Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Охарактеризуйте основные исторические этапы (периоды) развития менеджмента




Перечень

Теоретических вопросов к государственному экзамену

По учебной дисциплине «Менеджмент»

Раскройте сущность и содержание менеджмента. Объясните взаимосвязь и различие понятий «менеджмент» и «управление». Назовите цели и задачи менеджмента в новых условиях деятельности предприятий (организаций) агропромышленного комплекса

Независимо от масштабов и видов производства и обслуживания, формы собственности, организационной структуры предприятия или организации и других факторов, эффективность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов определяется качеством управленческого труда. Передовые предприятия отличаются от отстающих исключительно уровнем менеджмента.

Изначально в Англии слово «менеджмент» означало «искусство верховой езды», а «менеджер» — «искусный наездник». И только много позже этим словом стали называть профессионально подготовленных управляющих в различных областях деятельности.

В русском переводе термин «менеджмент» является аналогом понятия «управление», что не в полной мере соответствует действительности, хотя и отражает общую суть обоих понятий применительно к управлению организацией. Для корректности использования понятий «менеджмент» и «управление» в сфере управления следует отразить их содержательные отличия:

Понятие «управление» намного шире. Оно применяется во многих видах человеческой деятельности и разных ее сферах (управление в неживой природе, биологических системах, управление государством и т.д.), а также применительно к органам управления.

Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятия, корпорации, действующих в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали употреблять и в отношении не предпринимательских организаций.

Менеджмент — это работа с людьми по определению, уяснению и достижению целей, стоящих перед организацией и достигаемых путем выполнения таких функций, как планирование, организация деятельности, работа с кадрами, контроль. В передовых странах с рыночной экономикой менеджмент считается профессией.

Менеджмент универсален также в том, что он использует системный комплекс знаний, включающий законы, принципы и концепции, подтвердившие свою состоятельность в управленческом процессе. Эти знания могут быть применены к любым видам организованной человеческой деятельности (бизнес, государственное управление, образование, религия и др.), они могут применяться на всех уровнях управления в одной и той же организации — с самых высших и до самых низших. Если менеджер имеет фундаментальные знания, умеет применять их в данной ситуации и обладает способностью быстро адаптироваться к новой обстановке, то он сможет исполнять управленческие функции эффективно в любой организации и на любом уровне управления.

В настоящее время в международной практике существуют различные случаи употребления термина «менеджмент». В основном это следующие три:

1. Менеджмент как область знаний, учебная дисциплина.

2. Менеджмент — группа людей в организации, выполняющая управленческие функции.

3. Менеджмент как вид профессиональной деятельности. Менеджмент необходим для достижения целей, намеченных организацией (чтобы вызвать какое-то действие или продвижение, необходим определенный импульс от менеджеров); поддержания баланса между противоречивыми целями (поддерживать равновесие между противоречивыми целями организации, задачами организации и деятельностью ее членов, запросами отдельных групп и личностей); достижения высокого организационного уровня и эффективности в работе (выбрать то, что надо сделать и правильные методы выполнения).

Без менеджмента люди работали бы разобщено и неэффективно. Менеджмент превращает разрозненную толпу в целенаправленно действующую эффективную группу.

Сущность менеджмента составляет управление организацией в условиях рынка, с учетом использования методов и механизмов хозяйствования в рыночной экономике. Прежде всего, это проявляется в направленности деятельности организаций (и соответственно управления этой деятельностью) на удовлетворение общественной потребности и спроса рынка, на обеспечение требований конкретных потребителей, на разработку и производство тех видов продукции и услуг, которые могут быть реализованы и обеспечат получение желаемой прибыли. Особенностью менеджмента, определяющей его содержание, является постоянная адаптация деятельности предприятия и управления к внешней среде, включая корректировку целей и программ их достижения в зависимости от конъюнктуры рынка и изменений социально-экономической среды. Важной составляющей менеджмента, отражающей его сущность, является также направленность управления на постоянное повышение эффективности производства за счет улучшения качества производимой продукции или услуг, повышения производительности труда, снижения затрат на единицу производимых продукции, услуг. При этом объективная оценка конечных результатов деятельности конкретного предприятия или его хозяйственно самостоятельных подразделений определяется на рынке в процессе реализации товаров и услуг. Эффективный менеджмент предполагает также хозяйственную самостоятельность субъектов хозяйствования, обеспечивающую свободу принятия управленческих решений теми, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности предприятия и его подразделений, а также необходимость использования современной информационной базы и компьютерной техники для многовариантных расчетов при принятии рациональных управленческих решений.

 

Охарактеризуйте основные исторические этапы (периоды) развития менеджмента

Выделяют несколько исторических периодов развития теории и практики менеджмента.

I период - древний. Начало его датируется 9-7 тысячелетием до н.э. Продолжался он примерно до XVIII века. Здесь происходит переход от присваивающего хозяйствования (сбор плодов, охота и т.д.) к производству предметов и продуктов. В этот период формировались государства со своим аппаратом управления.

II период - индустриальный. Он занимает период зарождения капитализма (1776 - 1890 гг.). В работах А. Смита, Р. Оуэна был дан анализ различных форм разделения труда, характеристика обязанностей государства в области управления, высказана идея гуманизации управления производством и ряд других.

Ш период - период систематизации (1856 - 1960 гг.). В это время в меджменте формируются различные направления, школы, течения. Вклад в развитие менеджмента внесли Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд,Г. Мэйо, Д Макгрегор.

IV период - информационный. Он начался в 60-е годы XX века и продолжается до наших дней. В это время разрабатываются концепции управления, опирающиеся на использование математического аппарата и компьютеризации управления.

Сложилось четыре подхода к управлению: с позиции выделения различных школ, процессный, системный и ситуационный.

Первый подход включает школы: научного управления; административную (классическую); человеческих отношений и поведенческих наук; школу науки управления (или количественных методов).

 

Охарактеризуйте школы управления, их становление и развитие концепции.

Бурное развитие производительных сил во второй половине прошлого века, технический прогресс и машинное производство требовали четкой организации, стандартизации и унификации производственных процессов. Постепенно сформировалось по­нимание, что организацией необходимо управлять систематизированно на основе научного подхода.

Выделяют четыре подхода: подход с позиции выделения раз­личных школ, процессный подход, системный и ситуационный подходы.

Первый подход включает четыре школы

Школа научного управления (1885 - 1920 гг.). Ее основателем является Ф. Тейлор, который сформулировал принципы и методы научного управления:

- научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности;

- отбор, тренировка и обучение рабочих на основе научных критериев;

- сотрудничество администрации с рабочими;

- равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими;

- использование дифференцированной системы оплаты труда.

Школа научного управления базируется на глубоком разделении труда и рационализации рабочих мест.

Административная (классическая) школа (1920 - 1950 гг.). Ее основателем является А. Файоль, который сформулировал основные управленческие концепции:

- основные принципы управления (разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство направления; подчиненность личных интересов общим; вознаграждение; централизация; иерархические уровни; справедливость; стабильность рабочего места для персонала; инициатива и корпоративный дух);

- теория управления, которая включает в себя комплекс знаний (предвидение, организация, распоряжение, координация и контроль).

Школа человеческих отношений (1930 - 1950 гг.). Ее основателем является Э. Мэйо, который занимался исследованиями межличностных отношений; в производственных коллективах. С точки зрения этой школы производительность труда рабочих зависит не только от действий администрации, но и от психологического и социального климата в коллективе.

Школа поведенческих наук (1930 - 1960 гг.). В ее основе лежит изучение поведения человека. Вклад в развитие этой школы внесли У. Барнард, А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Мак-Грегор. Был разработан ряд концепций и положений о формальной и неформальной системах, мотивации и потребностях, лидерстве в организации.

Школа научного управления (количественных методов). Она получила развитие в 50-х годах XX века как результат использования достижений прикладной математики и инженерных наук в развитии управленческой мысли.

Процессный подход рассматривает управление как единый процесс, представляющий непрерывную последовательность взаимосвязанных управленческих функций (планирование, организация, регулирование, мотивация и контроль).

Системный подход рассматривает организацию как совокупность взаимозависимых элементов (люди, структура, задачи и технология), управление которыми должно быть направлено на достижение целей в условиях изменения внешней среды.

Ситуационный подход концентрирует внимание на том, что пригодность и эффективность использования различных методов управления определяется ситуацией с учетом факторов внешней и внутренней среды.

Среди современных концепций менеджмента выделяют:

- концепцию адаптации, суть которой состоит в том, что в реальной хозяйственной деятельности стратегия организации всегда является комбинацией наиболее выгодных действий с учетом факторов внешней среды;

- концепцию глобальной стратегии, которая предусматривает концентрацию внимания руководства на необходимость выработки единой стратегии;

- концепцию целевой ориентации, которая ориентирует предприятие на организацию его деятельности при доминирующей роли целеполагания на всех стадиях процесса управления.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...