Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научный консультант серии Е.Л. Михайлова 13 глава




15. Собеседник делает выводы за меня.

16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.

17. Собеседник всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая.

18. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит.

19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.

20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.

21. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.

22. Собеседник часто глядит на часы во время разговора.

23. Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и все внимание обращает на меня.

24. Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что-нибудь
важное.

25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: “Вы тоже так думаете?” или “Вы не согласны?”

Обработка данных:

Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих досаду и раздражение.

70—100% — Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слышать.

40—70% — Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям, Вам еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника. Избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.

10—40% — Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи — и можете быть уверены, что общаться с Вами будет еще приятнее.

0—10% — Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать, Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

Тест 3.

Умеете ли Вы слушать

Инструкция:

На десять вопросов надо дать ответы из такого множества: “почти всегда”, “в большинстве случаев”, “иногда”, “редко”, “почти никогда”.

Типовая карта:

1. Стараетесь ли Вы “свернуть” беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны Вам?

2. Раздражают ли Вас манеры Вашего партнера по общению?

3. Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать Вас на резкость или грубость?

4. Избегаете ли Вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым Вам человеком?

5. Имеете ли Вы привычку перебивать говорящего?

6. Делаете ли Вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?

7. Меняете ли Вы тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто Ваш собеседник?

8. Меняете ли Вы тему разговора, если он коснулся неприятной для Вас темы?

9. Поправляете ли Вы человека, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?

10. Бывает ли у Вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем Вы говорите?

Обработка данных:

Ответы оцениваются:

“почти всегда” 2 балла

“в большинстве случаев” 4 балла

“иногда” 6 баллов

“редко” 8 баллов

“почти никогда” 10 баллов

Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то слушатель “выше среднего уровня”. Обычно средний балл слушателей 55.

М10. Мотивация к успеху,

к избеганию неудач и степень риска

Цель: узнать, что для тебя важнее: успех, неудача или сам процесс риска.

Описание методики:

Исследования показали, что люди, умеренно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху — достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.

К тому же людям, мотивированным к успеху и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.

С теми, кто сильно мотивирован к успеху и имеет высокую готовность к риску, реже происходят несчастные случаи, чем с теми, кто имеет высокую степень готовности к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху — достижению цели. Исследования Д. Мак-Клеманда показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятные ситуации, чем те, которые имеют высокую мотивацию к успеху.

Исследования показали также, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, когда неудача не угрожает престижу. Немецкий ученый Ф. Буркхард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов:

l степени предполагаемого риска,

l преобладающей мотивации,

l опыта неудач на работе.

Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства:

1) когда без риска удается получить желаемый результат,

2) когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю.

Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, то есть мотивацию к избеганию неудач.

Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защитой). Готовность к риску прямо пропорционально связана с числом допущенных ошибок.

Исследования дали также следующие результаты:

l с возрастом готовность к риску падает;

l у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных;

l у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин;

l у военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов:

l с ростом отверженности личности в ситуации внутреннего кон­фликта растет готовность к риску;

l в условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.

Все эти взаимосвязанные параметры личности изучаются с помощью следующих методик:

l методика диагностики личности на мотивацию к успеху (разработана Т. Элерсом),

l методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач (разработана Т. Элерсом),

l методика диагностики степени готовности к риску (разработана Шубертом).

Методика диагностики личности

на мотивацию к успеху (Т. Элерс)

Инструкция:

Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте “Да” или “Нет”.

Типовая карта методики:

1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.

2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.

3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.

4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.

5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.

6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.

8. Я более доброжелателен, чем другие.

9. Когда я отказываюсь от трудного задания, то потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.

10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.

11. Усердие — это не основная моя черта.

12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.

14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.

15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.

16. Препятствия делают мои решения более твердыми.

17. У меня легко вызвать честолюбие.

18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.

19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.

20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.

21. Нужно полагаться только на самого себя.

22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.

23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.

24. Я менее честолюбив, чем многие другие.

25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.

26. Когда я расположен к работе, то делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.

27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.

28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.

30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.

31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.

32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.

33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.

34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.

35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.

36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.

37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает боґльшие результаты, чем работа других.

38. Многое, за что берусь, я не довожу до конца.

39. Я завидую людям, которые не загружены работой.

40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.

41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.

Обработка данных:

Вы получили по 1 баллу за ответы “Да” на вопросы:

2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41.

Вы получили по 1 баллу за ответы “Нет” на вопросы:

6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39.

Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35, 40 не учитываются.

Подсчитайте сумму набранных баллов.

От 1 до 10 баллов — низкая мотивация к успеху

От 11 до 16 баллов — средний уровень мотивации

От 17 до 20 баллов — умеренно высокий уровень мотивации

Свыше 21 балла — слишком высокий уровень мотивации

к успеху.

Методика диагностики личности

на мотивацию к избеганию неудач (Т. Элерс)

Инструкция:

Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и пометьте его.

Типовая карта методики:

1 2 3

1. Смелый Бдительный Предприимчивый

2. Кроткий Робкий Упрямый

3. Осторожный Решительный Пессимистичный

4. Непостоянный Бесцеремонный Внимательный

5. Неумный Трусливый Недумающий

6. Ловкий Бойкий Предусмотрительный

7. Хладнокровный Колеблющийся Удалой

8. Стремительный Легкомысленный Боязливый

9. Незадумывающийся Жеманный Непредусмотрительный

10. Оптимистичный Добросовестный Чуткий

11. Меланхоличный Сомневающийся Неустойчивый

12. Трусливый Небрежный Взволнованный

13. Опрометчивый Тихий Боязливый

14. Внимательный Неблагоразумный Смелый

15. Рассудительный Быстрый Мужественный

16. Предприимчивый Осторожный Предусмотрительный

17. Взволнованный Рассеянный Робкий

18. Малодушный Неосторожный Бесцеремонный

19. Пугливый Нерешительный Нервный

20. Исполнительный Преданный Авантюрный

21. Предусмотрительный Бойкий Отчаянный

22. Укрощенный Безразличный Небрежный

23. Осторожный Беззаботный Терпеливый

24. Разумный Заботливый Храбрый

25. Предвидящий Неустрашимый Добросовестный

26. Поспешный Пугливый Беззаботный

27. Рассеянный Опрометчивый Пессимистичный

28. Осмотрительный Рассудительный Предприимчивый

29. Тихий Неорганизованный Боязливый

30. Оптимистичный Бдительный Беззаботный

Обработка данных:

Вы получаете по 1 баллу за следующие выборы:

1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1;
19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3;
28/1; 28/2; 20/1; 29/3; 30/2.

Здесь первая цифра перед чертой обозначает номер строки, вторая цифра после черты — номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1/3 означает, что один балл надо добавить за слово, находящееся в первой строке в третьем столбце — “предприимчивый”.

Другие выборы баллов не получают.

Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, к защите.

От 2 до 10 баллов — низкая мотивация к защите

От 11 до 16 баллов — средний уровень мотивации

От 17 до 20 баллов — высокий уровень мотивации

Свыше 20 баллов — слишком высокий уровень мотива-

ции к избеганию неудач, защите.

Методика диагностики

степени готовности к риску (Шуберт)

Инструкция:

Оцените степень своей готовности совершить действия, о которых Вас спрашивают. При ответе на каждый из вопросов поставьте соответствующий балл по следующей схеме:

2 балла полностью согласен, окончательное “Да”;

1 балл больше “Да”, чем “Нет”;

0 баллов ни “Да”, ни “Нет”, нечто среднее;

-1 балл больше “Нет”, чем “Да”;

-2 балла окончательное “Нет”.

Типовая карта методики:

1. Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку?

2. Согласились бы Вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?

3. Стали бы Вы на пути убегающего опасного взломщика?

4. Могли бы Вы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/ч?

5. Можете ли Вы на другой день после бессонной ночи нормально ра­ботать?

6. Стали бы Вы первым переходить очень холодную реку?

7. Одолжили бы Вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет Вам вернуть эти деньги?

8. Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно.

9. Могли бы Вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?

10. Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?

11. Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь?

12. Могли бы Вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде?

13. Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом?

14. Могли бы Вы при необходимости проехать без билета от Таллинна до Москвы?

15. Могли бы Вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел Ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?

16. Могли бы Вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной ко­манды?

17. Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию?

18. Могли бы Вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося со скоростью 50 км/ч?

19. Могли бы Вы в виде исключения вместе с семью другими людьми подняться в лифте, рассчитанном только на 6 человек?

20. Могли бы Вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток?

21. Взялись бы Вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?

22. Могли бы Вы после 10 рюмок водки вычислять проценты?

23. Могли бы Вы по указанию Вашего начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил Вас, что провод обесточен?

24. Могли бы Вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?

25. Могли бы Вы, имея билеты, но без денег и продуктов, доехать из Москвы до Хабаровска?

Обработка данных:

Подсчитайте сумму набранных Вами баллов в соответствии с инструкцией.

Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные ответы свидетельствуют о склонности
к риску.

Результат:

Меньше -30 баллов слишком осторожны

От -10 до +10 баллов средние значения

Свыше +20 баллов склонны к риску

М11. Ценностные ориентации

Методика “Ценностные ориентации” М. Рокича.

Цель: узнать, какие потребности являются наиболее важными в Вашей жизни.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и “философии жизни”.

Описание методики:

Методика измерения ценностных ориентаций М. Рокича является наиболее распространенной в настоящее время.

М. Рокич различает два класса ценностей:

l терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

l инструментальные — убеждения в том, что какой-либо образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым.

Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

Инструкция:

Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в своей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.

Типовая карта методики:

Список А (терминальные ценности)

l активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

l жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

l здоровье (физическое и психическое)

l интересная работа

l красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)

l любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

l материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруд­нений)

l наличие хороших и верных друзей

l общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

l познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

l продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

l развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

l развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

l свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

l счастливая семейная жизнь

l счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

l творчество (возможность творческой деятельности)

l уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

Список Б (инструментальные ценности)

l аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах

l воспитанность, хорошие манеры

l высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

l жизнерадостность (чувство юмора)

l исполнительность (дисциплинированность)

l независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

l непримиримость к недостаткам в себе и других

l образованность (широта знаний, высокая общая культура)

l ответственность (чувство долга, умение держать слово)

l рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

l самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

l смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

l твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед труд­ностями)

l терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

l широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

l честность (правдивость, искренность)

l эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

l чуткость (заботливость)

Обработка данных:

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются “конкретные” и “абстрактные” ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности структурирования системы ценностных ориентаций. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Для преодоления недостатков методики и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

l В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?

l Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?

l Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?

l Как, по Вашему мнению, сделало бы это большинство людей?

l Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?

l Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?

l Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?

8. Диалоги

Диалоги в кабинете психотерапевта — это иногда беседы, временами технологии и всегда — способ лучше понять самого себя, как для психолога, так и для его клиента.

======= Змея К31

Д1. Доктор, у меня “ЭТО”...

Т. (терапевт): Что Вас беспокоит?

К. (клиент): Ну... Понимаете... У меня что-то не в порядке.

Т.: К сожалению, не очень понимаю, что именно не в порядке.

К.: У меня бывает странное чувство...

Т.: Где?

К.: Вот тут, в груди, какая-то тяжесть. Она становится больше, когда я чувствую, что я не такой, как все...

Т.: И когда есть эта тяжесть в груди, то где она? Внутри? Снаружи?

К.: Внутри, точно в середине груди.

Т.: Внутри, точно в середине, а какая она еще?

К.: Твердая, тяжелая, как камень.

Т.: Когда это камень, то он твердый, тяжелый, а еще?

К.: Ну еще... Он серый, большой, я видел такие валуны в Прибалтике...

Т.: Это серый большой валун, как в Прибалтике... Что он хочет?

К.: Он давно тут лежит, давит... Он хочет рассыпаться, стать землей.

Т.: И когда он хочет рассыпаться, стать землей, может ли он это сделать?

К.: Нет! Интересно, вокруг него как сетка, она держит!

Т.: Что нужно сетке?

К.: Она как будто сдерживает его, сдерживает боль...

Т.: И когда посмотришь на эту сетку, сдерживаешь боль, какое еще есть чувство?

К.: Хм? Да! А еще я злюсь, сколько же можно таскать в себе такое!

Т.: Где эта злость?

К.: В животе, вверху живота...

Т.: Когда она вверху живота, то какая она?

К.: Горячая, как огонь, красная... Она хочет пойти вверх...

Т.: И когда она хочет пойти вверх, то может ли?

К.: Да, может. Она поднимается вверх. Это медленно...

Т.: И когда она поднимается вверх достаточно долго, то что происходит потом?

К.: Она захватывает сеть, сеть горит, осыпается...

Т.: И когда сеть горит и осыпается, что происходит потом?

К.: Сеть сгорела и огня нет... Ой, интересно... Валун изменяется, он и не валун, а бегемот какой-то! У него ножки выросли и глаза, как мультик...

Т.: И когда это бегемот на ножках, как мультик, что он хочет?

К.: Он довольный, хочет пойти поискать болото.

Т.: Может он его поискать?

К.: Да, пошел... Сидит в болоте, только глазками хлопает, ему нравится!

Т.: Есть ли какие-то ощущения в теле?

К.: Нет, вроде ничего, и картинка с бегемотиком свернулась в трубочку и убежала куда-то. Все!

Т.: Давайте проверим, действительно ли все? Было такое прекрасное убеждение: “Я не такой, как все...” Как оно там?

К.: Ну и что? Бегемот тоже не такой, как жабы, или птицы, или крокодилы... Но если так нравится жить, то какая разница?

Т.: А как же тяжесть в груди?

К.: Интересно, но сейчас ее нет, даже когда пробую подумать о своих проблемах. И совсем не помню, что тут происходило...

Т.: Ну, и не обязательно помнить. Вам что, отчет писать об этом? До свидания!

К.: До свидания... А еще приходить надо?

Т.: А я откуда знаю?! Сможете почувствовать, если опять какое-то не такое “ЭТО” заведется?

К.: Да, конечно! А если не заведется, то перезвоню через неделю, сообщу, что все нормально.

Т.: Конечно!

Д2. На меня нападает...

К.: На меня внезапно нападает злость!

Т.: И что дальше?

К.: Ну, а дальше я становлюсь неуправляемым и могу такое натворить... Ругаюсь, дерусь иногда...

Т.: Так это не нравится или ты хвастаешься так?

К.: Конечно, не нравится!

Т.: Тогда давай сделаем так...Можешь прямо сейчас вспомнить, как на тебя последний раз злость напала, а я всякие вопросы позадаю?

К.: Попробую... Ну, я с мамой разговаривал об институте... Она сказала, что я должен лучше готовиться, что сессия скоро. Я и сам знаю, но стоял и молча слушал. Она стала кричать, что я ничего не могу, не понимаю, лентяй и вообще... Тут на меня злость и напала... (Кулаки сжимаются, появляются красные пятна на лице.)

Т.: Откуда напала, сзади или спереди?

К.: Хм? Сзади! Она как в спину толкает и говорит что-то...

Т.: Встань со стула и стань злостью. Она в спину толкает (толкни его сильнее...) и говорит... (Что говорит?)

К.: Я злость... Ну ты чего?! Ты мужик или нет? (Голос меняется, становится более низким.)

Т.: Чей это голос? Отойди в сторонку, послушай, посмотри, на кого похожа злость?

К.: На моего деда... Надо же! Он умер уже давно... Но в детстве мне говорили, что мы очень похожи, он, как выпьет, ужасно злился. Во интересно!

Т.: Ага, а теперь еще раз в себя самого, на стул... Что ты чувствуешь, когда злость напала, что хочешь сказать?

К.: Ну, нехорошо же так... Мама ведь добра желает, да и права, я ведь верно лентяй...

Т.: А что злость говорит?

К. (на месте “Злости”): Да не лентяй ты, просто трус, боишься к преподавателям подойти. Чтоб все пересдать.

Т.: А злость тоже боится?

К.: Нет! Но у нее знаний маловато, она только злиться и критиковать умеет. Ну, еще на других кричать...

Т.: А что ты там (на стуле) хочешь?

К.: Чтобы мама оставила в покое и не злилась.

Т.: Что “злость” хочет?

К.: Чтоб оставила в покое и самому все делать...

Т.: Отойдем в сторонку... Если бы ты и “злость” сотрудничали, а не воевали, как бы это было?

К.: Ну, это была бы не злость, а нормальная активность, страхов меньше... Не надо было бы с мамой ругаться...

Т.: Посмотри, они могут договориться.

К.: Кажется, уже сами как-то без меня сговариваются... Вот странно... Хочется еще раз войти “в себя”, повернуть стул лицом к “злости”.

Т.: Ну и сделай!

К. (входит, поворачивает стул, садится. Происходят изменения позы, выражения лица...)

Т.: Что происходит?..

К.: Это как дедушка, он не ругает, а обнимает меня, я чувствую себя сильнее и увереннее... Интересно... (проходит несколько минут) Все!

Т.: Действительно все?

К.: Да, это стало как будто единым целым со мной, больше не хочет “на­падать”!

Т.: Вернись еще раз в ситуацию с мамой. Что ты там хочешь сделать?

К.: Ну, наверное, вряд ли буду ее слушать полчаса. Слушаю немного, потом говорю, что мне пора заниматься, и действительно сажусь за учебники.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...