Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Независимый финансовый контроль

 

Независимый финансовый контроль, субъектами проведения которого являются независимые финансовые организации, имеющие лицензии на право его осуществления, называется аудитом. Аудит – это предпринимательская деятельность физических или юридических лиц, имеющих лицензию на право осуществления аудиторских услуг, по оказанию платных независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов предприятиям, организациям, учреждениям в соответствии с договором. Правовое регулирование аудиторской деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом об аудите и нормативно-правовыми актами Правительства РФ. В хозяйственной практике различают обязательный, инициативный и принудительный аудит.

Обязательный аудит проводится в соответствии с нормативно-правовыми актами, т.е. Правительство РФ четко определило критерии, по которым предприятие обязано подтвердить достоверность своих годовых отчетов. Инициативный аудит проводится по решению хозяйствующего субъекта, когда администрация или собственники решают иметь объективную оценку финансового состояния предприятия. Принудительный аудит имеет место в случаях, вызванных решениями или постановлениями правоохранительных или судебных органов.

Это относительно новый пил финансового контроля, появившийся в нашей стране в конце 80-х гг, XX в. и связанный с переходом на рыночные отношения. Для рыночных отношений были необходимы новые формы финансового контроля, присущие экономически развитым странам. Аудиторский контроль представляет собой особую, не связанную с государственным и ведомственным контролем форму финансового контроля. Ее инициатором являются: организации, сами заказавшие эту форму контроля; кредиторы, собственники, инвесторы и другие лица, заботящиеся о своих интересах. Этот интерес связан с потребностью достоверно знать имущественное состояние – как свое, так и своего потенциального партнера. Эта потребность возникает вследствие следующих причин:

– менеджмент организации в своих интересах при составлении отчетности может исказить имущественное положение и обязательства предприятия, а также результаты его деятельности;

– принятие управленческого решения пользователем финансовой информации во многом зависит от ее качества и достоверности;

– отсутствие профессиональных знаний в области бухгалтерского учета и навыков анализа финансового положения организации, а также недоступности для пользователей первичных бухгалтерских документов, на основании которых осуществлялось составление отчетности.

Достоверная финансовая информации о хозяйственном субъекте повышает эффективность функционирования рынка в целом и рынка капиталов, в частности, дает собственникам возможность правильно оценить и спрогнозировать последствия принятия своих решений. Отсюда возникает потребность в наличии на рынке физических и юридических лиц, обладающих способностью объективно, будучи независимыми от организации, оценить ее финансовое положение на основе сопоставления представленных в отчетности сведений и фактически имеющихся сведений в первичных бухгалтерских документах и регистрах бухгалтерского и налогового учета. Эта опенка должна быть проведена с учетом действующего нормативно-правового регулирования.

Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей и дополнительных услуг, связанных с консультированием клиентов по вопросам банковского, налогового, финансового законодательства, по составлению расчетов или деклараций по налогообложению, ведению или восстановлению бухгалтерского учета, составлению финансовых прогнозов, выбору формы привлечения капитала, размещению временно свободных денежных ресурсов.

Цели аудита: установление достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности, соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству и договорными обязательствами исполнителя и заказчика, соответствие произведенных финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам; проверка плaтeжнo-pacчeтнoй документации и других финансовых обязательств аудируемых лиц.

Основные требования, предъявляемые к аудиторским фирмам и индивидуальным аудиторам, реализуются через принципы аудита.

Принцип независимости заключается в обязательном отсутствии у аудитора при формировании его мнения о достоверности бухгалтерской отчетности финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. Независимость аудита должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактических обстоятельств.

Принцип профессионализма заключается в соблюдении при проведении финансового контроля приоритета общественных интересов; финансовый контролер должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершения поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг, способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу.

Принцип компетентности: аудитор должен владеть необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим ему обеспечить квалифицированное, качественное, отвечающее современным требованиям оказание профессиональных услуг. Поэтому для проведения аудита следует привлекать подготовленных, профессионально компетентных специалистов и осуществлять контроль за качеством их работы.

Принцип объективности заключается в обязательности применения аудитором непредвзятого, беспристрастного, самостоятельного, не обусловленного каким-либо влиянием подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию суждений, выводов и заключений.

Принцип конфиденциальности информации: финансовые контролеры обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, и не вправе передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо устно разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Этот принцип должен соблюдаться неукоснительно, невзирая на то что разглашение или распространение информации об экономическом субъекте не наносит ему, по представлениям аудитора, материального или иного ущерба. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно, вне зависимости от продолжения или прекращения отношений с клиентом и без ограничения по времени.

Принцип ответственности: финансовые контролеры несут не только моральную, но и материальную ответственность, определяемую действующими нормативно-правовыми актами.

Принцип добросовестности заключается в обязательности оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей; подразумевает усердное и ответственное отношение финансового контролера к своей работе, т.е. он не вправе использовать для своей выгоды или в интересах третьих лиц конфиденциальную информацию о делах клиентов, ставшую ему известной при выполнении профессиональных задач. Аудиторская организация не должна оказывать услуги, выходящие за рамки профессиональной компетентности и пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской деятельности.

Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, под которой понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, позволяющей пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные управленческие решения.

Аудит не просто контроль, а средство достижения эффективного решения, способствующее экономическому успеху заказчика. Несмотря на то что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.

В теории, хозяйственной практике и нормативных документах различают обязательный и инициативный, внутренний и внешний аудит.

 

1.1 Обязательный и инициативный аудит

 

Обязательный аудит регламентируется государством и представляет собой ежегодную обязательную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности в организациях, перечень которых определен в законодательном порядке. Обязательная аудиторская проверка производится также по поручению государственных органов дознания при наличии санкции прокуратуры или суда.

Обязательный аудит осуществляется, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной или страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, или добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки организации от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) или сумма активов превышает установленную законодательством Российской Федерации нормативную величину.

4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

5) организация создана с участием иностранного капитала.

Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов подтверждается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Инициативный аудит проводится по решению самого хозяйствующего субъекта в объемах и сроки, оговоренные между заказчиком и аудиторской фирмой. Решение о его проведении могут принять также акционеры или потребовать финансово-кредитные и страховые организации. В числе задач инициативного аудита, помимо установления достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству и договорным обязательствам, может быть также обоснование учетной политики предприятия, оценка и прогноз его финансовой устойчивости, разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния и повышению эффективности деятельности.

Обязательный и инициативный аудит осуществляются на основе гражданско-правового договора возмездного оказания услуг, который регулируется ГК РФ. Предметом договора является оказание услуг нематериального характера.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...