Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Онлайн книга «Эйнштейн учился без карточек. 40 эффективных игровых упражнений для детей от 0 до 6 лет»

 

http://loveread.me/contents.php?id=56205

Давайте рассмотрим следующие примеры двух различных подходов к знакомству малышей с книгами – назовем их «Сказкой о двух читателях». Как вы думаете, в какой из семей лучше готовят своего ребенка к тому, чтобы он научился читать?

Жила-была на свете Рейчел – очень деятельная двухлетняя девочка, и была у нее мама-одиночка по имени Энни. Энни всячески заботилась о том, чтобы обеспечить своей доченьке весь домашний опыт, который ей необходим, чтобы научиться хорошо читать, когда она пойдет в школу. Почти каждый вечер перед сном Энни читала Рейчел вслух. Но поскольку Рейчел – непоседа, читать ей порой бывало очень непросто. Когда удавалось завладеть вниманием дочки, Энни старалась как можно реже прерываться. Она игнорировала попытки Рейчел задавать вопросы, указывать на картинки пальцем или заговаривать о том, что написано на данной странице. Вместо этого она продолжала упорно продвигаться вперед, чтобы успеть дочитать до конца, по крайней мере одну книжку за вечер. Было у Энни и «секретное оружие». После чтения она помогала Рейчел заучивать алфавит, применяя карточки с большими, ярко раскрашенными буквами. Комнатка Рейчел была не просто детской, а настоящей золотой жилой обучающих возможностей. У нее был новый игрушечный робот, который учил девочку чтению и математике (а также, если верить тому, что написано на коробке, еще и развитию мышления, решению задач и хорошим манерам). Были у нее и новейшие книжки-игрушки, которые должны были «весело» помочь ей выучить алфавит. Мама Рейчел была свято уверена, что в такой богатой среде Рейчел непременно научится читать еще до того, как пойдет в школу.

 

Жили-были на свете двухлетний Нат, его родители и старшая сестренка Кристен. Любознательный Нат частенько забирался на колени к родителям или к сестре с книжкой в руках и требовал: «Читай! Читай!» Они читали Нату чуть ли не с самого рождения, и его маленькая комнатка была полна книг, карандашей и бумаги. Нат превращал чтение сказок в настоящее испытание. Казалось, он каждый раз жаждал прослушать все книжки, какие у него только были. Он задавал миллионы вопросов по картинкам («А это что такое?»), указывая маленьким пальчиком на изображение и требовательно вглядываясь в лицо того, кто ему читал. Но родители и сестра ничего не имели против. Они отвечали на все его вопросы, указывали на картинках то, чего он мог сам не заметить, и задавали ему вопросы о прочитанном: «Как ты думаешь, почему мистер Оуэнс (персонаж из книжки) хочет найти своего котенка?», или: «Как ты думаешь, мистер Оуэнс обрадуется, когда найдет своего котенка?» Нат не всегда мог ответить на эти вопросы, но они, безусловно, заставляли его задуматься. Несмотря на то что родители видели, как Нат любит книжки, иногда они задавались вопросами: не следует ли им делать еще больше? Ведь когда заходишь в магазин, видишь со всех сторон столько обучающих программ, к тому же они регулярно получали флаеры с образовательных веб-сайтов, которые «питают потенциал ребенка»… Может быть, стоило бы учить Ната названиям букв с помощью карточек, как делали некоторые их друзья?…

Что вы слышали: как научиться читать

Несмотря на различия своих подходов, оба типа родителей верят, что необходимо научить детей читать до того, как они пойдут в школу. Они слышали об этом в телевизионных программах и читали в журналах для родителей. Они видят, какое теперь большое значение придается чтению в детском саду, и ощущают это давление всякий раз, как заходят в магазин игрушек. К концу этой главы вы сможете вполне обоснованно предсказать, кто будет успешнее справляться с чтением в школе – Рейчел или Нат. Мать Рейчел полна решимости заставить своего ребенка выучить названия букв и даже начать читать еще до того, как она пойдет в детский сад. Родители Ната до сих пор сопротивлялись навязываемой им необходимости формального обучения, но им не удается избавиться от тревоги: они сомневаются в том, что достаточно делают для своего ребенка. Родители в обеих семьях боятся, что если они не станут как следует заниматься с детьми, те отстанут от других. В конце концов чтение – это настолько фундаментальный навык для успешной учебы, что всем им кажется, что до школы с ним тянуть нельзя. И пусть даже ребенок до школы не начнет читать самостоятельно, его по крайней мере стоит заставить вызубрить названия букв.

Но так ли это? Критично ли знание названий букв для чтения в школе? Действительно ли зазубривать содержимое развивающих карточек важнее, чем почитать вслух ребенку? Должен процесс чтения быть непрерывным «тихим часом», чтобы ребенок сконцентрировался и слушал (как это происходит с Рейчел), или шумным обсуждением, прерываемым бесконечным количеством диалогов (как в случае Ната)? Что могут сделать родители, чтобы привить детям любовь к чтению? И как вообще дети начинают читать?

На все эти вопросы существует один утешительный ответ: самое важное, что вы можете сделать для своего ребенка, – это превратить чтение в удовольствие, а не работу. По мере того как вы начнете понимать, из каких «строительных блоков» действительно строится чтение – из словарного запаса, мастерства рассказчика, фонологического осознания[7] и расшифровки письменного кода, – вы увидите, как дети постепенно открывают для себя важные аспекты грамотности, достигая определенных вех в своем путешествии по стране чтения. Эти вехи включают в себя в том числе умение проводить различие между картинками в книге и реальными предметами, отличить буквы от орнамента и рисунков, произнести вслух написанные слова. Хотя каждая из этих вех имеет критическое значение для развития грамотности ребенка, преодоление ни одной из них не стоит торопить, пытаясь заставить детей освоить чтение до того, как они будут готовы и способны это сделать. Такие попытки в лучшем случае являются пустой тратой времени, а в худшем – серьезным препятствием в освоении ребенком наиболее важных аспектов грамотности: любви к чтению и умению творчески рассказывать истории.

На следующих страницах мы расскажем вам, как родители в обычных любящих, поддерживающих семьях обеспечивают детям те виды деятельности и навыки, которые известны как предшественники обучения чтению. Мы также укажем, какие ваши действия, которые вы могли случайно проглядеть, способны помочь вашему ребенку аккумулировать эти обязательные навыки. Чего вы в этой главе не найдете – так это призывов срочно бежать в магазин и покупать развивающие карточки, говорящих роботов, читающие и пишущие игрушки и компьютерные программы. Вместо этого мы объясним, почему среда, насыщенная «старомодным» чтением и рассказыванием историй, способствует развитию грамотности таким образом, который соответствует естественно развивающимся способностям и сознательности вашего ребенка. К концу главы вы придете к пониманию того, почему Комиссия по чтению при Национальной академии образования объявила, что чтение детям вслух – это «единственное и важнейшее занятие», обеспечивающее успех обучения чтению. И хотя всеобщая национальная тенденция упирать на фонетический метод обучения чтению в дошкольных учреждениях заразительна, мы покажем вам, как поддерживать баланс и создавать обстановку, которая стимулирует развитие речи и грамотности, при этом не слишком обременяя ваш кошелек.

 

Самое важное, что вы можете сделать для своего ребенка, – это превратить чтение в удовольствие, а не работу.

Мы объясним, почему дети, которые умеют читать в 2–3 года, чаще всего не становятся гениями (на самом деле ряд исследований указывает на то, что дети, которых научили запоминать печатные слова, могут обгонять других в первом классе, но к 3–4-му классу многие другие ребята нагоняют их или даже перегоняют). Более того, мы продемонстрируем, почему то время, которое вы тратите на зубрежку и упражнения, можно с гораздо большей пользой потратить, сидя рядышком на диване и читая вслух, а также обсуждая то, что ребенок видит на печатной странице. В конце концов, ведь чтение – это осмысление «закорючек», изображенных на странице. И занятия, связанные с подготовкой к чтению, должны быть веселыми и приятными, чтобы ребенок усвоил, что «книги – наши друзья».

Что действительно важно для обучения чтению

Как же мы пришли к тому, что многие родители свято убеждены в том, что они должны формально учить детей чтению еще до того, как те пойдут в школу? Профессор Холлис Скарборо из Рутгерского университета в Нью-Джерси, эксперт по чтению и связанным с ним проблемам, проливает свет на этот вопрос, когда пишет: «Всего 20 лет назад считалось, что обучение чтению не должно начинаться до начала формального обучения в школе. Соответственно проблемы, возникающие в связи с чтением, в основном считались чисто образовательными, не имевшими никаких корней в более раннем возрасте. Теперь же совершенно ясно, что умение читать – это процесс, который начинается в раннем дошкольном периоде, так что дети, поступающие в школу, обладают широко различающимися уровнями знаний и умений, относящихся к грамотности»[8].

Другие эксперты в этой сфере, такие как Сюзан Ньюман, доктор философии, бывший ассистент-секретарь по начальному и среднему образованию, и Дэвид Дикинсон, доктор философии, старший научный сотрудник Центра развития образования в Ньютоне, штат Массачусетс, добавляют, что «… перспективы зарождающейся грамотности, понимание того, что развитие грамотности начинается задолго до начала формального обучения детей, теперь в основном воспринимается как данность. Сегодня общее мнение таково… что дети выполняют критически важную когнитивную работу по развитию грамотности от рождения и далее до 6 лет».

Умение читать не появляется внезапно, когда ребенок идет в школу: множество впечатлений, связанных с чтением, готовят ребенка к тому, чтобы он стал настоящим читателем.

Неудивительно, что мы с ума сходим! Нам ведь говорят – основываясь на результатах исследований, – что развитие подготовительных навыков для чтения начинается еще в младенчестве. Но что именно это означает, и что мы можем сделать, чтобы помочь своим детям развить эти навыки?

Ответ можно найти при тщательном изучении концепции «развивающейся грамотности». Этот термин вышел на сцену в образовательной литературе примерно 20 лет назад. Сущность его состоит в убеждении – поддерживаемом солидными исследованиями, – что умение читать не появляется внезапно, когда ребенок идет в школу: множество впечатлений, связанных с чтением, готовят ребенка к тому, чтобы он стал настоящим читателем. Даже само это словосочетание передает ощущение чего-то, что возникает постепенно, а не вдруг. Возросшее внимание к «предпосылкам» для чтения в школе – это благо, поскольку оно только помогает нам обеспечить своим детям необходимые виды опыта. А сделать это – непростая задача. По некоторым оценкам, 88 % детей, у которых возникают в 1-м классе проблемы с чтением, с большой вероятностью имеют те же проблемы и в 4-м классе. Но прежде чем поддаваться панике, учтите, что проблемы с чтением бывают только у 20 % детей. К сожалению, эти дети, как правило, происходят в основном из бедных семей, в которых доступ к книгам для них ограничен. Одна из причин проблем таких детей состоит в том, что родители либо вообще не читают им, либо читают недостаточно часто.

По сведениям Национальных опросов по домашнему образованию, проведенных в 1993 году, 78 % опрошенных родителей заявили, что читали своим дошкольникам 3 или более раз за неделю, предшествующую опросу. Это означает, что 22 % детей слышали чтение вслух не так часто. Была также обнаружена связь между уровнем образования матери и частотой «сеансов» домашнего чтения. Если у матерей за плечами была по крайней мере средняя школа, то вероятность того, что они будут читать своим детям, возрастала примерно на 20 % по сравнению с матерями, которые не завершили свое среднее образование. Как ни парадоксально, более низкий уровень образованности сочетался с большей склонностью к заучиванию названий букв, слов или чисел. Матери, получившие лучшее образование, не так настойчиво добивались зазубривания и чаще читали детям, чем матери с низким уровнем образованности.

В ходе других исследований ученые пытались сузить пропасть между богатыми и бедными, чтобы выяснить, может ли интенсивная языковая подготовка и развитие грамотности у детей бедняков помочь им научиться читать. Их открытия показали, что готовым рецептом для дальнейших успехов в обучении чтению является пример учителей и воспитателей, которые показывают детям, как использовать речь, чтобы выразить себя и быть понятым, плюс чтение вслух и обсуждение с детьми содержания книг. Например, проект «Азбука» в Северной Каролине проводил исследование детей и подростков в возрасте от 5 до 21 года. Некоторые из них получали интенсивную подготовку в развитии речи и навыков чтения, другие – нет. Обнаружили ли исследователи какие-то различия между такими группами? Да! Дети, принимавшие участие в развивающих программах, не только лучше справлялись с чтением, когда поступали в школу; они также продолжали демонстрировать преимущества по отношению к своим сверстникам в течение всего обучения, вплоть до старших классов. Эти дети не бросали школу, не закончив обучения, и даже вступали в брак позже, чем их друзья, которые не участвовали в развивающих программах. У кого-то еще остались сомнения по поводу долгосрочных преимуществ таких программ? Однако если исключить крайности, подобные этим, большинство детей получают необходимый опыт развития грамотности каждый день, как дома, так и в дошкольных учреждениях.

Строительные блоки чтения

Прежде чем дети начнут читать, им необходимо развить четыре базовые способности. Главной из них является хорошее владение языком. Если вы когда-нибудь пытались читать на иностранном языке, то сразу же поймете важность знания языка для умения читать. Во многих традиционных еврейских школьных программах, где обучение ведется на иврите, детей учат «произносить вслух» буквы, которые напечатаны на странице. Многие считают, что таким образом они читают на иврите. Но действительно ли это чтение? Нет, на самом деле дети просто увязывают звучание буквы с самой буквой и достаточно часто не имеют представления о том, что означает данное слово или фраза. Чтобы идти от изображения к значению – а ведь это и есть цель истинного чтения, – необходимо вначале как следует овладеть языком. Это включает наличие хорошего словарного запаса, возможность рассказать историю и понять, как звуки складываются в слова («фонологическое осознание»). Но даже этого еще недостаточно. Чтобы научиться читать, детям также необходимо знать «письменный код» – буквы, из которых складываются слова, и слова, которые складываются в предложения и связные истории.

Словарный запас

Чтение лишь дополняет языковую систему, которая у детей уже имеется. Это означает, что американскому малышу легче читать по-английски, чем по-румынски. Это также означает, что ребенок, который в совершенстве владеет речью, будет иметь преимущества, когда дело дойдет до чтения. Почему? Потому что, «переводя» печатное слово, читатель формирует связные идеи, которые выходят далеко за пределы страниц данной книги.

Дети, имеющие более широкий словарный запас, как правило, извлекают наибольшую пользу из раннего чтения. На самом деле объем словарного запаса – это самый верный предсказатель последующего развития способностей в области чтения и грамотности. А лучший способ расширения словарного запаса – это говорить, говорить, и еще раз говорить. Однако родителям нет никакой необходимости сознательно вводить сложные слова, когда они разговаривают с детьми. Это происходит автоматически в процессе общения. Исследования обнаружили, что, даже не сознавая того, родители соотносят свою манеру речи с уровнем развития ребенка. Причем, похоже, они практически всегда действуют с небольшим опережением. Так что если, например, ребенок разговаривает преимущественно предложениями, состоящими из трех слов, родители склонны добавлять к своим предложениям одно-два слова, но не говорить целыми параграфами, как в разговорах с другим взрослым.

Мастерство рассказчика

Умение выпаливать отдельные слова, встречающиеся в печатном тексте, – это еще не чтение. Это может сделать и робот. Обширный словарный запас важен, но это еще не все. Второй критически важный навык для умения читать – это мастерство рассказчика. Оказывается, умение рассказывать истории – это один из мостиков, которые помогают детям перейти от устной речи к чтению.

Ряд исследователей занимались рассмотрением отношений между мастерством рассказчика и чтением. Во-первых, мы знаем, что язык, который мы используем в историях (известный как повествовательный дискурс), – это навык, который развивается у детей с течением времени. В своей чудесной книге «Истории, которые рассказывают дети» профессор Сюзан Энгель из Уильямс-колледжа в городе Уильямстаун, штат Массачусетс, одаривает нас полузабытым искусством рассказывания историй и показывает, как этот навык развивается у детей. Она приводит, например, одну историю, рассказанную двухлетним ребенком своей матери: «Мы играли в „кошелек или жизнь“. Мне дали конфету, большой красный „чупа-чупс“, и я потерял шапку».

В качестве контраста она приводит следующую историю, рассказанную пятилетним ребенком, – историю гораздо более развитую и подробную.

Знаешь, что? Знаешь, что?! А к нам на балкон чуть не залез енот! Большой, огромный енот. Он сидел на дереве и пытался съесть птичкину еду. И мы хотели спугнуть его, но мама не хотела, чтобы папа его спугнул. Но он все равно его спугнул, бросил в него камешком, и енот убежал! Может быть, он пошел за своими друзьями и теперь все они придут обратно, чтобы съесть птичкину еду?

Некоторые исследователи сосредоточивались на том, какие именно изменения происходят в так называемой нарративной, или сюжетной грамматике. Например, по мере того как дети становятся старше, они добавляют больше элементов в структуру рассказа. История двухлетнего ребенка, приведенная выше, имеет завязку и концовку, но ей недостает тех деталей, которые присутствуют в истории пятилетнего ребенка. Хорошая история включает в себя вступление, которое обрисовывает обстановку и некоторых персонажей, постановку некоторой проблемы, цель, сценарий, благодаря которому действующие лица осмысленно движутся к цели, а также концовку, в которой персонажи достигают цели. К 9 годам, т. е. примерно к 3-му классу, в рассказах детей присутствуют все эти компоненты. В возрасте 2 лет, когда дети только начинают рассказывать истории, нам приходится интерпретировать их рассказы, чтобы уяснить, что именно наши дети пытаются нам сказать.

По мере взросления ребенка становится более изощренной не только структура его рассказов, но и язык. Истории двухлетнего ребенка часто сосредоточены на местоимении «я», в то время как детям постарше легко рассказывать истории о других людях или о вымышленных персонажах. Старшие дошкольники, начиная с возраста 4–5 лет, также используют соединительные элементы языка, например одиночные союзы «и», «но» и даже связки, например «если… то».

Какое все это имеет отношение к чтению? Ряд исследований обнаруживает, что умение рассказывать истории непосредственно связано со способностью научиться читать. Когда вы рассказываете хорошую историю, вы снабжаете слушателя всеми структурными и речевыми компонентами, которые нужны ему, чтобы интерпретировать сказанное вами. Слушатель должен быть способен следить за вашей историей и «улавливать» ее. Это очень сильно отличается от языка, который мы часто применяем в разговоре с друзьями или с детьми. Разговаривая с людьми, которых мы хорошо знаем и с которыми делим часть своего опыта и информации, мы можем оставить «за кадром» все детали, которые заняты в описании сцены действия и обеспечивают структуру истории. Мы можем просто говорить, зная, что нас поймут.

Обнаружение скрытых навыков

Мастерство рассказчика

Возраст: 3–5 лет

Прислушайтесь к тому, как ваш ребенок рассказывает истории. Некоторые исследователи изучают этот навык, предлагая ребенку рассматривать книжку с картинками, которая стимулирует его воображение без всяких слов. Купите новую иллюстрированную книжку. Подойдет любая книжка с картинками, в которой есть связный сюжет; в конце концов, ведь ваши дети сами становятся авторами той сказки, которую «рассказывают картинки». «Прочтите» такую книжку вместе с ребенком и обратите внимание на то, каким образом малыш излагает свой рассказ. Описывает ли он обстановку? А персонажей? Задает ли он задачу, ставит ли цель, определяет ли решение задачи? Вы можете ставить этот эксперимент примерно каждые полгода и наблюдать, как растет умение вашего ребенка рассказывать связные истории. Ведите дневниковые заметки, описывая, как он рассказывает одну и ту же историю, становясь старше. Вот будет здорово заглянуть в эти записи, когда ребенок начнет сам писать рассказы!

Еще один способ овладеть мастерством рассказчика – побуждать ваших 3-5-летних детей к самостоятельному составлению историй. Рассказ о себе нетрудно придумать. Задайте ему начало примерно такой фразой: «Самое смешное, что случилось со мной сегодня, – это…» Или такой вариант: «Самое лучшее, что сегодня случилось со мной в школе, – это…», а потом дайте ребенку возможность развивать историю самостоятельно и наблюдайте, какие у него возникнут мысли.

К счастью, детям от природы свойственно получать удовольствие от рассказывания историй, и мы можем многое сделать, чтобы развить их способности. Профессор Энгель предлагает ряд практических стратегий. Прежде всего она напоминает нам, что необходимо внимательно слушать. Дети часто говорят важные вещи, и к ним следует относиться как к таковым. А мы часто слушаем вполуха или вообще пропускаем мимо ушей личные истории и важные события, которыми дети пытаются с нами поделиться. Профессор также предлагает нам реагировать по существу. Задавайте вопросы и слушайте ответы с целью понять ребенка, а не поправить. И наконец, сотрудничайте: самые лучшие истории получаются, когда мы работаем вместе с детьми, распространяя сказанное ими. Поступая таким образом, вы моделируете стиль, который поможет вашим детям овладеть языком, который мы используем, когда рассказываем истории.

Фонологическое осознание, или «Ты имеешь в виду, что слова сделаны из звуков?»

Мы уже установили два аспекта языка, которые образуют основу для развития грамотности, а потом и чтения: это словарный запас и мастерство рассказчика. Третий компонент называется фонологическим осознанием. Мы пользуемся фонологическим осознанием, когда можем выделить звук «б» в слове «болт» или звук «л» в слове «полено». На самом деле для маленьких детей это очень сложная задача.

Слова языка состоят из звуков – звуков еще меньших, чем слоги, которые называются фонемами. И эти самые фонемы являются звуками, которые соединяют произношение с буквами алфавита (дополнительная трудность – то, что звуков в языке больше, чем букв). Дети проводят много времени, пытаясь играть с речью и изолировать эти фонемы. Но они не очень-то в этом преуспевают, пока им не исполнится по крайней мере 4–5 лет. Ребенок может начать с того, что ему понравятся рифмы, в которых варьируются начальные фонемы, например «кот – рот – вот». Позже он проявляет интерес к забавной звуковой «путанице»: «ватрушка – во-рту-шка», «скрипичный ключ – клипичный скрюч». В этих примерах дети пытаются разобрать язык на составные части, стараясь понять, как он устроен.

Но как вообще ребенок приходит к пониманию того факта, что слово «кот» составлено из 3 различных звуков? Задумайтесь об этом на минутку. Устная речь для нас совершенно прозрачна; мы не обращаем внимания на звуки, которые ее составляют. Разговаривая с человеком, мы фокусируемся на значении того, что он говорит. Единственный момент, когда мы замечаем звуки языка, – это когда разговариваем с человеком с иностранным акцентом (или с ребенком): тогда нам уже приходится выяснить, каким образом этот человек использует звуки, чтобы понять его (например, японцы, не имеющие звука «л», произносят его как «р»!). Если устная речь для нас настолько прозрачна, тогда как же дети «вычисляют», что слова состоят из отдельных элементов? Освоение речи – это только начало. Когда ребенок начинает говорить, ему приходится объединять отдельные звуки, или фонемы, которые составляют слово, чтобы произнести их. Но ребенок не сознает, что делает, когда произносит слово. Чтение же требует, чтобы ребенок начал осознавать тот факт, что печатное или письменное слово составлено из звуковых элементов (фонем). Это требует более глубокого уровня осознания языка – то есть фонологического осознания.

Поскольку фонологическое осознание – это предпосылка умения читать, выяснить, когда именно дети развивают в себе это осознание, – значит заполучить важный ключ к пониманию того, как мы можем ими руководить. Но откуда нам знать, развилось ли уже у ребенка фонологическое осознание? Некоторые исследователи предлагают маленьким детям манипулировать со словом или анализировать его звуки. Например, ребенка можно попросить: «Скажи „топ“. А теперь снова произнеси это слово, только без звука „т“». Или: «Скажи „ключ“. А теперь произнеси это слово снова, но убери звук „ч“, а вместо него вставь звук „в“. Что получится?» Однако один из самых блестящих подходов был разработан ныне покойной Изабель Либерман из лаборатории Хаскинса в НьюХейвене, штат Коннектикут, которая изучала фонологическое осознание в 1970-х годах.

В ходе экспериментов доктора Либерман четырехлетним детям вручали палочку, а потом просили стукнуть ею по столу столько раз, сколько звуков они услышат в заданном слове. Затем каждому ребенку читали вслух (по одному) 42 односложных слова, каждое из которых состояло из 1–3 фонем. Далее доктор Либерман тестировала другую группу четырехлетних детей, прося каждого выполнить то же задание, только уже со слогами. На этот раз детям зачитывался список из 42 слов, состоявших из 1–3 слогов. Например, доктор Либерман могла попросить ребенка: «Сколько частей ты слышишь в слове „ракета“?». Показателем умения справляться с такими задачами для Либерман была серия из 6 правильных ответов подряд.

Каковы же были результаты? Четырехлетние дети, проходившие тест на фонемы, не ответили правильно ни на один вопрос. Зато примерно половина четырехлетних справилась с задачей на слоги. Тот факт, что дети гораздо лучше справлялись с задачей на слоги, нежели на фонемы, ведет к двум выводам. Во-первых, это означает, что дошкольники умеют играть в эту игру, когда единица анализа (слог) достаточно велика, чтобы они могли ее заметить. Во-вторых, это показывает, что дошкольники недостаточно чувствительны к индивидуальным звукам (фонемам), из которых состоят слова.

Как же справлялись с этими заданиями дети, посещавшие детский сад? В слогах преуспела почти половина из них; в фонемах – только 17 %. Вероятно, вы подумали: «Но поскольку обучение чтению начинается в 1-м классе, нам следует ожидать, что все первоклассники должны справиться с тестом на фонемы и слоги». И действительно, почти все первоклашки справились с тестом на слоги.

Однако, что удивительно, лишь 70 % из них смогли пройти тест на фонемы! Даже начало обучения чтению пока еще не заставило 30 % детей осознать тот факт, что слова состоят из отдельных звуков.

Доктор Либерман дождалась следующей осени, чтобы проверить, связано ли выполнение детьми задачи на фонемы с тем, насколько хорошо они справляются с чтением. Она обнаружила, что дети, входившие в число трети лучших в классе по чтению, поголовно справились с тестом на фонемы. А из тех детей, кто провалил тест на фонемы, половина принадлежала к наиболее слабой в навыках чтения части класса. Ни один из них не входил в треть лучших. Это мощный индикатор того, как фонологическое осознание важно для успехов в чтении.

На сегодняшний день очень многие другие исследования подтвердили эти открытия. Теперь уже ясно, что недостаток фонологического осознания – одна из ведущих причин проблем с чтением. Мы также знаем, что дети, обладающие таким осознанием, лучше читают. Хотя мы и не можем точно определить, когда это осознание начинает брезжить в разуме детей, мы знаем, опираясь на множество научных данных, как помочь детям обрести фонологическое осознание. В основном – путем детской игры! Эту концепцию невозможно объяснить дошкольнику так, чтобы ваши слова имели для него смысл, но вы, безусловно, можете играть в игры, которые ее иллюстрируют.

Обучающие моменты

Игры со словами

Играйте с речью, распевая песенки или читая детские стишки, обязательно рифмованные. Простые песенки и стишки типа «Над лампой мошки, под лампой кошки» помогают детям осознать, что начальные звуки в словах могут заменяться другими звуками. Заменяйте начальные буквы, создавая новые имена из прежних, например: «Ваня – Саня – Даня – Маня». Вспомните старую добрую песенку про алфавит. Спойте ее с воодушевлением! С ее помощью ребенок привыкнет слышать названия букв и, возможно, даже обратит внимание на некоторые из составляющих их звуков.

Играйте в игры со словами и в машине. Пока едете по дороге, обращайте внимание на предметы, названия которых начинаются с различных звуков: «Можешь найти что-нибудь, что начинается со звука „ч“? Ой, я кое-что вижу. Это человек!» Такого рода игры могут даже снизить частоту детских вечных вопросов: «А мы скоро приедем?» Проговорите знакомое ребенку слово и попросите его произнести одну из его частей без другой: «Ты знаешь слово „балкон“. А что будет, если убрать „кон“?» На крайний случай всегда остаются диски с записями детские стихов и песенок.

Короче говоря, чтение опирается на язык. Прочное языковое основание, заключающееся в обширном словарном запасе, мастерстве рассказчика и фонологическом осознании, является фундаментом развивающейся грамотности. Но, конечно, чтение – это не только язык; это еще и знания о самом печатном тексте.

Внимание: чтение!

Следующая часть нашей истории переходит от того, что дети знают в языке, к тому, что они знают о письменном коде. Почему мы называем запись речи кодом? Как устная речь составлена из звуков, которые сами по себе бессмысленны, так и письменная речь состоит из «закорючек» на странице, которые сами по себе бессмысленны. Только когда ребенок взламывает этот код и обнаруживает, что «закорючки» имеют определенное значение, он может научиться читать. Как же дети взламывают код письменной речи? Откуда они узнают, что в ней зашифрованы значения?

Прежде чем мы взглянем на обучение чтению с точки зрения вашего ребенка, нам необходимо задаться вопросом: что требуется для того, чтобы научиться читать? Представьте, что вы берете в руки книгу, написанную на языке, с которым вы незнакомы, например по-гречески или по-китайски. Что вам потребуется для того, чтобы научиться читать эти непонятные значки?

Прежде всего вам понадобится умение отделять буквы друг от друга. Если вы не можете отделить один знак от следующего, как тогда вы прочтете слова? Далее необходимо узнать, какому звуку соответствует каждая буква или группа букв. Ведь чтение – это, в сущности, перевод печатного текста в устную речь, даже если этот перевод происходит молча и только «в голове». Стоит нам как следует усвоить этот навык – и мы почти перестаем сознавать, что мысленно озвучиваем слова. Еще вам нужно знать, как объединять буквы и обозначаемые ими звуки в слова, сливая их вместе. Хотя нам, взрослым, это дается без усилий при условии, что текст написан на нашем родном языке, – не так-то легко будет это сделать, к примеру, с греческим текстом; а ведь именно этому приходится учиться нашим детям.

У этой головоломки есть еще один фрагмент. Еще до того как вы начнете идентифицировать буквы или значки, необходимо знать, в каком направлении движется незнакомый текст. Может быть, так же, как в английском, – слева направо. А может быть, его следует читать сверху вниз (как китайские иероглифы) или справа налево (как иврит). Сливать воедино буквы и звуки, если вы этого не знаете, невозможно. И наконец, необходимо знать, в каком направлении переворачивать страницы книги. Англичане читают книгу с начала к концу, верно? Так вот, то, что для нас – начало, для других языковых групп – конец! На иврите читатель начинает с того места, которое по-нашему является концом книги. Удивительно – и как мы только сумели сложить вместе все фрагменты этой головоломки таким образом, что к концу первого класса школы могли читать маленькие книжки совершенно самостоятельно?! И как мы вообще отыскиваем значения всех этих кажущихся бессмысленными закорючек?

Путешествие в страну чтения

Давайте пройдем тем же маршрутом, которым путешествуют дети, когда им приходит время искать брод через эту великую реку. По мере усвоения научных данных и понимания того, что составляет это понятие – «чтение», вы, хочется верить, сможете сбросить напряжение и признать, что большую часть действий, необходимых для задания импульса развивающейся грамотности, вы уже совершаете. Так что отложите в сторону свою кредитку, достаньте библиотечный абонемент, ноги в руки – и присоединяйтесь к нам на пути открытий, ведущем к чудесам печатного мира.

Когда малыши начинают понимать, что представляют собой книжки с картинками?

У вас только что появился восхитительный малыш, и хотя вы пока еще малость не в себе от радости, наверное, вам уже случалось обратить внимание (в перерывах между кормлениями), что некоторые из ваших знакомых, заглянув на огонек, дарят вашему семейству детские книжки. И вы задаетесь вопросом: а когда же ребенок будет готов принять эти подарки? С рождения и до 6 месяцев ваш малыш будет интересоваться книгами ровно в той же мере, что и любыми другими ярко раскрашенными предметами, которые его окружают. К концу первого полугодия у вас даже будет порой возникать ощущение, что он прислушивается, когда вы читаете ему какую-нибудь простенькую книжицу. Но гораздо чаще малыш предпочтет пробовать книги «на зуб», исследуя их, как и все остальные предметы, ртом. Один из вопросов, который у вас появится, – видят ли малыши книги так же, как мы? К примеру, понимают ли они, что картинки в книжках – это не то же самое, что реальные предметы?

Профессор Джуди Делош, ныне работающая в Виргинском университете, и ее коллеги из Иллинойского университета изучали реакции двух групп малышей – 9-месячных и 19-месячных – давая им книги с картинками. 9-месячные детки трогали, тыкали пальчиками и гладили картинки, как будто они были настоящими предметами. Многие очень настойчиво пытались схватить картинку, словно стараясь вытащить ее со страницы. Профессор Делош пришла к выводу, что «попытки физически ухватить картинку помогают ребенку начать мысленно схватывать истинную природу предметов». Иными словами, именно неудачные попытки вытащить изображение со страницы учат детей тому, что картинки – это не настоящие предметы, а только их изображение.

Однако к 19 месяцам дети уже не пытаются схватить картинку, они больше указывают на нее пальчиком. Цель указывания пальцем – выделить предмет, обратить на него внимание. Указывание пальцем – это не то же самое, что попытка выхватить картинку из книжки; оно обнаруживает более зрелое понимание двумерной природы картинки.

Но не думайте, что к 19 месяцам дети уже понимают все, что им необходимо знать о картинках. Для того чтобы действительно разобраться в природе изображений, ребенку понадобится несколько лет. Например, дошкольникам еще не вполне ясно, что картинки не обладают свойствами настоящих предметов. Если задать дошкольнику вопрос, будет ли холодной на ощупь фотография мороженого, если к ней прикоснуться, дошкольник ответит утвердительно. Ребенку также потребуется не один год, чтобы осознать условные обозначения, которые мы используем, чтобы обозначить на картинках движение, –

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...