Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

физическое, когнитивное и речевое развитие

Grace J. Craig, Don Baucum

HUMAN DEVELOPMENT

Ninth Edition

Prentice Hall

Грэйс Крайг, Дон Бокум

ПСИХОЛОГИЯ

РАЗВИТИЯ

е издание

 


 

 

Научный редактор перевода на русский язык

кандидат психологических наук,

доцент Т. В. Прохоренко

Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж

Ростов-на Дону ■ Екатеринбург ■ Самара - Новосибирск

Киев ■ Харьков ■ Минск

ББК 88.3я7

УДК 159.9.922(075)

К78

Крайг Г., Бокум Д.

К78 Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

ISBN 5-94723-187-5

 

Данное издание представляет собой одно из наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Его несомненное достоинство заключается во внимательном рассмотрении всех этапов человеческой жизни, включая не только период подготовки к родительству, собственно пренатальный период, но и старение, умирание и смерть. Другая важнейшая особенность данного учебника — целостный подход к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультурных, собственно психологических, что позволяет реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждой из его стадий и выявить основные закономерности становления человека как индивида, личности и субъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физического, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития. Чрезвычайно полезным является освещение развития как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью.

По широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации предлагаемое издание является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам, и научным сотрудникам.

Права на издание получены по соглашению с Prentice Hall, Inc. Upper Sadie River, New Jersey 07458. Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ББК 88.3я7 УДК 159.9.922(075)

© Prentice Hall 2002, 1999, 1996, 1992, 1989, 1986,1983, 1980, 1976 by Pearson Education, Inc. ISBN 0-13-033441-3 (англ.) © Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2004

ISBN 5-94723-187-5 © Издание на русском языке, оформление

ЗАО Издательский дом «Питер», 2005

 

 

Краткое оглавление

Предисловие к русскому изданию....................................10

Предисловие...................................................... 12

Часть I. Начало

Глава 1. Перспективы и методы исследования..........................16

Глава 2. Подходы к пониманию развития человека......................60

Глава 3. Наследственность и среда..................................103

Глава 4. Пренатальное развитие и рождение ребенка...................157

Часть II. Детство

Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое

развитие.....•.................................................214

Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие.... 274

Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие.....318

Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве...................363

Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве..........413

Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве.................457

Часть III. Подростковый возраст

Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте... 492 Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте. 522

Часть IV. Взрослость

Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие........560

Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости...............601

Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости......646

Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости..............682

Глава 17. Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие.........719

1лава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие.....759

Глава 19. Смерть и умирание.......................................793

Глоссарий....................................................... 819

Список литературы................................................846

Алфавитный указатель.............................................928

Оглавление

Предисловие к русскому изданию....................................10

Предисловие...................................................... 12

Часть I. Начало

Глава 1. Перспективы и методы исследования..................... 16

Предварительный обзор..........................................16

Ключевые проблемы изучения развития человека....................18

Историческое и современное видение развития человека..............24

Изучение развития человека: описательные подходы..................34

Изучение развития человека: экспериментальные подходы.............45

Этика научного исследования.....................................51

Краткое содержание главы........................................57

Глава 2. Подходы к пониманию развития человека..................60

Предварительный обзор..........................................60

Дополнительные вопросы о развитии...............................62

Психодинамические подходы......................................63

Бихевиоризм и теории научения...................................74

Когнитивные подходы............................................82

Биологические подходы..........................................88

Системные подходы..............................................94

Теории в ретроспективе..........................................99

Краткое содержание главы........................................99

Глава 3. Наследственность и среда.............................103

Предварительный обзор.........................................103

Молекулярная генетика.........................................104

Гены, хромосомы и деление клеток................................112

Генетические и хромосомные нарушения...........................118

Новые направления генетических исследований и методов лечения.... 127

Генетика поведения.............................................130

Влияния среды и различных контекстов...........................134

Процессы, происходящие в рамках микросистемы...................135

Процессы, выходящие за рамки микросистемы......................143

Краткое содержание главы.......................................153

Глава 4. Пренатальное развитие и рождение ребенка...............157

Предварительный обзор.........................................157

Пренатальный рост и развитие...................................159

Влияние среды на пренатальное развитие..........................169

Роды.........................................................186

Оглавление 7

Недоношенные младенцы и младенцы, относящиеся к группе риска.... 199

Развивающаяся семья...........................................203

Краткое содержание главы.......................................209

Часть II. Детство

Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое

развитие.............................................. 214

Предварительный обзор.........................................214

Новорожденные................................................215

Физическое и моторное развитие.................................222

Сенсорное и перцептивное развитие...............................236

Когнитивное развитие...........................................246

Развитие речи..................................................257

Краткое содержание главы.......................................270

Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие.. 274

Предварительный обзор.........................................274

Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве...............276

Паттерны ранних отношений.....................................284

Отцы, братья, сестры и семейная система..........................296

Развитие личности на втором году жизни..........................300

Занятость родителей............................................308

Краткое содержание главы.......................................315

Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие.. 318

Предварительный обзор.........................................318

Физическое развитие............................................320

Развитие двигательных навыков..................................326

Когнитивное развитие...........................................331

Память и когнитивное развитие..................................341

Развитие речи и культура........................................345

Игра и научение................................................354

Краткое содержание главы.......................................360

Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве...............363

Предварительный обзор.........................................363

Проблемы развития и техники совладания.........................365

Агрессия и просоциальное поведение..............................376

Сверстники, игра и развитие социальных навыков...................384

Понимание себя и других........................................388

Семейная динамика.............................................396

Краткое содержание главы.......................................410

Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве.......413

Предварительный обзор.........................................413

Физическое и моторное развитие.................................414

Когнитивное развитие...........................................422

Оценка интеллекта и достижений.................................431

Научение и мышление в процессе школьного обучения...............441

3 Оглавление

Нарушения и расстройства развития..............................448

Краткое содержание главы.......................................453

Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве.............457

Предварительный обзор.........................................457

Развитие личности в расширяющемся социальном мире..............458

Социальное знание и моральное сознание..........................461

Продолжающееся влияние семьи..................................468

Отношения со сверстниками и социальная компетентность...........478

Краткое содержание главы.......................................488

Часть III. Подростковый возраст

Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом

возрасте.............................................. 492

Предварительный обзор.........................................492

Подростковый период в наше время...............................493

Физическое развитие и адаптация.................................495

Сексуальные установки и поведение...............................504

Когнитивные изменения в подростковом возрасте...................513

Краткое содержание главы.......................................519

Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом

возрасте.............................................. 522

Предварительный обзор.........................................522

Задачи развития подросткового возраста...........................523

Семейная динамика.............................................530

Взаимоотношения в подростковый период..........................533

Трудности подросткового возраста................................540

Стресс, депрессия и совладание с ними в подростковом возрасте.......550

Краткое содержание главы.......................................556

Часть IV. Взрослость

Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие.....560

Предварительный обзор.........................................560

Перспективы развития в периоде взрослости.......................562

Общее физическое развитие......................................566

Секс и сексуальность............................................571

Когнитивная непрерывность и изменчивость........................580

Периодизация и задачи развития у взрослых.......................586

Краткое содержание главы.......................................598

Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости...........601

Предварительный обзор.........................................601

Длительность и изменчивость....................................602

Личность, семья и работа........................................603

Установление близких отношений................................609

Родительство и развитие взрослых................................617

Профессиональный цикл........................................625

Оглавление 9

Работа и пол...................................................636

Краткое содержание главы.......................................642

Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости.... 646

Предварительный обзор.........................................646

Развитие в среднем возрасте.....................................647

Физическая стабильность и изменчивость..........................652

Здоровье и болезни............................................. 661

Сохранение и изменение когнитивных возможностей в среднем

возрасте.................................................... 670

Краткое содержание главы.......................................680

Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости...........682

Предварительный обзор.........................................682

Стабильность и изменчивость личностного развития.................683

Семья и друзья: межличностные контексты.........................691

Изменение семьи...............................................702

Стабильность и изменчивость профессиональной жизни..............710

Краткое содержание главы.......................................716

Глава 17. Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие......719

Предварительный обзор главы....................................719

Старение сегодня...............................................720

Физические аспекты старения....................................730

Причины старения..............................................741

Когнитивные изменения в пожилом возрасте.......................744

Краткое содержание главы.......................................756

Глава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие... 759

Предварительный обзор главы....................................759

Личность и старение............................................761

Выход на пенсию: значимое изменение статуса......................770

Семейные и личные связи.......................................775

Социальная политика Соединенных Штатов и пожилое население.....782

Краткое содержание главы.......................................790

Глава 19. Смерть и умирание.................................793

Предварительный обзор главы....................................793

Страх смерти..................................................794

Встреча с собственной смертью...................................798

В поисках гуманной смерти......................................802

Горе утраты и скорбь............................................809

Завершая жизненный цикл.......................................816

Краткое содержание главы.......................................817

Глоссарий....................................................... 819

Список литературы...............................................846

Алфавитный указатель.............................................928

Предисловие к русскому изданию

Девятое издание учебника Грэйс Крайг и Дона Бокума представляет собой одно 13 наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Его 1есомненное достоинство заключается во внимательном рассмотрении всех эта-юв человеческой жизни, включая не только период подготовки к родительству, юбственно пренатальный период, но и старение, умирание и смерть. Другая важ-1ейшая особенность, которая привлекает в данном учебнике, — целостный под-сод к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультур-гых, собственно психологических. Это позволяет в действительности реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждый из его стадий и зыявить основные закономерности развития человека как индивида, личности и;убъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физиче-;кого, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития. Чрезвычайно полезным является освещение развития как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью. Это закладывает у будущих психологов понимание своеобразия и индивидуальной неповторимости, а также ценности каждой человеческой личности, даже если она отклоняется по своему развитию от стандартных нормативов.

В учебнике очень удачно сочетается рассмотрение методологических, методических проблем и конкретных практических показателей развития.

Девятое издание дополнено новыми научными данными о развитии в современных условиях жизни. В соответствии с этими реалиями показано влияние современной напряженной международной ситуации и последствий военных конфликтов на развитие детей разного возраста, рассмотрены проблемы беженцев, подростков-репатриантов и др. Особое внимание уделено развитию детей, растущих в ситуации постоянной опасности.

В данном издании существенное внимание уделено этическим проблемам психологии развития, как с точки зрения этики научного исследования, так и с позиций философских аспектов добра и зла, их социальных и биологических истоков.

В учебном пособии обсуждаются современные проблемы генетики, роль мутаций в воспроизводстве, введен раздел о клонировании. Обсуждается вопрос о возможностях применения на практике клонирования человека.

В контексте обсуждения влияния среды на психическое развитие рассмотрены модели экологических систем У. Бронфенбреннера с акцентом на углубленный анализ уровня микросистем, в частности, оперантного обусловливания и социального научения.

Необходимо отметить, что данный учебник характеризует глубокое научное и вместе с тем доступное для понимания студентов изложение сложных методологических проблем современной психологии развития. Большой интерес вызы-

Предисловие к русскому изданию 1 1

вает анализ соотношения плавности и стадиальности, сенситивных и критических периодов, их роли в развитии. Авторы привлекают внимание студентов к понятию контекстности развития, рассматривают парадигму цивилизационного развития, дополняя ее введением понятий коллективистской и индивидуалистической культуры. Авторы стремятся к тому, чтобы полученные знания об особенностях психического развития студенты могли применять на практике. Поэтому каждый раздел содержит анализ трудностей и направлений психологической помощи, характерных для данного периода развития. Содержатся, например, разделы «Помощь матерям подросткового возраста в условиях бедности», «Трудности родителей-одиночек» (заметим, что в этом разделе рассматриваются трудности не только матерей, но и отцов-одиночек), «Влияние реформы социального обеспечения на одиноких американских родителей» и др. Несмотря на то что социальные условия Америки и современной России различаются, этот практический опыт, безусловно, может быть полезен российским психологам.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что по широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации данное учебное пособие является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам и научным сотрудникам.

Кандидат психологических наук, доцент |Т. В. Прохоренко

Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии развития и дифференциальной

психологии СПбГУ Л. А. Головей

Предисловие

История человеческой жизни независимо от культурных особенностей, в которых она протекает, представляет собой богатое событиями и захватывающее драматическое произведение. Комплексное изучение развития человека в контексте (см. глоссарий) является одинаково сложной задачей как для студентов, так и для ученых. Девятое издание «Психологии развития» (Human development, ninth edition) объединяет в себе данные, взятые из различных отраслей научного знания (психология, биология, социология, антропология, история, уход за ребенком и воспитание, медицина и здравоохранение — лишь немногие из них). Такой подход поможет предоставить наиболее полный современный обзор ключевых тем, проблем и противоречий, связанных с развитием человека на протяжении всего его жизненного пути.

Работу над этим изданием «Психологии развития» я снова вела вместе с Доном Баукумом, экспериментальным психологом и опытным клиницистом, чьи личные наблюдения, эклектичный опыт преподавания и увлекательный писательский стиль помогли вдохнуть жизнь в это повествование и придать ему неповторимое своеобразие. При подготовке предыдущего издания мы обнаружили, что личный опыт каждого из нас в практической психологической деятельности изучения проблемы развития, подкрепленный обширным преподавательским стажем, соединяясь с опытом другого, значительно усиливают друг друга. Теперь Дон является моим полноправным соавтором. Вместе мы стремимся предложить вам подробный, зачастую подталкивающий к размышлениям, обзор современной теории и исследований развития, а также их применений в повседневной жизни. В силу огромной широты, открытости, противоречивости и проблематичности этой области студенты обнаружат здесь большое разнообразие точек зрения, подходов и экспериментальных данных. Читатели смогут проанализировать приведенные здесь сведения, соотнести их со своим личным опытом и выработать основанное на обладании полной информацией критическое видение того процесса, посредством которого мы становимся теми, кем мы, люди, являемся, и тех событий, наступления которых в своей жизни каждый из нас вправе ожидать в будущем.

Какими мы видим студентов сегодня

Современные студенты колледжей гораздо сильнее отличаются друг от друга, чем раньше. Если мы воспользуемся результатами исследования, производимого при помощи метода поперечных срезов, то в одной аудитории сможем обнаружить представителей выборки, значительно варьирующих по возрасту, этнической принадлежности, личному опыту и мировоззрению. Кроме того, студенты сильно различаются по своей академической успеваемости, в частности по степени знакомства с социальными науками, и по своим карьерным устремлениям. Каждый из этих (и многих других!) факторов создает «фильтры», через которые каждый индивид воспринимает человеческое развитие и жизнь в целом. Многие из тех,

Предисловие

 

кто сегодня изучает развитие человека, завтра будут работать в сферах, связанных с оказанием помощи людям, таких как социальная работа, образование, медицина, консультирование, различные направления психологии, управленческие программы. Некоторые из них уже являются родителями, многим еще предстоит стать родителями в будущем; по этой причине в книгу включено большое количество практических советов для молодых родителей, связанных с воспитанием и уходом за детьми.

Мы верим в то, что большинство студентов, безусловно, отличаются ярко выраженным, глубоким интересом к проблемам детства, подросткового возраста и взрослости. Описанием разнообразия вопросов, проблем мы поддерживаем данный интерес к развитию человека. «Психология развития» представляет людей такими, какие они есть в контексте культуры и субкультуры, как в Соединенных Штатах, так и за их пределами. Вместо того чтобы отталкиваться от какой-либо определенной группы, делая на этой основе обобщения, в книге специально предприняты усилия для того, чтобы объяснить, как феномен развития прикладывается или относится к широкому ряду людей. Это разнообразие отражается в современных исследованиях и анализах индивидуальных случаев, описанных в предлагаемом материале. Хотелось бы надеяться, что на страницах этой книги студенты найдут описание себя, независимо от биографии и иных факторов, и в то же время сумеют избежать ограничений, накладываемых этноцентризмом.

Хронологическая организация материала

При составлении и написании работ о развитии человека всегда существует вопрос об организации материала. Можно располагать исследования и теории развития в тематических главах, посвященных биологическому, когнитивному, речевому, социальному и личностному развитию, или же представлять развитие детей и взрослых в хронологическом порядке, так, как оно происходит в природе, подчеркивая при этом холистические взаимосвязи. «Психология развития» придерживается последнего подхода и описывает в отдельных главах каждый из возрастных периодов, на которые традиционно подразделяется человеческая жизнь: пре-натальный период, младенчество, раннее детство, среднее детство, подростковый и юношеский возраст и далее — ранняя, средняя и поздняя взрослость. Книга открывается двумя главами о подходах к развитию человека и методах его изучения, далее следует глава, где описывается взаимодействие наследственности и среды, и глава о пренатальном развитии, а завершается книга главой, посвященной смерти и умиранию. В середине книги, между уже упомянутыми разделами, находятся данные об основных возрастных периодах, каждый из которых описывается в двух следующих друг за другом главах: первая — о физическом и когнитивном развитии и вторая — о социальном, культурном развитии и развитии личности. Несмотря на эти необходимые разделения, мы не перестаем помнить об определяющей важности комплексного взаимодействия множества разнообразных граней развития, соприкасаясь с которыми возникает целостный человек.

Описание особенностей подачи материала книги, способствующих его изучению

На всем протяжении книги культурные и индивидуальные аспекты развития рассматриваются во взаимосвязи. Информация, приводимая в специальных встав-

Предисловие

ках по ходу текста, также способствует восприятию текста как единого целого. В разделе, озаглавленном «Проблемы исследования развития человека», представлен широкий спектр данных, мнений, что способствует дальнейшим самостоятельным размышлениям и дискуссии. «Мнения и факты» рассматривают распространенные популярные представления о развитии, иногда подтверждающиеся, а иногда опровергающиеся научными данными. Наконец, «Развитие в условиях современной жизни» посвящено важным современным проблемам теории и практики развития.

Каждая глава этой книги открывается «Предварительным обзором», в котором предлагаются вопросы, предназначенные для стимулирования интереса к главным рассматриваемым здесь темам. После каждой содержательной части главы следует раздел «Контрольные вопросы», включающий список вопросов, сформулированных по принципу «истинно—ложно», и один содержательный «Вопрос для размышления», для ответа на который необходимо проявить умение критического осмысления материала. Ответы, а также список дополнительных вопросов приводятся на нашем сайте поддержки в сети Интернет, о котором будет подробнее сказано далее. На всем протяжении книги для облегчения понимания информации текст сопровождается многочисленными таблицами, в которых изложены краткие обзоры различных точек зрения, дополнительные термины и текущие статистические данные. Рисунки иллюстрируют обсуждения сложных тем, материалов исследований и т. п., а также представляют нам текущие статистические данные в графической форме. Главы завершаются «Резюме», в котором обобщаются основные обсуждаемые в них темы и проблемы. Определения ключевых терминов собраны в объемном «Глоссарии», расположенном в конце книги.

Медиа-поддержка 9-го издания «Психологии развития»

Сайт Поддержки 9-го издания «Психологии развития» находится по адресу www.prenhall.com/craig. Написанное Доном Бокумом, это онлайновое учебное руководство предоставляет студентам обзоры материала каждой главы, позволяет им выполнить проверочные задания и немедленно ознакомиться с полученными результатами. Кроме этого, к каждой главе предлагается список ссылок к дополнительным Интернет-ресурсам для изучения тем курсовых работ. Каждая глава содержит описание цели, вопросы в форме выбора из нескольких вариантов ответов, вопросы, требующие ответа «правда—ложь», задания заполнить бланки, эссе, веб-каталоги и ответы к разделу «Проверь себя. Контрольные вопросы», расположенные в каждой главе.

Учебные курсы он-лайн. Для профессоров, заинтересованных в использовании в читаемых ими курсах Интернета и учебных курсов он-лайн, Prentice Hall предлагает полностью адаптированные онлайновые программы в WebCT, Black-Board и Course Compass Пирсона, поддерживаемые Blackboard. Дополнительную информацию вы можете получить, посетив www.prenhall.com/demo.

Часть I

Начало

ГЛАВА 1

Перспективы и методы исследования

Предварительный обзор

Знаете ли вы?

• Различие между обществом и культурой?

• Различие между социализацией и освоением культуры?

• Что значит «быть научным»?

• Что развитие всегда является результатом взаимодействия наследственности и среды?

• Какова связь между взрослением и обучением?

• Как бытие ребенком, подростком или взрослым различается в исторической перспективе и в разнообразных современных культурах?

• Что состав семей различается в исторической перспективе и в отличающихся друг от друга современных культурах?

• Каковы преимущества и ограничения анализа индивидуальных случаев, наблюдений, опросов, психологических тестов и математических корреляционных методов?

• Каковы основные исследования, применяющиеся для изучения изменений развития?

• Что нужно для проведения валидного и репрезентативного эксперимента?

• Что существует строгий этический кодекс, который необходимо соблюдать при осуществлении исследования, в котором испытуемыми являются люди?

Это главные темы главы.

Сложная и богатая, полная поисков и препятствий, человеческая жизнь является продуктом совокупного действия многих сил, смешением биологического и социального начал, переплетением мыслей и чувств. Попробуйте взглянуть на наше общество со стороны. Что мы из себя представляем? Что формирует и определяет их жизнь? О чем мы думаем и что чувствуем в течение каждого дня своей повседневной жизни? Какие общие черты взросления и приобретенного опыта в младенчестве, детстве или взрослости связывают наши жизни с жизнями людей, населяющих другие регионы Земли?

Термин «развитие» относится к тем изменениям тела и поведения человека, которые происходят с течением времени благодаря как биологическим задаткам организма, так и его взаимодействию со средой. Какая же часть нашего современного состояния «построена» из генетических кирпичиков и какая является результатом происходящих с нами событий? Как и каким образом осуществляется

Глава 1. Перспективы и методы исследования "| у

взаимодействие многих влияний, помогающих нашему становлению? И наоборот, каким образом мы, как индивидуумы, можем определять ход нашего развития? И как наши отношения со значимыми другими — с важными для нас людьми — повлияли на то, кем и чем мы стали? На эти и множество других вопросов отвечает наука о развитии человека.

Таблица 1.1 Жизненный путь человека

Заметьте, что некоторые периоды значительно варьируют в различных культурах, тогда как другие в большей степени зависят от индивидуальных особенностей биологического развития человека (например, подростковый возраст определяется вступлением в пубертатный период).

Пренатальный период — от зачатия до рождения ребенка

Младенчество — от рождения до 18-24 месяцев

Первые два года жизни (период тоддлеров) — от 12-15 месяцев до 2-3 лет

Раннее детство — от 2-3 лет до 5-6 лет

Среднее детство — от 6 приблизительно до 12 лет

Подростковый и юношеский возраст — приблизительно с 12 лет до 18-21 года

Ранняя взрослость — от 18-21 года до 40 лет

Средняя взрослость — от 40 до 60-65 лет

Поздняя взрослость — от 60-65 лет до смерти

Развитие начинается с зачатия и продолжается на протяжении всей нашей жизни, хотя связанные с ним изменения обычно являются более очевидными и более быстрыми в очень юном возрасте. Это основная причина, в силу которой «периоды» развития и соответствующие им возрастные рамки, которые представлены в табл. 1.1, сравнительно непродолжительны в ранние годы и удлиняются по мере продолжения развития. Заметьте также, что градации жизненного пути человека, приведенные в таблице, наиболее применимы к людям индустриальных культур. Например, данные таблицы свидетельствуют, что «подростковый и юношеский возраст» является достаточно протяженным периодом, который на самом деле может продолжаться вплоть до достижения человеком 18-20 лет, и «поздняя взрослость» не начинается до возраста 60-65 лет. Однако в некоторых обществах, где нет необходимости в длительном сроке образования и очень сложное экономическое положение, подростковый период может быть более коротким, начиная с вступления в пубертат и завершаясь, возможно, всего лишь через 2-4 года. Подобным образом, в некоторых точках нашей планеты, где для обеспечения выживания необходим тяжелый физический труд, а хорошее питание и медицинская помощь не всегда легко доступны, поздняя взрослость может наступать уже в 45 лет. Таким образом, приводимые здесь периоды и возрастные границы не являются универсальными. Таблица 1.1 просто описывает общие схемы, используемые специалистами по развитию для изучения жизненного пути человека.

Часть I. Начало

К тому же таблица иллюстрирует логику построения и общую организацию материала в этой книге.

Цель нашей работы — рассмотреть тенденции, закономерности и процессы развития человека на протяжении всей жизни, используя для этого опыт нескольких отраслей знания. Мы намерены исследовать человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие. Особое внимание будет уделено человеческим отношениям, так как именно они помогают понять, кто мы такие и как относимся к миру. Страстные и холодные, доброжелательные и скептичные, дружеские и формальные, отношения между людьми оказывают влияние на их развитие, и ими нельзя пренебречь. Суть нашей точки зрения заключается в том, что люди прежде всего существа социальные.

Мы рассматриваем процессы реагирования и интерпретации людьми различных воздействий, в том числе и социальных, с той позиции, что каждый человек активно участвует в ходе своего собственного развития. Как существа по меньшей мере потенциально способные к сложному, абстрактному мышлению, мы являемся не просто фишками в игре; мы действующие игроки, влияющие на формирование нашей «игры». Представьте себе, как живут люди в какой-нибудь уединенной общине. Частично они являются продуктом среды, в которой выросли, и большую часть времени они проводят в гармоничном совместном труде, направленном на благо всей их общины. В то же время они являются индивидуумами со своими личными желаниями и чувствами, и каждый день они проявляют какие-то из них. Однако жизнь не всегда гармонична — практически в любой группе людей бывает время разногласий и споров, причиной которых становятся личные чувства и желания.

Ключевые проблемы изучения развития человека

Развитие в контексте

Развитие глубоко «встроено» в контекст; этим термином обозначают непосредственный широкий спектр условий, в которых оно происходит. На следу

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...