Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

занятий с психологом с детьми дошкольного возраста в сенсорной комнате

коррекционно-развивающих

«Радуга»

Авторы-составители:

Е.Н.Мусина,

преподаватель педагогики,

В.А.Гареева,

преподаватель психологии

 

 

Туймазы


Оглавление

Пояснительная записка 5

Программа тренингов по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста 9

Рекомендации для родителей 22

Рекомендации для педагогов (воспитателей) 23

Программа занятий по коррекции гиперактивности у детей 5-6 лет 25

Рекомендации и правила для родителей 57

Рекомендации для воспитателей 61

Литература 62

Программа занятий по коррекции тревожного поведения

у детей 5-6 лет 63

Рекомендации для родителей 70

Программа занятий на предупреждение психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста 71

Рекомендации для родителей 83

Рекомендации для педагогов 84

Программа занятий игрового тренинга на повышение уверенности в себе, корректировке страхов, снятию телесного напряжения и тревожности у детей старшего дошкольного возраста 85

Рекомендации для родителей 98

Рекомендации для педагогов, воспитателей 99

Программа занятий на психокоррекцию групповых отношений

для детей дошкольного возраста 100

Рекомендации для родителей 106

Комплекс занятий на коррекцию агрессивного поведения

детей 4-5 лет 107

Рекомендации родителям агрессивных детей 138

Программа занятий на коррекцию агрессивного поведения детей

5-6 лет 141

Рекомендации для родителей 159

Рекомендации для педагогов 160

Программа занятий на коррекцию тревожности у детей 6-7 лет 162

Рекомендации для родителей 187

Рекомендации для педагогов 188

Программа развивающих занятий на формирование навыков общения для детей старшего дошкольного возраста 189

Рекомендации для родителей 206

Программа занятий на коррекцию особенностей поведения

гиперактивных детей старшего дошкольного возраста 208

Рекомендации для воспитателей 224

Рекомендации для родителей 225

Коррекционная программа на сближение и объединение детей дошкольного возраста 226

Рекомендации для родителей 237

Рекомендации для педагогов 238

Комплекс тренинго-коррекционных занятий по развитию коммуникативных способностей у детей 5-6 лет 239

Рекомендации для педагогов 248

Программа психокоррекции эмоциональной сферы личности старшего дошкольника 250

Рекомендации для родителей 260

Рекомендации для педагогов 262

Программа по коррекции страхов у детей 5-6 и 6-7 лет 263

Рекомендации для родителей 283

Программа «Это-я» на снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста 285

Рекомендации для родителей 294

Игровой тренинг на коррекцию застенчивости,замкнутости,

нерешительности у детей дошкольного возраста 295

Рекомендации для педагогов 308

Рекомендации для родителей 309

Коррекционно-развивающая программа эмоционально-личностной сферы старшего дошкольника 310

Рекомендации для педагогов 349

Рекомендации для родителей 350

Коррекционная программа развития детей с заниженной

самооценкой 352

Рекомендации для педагогов 370

Рекомендации для родителей 371

Обучение детей дошкольного возраста элементами техники выразительных движений 372

Рекомендации психолога 397

Программа работы психолога с детьми по оптимизации общения детей дошкольного возраста 400

Рекомендации для воспитателей 408

Рекомендации для родителей 409

Программа самочувствие на снижение уровня тревожности 410

Программа тренинга на обогащение эмоциональной сферы

дошкольника 5-6 лет 421

Психолого-педагогическое просвещение для

родителей и воспитателей 438

Программа занятий на обогащение эмоциональной сферы дошкольника 5-6 лет 441

Литература 455

Программа занятий на развитие двигательной активности

детей 3-4 лет 456

Рекомендация для воспитателя и родителей 466

Программа занятий на коррекцию тревожности у детей 5-6 лет методом игровой терапии 467

Рекомендации для родителей 479

Рекомендации для педагогов 481

Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых форм поведения 483

Рекомендации педагогам 524

Рекомендации родителям 525

 

 

 

 

Пояснительная записка

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) приносит ребенку новые потенциальные достижения. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Возрастные особенности детей - дошкольников, проявляющиеся в большой эмоциональности, зависимости от взрослого, подражательности, восприимчивости, создают опасность закрепления и интеграции негативных проявлений, обусловливают задержки и негармоничность развития, неуспешность и непродуктивность деятельности, нарушения в процессах самоопределения, реализации личностного потенциала, психологическую уязвимость ребенка.

Однако в силу тех же особенностей дети легче перестраиваются, поддаются воспитательному воздействию, более сензитивны в плане развития, если определяющие воздействие адекватны возможностям и особенностям ребенка.

Следовательно, возрастные особенности детей-дошкольников могут играть как позитивную, так и негативную роль в развитии ребенка в зависимости от условий его жизни и воспитания.

Основные задачи психолога, работающего с детьми дошкольного возраста, связаны с психологическим сопровождением естественного развития ребенка, которое включает развитие основ произвольности психических процессов у детей и тренировку психических процессов и функций. Однако наличие детей с коммуникативными, поведенческими и эмоционально-личностными проблемами, социально-педагогической запущенностью, недостатками в психическом развитии предполагает организацию специальных коррекционно-развивающих программ как комплексного, так и специального характера.

По мере развития личности у ребенка, как и у взрослого, повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию душевной и физической жизни. Желая как можно быстрее воспитать в ребенке эти особенности, взрослые дают ему инструкции, советы и ограждают его массой запретов. Тем самым они убивают активность и самостоятельность ребенка, вызывают у него агрессию и чувство неполноценности.

Другой путь содействия росту произвольности психической саморегуляции основан на гимнастике психики ребенка.

Программа коррекционно-развивающих занятий направлена на психологическую помощь детям-дошкольникам, а именно коррекцию страхов и тревожности, преодолению неуверенности в себе, гиперактивности, коррекции нарушений самосознания, самооценки, общения.

Цель программы: психологическое сопровождение естественного развития ребенка, создание условий для устранения искажений в психическом развитии ребенка, перестройки неблагоприятно сложившихся новообразований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции общего хода развития и воссоздания полноценных обновленных контактов ребенка с миром.

Задачи:

– актуализация у ребенка новых форм переживаний;

– укрепление доверия к миру, развития новых, более продуктивных отношений с миром;

– познание окружающего мира;

– расширение внутреннего опыта за счет выражения, переживания и осознания бессознательных мотивов и др.

– Обогащение приемов общения;

– формирование адекватного отношения к самому себе и другим;

– развитие самосознания, повышение уверенности в себе.

Кроме того, каждая программа по коррекции тех или иных нарушений имеет свои конкретные цели и задачи.

Программа основана на деятельностном подходе и использует детскую игру в диагностических, коррекционных и развивающих целях. Игра рассматривается как самостоятельный метод и как составная часть психотерапии. Как самостоятельный метод она выполняет три основные функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую, которые тесно связаны между собой и реализуются как в спонтанной, так и направленной игре. Игровая коррекция используется при различных формах нарушения поведения, детской тревожности, страха, неуверенности, нарушениях общения.

Цель занятий направлена на сохранение психического здоровья детей и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Занятия построены по определенной схеме и состоят из этапов. Каждый этап решает не одну, а несколько самостоятельных задач, по-своему важных для развития детской психики.

Большое внимание уделено предметно-развивающей среде, в которой предполагается проведение занятий, а именно созданию сенсорной комнаты. Сенсорная комната дает возможности получать различные стимулы – зрительные, слуховые, тактильные – и использовать эту стимуляцию длительное время. Различное сочетание всех этих стимулов может оказывать разное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка:

- тонизирующее,

- стимулирующее,

- укрепляющее,

- восстанавливающее,

- успокаивающее,

- расслабляющее.

В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Таким образом, восприятие становится более активным. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей.

Опыт мировой, а в последнее время и отечественной комплексной реабилитации доказал, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

Сенсорная комната в сочетании с работой психолога дает возможность:

- снять тревожные невротические переживания,

- избавиться от страхов,

- создать эмоционально спокойное состояние,

- активизировать пациентов,

- вызвать приятные и эстетические значимые переживания.

В зависимости от психоневрологического диагноза и поставленных задач, сеансы в сенсорной комнате можно рассматривать как:

- самостоятельную реабилитационную процедуру;

- способ подготовки ребенка к другим медико-психологическим мероприятиям (предварительная релаксация);

- средство оптимизации, повышение мотивации комплексного реабилитационного процесса.

Психолог обязательно использует возможности сенсорной комнаты, органично вплетая их в групповые и индивидуальные занятия с детьми.

Коррекционно-развивающие занятия в нашем центре предполагается проводить как в индивидуальной, так и групповых формах. Групповые занятия проводятся по мере наполнения групп в количестве от 6-12 человек и проводятся 2 раза в неделю. Индивидуальные занятия, их количество регулируется исходя из диагностики ребенка и желания родителей.

 

Программа тренингов по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста

Программа состоит из 13 занятий. Продолжительность 40–60 минут. Цикл рассчитан на 1,5 месяца. Количество участников 5-7 человек.

Задачи:

1) Выявление причины, характера и времени возникновения страха.

2) Раскрытие особенностей поведения ребёнка в конфликтной ситуации.

3) Актуализация и реконструкция страхов посредством ролевой трансформации.

4) Закрепление ребёнком новых моделей поведения в ситуациях, вызывающих страх.

Занятие 1

1. Приветствие: «Снежный ком». Один ребёнок называет своё имя, другой повторяет его имя и говорит своё, третий – называет их имена и добавляет своё и т.д. Последний участник перечисляет всех и заканчивает своим именем.

2. Рисование: Дети получают карандаши и чистый лист бумаги. Они должны нарисовать иллюстрации к «Книге страхов». Садятся за столы и придумывают свои картинки.

Когда все работы будут закончены, предложите детям сесть в круг, показать и рассказать о том, что же у них получилось. Затем пусть всем придумают, что надо добавить в рисунок, чтобы страх пропал и стал менее страшным.

Цель: развитие умения справляться с чувством страха, находить конструктивный выход из ситуации, вызывающей страх.

3. Тематические игры:

а) «Паровозик». Дети цепляются друг за друга, представляя собою вагончики, впереди – паровозик. Каждый должен почувствовать поддержку другого. Паровозик преодолевает в ходе игры различные препятствия: перепрыгивает через ручей, проезжает по дремучему лесу, пробирается через горы, летает в космос.

Цель игры: Создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, сплочение группы, чувства «МЫ», устранение страхов.

б) «Передача предметов». По кругу передаются воображаемые предметы. При этом развивается умение изображать, выразительные средства, наблюдательность.

4. Просмотр диафильма–сказки.

5. Релаксационное упражнение. Дети под спокойную музыку совершают произвольные танцевальные движения.

6. Домашнее задание: Детям предлагается тема: «Как я провёл день».

Занятие 2

1. Приветствие: Дети здороваются друг с другом за руку. Далее один ребёнок закрывает глаза и через рукопожатие определяет, чья это рука. Затем другой ребёнок и т.д.

2. Рисование: «Нарисуй свой страх». Дети рассаживаются за столами. Ведущий предлагает им нарисовать рисунок под названием «Мой страх».

После того как дети нарисуют рисунки, необходимо обсудить, чего боится каждый ребёнок. Цель: снятие страхов. 3. Тематические игры:

а) «Передача чувств». Вместо изображаемых предметов передаются чувства. Воспитывается умение снимать барьеры.

Основная цель игры – достичь взаимопонимания.б) «Изображение животных». Изображается хитрая лиса, трусливый заяц, страшный тигр, сильный медведь и, наоборот, трусливый медведь, и храбрый заяц.

4. Прослушивание сказки.

5. Релаксационное упражнение: «Шалтай-балтай». Ведущий: «Шалтай–балтай сидел на стене, Шалтай–балтай свалился во сне».

Ребёнок поворачивает туловище вправо – влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слове «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

Цель: обучение приёмами саморасслабления детей.

6. Домашнее задание: Даётся тема, нарисовать своего любимого героя из любой сказки.

 

Занятие 3

1. Приветствие: Дети улыбаются, кивают друг другу головой и садятся на свои места.

Цель: Создание тёплой атмосферы.

2. Рисование: Дети рассаживаются за столами. Ведущий предполагает им нарисовать рисунок на тему: «Что страшного мне снится» или «Чего я боюсь днём». (Тема даёт возможность отобразить наиболее яркий страх).

3. Тематические игры:

а) «Игры с мячом»: футбол; регби; бросание мяча друг другу детьми, стоящими по кругу, сопровождающееся словами «на», «держи», «лови»; подбрасывание воздушных шариков и игра в кегли.

б) «Забег в круг»: поочерёдное проникновение с разбега в круг детей, держащихся за руки.

4. Чтение сказки.

5. Релаксационное упражнение. Ребятам предлагается соревнование: кто сделает выше прыжок в воздухе. Каждому участнику даётся три попытки.

6. Домашнее задание: «Моё любимое время года».

Занятие 4

1. Приветствие: Детям даётся задание: жестами и мимикой поприветствовать друг друга.

Цель: Снятие телесных зажимов.

2. Рисование: «Рисунок по кругу» (не предполагает предварительного планирования темы и содержания рисунка). Дети рассаживаются вокруг стола и начинают рисовать на одном и том же большом листе бумаги, передовая его друг другу. В завершении групповое обсуждение результата рисования, обмен мнениями о замыслах рисования и о том, что получилось в результате.

3. Тематические игры:

а) «Борьба-соревнование»: метание мяча друг в друга. При этом нужно увернуться от него, защищаться рукой или картонным щитом.

б) «Лазанье наперегонки»: по шведской стенке и спрыгивание вниз на мат (со страховкой психолога). Перепрыгивание верёвочки, небольшой ямы с песком.

4. Просмотр диафильма–сказки.

5. Релаксационное упражнение: Дети берутся за руки и под спокойную музыку делают движения, которые показывает ведущий.

6. Домашнее задание: «Нарисовать свою семью».

Занятие 5

1. Приветствие: Детям предлагается изобразить приветствие движениями. Движения не должны повторяться.

Цель: Снятие телесных зажимов.

2. Рисование: «Чего я боюсь днём» (даёт возможность отобразить наиболее яркий страх; какой именно страх воспитателем не поясняется, и каждый из детей должен сам выбрать его).

3. Тематические игры:

а) «Пятнашки»: служит разминкой и содержит ряд правил. Ограничивается игровая площадка, на которой в беспорядке расставлены стулья, стоит столик. Кто случайно заденет их или выбежит за пределы площадки, становится водящим, который должен пятнать уже сам. Игра длится 5 минут. Психолог принимает участие в игре. Эмоциональное и двигательное оживление, достигнутое в группе, улучшает настроение детей и повышает интерес к следующей игре.

б) «Жмурки»: обстановка на игровой площадке та же. Дети стоят с условием не двигаться. Если водящий с повязкой на глазах долго никого не находит, можно обнаружить себя, похлопать в ладоши, покричать. Желательно угадать, кто попался. Победителем считается тот, кто больше нашёл участников игры. Эта игра способствует развитию выдержки и терпения.

4. Прослушивание сказки.

5. Релаксационное упражнение. Ребёнка просят свободно сесть на стул и закрыть глаза. Включается спокойная музыка. Все участники склоняются, и взрослый объявляет, что они должны нежно и осторожно, необычным образом коснуться тела лежащего ребёнка, показывая, как это делается. Все одновременно начинают и заканчивают прикосновение. Затем сидящего оставляют на некоторое время в расслабленном состоянии.

Цель: Обучение методам саморегуляции.

6. Домашнее задание: «Нарисуй, что тебе захочется».

Занятие 6

1. Приветствие: Предложить детям поздороваться с другими детьми. Как они хотят (кивком головы, улыбкой и т.д.).

Цель: Установление доброжелательной атмосферы в группе.

2. Рисование: «То, чего я уже не боюсь …».

Цель: Формирование активной позиции боящего.

3. Тематические игры:

а) «Быстрые ответы»: игровая площадка разделяется на квадраты длиной в один шаг, впереди на стуле сидит психолог и держит в руках приз. В этом быстром темпе детям, стоящим на одной линии, задаются вопросы, на которые нужно ответить сразу же, без долгого раздумывания. Ответивший на вопрос делает шаг вперёд, а те, кто не ответил, остаются на месте, но психолог облегчающими вопросами помогает им, так что все, в конце концов, достигают финишной черты и получают призы.

б) «Бег ассоциаций»: участники рассаживаются в круг. Ведущий произносит два случайных слова. Один из участников в слух описывает образ, соединяющий второе слово ведущего с первым. Затем создавший образ участник предлагает своё слово следующему игроку, тому, кто сидит от него по левую руку. Тот связывает это третье слово со вторым, а свое собственное слово – уже четвёртое в этой цепочке – передаёт в качестве задания своему соседу слева. Игра движется кругами. Фиксируется время.

4. Чтение сказки.

5. Релаксационное упражнение: Дети встают в круг. Звучит весёлая музыка. Предлагается кому-нибудь начать танцевальные движения. Все остальные повторяют эти движения. Затем подобное повторяется по кругу (по «часовой стрелке», в течение 15-20 минут).

6. Домашнее задание: «Нарисовать свою комнату».

Занятие 7

1. Приветствие: Детям даётся задание поздороваться со всеми мимикой, изображая какое-нибудь животное.

Цель: Создание благоприятного эмоционального настроя на занятие.

2. Рисование: «Сны, которые я боюсь».

3. Тематические игры:

а) «Не может быть»: любой из участников называет что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, необычное животное, рассказывает случай. Выигрывает тот, кто придумает пять таких сюжетов подряд, и никто ни разу ему не скажет: «Бывает!».

б) «Антивремя»: каждому из участников предлагается тема для небольшого рассказа. Например: «Магазин», «Школа», «Путешествие за город». Получивший тему должен раскрыть её, описывая всё относящиеся к ней события «задом наперёд» - как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента.

4. Просмотр диафильма – сказки.

5. Релаксационное упражнение: Детям предлагается представить себя «снежинками» и кружиться под музыку.

6. Домашнее задание: «Мой любимец (домашнее животное)».

Занятие 8

1. Приветствие: Детям даётся задание поздороваться друг с другом. Ребёнок поворачивается к тому, кто сидит справа от него, называет его по имени и говорит, что рад его видеть. Он (ребёнок, которого назвали только что) поворачивается к своему соседу справа, и делает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из них не поприветствует своего соседа.

Цель: создание положительно настроя.

2. Рисование: При детях ведущий рисует на ватмане лодку. Затем каждый ребёнок рисует себя в этой лодке.

Цель: снятие напряжения, внимание к партнёру.

3. Тематические игры:

а) «Кто первый»: дети выстраиваются в одну линию, а ведущий сообщает, что, как только он скажет определённое слово, все должны прыгать, как зайчики, и проскочить между стульями, чтобы, вернувшись, взять первым приз (конфету, картинку, значок). Пусковым словом может быть одно из названий животных, растений, цвета. Во время прыжков участники игры создают препятствия друг другу, так как каждый стремиться быть первым. Это вызывает азарт, смех и веселье.

б) «Перевоплощения»: участники удобно располагаются в креслах. Один из них получает указание от психолога превратиться в определённую вещь. От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что её окружает, как она живёт, что чувствует, о её прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник даёт задание следующему по кругу.

4. Прослушивание сказки.

5. Релаксационное упражнение: Исходное положение сидя. Руки и всё тело устремлены вперёд, пятку от пола не отрывать. Необходимо тянуться вперёд насколько можно. Затем лечь на спину и полностью расслабиться.

6. Домашнее задание: «Нарисуй танец, который больше всего тебе нравится».

Занятие 9

1. Приветствие: Дети, стоя в кругу и по часовой стрелке говорят друг другу комплементы.

Цель: Установление доброжелательной атмосферы в группе.

2. Рисование: «Я дома».

3. Тематические игры:

а) «Прятки» (проводится везде, где можно спрятаться; заранее разрабатывается маршрут).

б) «Кто громче»: дети должны кричать, соревнуясь в громкости. Когда выбирается самый громкий голос, все дети начинают кричать хором, пока не получится какая-то мелодия. Упражнение служит объединению группы. 4. Чтение сказки.

5. Релаксационное упражнение: Положение, сидя на стуле, глаза закрыты. Слушаем спокойную, тихую музыку, отдыхаем.

6. Домашнее задание: «Плохое и хорошее».

Занятие 10

1. Приветствие: Дети здороваются друг с другом, передовая по кругу свечку. При этом необходимо почувствовать тепло, которое от неё исходит. «Взять» себе немножко тепла, повернуться к своему соседу, который сидит справа от вас, и, глядя на него, улыбаясь сказать, например: «Миша, я рад тебя видеть!». Цель: Снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную работу.

2. Рисование: «Семья».

3. Тематические игры:

а) «Турнир». Участники обговаривают правила игры-борьбы. Например, на одной ноге или не переступая линии, с оружием или без него. Назначается судья. В игре воспитывается произвольный контроль, корректируется эффективное поведение, развивается смелость, уверенность в себе, ребёнок становится в разные позиции – соревнующегося, судьи, зрителя.

б) «Кораблик». Двое взрослых раскачивают за углы одеяло «гамак» - это кораблик. В нем лежит ребёнок. При словах «Тихая, спокойная погода, светит солнышко» все дети изображают хорошую погоду. При слове «Буря!» они начинают создавать шум, кораблик качается сильнее. Ребёнок, находящийся в кораблике, должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури! Я самый сильный матрос!». Игра повышает самооценку, используется метод внушения с целью создания уверенности в себе.

4. Просмотр диафильма–сказки.

5. Релаксационное упражнение: Детям предлагается под музыку с закрытыми глазами танцевать, вспоминая любимые движения.

6. Домашнее задание: «Свободная тема».

Занятие 11

1. Приветствие: «Назови своё имя». Дети садятся в круг. Ведущий даёт первому ребёнку цветок и называет своё имя. Затем этот ребенок передаёт цветок другому и тоже называет своё имя, после чего передаёт цветок третьему и т.д.

Цель: создание положительного настроя.

2. Рисование: «Что было бы со мной плохое (или хорошее)».

3. Тематические игры:

а) Упражнение 1: Посмотрите на картинку и попробуйте изобразить страх на своём лице.

Пиктограмма «страх».

 
 

 


Цель: Изучение выражения эмоционального состояния (страх) в мимике.

б) Упражнение 2: «История про девочку Галю». Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, рвала цветы, пела песенки и услышала, что позади неё кто-то зашипел: «Ш-Ш». Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежала домой. Прибежала к бабушке и сказала: «Я испугалась гуся! Он громко шипел и хотел меня ущипнуть». Бабушка успокоила Галю. (В этой сценке 3 участника: Галю, гусь и бабушка. И дети начинают разыгрывать эту сценку.)

Цель: Научить детей выражать с помощью движений эмоциональное состояние другого человека, различать выраженные в мимике эмоциональные состояния, дать опыт проживания негативной ситуации.

4. Прослушивание сказки.

5. Релаксационное упражнение: «Тень». Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются 2 ребёнка. Остальные – «зрители». Один ребёнок – «путник», другой – его «тень». «Путник» идёт через поле, а за ним на 2 – 3 шага сзади идёт его «Тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «Путника».

Желательно стимулировать «Путника» к выполнению разных движений: сорвать цветок, присесть, поскакать на одной ноге и т.д.

Цель: развитие наблюдательности, внутренней свободы и раскованности.

6. Домашнее задание: «Добро и зло».

Задание 12

1. Приветствие: «Паровозик». Когда он едет, то не гудит, а, хлопая в ладоши, повторяет своё имя. После того как паровозик выберет одного из детей себе в замену, а сам станет вагончиком, и будет помогать новому паровозику, повторять его имя.

Цель: Настроить детей на работу в группе.

2. Рисование: Проективный рисунок «Нарисуй себя». Дети рассаживаются за столами. На каждом столе – краски, карандаши. Взрослый наблюдает за детьми, обеспечивая необходимый настрой, доброжелательно подбадривая. Затем рисунки развесить на стенке, посмотреть вместе с детьми.

Цель: формирование позитивной «Я» – концепции на основе выражения и осознания своих чувств, переживаний.

3. Тематические игры:

а) Упражнение 1: Показать ребятам карточки из игры «Азбука настроений». На них изображены попугай, рыба, кошка, мама, папа, мишка. Все они испытывают чувство страха. Подумайте и решите, кого из героев сможет показать каждый из вас. При этом надо сказать о том, чего боится ваш герой и что надо сделать, чтобы его страх пропал.

Цель: Научить детей находить конструктивный выход из ситуации, ощущать эмоциональное состояние своего персонажа.

б) Упражнение 2: «Сочинение историй». Из группы детей выбирается ребёнок, который сочинил историю (на любой сюжет, по желанию ребёнка), другие дети – «зрители». Ребёнок рассказывает свою историю. Затем её продолжает ведущий, который вводит в повествование более «здоровые» и грамотные способы адаптации и разрешения конфликтов, нежели те, что изложены ребёнком. Затем предлагается продолжить историю ребёнка, потом – опять ведущий и т.д.

Игру можно модифицировать следующим образом. Все дети садятся в круг. Ведущий произносит первое предложение: «Маша пошла в школу». По часовой стрелке 2-ой ребёнок называет своё предложение, продолжая ведущего, третье и т.п. В итоге должен получиться общий коллективный рассказ про то, как Маша пошла в школу.

Цель игры: Снятие страхов.

4. Чтение сказки.

5. Релаксационное упражнение: «Свободный танец». Группа садиться в круг. Один участник выходит в центр круга и танцует. Не заботьтесь о том, чтобы быть «хорошим танцором». Не соревнуйтесь с другими. Двигайтесь свободно и спонтанно, следуя за своим телом. Через несколько минут закончите упражнение, сядьте, пригласите кого-нибудь заменить вас. Продолжайте до тех пор, пока каждый желающий не использует возможности исполнить танец.

Необходимое условие: никого нельзя принуждать к участию.

Цель: Дать возможность каждому участнику проэксперементировать с танцевальными движениями перед другими.

6. Домашнее задание: «Нарисовать эмоциональное состояние (радость, грусть, удивление, страх)».

Занятие 13

1. Приветствие: Представьте себе, что вы разучились говорить, а можете только петь. Каждый из детей должен пропеть своё имя, а все остальные будут за ним повторять.

Цель: Создание позитивного настроения.

2. Рисование: «Подводный мир» (коллективное рисование).

Цель: единение группы.

3. Тематические игры:

а) «Страшные сказки»: гасится свет, и дети по очереди начинают рассказывать страшные сказки. Если уровень доверия в группе высок (а к этому занятию это уже достигается), дети воспроизводят свои реальные страхи, не испытывая их, без тревоги и напряжения.

б) «Хоровод»: дети встают в круг, берутся за руки, поют и ведут хоровод. Всё это совершается под музыкальное сопровождение. Затем хором говорят «до свидания».

4. Просмотр диафильма–сказки.

5. Релаксационное упражнение: «Мудрец». Представьте поляну, на ней большой дуб. Под дубом сидит старый мудрец, который может ответить на любой вопрос. Сформулируйте свой вопрос. «Выслушайте» ответ мудреца. Можно ограничится вопросом – ответом, а можно организовать диалог с мудрецом. За спиной мудреца висит календарь. Прочитайте и запомните дату вашей беседы.

Цель: Научить приёмам релаксации, снятие эмоционального напряжения.

6. Домашнее задание: Детям предлагается тема: «Как я провожу выходные».

 

 

Рекомендации для родителей

1) Излишняя строгость родителей, как и вседозволенность, способствует появлению страхов у детей. Поэтому старайтесь выбрать «Золотую середину» воспитания ребёнка.

2) Не внушайте детям страхи своими угрозами вроде: «заберёт тебя дядя в мешок», «Уеду от тебя» и т.д.

3) Расширяйте круг общения вашего ребёнка со сверстниками.

4) Не рекомендуется конфликтовать друг с другом. Создать благоприятный климат в семье.

5) Не угрожайте ребёнку лишением и недостаточной любви, усиливая этим страх и делая его всё более и более труднообратимым.

6) Не рекомендуется брать ребёнка на похороны, т.к. может быть выражена боязливость, заторможенность и повышенная плаксивость.

7) У вашего ребёнка могут быть тики. Нередко тики и гиперкинезы расцениваются взрослыми как гримасы, нарочное кривляние и баловство. Поэтому не пытайтесь беспрерывными замечаниями, запретами и наказаниями устранить их.

 

 

Рекомендации для педагогов (воспитателей)

1) Не допускать развитие негативных тенденций общения в группе, поддерживать, защищать и воспитывать навыки адаптивного поведения у детей с неврозами – гуманная задача воспитателя.

2) Если в группе несколько расторможенных детей (дети с ММД, происхождение которой наиболее часто связано с алкоголизмом родителей), то нужно их по возможности развести по другим группам.

3) Воспитателю не нужно выделять в особенную группу или подгруппу детей с невропатией и неврозами, так и работать с ними отдельно, поскольку это вызывает предвзятое отношение у большинства сверстников.

4) Данные, полученные в процессе индивидуальной беседы и наблюдения за поведением детей в группе, обсуждаются с родителями и становятся основой для составления программы оказания помощи нервным детям.

5) Воспитатель не должен использовать полученную информацию в ущерб ребёнку, не должен ругать его перед всеми детьми, стыдить за проявление слабости, беспомощности и подчёркивать необходимость помощи.

6) Построить доверительную, психологическую ориентированную беседу (подразумевают у воспитателя чувство такта, душевную чуткость и искреннее желание помочь детям справиться со своими переживаниями).

7) Следует уточнить не только источники положительных эмоций у детей, но и что мешает им нормально чувствовать себя, чем они недовольны, обеспокоены или обижены.

8) Составить объективную картину взаимоотношений детей, их позиции в группе удается посредствам социометрии - опроса о предпочитаемом к отвергаемом выборе сверстников для совместной игры.

9) Следует проявить особую тактичность в плане семейных отношений, не уточняя прямо их характера, а получая представление о них, интересуясь игрушками ребёнка, отношением взрослых к игре дома, прогулками на улице и т.д.

10) При групповой беседе не следует апеллировать конкретным проблемам отдельных детей, называть их фамилии, но необходимо отразить их так, чтобы родители сами узнали, о ком идёт речь.

 

 

Программа занятий по коррекции гиперактивности у детей 5-6 лет

 

Цель: развитие внимания, контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью.

Программа состоит из 16 занятий, каждое из которых рассчитано на 30 минут. При соблюдении режима проведения – две встречи в неделю (с интервалом в 3 дня). Цикл рассчитан на полтора месяца. Занятия предназначены для детей старшего дошкольного возраста (5-6). Число участников: 5-8 человек. Руководитель: воспитатель, психолог.

В состав группы кроме гиперактивных могут входить неуверенные, импульсивные и невнимательные дети.

Занятия лучше проводить в музыкальном зале – там достаточно просторно, есть ковровое покрытие и мало отвлекающих моментов.

Структура занятий

Постоянные компоненты:

Приветствие.

Психогимнастика.

Игры на развитие внимания и контроля за импульсивностью.

Телесно-ориентированные упражнения.

Игры на управление двигательной активностью.

Заключительный этап (анализ).

Переменные компоненты:

Упражнения для развития крупной и мелкой моторки, рисование, подвижные игры, релакционные упражнения.

Занятие 1

Задачи:

1. Установление отношений психолога с группой;

2. Развитие произвольности и самоконтроля;

3. Развитие внимания и воображения;

4. Развитие согласованности движений.

Материалы к занятию: мяч средних размеров

Ход занятия:

1. Приветствие.

2. “ Йоговская гимнастика для

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...