Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

к итоговой государственной аттестации бакалавра

итоговой государственной аттестации

Направление:

050400.62 «Социально-экономическое образование» профиль «История»

Квалификация – Бакалавр

социально-экономического образования

 

Составители:

В.В.Степанова, доктор исторических наук, профессор

В.Н. Ерохин, доктор исторических наук, профессор

С.В. Горбунова, кандидат исторических наук, доцент

Л.В. Василенко, кандидат исторических наук, доцент

А.В. Савельева, кандидат исторических наук, доцент

Л.А. Якубова, кандидат исторических наук, доцент

 

Нижневартовск 2012


Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета

Нижневартовского государственного гуманитарного университета

 

Рецензент: Терехов О.Э., кандидат исторических наук, доцент кафедры новой, новейшей истории и международных отношений Кемеровского государственного университета

 

Программа итоговой государственной аттестации по направлению 050400.62 - «Социально-экономическое образование» профиль «История» / Сост.: В.В. Степанова, В.Н. Ерохин, С.В. Горбунова, Л.В. Василенко, А.В. Савельева, Л.А.Якубова. - Нижневартовск: НГГУ, 2012. - 21 с.

 

© Степанова В.В., 2012

© Ерохин В.Н., 2012

© Горбунова С.В., 2012

© Василенко Л.В., 2012

© Савельева А.В., 2012

© Якубова Л.А., 2012

© НГГУ, 2012

 

 

Тематический план издания учебно-методической литературы

для внутривузовского пользования на второе полугодие 2012 г.

Позиция №______________

Подписано в печать Формат 60х84 1/16.

Ус. печ. листов Тираж 50 экз.

Отпечатано в Издательстве НГГУ

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..…………………………………..4

Общие положения…………………………………………………………..………………...4

Квалификационная характеристика выпускника…………………………………………..4

Общие требования к итоговой государственной аттестации бакалавра………...………..5

Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра…………………………..5

Требования к государственному экзамену бакалавра социально-экономического образования…………………………………………………………………………….……...5

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭКЗАМЕНА……………………………………..……………….…6

ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ И ОСНОВНЫЕ

НАПРАВЛЕНИЯ ОТВЕТОВ………………………………………………………………...9

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ…………………………………………………………………....18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................................................19

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Общие положения

Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение по программам высшего профессионального образования в высших учебных заведениях, является обязательной.

 

Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник, получающий степень (квалификация) бакалавра социально-экономического образования, должен быть готов к осуществлению обучения и воспитания с учетом специфики преподаваемого предмета; к широкой профессиональной деятельности, требующей общих социально-экономических знаний и аналитических подходов к преподаванию истории, основ обществознания, экономики и права в образовательных учреждениях, а также к продолжению научного образования по одному из избранных профилей; способствовать социализации и формированию общей культуры личности; владеть теоретическими знаниями и разнообразными методами, приемами и средствами обучения, обеспечивающими уровень подготовки обучающихся, соответствующей требованиям государственного образовательного стандарта; способствовать осознанному выбору учащимися последующих образовательных программ; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренных Законом РФ «Об образовании» и Конвенцией о правах ребенка, осуществлять связь с родителями (или лицами их заменяющими), выполнять правила и нормы, обеспечивающие охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе. Бакалавр социально-экономического образования должен знать структуру системы образования, функции и взаимосвязь образовательных учреждений различных видов и уровней, основные нормативные и законодательные акты, регистрирующие деятельность государственно-управленческих, образовательных и воспитательных учреждений.

Выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, методику преподавания предмета и воспитательную работу; программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Выпускник по направлению 540400 Социально-экономическое образование в соответствии с уровнем своей квалификации подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа по следующим видам профессиональной деятельности:

научно-исследовательской;

организационно-воспитательной;

преподавательской;

коррекционно-развивающей;

культурно-просветительской.

Общие требования

к итоговой государственной аттестации бакалавра

Итоговая государственная аттестация бакалавра социально-экономического образования включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности бакалавра социально-экономического образования к выполнению образовательных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования по программам подготовки магистра в соответствии с п.1.4 вышеупомянутого стандарта.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

 

Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра

Выпускная работа бакалавра должна быть представлена в форме рукописи.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной работы бакалавра определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению 540400 Социально-экономическое образование и методических рекомендаций УМО по педагогическому образованию.

Время, отводимое на подготовку квалификационной работы, составляет для бакалавра не менее шести недель.

 

Требования к государственному экзамену бакалавра социально-экономического образования

Порядок проведения и программы государственных экзаменов (по отдельным дисциплинам, итоговый междисциплинарный экзамен по направлению подготовки) определяются вузом на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению 540400 Социально-экономическое образование, методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по педагогическому образованию.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭКЗАМЕНА

«Отлично» - студент при ответе на два теоретических вопроса сформулировал теоретические выводы, осветил все направления ответа, логически оформил свой ответ и правильно выполнил практическое задание.

«Хорошо» - студент показал достаточные теоретические знания по двум вопросам, но не смог полностью осветить все направления ответа, выполнил практическое здание.

«Удовлетворительно» - студент не ответил на половину вопросов, отмеченных в основных направлениях ответа, не предоставил теоретических выводов, затруднялся с выполнением практического задания.

«Неудовлетворительно» - теоретические знания студента не отвечают требованиям государственного стандарта по специальности. Студент не ответил на две трети основных вопросов, отмеченных в основных направлениях ответа, не выполнил практическое задание.

Выполнение практического задания влияет на общую оценку. В случае допущения технических, стилистических или орфографических ошибок, оценка снижается.


ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОТВЕТОВ

1. Государство на Древнем Востоке: генезис, основные черты, региональные особенности.

Основные направления ответа:

Возникновение государственно-организованных обществ на Востоке в древности. Признаки государства. Три варианта развития и эволюции древних обществ в ранней древности: Древний Египет, Месопотамия, государства, возникшие в горных районах, и особенности экономической организации и социально-политического строя в этих государствах.

Четыре варианта эволюции древних обществ в поздней древности: средиземноморский (античный), крупные государства имперского типа (Ассирия, Вавилония, Персидская монархия), Индия и Китай, и особенности экономического строя, социально-политической организации в этих государствах и обществах.

Теоретические проблемы в характеристике социально-экономического строя древневосточных обществ: формационный подход, концепция «азиатского способа производства», цивилизационный подход и другие точки зрения.

 

2. Философско-религиозные системы Древнего Китая и Древней Индии (буддизм, конфуцианство, даосизм).

Основные направления ответа:

Легенда о Будде. Учение Будды. Первые общины буддистов. Монастыри и сангха. Основы философии буддизма. Этика буддизма. Буддизм махаяны. Космология и мифология буддизма.

Даосизм. Лао Цзы. Философия даосизма. Крестьянское даосское восстание «желтых повязок». Теократическое «государство» даосов. Пантеон даосизма. Даосские псевдонауки.

Конфуций. Социальный идеал Конфуция. Социальный порядок по конфуцианству. Культ предков и нормы сяо. Культ семьи. Конфуцианство и легизм. Конфуцианское образование и воспитание. Система экзаменов и сословие шэньши.

 

3. Феномен античного полиса.

Основные направления ответа:

Формирование полиса в гомеровский период. Господство родовой аристократии. Законы Драконта. Реформы Солона, Писистрата. Реформы Клисфена. Рабовладельческая демократия.

Классический период в развитии древнегреческого полиса. Правление Перикла в Афинах. Политические цели Перикла. Введение вознаграждения за выполнение выборных государственных должностей, за воинскую службу. Афинская конституция. Ограниченность афинской демократии. Агрессивная внешняя политика Афинского демократического государства. Доходы Афинского государства.

Разложение полиса как формы политической и социальной организации в эллинистический период, его причины.

 

4. Возникновение христианства и его ранняя история.

Основные направления ответа:

Возникновение христианства. Предпосылки возникновения христианства. Ожидание Мессии. Пророки в Иудее. «Откровение Иоанна», представление о «Страшном суде». Организация первых христианских общин (пресвитеры, диаконы), отношение к различным социальным группам в обществе. Символы первых христиан, обряды. Изменение социального состава христиан. Появление епископов, их функции. Заимствования христианской религии у греческой философии. Каноническая и апокрифическая литература. Создание системы наказаний для еретиков. Создание христианской церкви. Монтанисты. Гностики. Отношение римского населения к первым христианам. Легализация христианства и его превращение в поддерживаемую государством религию в IV – V вв.

 

5. Европейский средневековый город и его специфика.

Основные направления ответа:

Город в системе феодального общества. Попытки определения города в различных направлениях историографии. Пути установления самоуправляющейся городской общины. Коммунальное движение. Корпоративная организация средневекового города. Гильдии и цеха. Городское гражданство. Городские статуты. Смысл правовой нормы – «городской воздух делает свободным».

 

6. Реформация и контрреформация как инновационный процесс в духовной сфере европейского общества.

Основные направления ответа:

Понятие «Реформация». Дискуссия о Реформации в историографии: реформация как религиозное и церковное преобразование (Ф.Бецольд, Л.Гойслер), реформация как социально-политическое преобразование (В.Циммерман), реформация как революция (Ф.Энгельс, М.М.Смирин), реформация как раннебуржуазная революция (Дж.Болтон).

Лютеранство, кальвинизм, цвинглианство, англиканство. Протестантизм и европейская история XVI-XVIII вв. Связь протестантизма с ранней европейской модернизацией. Религиозные войны.

Контрреформация как ответная реакция католической церкви на действия протестантов.

 

7. Нидерландская революция XVI в. и ее значение.

Основные направления ответа:

Политическое и социально-экономическое развитие Нидерландов накануне революции. Политика испанской короны и недовольство ею населением Нидерландов.

Начало революции. Деятельность герцога Альбы. Участники революции (лесные и морские гёзы и т.д.).

Восстание на севере страны и в южных провинциях. Образование Голландской республики.

Итоги и историческое значение Нидерландской революции.

 

8. Английская революция XVII в.: причины, ход, итоги.

Основные направления ответа:

Особенности политического и социально-экономического развития Англии накануне революции.

Причины и периодизация Английской революции. Законодательство революции и его значение для истории Англии. Политические течения, политические лидеры и их программы в ходе революции (пресвитериане, роялисты, индепенденты, левеллеры, диггеры). Протекторат и его сущность. Реставрация Стюартов 1660 г.

Итоги Английской революции XVII в. и ее цивилизационное значение.

9. Промышленная революция в Англии и ее последствия.

Основные направления ответа:

Предпосылки промышленной революции в Англии (демографическое развитие, преобразования сельского хозяйства, влияние рынка на индустриальную революцию). Начало промышленной революции. Проблема первых технических преобразований. Преобразование транспорта. Появление новых промышленных районов. Революция в агротехнике. Укрупнение земель.

Социальные и политические последствия промышленной революции (проблема рабочих, условий жизни и быта, изменение социальной структуры, техническая революция и политическое развитие).

 

10.Европейское и североамериканское Просвещение - идеи и личности.

Основные направления ответа:

Определение культуры и века Просвещения. Идея Разума. Деизм. Идея свободы, «неотчуждаемых прирожденных прав», народного суверенитета. Распространение идей Просвещения. Салоны. Журналы. Энциклопедии.

Особенности английского Просвещения: Джон Локк, Томас Гоббс, Джон Мильтон, Дж. Гаррингтон, Д.Дефо, Дж. Свифт.

Социальные и идейные истоки французского Просвещения, его характерные черты. Основные представители французского Просвещения (Ш.Л. Монтескье, Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро).

Американское Просвещение. Представители американской общественной мысли колониального периода (Р. Уильямс, Дж. Уайз, Дж. Адамс, Дж. Оттис) и их взгляды. Б. Франклин и его общественно-политические взгляды. Т. Джефферсон и развитие американской демократической традиции.

Просвещение в Германии, Италии, Испании.

 

11.Война за независимость и образование США.

Основные направления ответа:

Предпосылки и причины конфликта «13 колоний» и Англии. Периодизация и особенности Американской революции (военные действия в 1776-1777 гг. и 1778-1781 гг., демократические преобразования в экономической, политической и социальной сферах).

Декларация независимости 1776 г. Возникновение конфедеративного союза американских штатов. Статьи конфедерации 1781 г.

Заключение мира с Англией. Основные итоги и значение войны за независимость. Вклад первой американской революции в развитие мировой цивилизации.

Принятие Конституции. Основные положения американской Конституции. Билль о правах 1791 г. – первые поправки к американской Конституции. Первые президенты США.

 

12.Французская революция XVIII в. и ее влияние на развитие европейских государств.

Споры о Французской революции в историографии (А.З. Манфред, В.Г.Ревуненков, А.Пименова, А.В.Адо). Причины, задачи и особенности Французской революции. Начало революции и деятельность конституционных монархистов (созыв Генеральных Штатов, взятие Бастилии).

Господство республиканцев-жирондистов. Дискуссия в исторической литературе о месте и роли жирондистов в революции.

Приход к власти якобинцев. Проблема якобинской диктатуры в исторической литературе. Якобинцы у власти. Социально-экономическая политика якобинцев. Политические портреты Дантона, Робеспьера, Эбера.

Раскол в «якобинском блоке». Якобинский террор, его оценка в исторической литературе. Политика якобинского блока весной 1794 года. Роль М. Робеспьера.

Переворот 27 июля 1794 года. Причины поражения якобинцев. Термидорианский период в истории Франции /1794-1799/. Внутренняя и внешняя политика.

Переворот 18 брюмера 1799 года, приход к власти Н.Бонапарта.

 

 

13. Внутренняя и внешняя политика Франции в период первой империи (1804-1814 гг.).

Основные направления ответа:

Провозглашение империи во Франции (1804 г.). Кодексы Наполеона. Внешняя политика Франции.

Аустерлиц. Тильзитский мир. Война в Испании. Война с Россией 1812 г. и ее последствия. Война с шестой коалицией. Отречение Наполеона. Реставрация Бурбонов. Седьмая европейская коалиция. «Сто дней» Ватерлоо. Итоги и последствия наполеоновских войн. Историческая литература о значении Наполеона Бонапарта в истории.

 

14.Политическая модернизация в Европе и США в XIX в., формирование парламентских форм правления.

Основные направления ответа:

Определение, сущность и основные признаки политической модернизации. Этапы политической модернизации в Европе и Америке. Традиции и новации политической модернизации, их сосуществование и роль в политическом развитии страны.

Политическая реставрация в Европе и ее последствия (1815-1830 гг.).

Характерные черты политической модернизации в 1830-1848 гг.

Феномен европейских революций 1848-1849 гг. Причины революций. Февральская революция 1848 г. во Франции. Революция в Германии, в итальянских государствах, в Австрийской империи. Чартизм в Англии. Политические преобразования в ходе революций 1848 года. Общие итоги революций, их место в европейской истории XIX в.

Изменение политического устройства Европы и Америки в 50-60-е гг. XIX в. Формирование новой политической системы. Революционный и эволюционный тип политической модернизации.

 

15.Формирование основных общественно-политических и идейных течений XIX в.: либерализм, консерватизм, марксизм, социализм.

Основные направления ответа:

Теоретические и духовные основы либерализма: индивидуализм, защита прав личности, свобода совести, мысли и т.д. Основатели либерализма и их идеи (Дж. Локк, Ш.Монтескье, А.Смит и др.). Деятельность либералов первой половины XIX в.

Консерватизм как идеологическая модель общественного развития XIX в. Основные принципы раннего консерватизма: идея сохранения сложившихся традиций, критика и неприятие радикального отрицания имеющихся ценностей и институтов власти. Представители этого направления (Э.Берк, А.Токвиль и др.). Эволюция консерватизма с начала 50-х гг. XIX в.

Марксизм, основные положения и принципы. Предпосылки возникновения этого направления. К.Маркс, Ф.Энгельс. Основные работы. Причины распространения этого учения в социалистическом движении Европы и Америки. Последователи марксизма.

Социалистические уравнительные идеи XIX в. Р.Оуэн, Ш.Фурье, П.Ж.Прудон и их взгляды.

 

16.Объединение Германии в середине XIX в. и историческое значение этого процесса.

Основные направления ответа:

Проблема национального объединения в политической жизни Германии 30-40-гг. XIX в. Имперская конституция 1848 г. и дискуссия о «великогерманском» и «малогерманском» путях национального объединения. Роль Пруссии в консолидации германской государственности. О.Бисмарк. Конституционный конфликт. «Прусский путь» объединения, предложенный О.Бисмарком. Внешнеполитические аспекты объединения Германии: австро-прусская, датско-прусская, франко-прусская войны. Образование Германской империи. Ее конституционное устройство.

17.Объединение Италии (Рисорджименто) как один из вариантов объединительного процесса.

Основные направления ответа:

Предпосылки и национальное объединение Италии. Роль и место Пьемонта в объединительных процессах в Италии. Два направления в национально-освободительном движении. К.Кавур, Дж. Гарибальди, Дж. Мадзини. Два этапа объединения Италии. Образование Итальянского королевства. Присоединение Венеции, Франко-прусская война и завершение объединения. Значение этого процесса и его влияние на дальнейшую историю страны.

18.Гражданская война в США 1861-1865 гг. и Реконструкции.

Основные направления ответа:

Региональные особенности социально-экономического развития США в середине XIX в. Причины конфликта между Севером и Югом. Президентские выборы 1860 г. и начало Гражданской войны в США. Создание Южной конфедерации. Военные действия в первый период войны (1861-1862 гг.). Внутренняя и внешняя политика президента А.Линкольна в период войны. Закон о гомстедах.

Второй период Гражданской войны (1862-1865 гг.) и поражение Южной конфедерации. Убийство А.Линкольна. Итоги и историческое значение Гражданской войны.

Реконструкция Юга (1865-1877 гг.). Решение аграрного и негритянского вопросов. Президент У.Грант.

 

19.Международные отношения накануне Первой мировой войны (1900-1914 гг.).

Основные направления ответа:

Новые черты международных отношений. Зоны колониальных интересов отдельных стран. Начало войн за передел мира. Завершение территориального раздела мира. Важнейшие колониальные владения империалистических государств. Тройственный союз, Антанта.

Усиление англо-германских противоречий в начале XIX в. Русско-японская война и перегруппировка европейских держав. Первый марокканский кризис. Англо-русское соглашение 1907 г. Обострение австро-сербских отношений. Второй Марокканский кризис. Итало-турецкая война. Балканские войны 1912-1913 гг.

 

20.Причины и этапы Первой мировой войны.

Основные направления ответа:

Экономические и политические причины Первой мировой войны. Военные силы и экономические потенциалы воюющих держав. Стратегические планы Германии и стран Согласия. Сараевское убийство и июльский кризис. Политика держав в период июльского кризиса. Развязывание мировой войны. Образование Западного и Восточного фронтов.

Военные действия в 1914-1918 гг. Срыв германского плана «молниеносной» войны в 1914 г. Перенесение германским командованием в 1915 г. основного удара на Восточный фронт, его роль.

Наступление немецких войск в 1916 г. на Западном фронте. Верденское сражение. Вступление США в войну. Заключительный этап войны. Капитуляция Болгарии, Турции, Австро-Венгрии. Компьенское перемирие.

 

21.Итоги и последствия Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система.

Основные направления ответа:

Результаты Первой мировой войны, ее уроки (человеческие потери, падение уровня жизни, последствия войны для мирового хозяйства, социальные итоги, перемены в общественном сознании).

Проблемы мирного урегулирования после Первой мировой войны. Создание Лиги наций и ее задачи. Вашингтонская конференция и ее решения. Образование Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.

 

22.Возникновение фашизма и национал-социализма в 20-30 гг. ХХ в.

Основные направления ответа:

Оценка фашизма в отечественной и зарубежной исторической литературе. Происхождение термина «фашизм». Причины возникновения фашизма в Италии, национал-социализма в Германии. Характерные черты фашизма. Отличительные особенности фашизма в Италии и национал-социализма в Германии. Вожди, социальная база, идеология и практика фашизма.

 

23.Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и его последствия.

Основные направления ответа:

Причины, особенности и содержание экономического кризиса 1929-1933 гг. Социально-экономические последствия кризиса (безработица, изменение настроений в обществе). Политическая нестабильность и поиск путей выхода из кризиса. Влияние экономического кризиса на внутриполитическое развитие стран Европы и США. Мировой кризис и международные отношения.

 

24.Причины и характер Второй мировой войны.

Основные направления ответа:

Причины войны: острые противоречия между великими державами, непрочность Версальско-Вашингтонской системы международных отношений, усиление фашизма и его эксплуататорские планы, политика «умиротворения агрессоров». Периодизация Второй мировой войны. Коренное отличие Второй мировой войны от Первой: масштабность, разрушительность, технизация.

Противоборствующие стороны: страны антигитлеровской коалиции – страны «Антикоминтерновского пакта». Основные театры военных действий: Западная и Восточная Европа, Северная и Северо-Восточная Африка, Юго-Восточная Азия, акватория Атлантического и Тихого океанов.

 

25.Итоги и уроки Второй мировой войны: социально-психологические, демографические, экономические и политические последствия.

Основные направления ответа:

Итоги Второй мировой войны: разгром сил фашистско-милитаристского блока, спасение мировой цивилизации от гибели, создание условий для развития человечества по пути прогресса.

Цена победы: людские и материальные потери, демографические последствия. Изменения на политической карте мира, в общественном сознании, возрастание активности народных масс в их стремлении к сдвигам в экономике, демократизации общества, сохранении мира.

 

26. «Холодная война» и ее последствия.

Основные направления ответа:

Возникновение “холодной войны” и притязания США на мировое господство. “Доктрина Трумэна”. “План Маршалла”. Атомная дипломатия. Агрессивный блок НАТО. Курс на раскол Германии и образование ФРГ, вступление ФРГ в НАТО. Всемирные конгрессы борцов за мир. Стокгольмское воззвание, обращение о Пакте мира, Венское воззвание 1955 г. против угрозы атомной войны.

Укрепление сотрудничества между СССР и другими социалистическими странами. Создание и деятельность СЭВ и ОВД. Бангдунская конференция 1955 г. Багдадский пакт. Суэцкий кризис 1956 г. СЕНТО. “Общий рынок” и ЕАСТ. Сущность интеграции стран Западной Европы. Карибский кризис 1962г. Московский договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах (1963г.). Начало войны США во Вьетнаме.

Переход от “холодной войны” к разрядке напряженности. Договоры 1970-1973 гг. между социалистическими странами и ФРГ, урегулирование проблемы Западного Берлина. Советско-американские соглашения 1972-1974 гг. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Подписание договора ОСВ-2 и отказ США от его ратификации. Ввод советских войск в Афганистан. Брюссельские решения НАТО 1979 г. Новый виток гонки вооружения. Программа “звездных войн” США.

 

27.Внутренняя политика администраций Д.Кеннеди и Л.Джонсона в США.

Основные направления ответа:

Курс «новых рубежей» Д.Кеннеди и его составляющие. Противоречия внешнеполитического курса США. Убийство Д. Кеннеди – «убийство XX в.». Программа «великого общества» Л.Джонсона. Война во Вьетнаме. Массовые движения 60-х гг. XX в. Итог внутренней полтики администраций Д.Кеннеди и Л.Джонсона.

 

28.Внутренняя и внешняя политика консервативных правительств М.Тэтчер и Дж. Мэйджора в Великобритании.

Основные направления ответа:

Тенденции мирового экономического развития в 80-е гг. XX в.: неолиберализм и неоконсерватизм. Проблема экономического развития Англии в конце 70-х – 80-х гг. двадцатого столетия, основные положения монетаризма, их применение в экономической политике кабинета М.Тэтчер. Результаты экономического развития Англии в 80-е – начале 90-х гг. XX в. Внешняя политика Англии в годы в годы правления консервативных правительств М. Тэтчер и Дж. Мейджора и ее результаты.

29.Объединение Германии в 1990 г. и значение этого процесса.

Основные направления ответа:

Предпосылки объединения Германии. Перестройка в СССР и новое политическое мышление и их влияние на систему международных отношений. Кризис социализма в Восточной Европе в конце 80-х гг. XX в. Крушение Берлинской стены. Объединение Германии, его значение.

 

30.Страны Восточной Европы после Второй мировой войны. Формирование тоталитарных режимов. «Бархатные» революции.

Основные направления ответа:

Основные тенденции развития стран Восточной Европы после окончания Второй мировой войны. Построение сталинской модели социализма в странах Восточной Европы. Создание СЭВ и ОВД. Кризис социализма в Восточной Европе в 1956 г., 1968 г.

Нарастание трудностей экономического и политического развития стран социалистического содружества в 70-80-е годы. Перестройка в СССР и острый кризис в странах Восточной Европы. Народные («бархатные») революции в 1989-1990 гг. и развал мировой системы социализма. Выбор странами Восточной Европы самостоятельного пути развития.

 

31.Колониальное подчинение Востока: основные этапы и их характеристика.

Основные направления ответа:

Истоки колониализма. Генезис европейского капитализма и колониализм. Колонии и полуколонии.

Основные этапы колонизации Востока.

Первый этап (XV – XVIII вв.) Ранний европейский колониализм в странах Востока.

А) XV-XVI вв. Великие географические открытия – начало колониальной экспансии Запада. Испания и Португалия – первые колониальные державы. Раздел мира этими державами. Б) XVII в. Вытеснение с Востока Испании и Португалии Голландией. В) XVIII в. Англо-голландское и англо-французское соперничество. Утверждение английского приоритета на Востоке.

Торговля – как основная черта первого этапа колониального проникновения на Восток. Активный внешнеторговый баланс азиатских стран. Фактории. Ост-Индские компании: возникновение, структура, эффективность. Отличительные характеристики голландской, французской и английской Ост-Индских компаний.

Подчинение и завоевание наиболее уязвимых стран Востока и Африки: островного мира Юго-Восточной Азии, Индии и западного побережья Африки.

Второй этап (конец XVIII – первая половина XIX в.).

Промышленный переворот в Европе и изменение торгового баланса между Западом и Востоком. Поиск рынков сбыта и источников сырья. Вытеснение продукции традиционного восточного ремесла западными промышленными товарами и разрушительные последствия этого процесса для традиционных экономик.

Колониальные войны. Насильственное «открытие» «закрытых» государств Восточной Азии. Неравноправные договоры: основное содержание и значение.

Третий этап (вторая половина XIX – начало ХХ в.).

Участие в колонизации новых стран: США, России, Германии, Италии, Японии, Бельгии. Раздел мира на «сферы влияния». Колониальный раздел Африки.

Вывоз капитала как основная черта третьего этапа колонизации Востока. Появление промышленных предприятий, транспортной инфраструктуры и распространение капиталистических отношений – начало трансформации традиционных экономик. Начало политической модернизации на Востоке. Сопротивление модернизации. Зарождение национально-освободительного движения.

 

32.Эволюция английской колониальной политики в Индии (XVIII – начало ХХ в.).

Основные направления ответа:

Покорение Индии Англией. Соперничество европейских держав в Индии. Ост-индские компании. Англо-французская борьба за Индию. Основные этапы завоевания Индии. Подчинение Бенгалии, Хайдарабада, Карнатика и других княжеств. Завоевание Майсура, Махараштры, Синда, Пенджаба и аннексия Ауда. Формы и методы подчинения Индии. Сипайская армия. Субсидиарные договоры. Становление колониального аппарата управления. Введение систем заминдари и райятвари. Разрушение традиционного ремесленного производства.

Ликвидация Ост-Индской компании и передача Индии под управление короны. Административные реформы. Реорганизация колониальной армии. Укрепление отношений с вассальными князьями. Создание системы местного самоуправления в провинциях Британской Индии. Образование законосовещательных советов в Британской Индии. Закон Морли-Минто. Реорганизация судопроизводства. Эволюция правовой системы.

Изменения в экономической политике Англии: вывоз капитала в Индию, сферы его приложения. Аграрная политика. Становление капиталистических отношений в Индии. Специфика генезиса национального капитализма. Возрастание роли индийского предпринимательства. Зарождение новых социальных слоев.

 

33.Начало экономической и политической модернизации стран Востока (вторая половина XIX – начало ХХ в).

Основные направления ответа:

Многообразие вариантов трансформации восточных обществ. Цели и содержание реформ. Военные реформы как толчок для экономической и политической модернизации полуколониальных стран.

Разрушительные последствия второго колониального этапа для традиционных экономик. Третий этап колониализма и начало экономической модернизации. Развитие капиталистических отношений. Строительство промышленных предприятий. Создание современной транспортной инфраструктуры, развитие средств связи. Финансы. Изменения социальной структуры. Появление новых социальных групп. Роль национальной буржуазии и интеллигенции.

Начало политической модернизации. Появление на Востоке западных политических структур. Политические партии. Вестернизация образования. Культурные преобразования.

Противоречивый характер модернизации.

Модернизация Японии. «Реставрация Мэйдзи». Восстановление власти императора. Гражданская война. Период «безоглядной ве

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...