механических специальностей
проектированию для студентов
механических специальностей УДК 621.01:621.81 ББК 34.41 Рекомендовано к опубликованию комиссией методического совета Белорусско-Российского университета Одобрено кафедрой «Основы проектирования машин» «18» октября 2004 г., протокол №3 Составитель канд. техн. наук, доц. В.Л. Комар Предназначены для выполнения курсового проектирования по курсу ТММ для студентов механических специальностей. Учебное издание ПРОЕКТИРОВАНИЕ И КИНЕМАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗУБЧАТОГО МЕХАНИЗМА Технический редактор А.Т. Червинская Компьютерная верстка Н.П. Полевничая Рецензент доц. Д.М. Макаревич Ответственный за выпуск В.Л. Комар Подписано в печать Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать трафарет-ная. Усл. печ. л. Уч.-изд. л..Тираж 200 экз. Заказ №____ Издатель и полиграфическое исполнение: Государственное учреждение высшего профессионального образования "Белорусско-Российский университет" Лицензия №02330/375 от 29.06.2004 г. 212005, г. Могилев, пр-т Мира, 43 © ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет», 2004 1 Цель и объем задания Целью выполнения данного листа курсового проекта является ознакомление студентов с методикой расчета геометрических параметров смещенных зубчатых передач и подбора чисел зубьев планетарных зубчатых механизмов по заданному передаточному отношению и условию соосности, а также построения плана скоростей и частот вращения колес механизма. Объем задания 1 Произвести геометрический расчет цилиндрической эвольвентной зубчатой передачи по заданным числам зубьев и модулю 5-го и 6-го зубчатых колес. Расчет должен быть согласован с ГОСТ 16532-70. 2 Вычертить зубчатое зацепление в стандартном масштабе.
3 Определить активную линию зацепления зубчатой передачи и коэффициент торцового перекрытия графическим и аналитическим способом. 4 Определить активные профили зубьев, оттенив их на чертеже. 5 Определить общее передаточное отношение заданного привода механизма и передаточные отношения простой и планетарной ступени. 6 Подобрать числа зубчатых колес планетарной ступени исходя из условия соосности и соблюдения заданного передаточного отношения. 7 Вычертить кинематическую схему зубчатого механизма в масштабе. 8 Определить частоты вращения всех зубчатых колес аналитическим 9 Построить планы линейных скоростей и частот вращения. 10 Определить частоты вращения всех зубчатых колес исходя из плана 11 Результаты сравнить с аналитическим расчетом. 2 Геометрический расчет и построение эвольвентного зацепления 2.1 Геометрический расчет прямозубой передачи Исходными данными для расчета параметров являются: число зубьев шестерни Z5, число зубьев колеса Z6,модуль m. Нарезание производится по методу обкатки инструментом реечного тина, который профилируется на основе исходного контура по ГОСТ 13755-81. Известно, что при нарезании по методу обкатки зубчатых колес с числом зубьев Z < 17 происходит подрезание ножки зуба, ослабление прочности зубчатого колеса и ухудшение других качественных показателей передачи. Подрезание не допускается. Избежать его можно соответствующей установкой режущего инструмента. Если при нарезании делительная прямая рейки (прямая, по которой толщина зуба равна ширине впадины) касается делительной окружности нарезаемого колеса, то такие зубчатые колеса называются колесами без смещения (рисунок 1, а), если не касается или пересекает делительную окружность, то такие колеса называются колесами со смещением. Смещение принимается положительным, если делительная прямая не пересекает делительную окружность нарезаемого колеса (рисунок 1, б), и отрицательным, если пересекает ее (рисунок 1, в). Положительное смещение дает возможность нарезания колес без подрезания ножки зуба.
а) б) в)
а - нулевое смещение; б - положительное смещение; в - отрицательное смещение Рисунок 1 - Виды смещения режущего инструмента Если при расчете геометрических параметров руководствоваться только отсутствием подрезания ножки и возможностью сохранения делительного межосевого расстояния, то коэффициенты смещения будут выбираться следующим образом: 1) при Z = Z5 + Z6 34, коэффициент смещения шестерни определяется по формуле а коэффициент смещения колеса
2) при Z < 34 коэффициенты смещения обоих колес вычисляются по формулам: ; 3) при заданном требуемом межосевом расстоянии aw определяется суммарный коэффициент смещения X , а затем Х5 и Х6; 4) при любом из вышеперечисленных вариантов коэффициенты смещения можно выбрать по [6, таблица 1]. После выбора коэффициентов смещения параметры зубчатых колес определяются по формулам, приведенным в таблице 1. При пользовании таблицей нужно учесть, что: - коэффициент высоты головки ha — 1; - коэффициент радиального зазора с* = 0,25. Таблица 1 - Расчет геометрических параметров прямозубых цилиндрических зубчатых колес
После расчета параметров должна быть произведена проверка коэффициента торцового перекрытия по уравнению Для прямозубых передач рекомендуется 1,2. 2.2 Пример расчета геометрических параметров прямозубой цилиндрической передачи при заданном осевом расстоянии а w Исходные данные: Z5 = 14;: Z6 = 20; m = 6 мм; аw = 105 мм. Исходный контур инструмента нарезания колес имеет следующие параметры: = 200 - угол профиля зуба;
По результатам расчета строим картину неравносмещенного эвольвент-ного зацепления. 2.4 Построение картины неравносмещенного эвольвентного зацепления Для построения картины эвольвентного зацепления выбираем масштабный коэффициент из стандартного ряда так, чтобы высота зуба на чертеже была h 45 мм. В данном примере выбираем масштабный коэффициент Кс = 0,00025 м/мм, тогда высота зуба на чертеже будет равна 45 мм (рисунок 2).
Построение профилей зубьев проводим в следующем порядке: 1) откладываем межосевое расстояние O5O6 (см. рисунок 2); 2) проводим пять окружностей d 5, df 5, da 5, dв 5, dw5 пятого колеса и пять 3) через полюс зацепления Р проводим общую касательную Т - Т к начальным окружностям , dw5 и , dw6 и линию зацепления N-N под углом зацепления aw= 24°06' к касательной Т-Т, линия зацепления N-N будет одновременно касаться основных окружностей в точках А и В. Отрезок АВ называется теоретической линией зацепления, а отрезок линии зацепления ав, заключенный между окружностями вершин, называется активной линией зацепления; 4) точки А и В соединяем с центром вращения О5 и О6 соответственно; Рисунок 2 - Картина неравносмещенного эвольвентного зацепления Ks = 0,00025 м/мм отрезок АР на 6 равных частей, из точки А по основной окружности влево и вправо откладываем но четыре отрезка, точки которых обозначим 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, и из полученных точек проводим касательные к основной окружности; 5) на полученных касательных откладываем то количество отрезков, 6) отложив по делительной окружности диаметра d5 толщину зуба S5 и
7) для построения ножки зуба соединяем начальные точки эвольвенты с 8) построение зуба шестого зубчатого колеса выполняется аналогично. 9) отложив от оси симметрии влево и вправо от построенных зубьев 10) для определения рабочих участков профилей зубьев из центра O5 Определение коэффициента торцового перекрытия графически осуществляется следующим образом:
где ab - активная линия зацепления, мм; Р - делительный шаг, м; - угол зацепления, а = 20°. Сравниваем полученный результат F с определённым аналитически в (подраздел 2.2): 3 Синтез и анализ комбинированного зубчатого механизма 3.1 Выполним синтез зубчатого механизма: при ведущем первом колесе, при ведущем водиле. 3.1.1 Ведущее первое колесо (рисунок 3). а - кинематическая схема; б - план скоростей; в - план частот вращения • Рисунок 3 - Кинематический анализ зубчатого механизма при ведущем первом колесе а - кинематическая схема; б - план скоростей; в - план частот вращения Рисунок 4 - Кинематический анализ зубчатого механизма при ведущем водиле Передаточное отношение планетарной ступени Выбираем масштабный коэффициент построения плана скоростей где Ра - отрезок, выражающий скорость точки А на чертеже (принимается от 40 до 80 мм). Построение выполняем в следующей последовательности. Проводим линию полюсов Р - Р и сносим на нее характерные точки механизма (А, В, С, D, О). От линии полюсов откладываем отрезок Ра, равный 49,5 мм, выражающий на чертеже скорость точки А. Так как закон распределения линейной скорости от радиуса колеса линейный, соединяем точки О и а и получаем линию Н распределения скоростей водила. Скорость точки В равна нулю (мгновенный полюс скоростей). Точки В и А принадлежат сателлиту, соединив их, получим линию распределения скоростей 2-3 колес сателлита. Сносим на эту линию точку С, принадлежащую сателлиту. Получим скорость этой точки, которая принадлежит также и четвертому колесу. Зная скорость точки С, принадлежащей четвертому колесу, а также скорость оси вращения (равна нулю) и соединив их, получим линию распределения скоростей четвертого и пятого колес. Сносим на эту линию точку D и определяем ее скорость. Точка D также принадлежит колесу 6. Соединив точку d и точку оси вращения шестого колеса, получим линию распределения скоростей этого колеса.
3.3 Построение плана частот вращения. Для построения плана частот вращения выбираем масштабный коэффициент построения: Проводим горизонтальную линию и из точки О восстанавливаем перпендикуляр. От точки О в выбранном масштабе откладываем отрезок О-Н, равный 90 мм, выражающий частоту вращения водила (двигателя) на чертеже. Затем из точки Н проводим линию, параллельную линии скорости Н плана скоростей. На пересечении ее с перпендикуляром получим полюс построения Р. Из полюса проведем наклонные линии, параллельные линиям 6, 4-5, 2-3 плана скоростей, и получим отрезки на плане частот вращения 0-6, 0-4, 0-2, выражающие частоты вращения колес в миллиметрах. Для определения истинных величин частот умножим эти отрезки на масштабный коэффициент Кп = 10 мин-1/мм. Правильность построения проверим аналитическим расчетом частот вращения колес. Частота вращения 4 и 5 колес
Расхождение результатов не должно превышать 5 %. Список литературы 1 Филонов И.П. Теория механизмов, машин и манипуляторов /И.П. Филонов, П.П. Анципорович, В.К. Акулич. - Мн.: Дизайн ПРО, 1998. - 655 с. 2 Теория механизмов и машин /Под ред. К.В. Фролова. - М.: Высш. шк., 3 Попов С.А. Курсовое проектирование по теории механизмов и машин.- М.: Высш. шк., 1986. - 294 с. 4 Алехнович В.Н. Теория механизмов и машин. Сборник контрольных 5 Девойно Г.Н. Курсовое проектирование по теории механизмов и машин. - Мн.: Выш. шк., 1986.-285с. 6 ГОСТ 16532-70. Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|