоответствия разработанной документации требованиям технического задания и правилам разработки и постановки продукции на производство. Обычно эти дефекты являются следствием несовершенства разработки изделия и ошибок при конструировании. Конструкционные дефекты часто являются следствием недостаточной проверки качества разработки в процессе стендовых испытаний макетов и опытных образцов.

Производственные дефекты появляются в результате несоответствия продукции требованиям нормативной и технической документации на ее производство. Как правило, производственные дефекты являются следствием невыполнения исполнителями требований, регламентированных НД (использование материала несоответствующей марки, комплектующих изделий с дефектами, нарушение режима техно-логического процесса, использование неисправного оборудования и оснастки).

Возникновение эксплуатационных дефектов связано с неправильным техническим обслуживанием и эксплуатацией продукции потребителем, а также износом, коррозией и другими подобными причинами.

Дефекты могут быть явными и скрытыми. Под явным дефектом понимается дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, предусмотрены соответствующие правила, методы и средства. Скрытым называется такой дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, соответствующие правила, методы и средства не предусмотрены. При этом скрытые дефекты в отдельных случаях могут быть обнаружены через их взаимосвязь с выявленными при контроле другими явными дефектами. Скрытые дефекты обычно проявляются после поступления продукции к потребителю.

В зависимости от возможности устранения дефекты разграничиваются на устранимые и неустранимые. Устранимым называется дефект, устранение которого технически возможно и экономически целесообразно. К неустранимым относят дефекты, устранение которых технически невозможно, экономически нецелесообразно.

В зависимости от значимости дефекты продукции подразделяются на критические, значительные и малозначительные. Критическим называется тот дефект, при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо. Значительный – это такой дефект, который существенно влияет на использование продукции или ее долговечность, но не является критическим. Под малозначительным дефектом понимается дефект, который существенно не влияет на использование продукции и ее долговечность.

С понятием дефект тесно связано понятие «брак», означающее продукцию, передача которой потребителю недопустима из-за наличия в ней дефектов. При этом, если все дефекты продукции являются исправимыми, то брак считается исправимым.

При итоговой оценке качества продукции применяют термин «годная продукция» и «дефектная продукция».

В ряде определенных случаев при оценке качества штучной (одинаковой) продукции, сгруппированной в партии, могут применяться контрольные нормативы: приемочный уровень дефектности и браковочный уровень дефектности. Эти нормативы устанавливаются в НД и используются при статистическом (выборочном) приемочном контроле. При этом приемочным уровнем принимается максимальный уровень дефектности (для одиночной партии) или средний уровень дефектности (для последовательности партий),который рассматривается как удовлетворительный (удовлетворяющий потребителя). Браковочным уровнем дефектности считается минимальный уровень дефектности, который для целей приемки продукции рассматривается как неудовлетворительный.

 

Основные понятия об отказах изделий

Основными причинами претензий (рекламаций) потребителей являются отказы изделий в процессе их эксплуатации. Отказ какого-либо из элементов или узла изделий и, как следствие, технической системы может привести к значи-тельным потерям, гибели людей, возникновению экологических бедствий.

Отказы изделий лежат в основе оценки показателей их надежности. Основное содержание понятия «надежность» заключается в способности объекта (изделия, устройства) сохранять свои характеристики во времени. При этом основ-ное состояние объекта в процессе его применения по назначению характеризуется его работоспособностью или неработоспособностью.

Под неработоспособным состоянием понимается состояние объекта, характеризующееся отсутствием способности выполнять требуемые функции. Работоспособное же состоя-ние определяется способностью объекта выполнять заданные функции, причем, свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени выделяют в отдельное свойство, называемое безотказностью. Однако даже самый высокий уровень безотказности устройства (изделия) не может гарантировать, что отказ не произойдет. При этом вероятность возникновения отказа (со-бытия) будет тем больше, чем сложнее устройство. Связь между сложностью изделий и их надежностью характеризуется значительной зависимостью вероятности безотказной работы изделия Р от количества его элементов т и определяется произведением вероятностей безотказной работы его элементов Рi:

т

Р = Р2 ∙ …∙ Р т = ∏ Рi, (6)

i=1

где Рi < 1.

Из приведенной зависимости следует, что с ростом числа элементов в изделии его надежность падает, при этом из изделий с равным числом элементов более надежным является то изделие, у которого элементы обладают большей надежностью, т.е. более высокими уровнем безотказности.

Отказ как событие, заключающееся в нарушении работоспособности изделия, может возникать вследствие ряда факторов:

-ошибок при проектировании изделия;

-внутренних дефектов самого изделия при нагрузках, не превышающих его установленных возможностей;

-неправильной эксплуатации изделия;

-при перегрузке, возникающей вследствие приложения нагрузки, превышающей предел, установленный НД на изделие.

Отказы различают по видам в зависимости от классификационных признаков (см. табл. 1.3)

 

Таблица 1.3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...