средств электрического освещения
электроизмерительных приборов
12.4.1 Техническое обслуживание РУ (ПУ) должно производиться при полностью снятом с них напряжении, при этом шины должны быть закорочены перемычкой и заземлены. Если это невозможно по условиям эксплуатации, то РУ (ПУ) следует обесточить по секциям о заменой работающих потребителей резервными, при этом секционные АВ не должны быть взведены. 12.4.2 Наличие напряжения на элементах РУ (ПУ) при линейном напряжении до 220 В допускается проверять контрольными лампами, з при более высоком напря- жении - только специальными индикаторами. 12.4.3 При TО1 необходимо: а) осмотреть и продуть РУ (ПУ) сухим сжатым воздухом давлением не более 0,2 МПа (2кгс/см2); б) заменить перегоревшие сигнальные лампы и очистить сигнальную арматуру; в) проверить и затянуть доступные крепежные и контактные соединения; г) проверить плавность хода и четкость фиксации рукояток АВ, пакетных выклю чателей и переключателей; д) проверить соответствие плавких вставок (элементов) штатной номенклатуре и при необходимости заменить их; е) проверить состояние имеющихся уплотнений. 12.4.4 При ТО2 необходимо вы- полнить работы в соответствии с 12.4.3 и дополнительно: а) очистить при необходимости РУ (ПУ) рекомендованным моющим средством; б) заменить изношенные детали и аппараты; в) выполнить ТО АВ в соответствии с 12.1.1 -12.1.6; г) проверить и при необходимости отрегулировать расцепители АВ в соответст- вии с 12.1 9-12.1.15; д) выполнить ТО пакетных выключателей (переключателей) и предохранителей соответствии с 12.2.1 -12.2.4; е) проверить состояние амортизаторов и при необходимости заменить их; ж) проверить состояние заземлений; з) проверить заделку жил кабелей, подключенных к РУ (ПУ);
и) просушить отдельные аппараты и довести сопротивление изоляции РУ (ПУ) до нормы; покрыть при необходимости лаком изоляционные панели и коммутацион- ные провода; к) подготовить РУ (ПУ) к действию в соответствии с 11.1.2 и проверить в действии под нагрузкой.
13. Электрическая аппаратура. Техническое использование
13.1 Аппаратура регулирования напряжения, синхронизации и контроля нагрузки генераторов
13.1.1 Порядок ввода и вывода из действия аппаратуры самовозбуждения и АРН синхронных генераторов определяется для каждого типа генераторов в соответст- вии с инструкциями по эксплуатации и указаниями судовладельца. 13.1.2 При использовании аппаратуры самовозбуждения и АРН генераторов необ- ходимо: а) периодически производить осмотры аппаратуры; б) содержать аппаратуру в чистоте; в) следить за нормальной работой вентиляции в местах установки аппаратуры; г) периодически проверять состояние токоведущих соединений, контактов, обмо- ток, изоляционных покрытий и крепежа. 13.1.3 Включение и выключение средств синхронизации генераторов выполняются в соответствии с 6.3 и 11.1.16. Визуальную проверку правильности действия средств автоматической синхронизации рекомендуется производить по лампам син хронизации или стрелочному синхроскопу не реже одного раза в месяц при очеред- ном включении генератора на параллельную работу. 13.1.4 Каждый случай возникновения больших бросков тока и понижения напря- жения судовой сети в момент включения АВ генераторов по команде синхрониза- тора должен быть тщательно проанализирован. При обнаружении неисправности синхронизатора он должен быть отключен для ее устранения, а включение синхрон ных генераторов на параллельную работу следует временно производить одним из способов ручной синхронизации. 13.1.5 Включение устройства распределения активной нагрузки генераторов и ре-
гулирования частоты производится после ввода в действие генераторов для парал- лельной работы. При обнаружении неисправности устройства или системы регули- рования устройство должно быть отключено для ее устранения, а распределение нагрузки следует временно производить вручную. 13.1.6 Для определения эффективности защиты генераторов от перегрузки путем отключения части потребителей устройствами токовой защиты необходимо в про- цессе эксплуатации определить фактические величины нагрузки, отключаемой за- щитой во всех режимах работы судне и в различных климатических условиях. В технически обоснованных случаях допускается по согласованию с судовладельцем изменять состав отключаемых потребителей для повышения эффективности защиты и предотвращения обесточивания. 13.1.7 При срабатывании защиты генераторов от перегрузки должны быть опреде лены и устранены причины, вызвавшие срабатывание. При повторных срабатывани ях зашиты за короткий промежуток времени необходимо принять меры по провер- ке и регулировке устройств защиты, изменению состава работающих генераторов, изменению числа и очередности включения потребителей. 13.2 Пускатели, реостаты, командоаппараты и реле защиты электродвига- телей от перегрузки
13.2.1 Для обеспечения нормальной работы пускателей (станций управления и т.п.) необходимо содержать их в надлежащей чистоте и периодически проверять: а) правильность работы аппаратуры, четкость срабатывания контакторов и реле, отсутствие перегрева их катушек и ненормального гудения (особенно аппаратов пе ременного тока). Работа аппаратов без дугогасительных камер или с неисправными камерами запрещается; б) крепление и исправность предохранителей; в) отсутствие перегрева контактных и токоведущих соединений; г) надежность защитных заземлений. 13.2.2 Заклинивание и работа контакторов и реле без немагнитных прокладок за- прещаются. 13.2.3 При отключении пускателей из-за срабатывания злектротепловых реле за- щиты ЭД от перегрузки их повторное включение рекомендуется после самовозвра- та реле. При отсутствии самовозврата используются кнопки ускоренного ручного возврата.
13.2.4 Пусковыми реостатами допускается осуществление двух-трех пусков ЭД подряд с паузой после каждого пуска. После пуска необходимо убедиться в том, что пусковые резисторы полностью выведены. Использование пусковых реостатов для регулирования частоты вращения ЭД запрещается. 13.2.5 При регулировании частоты вращения ЭД пускорегулировочными реоста- тами запрещается переходить с регулировочных контактов на пусковые во избежа- ние перегорания пусковых резисторов. 13.2.6 Температура нагрева кожухов введенных в действие реостатов не должна превышать 60°С. На кожухах реостатов не должны находиться какие-либо предме- ты, препятствующие их нормальному охлаждению или закрывающие выход нагре- того воздуха. 13.2.7 Перевод рукояток (маховиков) командоаппаратов (командоконтроллеров, постов управления и т.п.) в рабочие положения следует производить через опреде- ленные, оговоренные в инструкциях по эксплуатации промежутки времени, сообра зуясь с изменением частоты вращения управляемых ЭД, плавными движениями, без рывков и излишних усилий. 13.2.8 При использовании командоаппаратов необходимо: а) содержать их в чистоте; б) следить за температурой нагрева контактных и токоведущих соединений, не до пуская их перегрева; в) не допускать нарушения герметичности уплотнений (особенно сальниковых уплотнений кабелей и осей рукояток командоаппаратов). 13.2.9 При подготовке пускателей (станций управления, реостатов, командоаппара тов) к действию после продолжительного нерабочего периода необходимо: а) произвести внешний осмотр и убедиться в отсутствии посторонних предметов, влаги и пыли; б) проверить целость плавких вставок (элементов) предохранителей: в) убедиться в наличии и правильной установке дугогасительных камер; г) проверить состояние контактов контакторов и реле, их нажатия, провалы и рас- творы, одновременность касания; д) убедиться в свободном перемещении рычагов блокировочных механизмов. 13.2.10 При использовании ЭД необходимо:
а) определить по штатным амперметрам или токоизмерительными клещами мак- симальные фактические токи, потребляемые ЭД продолжительного режима рабо- ты, и занести полученные значения в журнал учета технического состояния; б) сопоставить полученные значения фактических токов ЭД со значениями номи- нальных токов тепловых элементов электросиловых реле защиты ЭД от перегруз- ки. Примечание. Номинальный ток тепловых элементов реле соответствует номинальному току не- срабатывания (уставке) реле при нулевом (среднем), положении регулятора устав- ки; в) отрегулировать при необходимости уставки реле в соответствии с 14.3.1 -14.3.4. 14. Электрическая аппаратура. Техническое обслуживание
14.1 Общие указания
14.1.1 ТО электрической аппаратуры, как правило, следует производить одновре- менно с ТО технических средств, в состав которых входит данная аппаратура (гене раторы, РУ, ЭП и т.д.). 14.1.2 Конечные и путевые выключатели должны осматриваться с проверкой сра- батывания не реже двух-трех раз в промежутках между ТО2. 14.1.3 ТО1 пускателей, станций управления, реостатов, командоаппаратов и элект ромагнитных тормозов в ЭП грузоподъемных устройств следует производить не только в сроки, установленные ПГТО, но и дополнительно после интенсивных грузовых операций. 14.1.4 Кроме плановых проверок электротепловых реле заняты ЭД от перегрузки необходимо еще проверять их после: а) отказа ЭД вследствие перегрузки; б) замены ЭД другим с отличающимся номинальным током; в) изменения величины номинального тока несрабатывания реле в соответствии с 14.3.1 -14.3.4.
14.2 Аппаратура регулирования напряжения и синхронизации генераторов
14.2.1 При ТО аппаратуры самовозбуждения и АРН генераторов необходимо вы- полнить осмотр, очистку, проверку состояния токоведущих соединений, контактов и крепежа и при необходимости регулировку аппаратуры и АРН после замены ее элементов или изменения их параметров вследствие старения. 14.2.2 При ТО средств синхронизации, а также после наладки, ремонта или заме- ны регуляторов частоты вращения первичных двигателей необходимо выполнить осмотр, очистку, проверку состояния монтажа, контактов, штепсельных разъемов и произвести контрольную синхронизацию.
14.3 Реле защиты электродвигателей от перегрузки
14.3.1 Если фактический ток ЭД, соответствующий максимально возможной в экс плуатации нагрузке ЭП, меньше номинального тока тепловых элементов электро- тепловых реле, рекомендуется соответственно уменьшить величину номинального тока несрабатывания (уставку) реле посредством регулятора уставки с учетом мак-
симальной температуры воздуха, окружающего реле, технических возможностей и инструкции по эксплуатации реле. Примечание. При изменении температуры воздуха, окружающего реле, на каждые 10°С в боль- шую или меньшую сторону по отношению к 40°С для реле без температурной ком- пенсации и 20°С для реле с температурной компенсацией уставка должна быть изменена на 5% соответственно в большую или меньшую сторону для реле первого типа и на 2,5-3% для реле второго типа. 14.3.2 Если фактический ток ЭД больше номинального тона тепловых элементов реле, соответствующее увеличение номинального тока несрабатывания реле допу- скается в случаях, когда имеющееся несоответствие вызывает ложные срабатыва- ния реле или срабатывания при пуске; при этом увеличенное значение тока несраба тывания реле не должно превосходить номинального тока ЭД. 14.3.3 После изменения величины номинального тока несрабатывания реле долж ны быть проверены на несрабатывание - при пуске ЭД с максимально возможной в эксплуатации нагрузкой ЭП. 14.3.4 Проверку электротепловых реле рекомендуется выполнять с нагретого со- стояния реле током, равным 150% номинального тока тепловые элементов реле; при этом время срабатывания не должно превосходить 2 мин. При проверке с хо- лодного состояния и другие кратностях тока допустимое время срабатывания долж- но определяться по времятоковым характеристикам реле. При проверке следует учитывать температуру воздуха, окружающего реле, в соответствии с 14.3.1. Рекомендуется, чтобы проверку реле выполняла специализированная береговая организация.
14.4 Типовой перечень работ, выполняемых при техническом обслуживании электрической аппаратуры
14.4.1 При ТО1 необходимо: а) осмотреть и очистить аппаратуру мягкой ветошью, волосяной кистью или пыле сосом; б) проверить состояние корпуса, уплотнений, пружин, рычагов у конечных выклю чателей, рукояток (маховиков) у командоаппаратов; в) проверить легкость хода и смазать подвижные части, устранить заедания и пе- рекосы контактных систем; г) проверить и затянуть контактные соединения; д) проверить состояние рабочих поверхностей контактов, удалить нагар, грязь и капли металла, зачистить контакты, сильно обгоревшие и поврежденные контакты заменить запасными; проверить, правильность прилегания контактов, соответствие нажатий, провалов и растворов контактов величинам, указанным в инструкциях по эксплуатации; е) проверить состояние внутренних поверхностей дугогасительных камер; в слу- чае сильной закопченности зачистить их и протереть сухой ветошью, а при необхо димости заменить запасными; после установки камеры на место убедиться в том, что контакты не заедает и они не касаются стенок камеры; ж) просушить при необходимости аппаратуру воздухом, нагретым от 80°С до 85°С, и довести сопротивление изоляции до нормы. 14.4.2 При ТО2 необходимо выполнить работы в объеме, определенном 14.4.1, и дополнительно: а) вскрыть аппаратуру и продуть се сухим сжатым воздухом давлением не более 0,2 МПа (2кгс/см2); б) осмотреть катушки, при необходимости отремонтировать их, подновить лако- вый покров и просушить либо заменить непригодные; в) проверить состояние изоляционных деталей и отсутствие их повреждений; при необходимости заменить изношенные детали; г) проверить состояние внутреннего монтажа и устранить обнаруженные неисп равности; д) произвести необходимую регулировку отдельных аппаратов; е) восстановить маркировку клемм аппаратов; ж) в пусковых и пускорегулировочных реостатах проверить нажатие щеток на кон такты и обеспечить требуемую плотность контактов; проверить отсутствие замыка- ний между витками и секциями проволочных резисторов; неисправные секции заменить. 14.4.3 При ТОЗ необходимо выполнить работы в соответствии с 10.4.1, 10.4.2, и дополнительно: а) демонтировать отдельные аппараты, отключив и промаркировав кабели и про- вода; б) разобрать демонтированные аппараты, заменить изношенные и непригодные для использования детали и уплотнения; в) отрегулировать углы поворота (перемещения) рычагов, рукояток, маховиков; г) проверить заделку концов кабелей и устранить обнаруженные неисправности; д) собрать аппараты; при необходимости подкрасить корпуса; е) проверить состояние заземлений корпусов; ж) собрать и проверить аппаратуру в действии. 14.5.1. Применение специальных смазок для увеличения срока службы контактов контакторов, контроллеров и реле должно быть согласовано с судовладельцем.
15. Гребные электрические установки. Техническое использование и обслуживание
15.1 Использование ГЭУ должно выполняться с учетом требований правил техни ческой эксплуатации (общие требования), инструкции по эксплуатации и указаний судовладельца. 15.2 При получении распоряжения о подготовке ГЭУ к действию ВЭМ должен: а) тщательно осмотреть главные генераторы, грешные ЭД, агрегаты возбуждения, РУ, ПУ и посты управления; отключить обогрев электрических машин; б) измерить сопротивления изоляции всех электрических машин, цепей главного тока, возбуждения и управления ГЭУ; в) проверить в действии совместно с ВМХ системы связки, охлаждения и венти ляции ГЭУ; г) провернуть валоповоротным устройством гребные ЭД с разрешения ВП. После проворачивания валоповоротное устройство должно быть разобщено; д) ввести в действие агрегаты возбуждения; е) набрать заданную схему ГЭУ по готовности всех первичных двигателей, элект- рических машин, РУ и ПУ; ж) предупредить ВМХ и вахтенного электрика отделения гребных ЭД о предстоя- щем опробовании ГЭУ; з) опробовать ГЭУ в действии из ЦПУ с разрешения ВП при минимальной частоте вращения винтов вперед и назад; и) доложить ВП о готовности ГЭУ к работе и передать управление ГЭУ на мо- стик; ВП должен проверить ГЭУ в действии с мостика и о результатах сообщать ВЭМ. 15.3 При использовании ГЭУ ВЗМ обязан: а) следить за работой главных генераторов, гребных ЭД, агрегатов возбуждения, РУ, ПУ и постов управления, систем вентиляции, контроле и сигнализации о рабо- те ГЭУ; за работой электростанции, ЭО и ЭСА; б) обеспечивать заданный режим работы ГЭУ и следить за заданной нагрузкой главных генераторов и гребных ЭД; в) контролировать показания приборов; г) следить за средствами сигнализации и в случае появления тревожных сигналов принимать меры к немедленному устранению неисправности; если устранить неисп равность без вывода ГЭУ из действия ' не представляется возможным, сообщить ВМХ и ВП о необходимости ее вывода; д) контролировать температуры нагрева обмоток электрических машин, а также входящего и выходящего воздуха, вентилирующего электрические машины, кото- рые не должны превышать величин, рекомендованных инструкциями по эксплуата- ции; е) контролировать температуру и давление волы и отсутствие протечек в воздухо- охладителях; ж) контролировать давление в трубопроводе смазки подшипников; з) контролировать температуру нагрева подшипников электрических машин. Примечание. Порядок контроля по перечислениям е, ж, з определяется должностной инструкци- ей для лиц вахтенной службы исходя из особенностей эксплуатации конкретной ГЭУ. и) в установившемся режиме работы ГЭУ делать обход с осмотром работающего ЭО не менее двух раз за вахту с уведомлением ВМХ; к) вести электромеханический журнал; л) следить за чистотой наружных поверхностей ЭО. 15.4 Переход на другой режим работы ГЭУ производится ВЭМ только по указа- нию капитана или ВП по согласованию с ВМХ. В случае неисправности ГЭУ ВЭМ совместно с ВМХ могут перейти на другой режим, предварительно получив на это разрешение ВП с yведомлением СТМ и ЭМХ. В экстренных случаях ВЭМ действу ет самостоятельно. 15.5 Техническое обслуживание ЭО ГЭУ должно выполняться в соответствии с настоящими правилами, инструкциями по эксплуатации, ПГГО, указаниями судо- владельца, РД 31.00.73.. 15.6 Ответственными за ТО электрооборудования ГЭУ являются ЗМХ по заведованиям.
16. Электроприводы. Техническое использование
16.1 Общие указания
16.1.1 При вводе в действие и ТИ ЭП необходимо выполнять требования 6.1, 6.6, 13.2 и 23.6, а также руководствоваться указаниями соответствующих правил техни- ческой эксплуатации в части ТИ вспомогательных судовых технических средств. 16.1.2 При использовании ЭП не реже одного раза за вахту лицам вахтенной служ- бы необходимо проверять: а) работу электродвигателей в соответствии с 6.6.3; б) действие электронагревательных приборов для подогрева масла в электрогид- равлических приводах (при наличии); в) состояние электрической аппаратуры, электромагнитных клапанов и других ЭСАЭП; г) чистоту ЭО. 16.1.3 При проверках в действии шлюпочных лебедок не реже одного раза в месяц необходимо проверять правильность срабатываний аварийных выключателей без- опасности. 16.1.4 Рекомендуется не реже одного раза в год проверять: а) состояние электромагнитных муфт в ЭП всех назначений; б) правильность действия устройств регулирования скорости вытравливания и регистрации длины вытравленной якорной цепи; в) исправность взвешивающих устройств в ЭП автоматических швартовных и бук сирных лебедок; г) правильность действия средств сигнализации с положении и автоматического управления положением аппарелей; д) исправность сигнализации об уменьшении кратности обмена воздуха в грузо- вых помещениях; е) правильность действия средств автоматического управления системами успоко- ения качки судна на волнении, выравнивании крена и дифферента, точность измери телей и сигнализаторов уровня воды в танках; действие систем в режиме ручного управления (откренивания и т.п.) ж) исправность средств дистанционного отключения общесудовой вентиляции, пожарных и других насосов. 16.1.5 В ЭП с автоматическими системами управления особое внимание необходи- мо уделять проверке работы датчиков и реле, в ЭП палубных устройств и механиз- мов по обеспечению надежной работы тормозов, в электрогидравлических приво- дах - проверке работы электромагнитных клапанов. 16.1.6 При использовании электрогидравлических приводов всех назначений ввод их в действие и обеспечение исправности гидравлической части, трубопроводов и гидравлических средств управления и автоматизации осуществляется МХЗ. 16.1.7 Отключение ЭП ответственных устройств допускается только с разрешения ВМХ, кроме случаев, когда промедление может вызвать аварию судна или несчаст- ный случай. В таких случаях ВМХ должен быть немедленно извещен о выполнен- ном отключении. 16.1.8 ЭП, имеющие продолжительные нерабочие периоды, должны содержаться в постоянной готовности к действию. Не реже одного раза в месяц необходимо про изводить их осмотр, проворачивание электрических машин и измерение сопротив- ления изоляции ЭО. Во избежание наклепа подшипников проворачивание электри- ческих машин, установленных в местах повышенной вибрации, рекомендуется выполнять чаще.
16.2 Электроприводы рулевых и подруливающих устройств, винтов регулиру емого шага
16.2.1 Перед выходом судна в рейс не ранее чем за 12 ч до назначенного времени выхода ЭМХ должен: а) осмотреть и подготовить к действию главные и вспомогательные (при нали- чии) ЭП рулевого устройства (устройства с поворотной насадкой), включая систе- мы ДУ и местного управления ЭП, посты управления, указатели положения руля, ограничители перекладки, средства сигнализации и защиты; б) измерить сопротивление изоляции ЭО; в) проверить и убедиться в исправности действия всех ЭП рулевого устройства совместно СТ и МХЗ в соответствии с указаниями инструкций по эксплуатации и правил технической эксплуатации вспомогательных СТС путем полных перекладок руля с борта на борт при поочередной и совместной (где это допускается инструк- циями по эксплуатации) работе ЭП и поочередном управлении ЭП со всех постов и во всех возможных на стоянке режимах работы систем управления; г) проверить в действии средства связи между ходовым мостиком, ЦПУ и румпель ным помещением; д) убедиться в исправности действия вентиляции и электронагревательных прибо ров для обогрева румпельного помещения. 16.2.2 При получении указания ВП о предстоящем использовании подруливаю- щих устройств ЭМХ должен: а) подготовить к действию ЭП подруливающих устройств, включая системы уп- равления, указатели шага ВРШ (при наличии), средства сигнализации и защиты; б) измерить сопротивление изоляции ЭО; в) вести при необходимости в действие совместно с ВМХ дополнительные ГА; г) выполнить необходимые переключения на ГРЩ; д) проверить ЭП в действии со всех постов управления совместно с ВП после проверки ВРШ в действии ВМХ. Результаты проверки, время включений и отключения ЭП должны быть занесены в судовой и машинный журналы. 16.2.3 На судах с ВРШ перед выходом судна в рейс ЭМХ должен: а) осмотреть и подготовить к действию ЭП, обслуживающие ВРШ, включая систе мы управления, указатели шага, средства сигнализации и защиты; б) измерить сопротивление изоляции ЭО. 16.2.4 Все неисправности, обнаруженные при проверке ЭО рулевого, подруливаю щего устройств и ВРШ подлежат немедленному устранению. 16.2.5 Во всех условиях плавания резервное ЭО рулевого устройства должно быть постоянно готово к немедленному вводу в действие со всех постов управления. 16.2.6 В сложных условиям плавание в дополнение к работающему необходимо ввести в действие резервный ЭП рулевого устройства, если они могут работать од- новременно. 16.2.7 В случае отказа или подачи сигнала о неисправности работающего ЭП или средств управления рулевым устройством ВП и ВМХ должны немедленно принять меры по вводу в действие резервного ЭП или других средств управления рулевым устройством с последующим выводом из действия неисправных технических средств. ЭМХ должен немедленно принять меры по устранению неисправности, согласовы- вая свои действия с ВП и ВМХ. 16.2.8 Рекомендуется не реже одного раза в неделю переключать работающий и резервный ЭП рулевого устройства. 16.2.9 Перед выводом из действий ЭП рулевого устройства руль должен быть уста новлен в диаметральную плоскость судна. 16.2.10 ТИ ЭП подруливающих устройств должно производиться в соответствии с указаниями инструкции завода-изготовителя или судовладельца. Продолжительность непрерывной работы ЭП с номинальной нагрузкой не должна превышать 30 мин. 16.3 Электроприводы палубных устройств и механизмов
16.3.1 При подготовив к действию ЭП грузоподъемных, якорно-швартовных и бук- сирных устройств, траловых и шлюпочных лебедок и других палубных механизмов необходимо: а) расчехлить ЭО, убедиться внешним осмотром в его исправности, измерить со- противление изоляции и спустить конденсат; б) установить рукоятки командоаппаратов в нулевые положения; при наличии муфт переключения редуктора установить их рукоятки на требуемую; в) открыть вентиляционные отверстия на ЭД и пусковых резисторах; включить вентиляцию в помещениях аппаратуры управления; г) включить питание на ГРЩ и РЩ, а также средства ДУ брашпилем и регистра- ции длины вытравленной якорной цепи; д) проверить в действии светильники на стрелах и в кабинах кранов; е) опробовать ЭП в действии, в том числе электромагнитные и механические тормоза, конечные выключатели и блокировки. 16.3.2 К управлению ЭП судовых грузоподъемных устройств (лебедок, кранов, грузовых лифтов, вагонолифтов и т.п.), а также аппарелей, рамп, закрытий люков и лацпортов допускаются только специально обученные лица судового экипажа (по назначению администрации судна) и специально проинструктированные специали- сты порта. 16.3.3 При возникновении неисправности тормозов, ЗД и аппаратуры управления, срабатывания блокировок или защиты работа ЭП грузоподъёмных устройств должна быть немедленно прекращена. Возобновление работы разрешается только после устранения неисправности. 16.3.4 При использовании ЭП грузоподъёмных устройств запрещается: а) шунтировать конечные выключатели, ограничивающие максимально допусти- мый вылет или угол поворота стрелы; б) заклинивать рукоятки командоаппаратов в рабочем положении; в) выключать вентиляторы при непродолжительных перерывах в работе; г) выводить из действия конечные, путевые и дверные выключатели, средства блокировки и защиты. 16.3.5 Изменение уставок срабатывания взвешивающих устройств ЗП автоматиче- ских швартовных и буксирных лебедок выполняется при необходимости ВП. 16.3.6 При использовании ЭП буксирных лебедок необходимо не реже одного раза за вахту проверять нагорев электрических машин, подшипников и тормозов. 163.7 После использования ЭП грузоподъемных, якорно-швартовных и буксир- ных устройств, траловых и шлюпочных лебедок и других палубных механизмов необходимо: а) установить рукоятки командоаппаратов в нулевые положения; б) выключить питание ЭП на РЩ и ГРЩ (по согласованию с ВП) и светильники на стрелах и в кабинах кранов; в) спустить конденсат после остывания ЭД и плотно закрыть опускные отвер- стия; г) закрыть все вентиляционные отверстия и выключить вентиляцию помещений аппаратуры управления. 16.3.8 Все ЭО палубных устройств и механизмов, расположенное на открытых палубах, после отключения питания должно быть укрыто чехлами. Ответственные за своевременное зачехление и расчехление ЭО является боцман или лицо, его заме няющее.
16.4 Электроприводы вспомогательных устройств и механизмов
16.4.1 При подготовке к действию ЭП грузовых насосов необходимо проверить: а) сопротивление изоляции ЭП грузовых насосов, вентиляторов и сети взрывозащи щенных светильников, насосных помещений; исправность стекол светильников; б) исправность блокировок, обеспечивающих заданную последовательность вклю- чения освещения, грузовых насосов и вентиляторов насосных помещений; в) действие средств сигнализации о состоянии ЭП; г) исправность средств ДУ насосами. 16.4.2 Ввод и вывод из действия ЭП вентиляторов грузовых помещений осущест- вляются помощником капитана, отвечающего за грузовые операции. Перед вводом вентиляции в действие необходимо поставить в известность ЭМХ и открыть возду- хозаборные устройства. Количество работающих вентиляторов и направление воз- душных потоков должны соответствовать требуемой кратности обмена воздуха в грузовых помещениях. 16.4.3 При использовании ЭП вентиляторов грузовых помещений ЭМХ необходи- мо не реже одного раза в сутки проверять работу средств сигнализации и соответст вие сигналов фактическому состоянию вентиляторов, и не реже одного раза в ме- сяц проверять совместно с MX по заведованию исправность ДУ воздушными заслонками вентиляторов. 16.4.4 При подготовке к действию изотермических контейнеров, получающих пи- тание от судовой сети, ЭМХ совместно с МХЗ должны: а) проверить соответствие рода и частоты тока и величины напряжения ЭО холо- дильных установок контейнеров параметрам судовой сети питания контейнеров; б) проверить исправность и соответствие штепсельных вилок установленным на судне розеткам в сети питания контейнеров; в) проверить комплектность и исправность оборудования контейнеров; г) измерить сопротивление изоляции ЭО контейнеров. 16.4.5 При обнаружении неисправности или несоответствия основных параметров ЭО контейнеров параметрам судовой сети необходимо уведомить помощника капи тана, отвечающего, за грузовые операции. Подключение- к судовой сети контейнеров с отличающимися параметрами ЭО или неисправных запрещается. 16 4.6 Контроль за техническим состоянием и устранение при необходимости неис правностей холодильных установок принятых к перевозке и подключенных к судо- вой сети изотермических контейнеров выполняются МХЗ и ЭМХ, если это оговари вается условиями перевозки контейнеров. 16.4.7 Ответственность за правильное техническое использование ЭО (аккумулято- ров и др.), установленного на самоходных погрузочных средствах (автопогрузчи- ках, тягачах и др.), возлагается на лиц, в чье заведование входят эти средства. 16.4.5 Ввод и вывод из действия ЭП систем успокоения качки судна на волнении, выравнивания крена во время грузовых операций и других крена-дифферентных систем осуществляются в соответствии с инструкциями по эксплуатации только с разрешения капитана или СТ. 16.4.9 Использование ЭО пассажирских и провизионных лифтов, а также грузо- подъемных устройств машинно-котельного помещения (мостовых кранов, тельфе- ров и т.п.) должно выполняться в соответствии с РД 31.81.10, [7] и правилами тех- нической эксплуатации вспомогательных СТС. ЭМХ должен ежедневно проверять исправность действия лифтов. 16.4.10 Использование электрических средств механизации судовых работ и инст- рументов производится в соответствии с РД 31.81.10 и [7]. Каждый раз перед ис- пользованием должны быть проверены сопротивление изоляции и состояние цепи защитного заземления электрического инструмента. 16.4.11 Использование сварочного ЭО производится в соответствии с РД 31.60.14, РД 31.81.10, [6], [7] и указаниями судовладельца. 16 4 12 В сварочной мастерской должна быть вывешена инструкция, определяю- щая организацию безопасного ведения сварочных работ. Кабели, предназначенные для сварочных работ вне сварочной мастерской, должны храниться в закрытой кла- довой и выдаваться при наличии письменного разрешения капитана на производст- во сварочных работ. 16.4.13 Перед началом сварочных работ ЭМХ должен убедиться в исправности, измерить сопротивление изоляции сварочного агрегата и используемых кабелей и занести результаты измерений в письменное разрешение капитана. Использование при сварке корпуса судна в качестве обратного провода запрещается.
17. Электроприводы. Техническое обслуживание
17.1 Общие указания 17.1.1 Состав работ ТО каждого вида ЭО, входящего в состав ЭП, определяется указаниями соответствующих разделов настоящих правил и инструкциями по экс- плуатации. Виды работ ТО и их периодичность определяется ПГТО, а в случае его отсутствия - инструкцией по эксплуатации. 17.1.2 ТО ЭП рулевого устройства следует выполнять во время стоянок судна. При ТО необходимо тщательно проверить и подтянуть ослабевшие контакты в це- пях питания ЭП от АВ ГРЩ и АРЩ, до клемм ЭД. 17.1.3 При ТО ЭП палубных механизмов и СТС, установленных в помещениях с повышенной влажностью, особое внимание следует обращать на обеспечение водо непроницаемости ЭО. Для этого необходимо: а) проверять состояние уплотнений; б) обжимать болты, гайки, барашки или замки и поджимать гайки. сальников (равномерно и без излишних усилий); в) удалять масло и конденсат из корпусов электрических машин и аппаратов. 18. Электрическое освещение. Техническое использование
18.1 Общие указания
18.1.1 Сети электрического освещения всех назначений, включая сигнально-отли- чительные фонари, должны быть полностью укомплектованы штатными источни- ками света, средствами защиты и выключателями. 18.1.2 Все средства общего и местного электрического освещения должны исполь- зоваться только по мере надобности. Ответственными за экономное расходование электроэнергии на освещение являются члены экипажа, использующие средства освещения. Контроль за правильным использованием электрического освещения и необходимой освещенностью помещений осуществляется ЭМХ. 18.1.3 Ртутно-дуговые и натриевые лампы следует включать заблаговременно с учетом времени, необходимого для их разогрева и зажигания, особенно при пони женной температуре окружающего воздуха При повторном включении таких ламп сразу после отключения рекомендуется дать им некоторое время на остывание. 18.1.4 На внутренней стороне групповых РЩ и коробок у предохранителей и вык лючателей должны быть указаны места расположения светильников. На светильни ках рекомендуется указывать проектную мощность ламп. 18.1.5 Светильники, соединительные коробки и групповые РЩ аварийного и ава-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|