Функции философии. Место и роль философии в культуре
1. Мировоззренческая функция. Философия вооружает человека цельным и рациональным мировоззрением. Она является к тому же и школой критического, систематического и синтетического мышления, потому что помогает человеку трезво и критически оценивать как самого себя, так и свое социальное окружение. Благодаря философии человек учится мыслить последовательно и непротиворечиво, проходя между абстрактными и односторонними крайностями, выискивая срединную линию, объединяющую противоположности. В этом пункте мировоззренческая функция философии напрямую сопрягается с ее методологическойфункцией. 2. Методологическая функция. Философия обладает своими особыми методами и своим особым языком. Под методом в самом общем виде понимается такое знание и основанная на нем система действий, с помощью которых можно получать новое знание. Одним из важнейших и древнейших методов философии является диалектический. Диалектика – это умение осмыслить предмет в его целостности и развитии, в единстве его базовых противоположных свойств и тенденций, в многообразных связях с другими предметами. Диалектика неотделима от философского диалога, от умения выслушивать и учитывать мнения как соратников, так и оппонентов. К важнейшим методам философии могут также быть отнесены - метод философской рефлексии, как направленности мысли на собственные неявные основания, - герменевтические методы, помогающие пониманию, истолкованию, интерпретации смыслов философских и других текстов, - феноменологический метод исследования сознания, - общелогические методы познания – индукции, дедукции, аналогии, формально-логического анализа терминов, логических схем и контекстов рассуждений.
Язык философии – это язык категорий, тех предельно общих понятий (дух – материя; необходимость – случайность; добро – зло; прекрасное – безобразное; истина – заблуждение и т.д.). На этом языке формулируются ее вечные предельные вопросы, на нём же даются рациональные ответы. Базовые философские категории наполняются различным содержанием в разные исторические эпохи и часто выступают в роли смыслового фундамента различных научных дисциплин. Любая наука в любой исторический период использует категории количества и качества, причины и следствия, сущности, закона и т.д., заимствуя их из философии. Благодаря системе своих всеобщих категорий философия помогает наукам осмыслить и сформировать их собственные философские основания. 3. Прогностическая функция философии. Особую функцию в культуре играют идеи философов, порой намного опережающих свое время. Таким образом, методологическая функция философии тесно смыкается с прогностической. · идеи Платона о геометрическом строении материи предвосхитили открытие Кеплера и Галилея, в ХХ веке отголосок этих идей звучит в творчестве физиков Гейзенберга и Паули; · идеи неевклидового строения пространства были впервые высказаны Николаем Кузанским; · интуиция о принципиальной связи электрических и магнитных явлений – немецким философом Шеллингом; · идея древней китайской философии об универсальном характере связей противоположных сил инь и ян нашла свое отражение в знаменитом «принципе дополнительности» Нильса Бора, легшего в основу квантово-механической картины мира; · идеи К.Э. Циолковского о ракетном освоении пространства во многом стимулировались космическими идеями русского мыслителя Н.Ф. Федорова. Способность забегать вперед и порождать дерзкие гипотезы делает философию привлекательной для науки, когда последняя попадает в ситуацию методологического и мировоззренческого кризиса и ощущает дефицит свежих идей (именно такой была ситуация на рубеже 19–20 вв. во времена кризиса ньютоновской классической механики).
4. Синтетическая функция философии заключается в установлении взаимосвязей между сферами духовного творчества человека. Быть может, именно эта функция выходит сегодня на первый план в исторической ситуации, когда, с одной стороны, явно обнаруживаются интегративные тенденции в современной науке и культуре, а, с другой – налицо нарастающее противостояние между различными религиозными конфессиями и культурными мирами, между богатым Севером и нищим Югом, между Востоком и Западом. Философия в чем-то схожа, а в чем-то различна со всеми другими важнейшими сферами духовной культуры (или сферами духовного творчества) человека. Она играет «центрально-связующую» роль в духовной культуре человечества, не позволяя культуре превратиться в разрушительное противостояние враждующих между собой идей, ценностей и мировоззрений. Философия часто сталкивается с такими явлениями действительности, которые гораздо сложнее объектов, изучаемых наукой. Философский анализ традиционно сталкивается с системами, включающими в качестве компонента человеческий фактор, например, при осмыслении различных феноменов духовной культуры. А ведь человекомерные объекты, функционирование которых предполагает включенность в них человеческого фактора, стали предметами естественнонаучного исследования лишь в эпоху современной научно-технической революции, когда стали применяться системное проектирование, ЭВМ, анализ глобальных экологических процессов и т.д.
Система понятий, обеспечивающая освоение таких систем, отрабатывалась в философии в общих чертах задолго до его применения в естествознании. Философия выявляет основные мировоззренческие смыслы, свойственные культуре соответствующей эпохи. Затем она оперирует с ними как с особыми идеальными объектами, изучает их внутренние отношения; связывает их в целостную систему, где любое изменение одного элемента прямо или косвенно влияет на другие.
В результате таких операций могут возникать новые категориальные смыслы, причем даже такие, для которых трудно подыскать прямые аналоги в практике соответствующей эпохи. Развивая эти смыслы, философия готовит своеобразные матрицы будущих способов понимания, осмысления и переживания человеком мира.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|