физическое, когнитивное и речевое развитие
Grace J. Craig, Don Baucum HUMAN DEVELOPMENT Ninth Edition Prentice Hall Грэйс Крайг, Дон Бокум ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ е издание
Научный редактор перевода на русский язык кандидат психологических наук, доцент Т. В. Прохоренко Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на Дону ■ Екатеринбург ■ Самара - Новосибирск Киев ■ Харьков ■ Минск ББК 88.3я7 УДК 159.9.922(075) К78 Крайг Г., Бокум Д. К78 Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). ISBN 5-94723-187-5
Данное издание представляет собой одно из наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Его несомненное достоинство заключается во внимательном рассмотрении всех этапов человеческой жизни, включая не только период подготовки к родительству, собственно пренатальный период, но и старение, умирание и смерть. Другая важнейшая особенность данного учебника — целостный подход к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультурных, собственно психологических, что позволяет реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждой из его стадий и выявить основные закономерности становления человека как индивида, личности и субъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физического, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития. Чрезвычайно полезным является освещение развития как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью. По широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации предлагаемое издание является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам, и научным сотрудникам.
Права на издание получены по соглашению с Prentice Hall, Inc. Upper Sadie River, New Jersey 07458. Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. ББК 88.3я7 УДК 159.9.922(075) © Prentice Hall 2002, 1999, 1996, 1992, 1989, 1986,1983, 1980, 1976 by Pearson Education, Inc. ISBN 0-13-033441-3 (англ.) © Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2004 ISBN 5-94723-187-5 © Издание на русском языке, оформление ЗАО Издательский дом «Питер», 2005
Краткое оглавление Предисловие к русскому изданию....................................10 Предисловие...................................................... 12 Часть I. Начало Глава 1. Перспективы и методы исследования..........................16 Глава 2. Подходы к пониманию развития человека......................60 Глава 3. Наследственность и среда..................................103 Глава 4. Пренатальное развитие и рождение ребенка...................157 Часть II. Детство Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое развитие.....•.................................................214 Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие.... 274 Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие.....318 Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве...................363 Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве..........413 Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве.................457 Часть III. Подростковый возраст Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте... 492 Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте. 522 Часть IV. Взрослость Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие........560 Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости...............601 Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости......646
Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости..............682 Глава 17. Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие.........719 1лава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие.....759 Глава 19. Смерть и умирание.......................................793 Глоссарий....................................................... 819 Список литературы................................................846 Алфавитный указатель.............................................928 Оглавление Предисловие к русскому изданию....................................10 Предисловие...................................................... 12 Часть I. Начало Глава 1. Перспективы и методы исследования..................... 16 Предварительный обзор..........................................16 Ключевые проблемы изучения развития человека....................18 Историческое и современное видение развития человека..............24 Изучение развития человека: описательные подходы..................34 Изучение развития человека: экспериментальные подходы.............45 Этика научного исследования.....................................51 Краткое содержание главы........................................57 Глава 2. Подходы к пониманию развития человека..................60 Предварительный обзор..........................................60 Дополнительные вопросы о развитии...............................62 Психодинамические подходы......................................63 Бихевиоризм и теории научения...................................74 Когнитивные подходы............................................82 Биологические подходы..........................................88 Системные подходы..............................................94 Теории в ретроспективе..........................................99 Краткое содержание главы........................................99 Глава 3. Наследственность и среда.............................103 Предварительный обзор.........................................103 Молекулярная генетика.........................................104 Гены, хромосомы и деление клеток................................112 Генетические и хромосомные нарушения...........................118 Новые направления генетических исследований и методов лечения.... 127 Генетика поведения.............................................130 Влияния среды и различных контекстов...........................134 Процессы, происходящие в рамках микросистемы...................135 Процессы, выходящие за рамки микросистемы......................143 Краткое содержание главы.......................................153 Глава 4. Пренатальное развитие и рождение ребенка...............157
Предварительный обзор.........................................157 Пренатальный рост и развитие...................................159 Влияние среды на пренатальное развитие..........................169 Роды.........................................................186 Оглавление 7 Недоношенные младенцы и младенцы, относящиеся к группе риска.... 199 Развивающаяся семья...........................................203 Краткое содержание главы.......................................209 Часть II. Детство Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое развитие.............................................. 214 Предварительный обзор.........................................214 Новорожденные................................................215 Физическое и моторное развитие.................................222 Сенсорное и перцептивное развитие...............................236 Когнитивное развитие...........................................246 Развитие речи..................................................257 Краткое содержание главы.......................................270 Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие.. 274 Предварительный обзор.........................................274 Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве...............276 Паттерны ранних отношений.....................................284 Отцы, братья, сестры и семейная система..........................296 Развитие личности на втором году жизни..........................300 Занятость родителей............................................308 Краткое содержание главы.......................................315 Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие.. 318 Предварительный обзор.........................................318 Физическое развитие............................................320 Развитие двигательных навыков..................................326 Когнитивное развитие...........................................331 Память и когнитивное развитие..................................341 Развитие речи и культура........................................345 Игра и научение................................................354 Краткое содержание главы.......................................360 Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве...............363 Предварительный обзор.........................................363 Проблемы развития и техники совладания.........................365 Агрессия и просоциальное поведение..............................376 Сверстники, игра и развитие социальных навыков...................384
Понимание себя и других........................................388 Семейная динамика.............................................396 Краткое содержание главы.......................................410 Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве.......413 Предварительный обзор.........................................413 Физическое и моторное развитие.................................414 Когнитивное развитие...........................................422 Оценка интеллекта и достижений.................................431 Научение и мышление в процессе школьного обучения...............441 3 Оглавление Нарушения и расстройства развития..............................448 Краткое содержание главы.......................................453 Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве.............457 Предварительный обзор.........................................457 Развитие личности в расширяющемся социальном мире..............458 Социальное знание и моральное сознание..........................461 Продолжающееся влияние семьи..................................468 Отношения со сверстниками и социальная компетентность...........478 Краткое содержание главы.......................................488 Часть III. Подростковый возраст Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте.............................................. 492 Предварительный обзор.........................................492 Подростковый период в наше время...............................493 Физическое развитие и адаптация.................................495 Сексуальные установки и поведение...............................504 Когнитивные изменения в подростковом возрасте...................513 Краткое содержание главы.......................................519 Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте.............................................. 522 Предварительный обзор.........................................522 Задачи развития подросткового возраста...........................523 Семейная динамика.............................................530 Взаимоотношения в подростковый период..........................533 Трудности подросткового возраста................................540 Стресс, депрессия и совладание с ними в подростковом возрасте.......550 Краткое содержание главы.......................................556 Часть IV. Взрослость Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие.....560 Предварительный обзор.........................................560 Перспективы развития в периоде взрослости.......................562 Общее физическое развитие......................................566 Секс и сексуальность............................................571 Когнитивная непрерывность и изменчивость........................580 Периодизация и задачи развития у взрослых.......................586 Краткое содержание главы.......................................598 Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости...........601 Предварительный обзор.........................................601 Длительность и изменчивость....................................602
Личность, семья и работа........................................603 Установление близких отношений................................609 Родительство и развитие взрослых................................617 Профессиональный цикл........................................625 Оглавление 9 Работа и пол...................................................636 Краткое содержание главы.......................................642 Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости.... 646 Предварительный обзор.........................................646 Развитие в среднем возрасте.....................................647 Физическая стабильность и изменчивость..........................652 Здоровье и болезни............................................. 661 Сохранение и изменение когнитивных возможностей в среднем возрасте.................................................... 670 Краткое содержание главы.......................................680 Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости...........682 Предварительный обзор.........................................682 Стабильность и изменчивость личностного развития.................683 Семья и друзья: межличностные контексты.........................691 Изменение семьи...............................................702 Стабильность и изменчивость профессиональной жизни..............710 Краткое содержание главы.......................................716 Глава 17. Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие......719 Предварительный обзор главы....................................719 Старение сегодня...............................................720 Физические аспекты старения....................................730 Причины старения..............................................741 Когнитивные изменения в пожилом возрасте.......................744 Краткое содержание главы.......................................756 Глава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие... 759 Предварительный обзор главы....................................759 Личность и старение............................................761 Выход на пенсию: значимое изменение статуса......................770 Семейные и личные связи.......................................775 Социальная политика Соединенных Штатов и пожилое население.....782 Краткое содержание главы.......................................790 Глава 19. Смерть и умирание.................................793 Предварительный обзор главы....................................793 Страх смерти..................................................794 Встреча с собственной смертью...................................798 В поисках гуманной смерти......................................802 Горе утраты и скорбь............................................809 Завершая жизненный цикл.......................................816 Краткое содержание главы.......................................817 Глоссарий....................................................... 819 Список литературы...............................................846 Алфавитный указатель.............................................928 Предисловие к русскому изданию Девятое издание учебника Грэйс Крайг и Дона Бокума представляет собой одно 13 наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Его 1есомненное достоинство заключается во внимательном рассмотрении всех эта-юв человеческой жизни, включая не только период подготовки к родительству, юбственно пренатальный период, но и старение, умирание и смерть. Другая важ-1ейшая особенность, которая привлекает в данном учебнике, — целостный под-сод к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультур-гых, собственно психологических. Это позволяет в действительности реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждый из его стадий и зыявить основные закономерности развития человека как индивида, личности и;убъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физиче-;кого, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития. Чрезвычайно полезным является освещение развития как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью. Это закладывает у будущих психологов понимание своеобразия и индивидуальной неповторимости, а также ценности каждой человеческой личности, даже если она отклоняется по своему развитию от стандартных нормативов. В учебнике очень удачно сочетается рассмотрение методологических, методических проблем и конкретных практических показателей развития. Девятое издание дополнено новыми научными данными о развитии в современных условиях жизни. В соответствии с этими реалиями показано влияние современной напряженной международной ситуации и последствий военных конфликтов на развитие детей разного возраста, рассмотрены проблемы беженцев, подростков-репатриантов и др. Особое внимание уделено развитию детей, растущих в ситуации постоянной опасности. В данном издании существенное внимание уделено этическим проблемам психологии развития, как с точки зрения этики научного исследования, так и с позиций философских аспектов добра и зла, их социальных и биологических истоков. В учебном пособии обсуждаются современные проблемы генетики, роль мутаций в воспроизводстве, введен раздел о клонировании. Обсуждается вопрос о возможностях применения на практике клонирования человека. В контексте обсуждения влияния среды на психическое развитие рассмотрены модели экологических систем У. Бронфенбреннера с акцентом на углубленный анализ уровня микросистем, в частности, оперантного обусловливания и социального научения. Необходимо отметить, что данный учебник характеризует глубокое научное и вместе с тем доступное для понимания студентов изложение сложных методологических проблем современной психологии развития. Большой интерес вызы- Предисловие к русскому изданию 1 1 вает анализ соотношения плавности и стадиальности, сенситивных и критических периодов, их роли в развитии. Авторы привлекают внимание студентов к понятию контекстности развития, рассматривают парадигму цивилизационного развития, дополняя ее введением понятий коллективистской и индивидуалистической культуры. Авторы стремятся к тому, чтобы полученные знания об особенностях психического развития студенты могли применять на практике. Поэтому каждый раздел содержит анализ трудностей и направлений психологической помощи, характерных для данного периода развития. Содержатся, например, разделы «Помощь матерям подросткового возраста в условиях бедности», «Трудности родителей-одиночек» (заметим, что в этом разделе рассматриваются трудности не только матерей, но и отцов-одиночек), «Влияние реформы социального обеспечения на одиноких американских родителей» и др. Несмотря на то что социальные условия Америки и современной России различаются, этот практический опыт, безусловно, может быть полезен российским психологам. В заключение следует еще раз подчеркнуть, что по широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации данное учебное пособие является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам и научным сотрудникам. Кандидат психологических наук, доцент |Т. В. Прохоренко Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ Л. А. Головей Предисловие История человеческой жизни независимо от культурных особенностей, в которых она протекает, представляет собой богатое событиями и захватывающее драматическое произведение. Комплексное изучение развития человека в контексте (см. глоссарий) является одинаково сложной задачей как для студентов, так и для ученых. Девятое издание «Психологии развития» (Human development, ninth edition) объединяет в себе данные, взятые из различных отраслей научного знания (психология, биология, социология, антропология, история, уход за ребенком и воспитание, медицина и здравоохранение — лишь немногие из них). Такой подход поможет предоставить наиболее полный современный обзор ключевых тем, проблем и противоречий, связанных с развитием человека на протяжении всего его жизненного пути. Работу над этим изданием «Психологии развития» я снова вела вместе с Доном Баукумом, экспериментальным психологом и опытным клиницистом, чьи личные наблюдения, эклектичный опыт преподавания и увлекательный писательский стиль помогли вдохнуть жизнь в это повествование и придать ему неповторимое своеобразие. При подготовке предыдущего издания мы обнаружили, что личный опыт каждого из нас в практической психологической деятельности изучения проблемы развития, подкрепленный обширным преподавательским стажем, соединяясь с опытом другого, значительно усиливают друг друга. Теперь Дон является моим полноправным соавтором. Вместе мы стремимся предложить вам подробный, зачастую подталкивающий к размышлениям, обзор современной теории и исследований развития, а также их применений в повседневной жизни. В силу огромной широты, открытости, противоречивости и проблематичности этой области студенты обнаружат здесь большое разнообразие точек зрения, подходов и экспериментальных данных. Читатели смогут проанализировать приведенные здесь сведения, соотнести их со своим личным опытом и выработать основанное на обладании полной информацией критическое видение того процесса, посредством которого мы становимся теми, кем мы, люди, являемся, и тех событий, наступления которых в своей жизни каждый из нас вправе ожидать в будущем. Какими мы видим студентов сегодня Современные студенты колледжей гораздо сильнее отличаются друг от друга, чем раньше. Если мы воспользуемся результатами исследования, производимого при помощи метода поперечных срезов, то в одной аудитории сможем обнаружить представителей выборки, значительно варьирующих по возрасту, этнической принадлежности, личному опыту и мировоззрению. Кроме того, студенты сильно различаются по своей академической успеваемости, в частности по степени знакомства с социальными науками, и по своим карьерным устремлениям. Каждый из этих (и многих других!) факторов создает «фильтры», через которые каждый индивид воспринимает человеческое развитие и жизнь в целом. Многие из тех, Предисловие
кто сегодня изучает развитие человека, завтра будут работать в сферах, связанных с оказанием помощи людям, таких как социальная работа, образование, медицина, консультирование, различные направления психологии, управленческие программы. Некоторые из них уже являются родителями, многим еще предстоит стать родителями в будущем; по этой причине в книгу включено большое количество практических советов для молодых родителей, связанных с воспитанием и уходом за детьми. Мы верим в то, что большинство студентов, безусловно, отличаются ярко выраженным, глубоким интересом к проблемам детства, подросткового возраста и взрослости. Описанием разнообразия вопросов, проблем мы поддерживаем данный интерес к развитию человека. «Психология развития» представляет людей такими, какие они есть в контексте культуры и субкультуры, как в Соединенных Штатах, так и за их пределами. Вместо того чтобы отталкиваться от какой-либо определенной группы, делая на этой основе обобщения, в книге специально предприняты усилия для того, чтобы объяснить, как феномен развития прикладывается или относится к широкому ряду людей. Это разнообразие отражается в современных исследованиях и анализах индивидуальных случаев, описанных в предлагаемом материале. Хотелось бы надеяться, что на страницах этой книги студенты найдут описание себя, независимо от биографии и иных факторов, и в то же время сумеют избежать ограничений, накладываемых этноцентризмом. Хронологическая организация материала При составлении и написании работ о развитии человека всегда существует вопрос об организации материала. Можно располагать исследования и теории развития в тематических главах, посвященных биологическому, когнитивному, речевому, социальному и личностному развитию, или же представлять развитие детей и взрослых в хронологическом порядке, так, как оно происходит в природе, подчеркивая при этом холистические взаимосвязи. «Психология развития» придерживается последнего подхода и описывает в отдельных главах каждый из возрастных периодов, на которые традиционно подразделяется человеческая жизнь: пре-натальный период, младенчество, раннее детство, среднее детство, подростковый и юношеский возраст и далее — ранняя, средняя и поздняя взрослость. Книга открывается двумя главами о подходах к развитию человека и методах его изучения, далее следует глава, где описывается взаимодействие наследственности и среды, и глава о пренатальном развитии, а завершается книга главой, посвященной смерти и умиранию. В середине книги, между уже упомянутыми разделами, находятся данные об основных возрастных периодах, каждый из которых описывается в двух следующих друг за другом главах: первая — о физическом и когнитивном развитии и вторая — о социальном, культурном развитии и развитии личности. Несмотря на эти необходимые разделения, мы не перестаем помнить об определяющей важности комплексного взаимодействия множества разнообразных граней развития, соприкасаясь с которыми возникает целостный человек. Описание особенностей подачи материала книги, способствующих его изучению На всем протяжении книги культурные и индивидуальные аспекты развития рассматриваются во взаимосвязи. Информация, приводимая в специальных встав- Предисловие ках по ходу текста, также способствует восприятию текста как единого целого. В разделе, озаглавленном «Проблемы исследования развития человека», представлен широкий спектр данных, мнений, что способствует дальнейшим самостоятельным размышлениям и дискуссии. «Мнения и факты» рассматривают распространенные популярные представления о развитии, иногда подтверждающиеся, а иногда опровергающиеся научными данными. Наконец, «Развитие в условиях современной жизни» посвящено важным современным проблемам теории и практики развития. Каждая глава этой книги открывается «Предварительным обзором», в котором предлагаются вопросы, предназначенные для стимулирования интереса к главным рассматриваемым здесь темам. После каждой содержательной части главы следует раздел «Контрольные вопросы», включающий список вопросов, сформулированных по принципу «истинно—ложно», и один содержательный «Вопрос для размышления», для ответа на который необходимо проявить умение критического осмысления материала. Ответы, а также список дополнительных вопросов приводятся на нашем сайте поддержки в сети Интернет, о котором будет подробнее сказано далее. На всем протяжении книги для облегчения понимания информации текст сопровождается многочисленными таблицами, в которых изложены краткие обзоры различных точек зрения, дополнительные термины и текущие статистические данные. Рисунки иллюстрируют обсуждения сложных тем, материалов исследований и т. п., а также представляют нам текущие статистические данные в графической форме. Главы завершаются «Резюме», в котором обобщаются основные обсуждаемые в них темы и проблемы. Определения ключевых терминов собраны в объемном «Глоссарии», расположенном в конце книги. Медиа-поддержка 9-го издания «Психологии развития» Сайт Поддержки 9-го издания «Психологии развития» находится по адресу www.prenhall.com/craig. Написанное Доном Бокумом, это онлайновое учебное руководство предоставляет студентам обзоры материала каждой главы, позволяет им выполнить проверочные задания и немедленно ознакомиться с полученными результатами. Кроме этого, к каждой главе предлагается список ссылок к дополнительным Интернет-ресурсам для изучения тем курсовых работ. Каждая глава содержит описание цели, вопросы в форме выбора из нескольких вариантов ответов, вопросы, требующие ответа «правда—ложь», задания заполнить бланки, эссе, веб-каталоги и ответы к разделу «Проверь себя. Контрольные вопросы», расположенные в каждой главе. Учебные курсы он-лайн. Для профессоров, заинтересованных в использовании в читаемых ими курсах Интернета и учебных курсов он-лайн, Prentice Hall предлагает полностью адаптированные онлайновые программы в WebCT, Black-Board и Course Compass Пирсона, поддерживаемые Blackboard. Дополнительную информацию вы можете получить, посетив www.prenhall.com/demo. Часть I Начало ГЛАВА 1 Перспективы и методы исследования Предварительный обзор Знаете ли вы? • Различие между обществом и культурой? • Различие между социализацией и освоением культуры? • Что значит «быть научным»? • Что развитие всегда является результатом взаимодействия наследственности и среды? • Какова связь между взрослением и обучением? • Как бытие ребенком, подростком или взрослым различается в исторической перспективе и в разнообразных современных культурах? • Что состав семей различается в исторической перспективе и в отличающихся друг от друга современных культурах? • Каковы преимущества и ограничения анализа индивидуальных случаев, наблюдений, опросов, психологических тестов и математических корреляционных методов? • Каковы основные исследования, применяющиеся для изучения изменений развития? • Что нужно для проведения валидного и репрезентативного эксперимента? • Что существует строгий этический кодекс, который необходимо соблюдать при осуществлении исследования, в котором испытуемыми являются люди? Это главные темы главы. Сложная и богатая, полная поисков и препятствий, человеческая жизнь является продуктом совокупного действия многих сил, смешением биологического и социального начал, переплетением мыслей и чувств. Попробуйте взглянуть на наше общество со стороны. Что мы из себя представляем? Что формирует и определяет их жизнь? О чем мы думаем и что чувствуем в течение каждого дня своей повседневной жизни? Какие общие черты взросления и приобретенного опыта в младенчестве, детстве или взрослости связывают наши жизни с жизнями людей, населяющих другие регионы Земли? Термин «развитие» относится к тем изменениям тела и поведения человека, которые происходят с течением времени благодаря как биологическим задаткам организма, так и его взаимодействию со средой. Какая же часть нашего современного состояния «построена» из генетических кирпичиков и какая является результатом происходящих с нами событий? Как и каким образом осуществляется Глава 1. Перспективы и методы исследования "| у взаимодействие многих влияний, помогающих нашему становлению? И наоборот, каким образом мы, как индивидуумы, можем определять ход нашего развития? И как наши отношения со значимыми другими — с важными для нас людьми — повлияли на то, кем и чем мы стали? На эти и множество других вопросов отвечает наука о развитии человека. Таблица 1.1 Жизненный путь человека Заметьте, что некоторые периоды значительно варьируют в различных культурах, тогда как другие в большей степени зависят от индивидуальных особенностей биологического развития человека (например, подростковый возраст определяется вступлением в пубертатный период). Пренатальный период — от зачатия до рождения ребенка Младенчество — от рождения до 18-24 месяцев Первые два года жизни (период тоддлеров) — от 12-15 месяцев до 2-3 лет Раннее детство — от 2-3 лет до 5-6 лет Среднее детство — от 6 приблизительно до 12 лет Подростковый и юношеский возраст — приблизительно с 12 лет до 18-21 года Ранняя взрослость — от 18-21 года до 40 лет Средняя взрослость — от 40 до 60-65 лет Поздняя взрослость — от 60-65 лет до смерти Развитие начинается с зачатия и продолжается на протяжении всей нашей жизни, хотя связанные с ним изменения обычно являются более очевидными и более быстрыми в очень юном возрасте. Это основная причина, в силу которой «периоды» развития и соответствующие им возрастные рамки, которые представлены в табл. 1.1, сравнительно непродолжительны в ранние годы и удлиняются по мере продолжения развития. Заметьте также, что градации жизненного пути человека, приведенные в таблице, наиболее применимы к людям индустриальных культур. Например, данные таблицы свидетельствуют, что «подростковый и юношеский возраст» является достаточно протяженным периодом, который на самом деле может продолжаться вплоть до достижения человеком 18-20 лет, и «поздняя взрослость» не начинается до возраста 60-65 лет. Однако в некоторых обществах, где нет необходимости в длительном сроке образования и очень сложное экономическое положение, подростковый период может быть более коротким, начиная с вступления в пубертат и завершаясь, возможно, всего лишь через 2-4 года. Подобным образом, в некоторых точках нашей планеты, где для обеспечения выживания необходим тяжелый физический труд, а хорошее питание и медицинская помощь не всегда легко доступны, поздняя взрослость может наступать уже в 45 лет. Таким образом, приводимые здесь периоды и возрастные границы не являются универсальными. Таблица 1.1 просто описывает общие схемы, используемые специалистами по развитию для изучения жизненного пути человека. Часть I. Начало К тому же таблица иллюстрирует логику построения и общую организацию материала в этой книге. Цель нашей работы — рассмотреть тенденции, закономерности и процессы развития человека на протяжении всей жизни, используя для этого опыт нескольких отраслей знания. Мы намерены исследовать человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие. Особое внимание будет уделено человеческим отношениям, так как именно они помогают понять, кто мы такие и как относимся к миру. Страстные и холодные, доброжелательные и скептичные, дружеские и формальные, отношения между людьми оказывают влияние на их развитие, и ими нельзя пренебречь. Суть нашей точки зрения заключается в том, что люди прежде всего существа социальные. Мы рассматриваем процессы реагирования и интерпретации людьми различных воздействий, в том числе и социальных, с той позиции, что каждый человек активно участвует в ходе своего собственного развития. Как существа по меньшей мере потенциально способные к сложному, абстрактному мышлению, мы являемся не просто фишками в игре; мы действующие игроки, влияющие на формирование нашей «игры». Представьте себе, как живут люди в какой-нибудь уединенной общине. Частично они являются продуктом среды, в которой выросли, и большую часть времени они проводят в гармоничном совместном труде, направленном на благо всей их общины. В то же время они являются индивидуумами со своими личными желаниями и чувствами, и каждый день они проявляют какие-то из них. Однако жизнь не всегда гармонична — практически в любой группе людей бывает время разногласий и споров, причиной которых становятся личные чувства и желания. Ключевые проблемы изучения развития человека Развитие в контексте Развитие глубоко «встроено» в контекст; этим термином обозначают непосредственный широкий спектр условий, в которых оно происходит. На следу
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|