Основные этапы подготовки курсовой работы
Подготовка курсовой работы представляет собой творческий труд студента, который можно условно разделить на нескольких основных этапов: 1) выбор темы; 2) составление рабочего плана; 3) подбор материала; 4) изучение материала и корректировка плана.
Выбор темы курсовой работы По мере того как студент накапливает знания по таможенному праву в процессе лекционных, семинарских занятий и самостоятельного изучения материала он может ориентироваться в той проблеме, которая его интересует. Поэтому, предварительное изучение примерной тематики курсовых работ, предложенной кафедрой – это обязательное условие подготовительной работы по выбору темы. Если студент готов предложить свой вариант темы курсовой работы, то ее надо обязательно согласовать с преподавателем, выступающим научным руководителем. Выбор темы курсовой работы это весьма ответственный этап, ибо важно выбрать не только ту, или иную тему, но чтобы она представляла для студента теоретический и практический интерес. На этом этапе неоценимую помощь может оказать консультация преподавателя. Основным критерием при выборе темы курсовой работы следует считать научно-практический интерес студента. Ведь интерес к той или иной проблематике по организации таможенного контроля товаров и транспортных средств может быть вызван участием в научно-исследовательской группе или участием в научных конференциях. 2. Составление плана работы Следующим важным этапом подготовки курсовой работы является составление плана, который дает направление работы. При этом студенты могут руководствоваться примерным планом, который разработан в рамках учебной программы по соответствующей дисциплине.
План курсовой работы — это научно обоснованная композиция работы, отражающая короткий перечень основных вопросов ее содержания, порядок изложения ее отдельных частей. В зависимости от сложности выбранной темы план может быть как простым, так и развернутым, когда каждый вопрос детализируется. При подготовке плана необходимо ознакомиться с основной литературой и проконсультироваться с преподавателем, который подскажет структуру изложения материала. Первоначально составляется примерный план, который в ходе работы уточняется и конкретизируется, то есть может претерпевать изменения, которые должны согласовываться с преподавателем. Рабочий план раскрывает внутреннюю структуру курсовой работы. Он должен быть выдержан строго логически. Недостаточно продуманное планирование влечет за собой серьезные недостатки. Обязательными разделами плана любой письменной работы являются: — Введение — содержит краткое обоснование выбора темы, цели и задачи работы, подчеркивает ее актуальность, значимость. К его написанию рекомендуется приступать после завершения основного содержания работы, когда обстоятельно исследованы все вопросы. — Основное содержание работы — раскрывается в нескольких логически изложенных вопросах (обычно 2–4 вопроса). Отдельные вопросы могут быть разбиты на подвопросы. — Заключение — содержит основные выводы, к которым пришел студент в результате изучения избранной темы, а также предложения и рекомендации по совершенствованию теории и практики изученного правового института или явления. — Список использованной литературы (библиография). Список оформляется в строгом соответствии с методическими рекомендациями. С помощью плана вырабатывается логическая стройность и комплексность изложения. Рабочие планы рекомендуется составлять в детализированном, развернутом виде, что помогает автору при подготовке письменной работы.
Подбор материала Работа над темой курсовой работы осуществляется путем подбора соответствующей литературы. На данном этапе выполнения работы студент должен выявить возможное и доступное ему количество основных и вспомогательных источников. Источниками изучения являются: учебная литература по предмету; данные научных исследований; периодическая печать; нормативно-правовые акты; опыт применения норм права в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и др. Работа всегда будет отличаться индивидуальностью, если студент будет подбирать источники с учетом различных точек зрения по избранной теме. Составление различных суждений тех или иных авторов и их цитирование – непременное условие выполнения научной работы. Особо следует обращать внимание на статьи в научных журналах, так как в них, как правило, отражены новые взгляды на государственно-правовую действительность. Собранная научная информация в процессе изучения всего перечня литературы должна отражать имеющиеся взгляды на постановку проблемы и содержать элементы научной полемики. Особо следует подчеркнуть значение нормативного материала, используемого в курсовой работе. Каждый студент должен показать свое умение работать с нормативными актами. Ссылки на международно-правовые документы, Конституцию Российской Федерации, законы и подзаконные акты необходимо использовать при аргументации научных положений, которые нашли в них закрепление или требуют нормативной регламентации. При этом сноски на законодательство должны быть точны, и сопровождаться указанием полного названия, даты и органа, принявшего данный акт. На этом этапе уточняется материал, с точки зрения выделения главной и второстепенной информации, косвенно имеющей отношение к теме исследования. Студентам нередко сложно самостоятельно отделить ту или иную информацию и очертить круг той информации, которая необходима для раскрытия того или иного вопроса. Здесь надо обязательно взять консультацию у научного руководителя. С целью подбора материала студенту необходимо овладеть определенным минимумом знания библиографии. Подбор литературы для написания работы помогут осуществлять каталоги университетской библиотеки, методического кабинета кафедры и профессорско-преподавательский состав кафедры.
Каталоги традиционно подразделятся на: — систематический (предметный); — алфавитный; — каталог статей. В систематическом каталоге информация располагается по отраслям знаний, а в пределах каждой отрасли — по отдельным темам. В карточках указываются фамилии авторов, название книги, издательство и год издания. В алфавитном каталоге информация располагается в алфавитном порядке фамилий и имен авторов. Он содержит описание всего книжного фонда библиотеки. В факультетской библиотеке имеется электронный каталог книг. В каталог статей включаются конкретные статьи ученых, опубликованные в периодических изданиях (журналах). Информация в них располагается в алфавитном порядке фамилий, а также может быть разбита по названиям периодических изданий. Необходимые студентам книги, статьи и сборники отыскиваются библиотекарем по выходным данным и шифрам, которые имеются на карточках каталогов. Более подробную консультацию можно получить в библиографических отделах библиотек. Выявленные источники и литература предварительно классифицируются и заносятся в отдельные карточки или тетрадь по правилам составления библиографического описания. Последовательность работы над ними определяется их значением. Перечень основной и дополнительной литературы по теме представлен в программе учебного курса. Однако он может оказаться недостаточным. Полезные советы по поиску и подбору материала. 1) Подобрать литературу студент может с помощью библиографических каталогов: — библиотеки СПбГУАП — ул. Б. Морская, д. 67; ул. Ленсовета, д. 14; — фондов библиотек других юридических вузов и факультетов; — фондов Российской национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург); — фондов районных библиотек; — поисковых систем сети интернета[1]. 2) Для подбора нормативных правовых актов по теме студент может обратиться к следующим основным периодическим печатным изданиям и электронным носителям:
— Российская газета; — Парламентская газета; — Собрание законодательства Российской Федерации; — электронные правовые базы данных «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс», «База НПА (для доступа к базам данных студент может обратиться в Центр правовой информации Российской национальной библиотеки — г. Санкт-Петербург). 3) Следует обращать внимание на сноски в источниках, которые помогут найти дополнительную литературу. Обращаем внимание студентов на тот факт, что в написании курсовой работы должны использоваться различные виды источников: 1) нормативно-правовые источники (международные правовые акты, законы, подзаконные нормативные правовые акты; судебные решения и т.д.); 2) учебные и учебно-методические источники (учебники и учебные пособия); 3) научные источники (монографии; статьи, опубликованные в периодических изданиях — журналах и газетах; словари, справочники; научно-практические комментарии к нормативно-правовым актам). Значительный объем информации содержится на сайтах: ФТС России www.customs.ru, Комиссии Таможенного союза (КТС) www.tsouz.ru, в информационно-консультационной системе «Виртуальная таможня» www.vch.ru, «Все о таможне» www.tks.ru, «Все для декларантов и участников ВЭД» www.alta.ru. Например, официальный сайт ФТС России содержит информацию, которая может быть полезна при написании практической части курсовой работы Во-первых, следует использовать материалы докладов о результатах и основных направлениях деятельности ФТС (далее ДРОНД), расположенных по ссылке: http://www.customs.ru/ru/activities/indexes//. Во-вторых, в разделе «Сведения о деятельности ФТС», необходимо использовать подраздел «Основные показатели, характеризующие деятельность ФТС России» http://www.customs.ru/ru/activities/Osnovnyepokazateli/. Там расположены сборники «Таможенная служба в … году», в которых кратко изложены данные по основным направлениям деятельности таможенной службы. Данные по статистике внешней торговли и другим экономическим показателям целесообразно брать с сайта Федеральной службы статистики www.gks.ru. Из зарубежных информационных ресурсов следует использовать сайты: Всемирной таможенной организации www.wcoomd.org, Всемирного таможенного журнала http://www.worldcustomsjournal.org. В курсовой работе следует использовать только современные информационные документальные источники, действующие на текущий момент. Общий список информационных источников не должен быть менее десяти наименований. Следует внимательно отнестись к составлению списка источников, каждый из которых обязательно должен быть использован в тексте курсовой работы. Соответственно, по тексту работы должны быть оформлены ссылки на используемые источники. Когда материал собран, его необходимо систематизировать. Это позволит вести его изучение в определенной последовательности. Систематизация заключается в распределении материала в соответствии с рабочим планом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|