Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и признаки объекта авторского права




Метод крутого восхождения при поиске оптимизации.

 

Все экспериментальные задачи, решаемые с помощью оптимальных факторных планов, можно разделить на две группы:

- оптимизационные или экстремальные задачи;

- задачи описания или интерполяционные.

Оптимизационные задачи связаны с нахождением экстремума поверхности отклика, обеспечивающего оптимальное функционирование рассматриваемой системы.

При постановке оптимизационных задач важно правильно определить параметр, который требуется оптимизировать.

Параметр оптимизации является реакцией(откликом) исследуемой системы на воздействие факторов.

В качестве оптимизируемых характеристик в различных системах могут быть выбраны следующие параметры:

- Технологические, связанные с процессом производства (жирность молока, твердость металла)

- конструктивные, определяющие конструкцию (толщина стен строения)

- материаловедческие, характеризующие св-ва используемых материалов (прочность кирпича)

- эксплуатационные (ресурс двигателя, износостойкость подошвы)

- экономические (себестоимость, рентабельность)

Предпочтительнее использовать количественные параметры, но могут быть выбраны и качественные (тип технологического процесса, марка или структура материала)

 

 

 

 

Крутое восхождение прекращают, если найден оптимум или если ограничения по факторам делают движение по градиенту нереальным.

 

 

Авторское право. Объекты авторского права. Основные виды авторских прав.

 

Институт авторского права и смежных прав.

Им регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права).

К объектам охраняемым авторским правом в РФ относятся:

- литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

- хореографические произведения и пантомимы;

- музыкальные произведения с текстом или без текста;

- аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайды, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

- фотографические произведения и произведения, полученные способом аналогичными фоторгафии;

- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;

- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

- другие произведения.

К объектам авторского права также относятся:

- производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

- сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Понятие и признаки объекта авторского права

Согласно ст. 4 ЗоАП автор – это физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Произведение является объектом авторского права. Произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения.

Для того, чтобы произведение считалось объектом авторского права, оно должно обладать основными признаками. Ими являются: творческий характер произведения и объективная форма его выражения.

Творческий характер произведения означает, что оно качественно новое, неповторимое в своем роде, оригинальное и уникальное. Правда наличие или отсутствие этого признака сложно доказать, т.к. вышеперечисленные качества носят субъективный характер.

Произведение становиться объектом авторского права, т.е. становится охраняемым, только в том случае, если оно выражено в какой-либо объективной форме. Это означает, что пока мысли, идеи, образы только формируются в виде замысла автора, для закона они не существуют и получат охрану, только тога, когда будут перенесены на какой либо материальный носитель, или каким либо другим образом люди смогут их воспринять.

Существуют следующие виды объективной формы:

· письменная – рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.;

· устная – публичное произведение, публичное исполнение и т.д.;

· звуко- или видеозапись – механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.д.;

· изображение – рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, фотокадр и т.д.;

· объемно-пространственная – скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.;

Авторским правом не охраняются:

- произведения, в отношении которых истек срок действия авторского права (кроме права авторства, права на имя, права неприкосновенности произведения);

- официальные документы (инструкции, указания, стандарты, уставы, судебные решения, методические рекомендации, отчеты, справки, иски);

- государственная символика (флаги, гербы, гимны, ордена, денежные знаки);

- произведения народного творчества (гжель, частушки, поговорки, народные танцы);

- сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер (сообщения телеграфных информационных агентств, официальная хроника, сообщения о криминальных происшествиях).

Виды произведений.

Произведения бывают обнародованные и необнародованные, опубликованные и неопубликованные, оригинальные и производные, служебные и неслужебные.

Обнародованием признается осуществеленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.

Опубликованием считается выпуск в обращение экземпляров произведения с согласия автора в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

Оригинальным является произведение все основные охраняемые элементы которого созданы самим автором.

Производным является произведение, при создании которого частично заимствуется охраняемые элементы чужого произведения (переводы, аранжировки, аннотации, обзоры). Эти произведения должны иметь творческую самостоятельность по сравнению с оригиналом и соблюдать права автора произведения, которое подверглось переделке (с автором должен быть заключен договор на использование его труда для создания на его основе другого произведения).

Служебные произведения – это произведения созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. В Российском законодательстве авторское право на служебное произведение принадлежит автору. Однако, согласно ст. 14 п.2 ЗоАП исключительные права на использование служебного произведения принадлежат работодателю, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Это означает, что автор не вправе без согласия работодателя передать созданное им произведение для использования другим лицам. Напротив, работодатель может использовать произведение как в своих целях, так и выдавать разрешение на его использование третьим лицам. Размер вознаграждения за использование такого произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем.

 

Виды авторских прав.

К личным неимущественным правам относятся:

1. Право авторства. В юридической науке право авторства характеризуется как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц. Право авторства неотделимо от личности автора. Оно может принадлежать только действительному создателю произведения и является неотчуждаемым и непередаваемым по какому-либо основанию, в том числе по договору или по наследству. Более того от данного права нельзя отказаться. Данное право порождается самим фактом создания произведения и не зависит от того, обнародовано ли произведение или нет, создано ли оно в порядке выполнения служебного задания или является свободным, используется произведение кем-либо или нет. Для признания лица автором произведения не требуется выполнение каких-либо формальностей или чьего-либо согласия.

Возможные нарушения данного права могут состоять как в присвоении чужого авторства (плагиате), так и в отрицании авторства того лица, которым создано произведение. Право авторства неразрывно связано с личностью создателя произведения, действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. Конечно, и после смерти автора оно признается и охраняется, но уже как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите. Из права авторства вытекают и все остальные права.

2. Право на авторское имя. Согласно ст. 15 ЗоАП автор может использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно). Избирая один из этих способов, автор реализует свое право на имя. Право на авторское имя, как и право авторства возникает из самого факта создания произведения и не может быть передано кому-либо другому, но в отличие от права авторства оно реализуется лишь в случае обнародования произведения. Право на авторское имя действует в течение всей жизни автора, а после его смерти охраняется наследниками, авторско-правовыми организациями или государством в качестве общественно значимого интереса.

Автор помещает свое имя на обложке, афише, в титрах или объявлять его перед исполнением. Как уже говорилось, существует три способа осуществлять свое право на авторское имя. Подлинное имя указывается как в полном объеме (Ф.И.О.), так и частично (инициалы и фамилия, имя и фамилия). Если произведение подписывается только инициалами, то оно считается анонимным. При опубликовании коллективного произведение имена указываются в той последовательности и форме, которая оговорена соавторами. В спорных случаях их располагают в алфавитном порядке. При использовании произведений иностранных авторов их имена приводятся в русской транскрипции, которая согласована с автором оригинала. Нарушением права на имя в данном способе его будет неуказание имени, а так же его искажение. Право на имя может быть нарушено при цитировании чужих произведений, без указания источника заимствования.

Следующий способ обозначения авторского имени – псевдоним.М. Горький, А.Ахматова, Д.Бедный вошли в историю под вымышленными именами. Псевдоним может быть любой (если он не нарушает нормы нравственности и не носит оскорбительный характер). Псевдоним не должен искажаться. Особым нарушением будет раскрытие псевдонима автора без его согласия.

Иногда автор вовсе не указывает своего имени. Обнародование произведение без имени автора не значит, что автор отказывается от своих авторских прав. Но проблема в том, что доказать авторство на анонимное произведение трудно. Обычно оно подтверждается организацией которая использовала произведение и знает имя автора. Как и псевдоним, аноним может быть раскрыт без согласия автора только по запросу суда.

Наряду с создателями произведений правом на обозначение своего имени могут пользоваться организации, если произведение было создано по их созданию.

3. Право на защиту репутации автора. Автор заинтересован, чтобы его произведение было обнародовано и в дальнейшем использовалось в том же виде в котором автор признал его достойным для представления обществу. В связи с этим с момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Содержание данного права состоит в том, что при создании, публичном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие либо изменения как в само произведение, так и в его название, и кроме того, в обозначение имени автора. Воспрещается также без согласия автора снабжать его произведение иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и другими пояснениями. В частности нельзя без согласия автора сокращать объем произведения, менять местами главы, нарушать целостность произведения и т.п. Это право также возникает с момента создания произведения и прекращается со смертью автора. Любые изменения вносятся с письменного согласия автора Изменения вносимые в коллективные произведения должны согласовываться с каждым из соавторов. Если хотя бы один из соавторов возражает против изменений, то произведение не может быть изменено. Не считаются нарушением прав репутации автора отрывки с информационными целями (например реклама кинофильма), критика, пародии. Право на защиту репутации автора не переходит по наследству, но наследники вправе осуществлять защиту указанных прав. Это выражается в том, что например, автор может дать согласие внести изменение в произведение, а наследники нет. (их права носят только охранный характер, следить за тем, чтобы произведение не искажалось). Права наследников права защиты репутации автора сроком не ограничиваются, если у автора нет наследников, то эту функцию берет на себя государство.

4. Право на обнародование произведения и на его отзыв. Сущность этого права можно определить как юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки созданного им произведения. При этом автор решает два вопроса: во-первых, готово ли его произведение для доведения до определенного круга лиц; во-вторых, решается вопрос о времени, месте и способе обнародования. Автор может обнародовать произведение сам или разрешить это сделать другим лицам. Выбор способа обнародование зависит от вида произведения и от желания самого автора. (Например, литературное произведение можно опубликовать, публично исполнить, передать в эфир).

При жизни автор сам решает вопрос об обнародовании произведения, никто не может заставить автора обнародовать произведение помимо его воли. Если произведение коллективное, то согласие на обнародование должны дать все соавторы.

Согласно ст.15 п.2 ЗоАП автор может отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения и публично оповестить о его отзыве. Но автор должен возместить пользователю убытки, которые он понес в результате такого решения, включая упущенную выгоду. (например изготовленные экземпляры произведения изымаются из обращения за счет автора). При отзыве произведения автор не обязан обосновывать свое решение. Здесь есть одна тонкость, автор не может потребовать вернуть ему материальный носитель произведения, если он стал объектом права собственности другого человека. (Например, автор не может потребовать вернуть созданную им картину, у их новых владельцев). В отличие от остальных неимущественных авторских прав право на обнародование может переходить к другим лицам (наследникам). Если автор не дал согласие на обнародование произведения при жизни, то наследники решают этот вопрос по своему усмотрению.

Имущественные права авторов:

Право на использование произведения дает возможность автору самостоятельно решать все вопросы, связанные с предоставлением третьим лицам доступа к произведению и его использование. Открывая возможность доступа третьим лицам автор определяет те способы, с помощью которых его произведение будет использовано.

В соответствии с п.2 ст. 16 ЗоАП исключительные права автора на использование произведение означают право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

- воспроизводить произведение;

- распространять экземпляры произведения любым способом;

- импортировать экземпляры произведения в целях распространения;

- публично показывать произведение;

- публично исполнять произведение;

- сообщать произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир;

- переводить произведение;

- переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение;

Права на использование произведения могут осуществляться как самим автором, так и другими лицами, которым автор разрешает использовать произведение. После смерти автора эти имущественные права переходят к наследникам, по усмотрению которых осуществляется доступ к произведению других лиц.

1. Право на воспроизведение и право доступа. Право на воспроизведение,

есть право на повторное придание произведению объективной формы, допускающей его восприятие третьими лицами. Воспроизведением в точном смысле признается само изготовление копий произведения в любой материальной форме, независимо от того, где и когда они будут выпущены в обращение и произойдет ли это вообще.

С правом воспроизведения, принадлежащим авторам произведений изобразительного искусства, неразрывно связано право доступа. Сущность этого права заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения.

2. Право на распространение и право на импорт. Это право заключается в том, что автор может распространять экземпляры произведения любым способом, в частности продавать, сдавать в прокат и т.д. (п. 2 ст. 16 ЗоАП). Закон распространяется только на те произведения, которые зафиксированы на материальном носителе.

Продажа означает реализацию копий произведений за плату. Сдача в прокат – это предоставление экземпляра произведения во временное пользование в целях извлечения коммерческой выгоды. Экземпляры могут передаваться третьим лицам и бесплатно (библиотеки).

Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается дальнейшее их распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения (п. 3 ст. 16 ЗоАП). Это значит, что согласие автора требуется только на первую продажу экземпляров произведения, дальше они циркулируют в гражданском обороте свободно, не нарушая авторских прав. Собственник экземпляра может свободно его продать, подарить, обменять, но он не имеет права без согласия автора сдавать его в прокат, так как данное право сохраняется за автором.

Право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт). В данном случае имеется в виду закрепленная за автором возможность осуществлять контроль за ввозом на территорию действия его авторских прав экземпляров созданного им произведения, которые изготовлены за границей. Произведение, которое не охраняется на территории той или иной страны может свободно там использоваться. Если ввоз экземпляров произведения не имеет цель распространения т.е. продажи (для личных нужд, участие в выставке), то автор не вправе его запретить.

2. Право на публичный показ и право на публичное исполнение.

Право на бубличный показ реализуется в отношении произведений изобразительного искусства, а право на публичное исполнение в отношении музыкальных, драматических, хореографических, литературных произведений.

Под показом произведения понимается демонстрация оригинала или экземпляра непосредственно или на экране. Исполнением произведения признано его представление посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении, а так же на экране. Эти права могут быть осуществлены автором в любое время, а так же повторно.

3. Право на передачу в эфир и право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю. Данный вид использования произведения предполагает его доведение до сведения более широкой аудитории. В Советском Союзе авторское законодательство допускало свободное воспроизведение по радио и телевидению, это обосновывалось некоммерческим характером советских средств массовой информации. Новое законодательство отменило свободное использование произведений, сейчас для передачи произведения в эфир или по кабелю требуется разрешение автора.

4. Право на перевод и переработку произведения. В это право входит возможность автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами. На практике авторы редко сами переводят свои произведения, поэтому право на перевод сводится к праву давать согласие на использование перевода. Запретить перевод произведения в целях личного использования автор не может.

Свое согласие на перевод автор обычно выражает путем заключения договора с той организацией, которая намерена использовать его произведение в переводе. Данная организация обязуется обеспечить качественный перевод и ознакомить с ним автора. Если по мнению автора перевод выполнен некачественно, то автор может запретить использование такого перевода. Право на перевод признается за автором и его правопреемниками в течении всего срока охраны произведения.

К праву на перевод близко примыкает право автора переделывать, аранжировать или другим образом переделывать произведение. Оно также включает в себя возможность самому автору переделывать произведение или разрешать переработку другим лицам.

Общественное достояние. По истечении срока действия авторского права произведение считается перешедшим в общественное достояние. Такие произведения могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом, однако, должны соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...