Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические принципы гармонии цветовых сочетаний.




 

Цветовая гармония представляет собой очень сложное явление. Поэтому попытки дать простые правила цветовой гармонии обречены. Однако практика показывает, что все же можно выделить некоторые общепризнанные принципы.

Принцип I. Гармония устанавливает равный порядок. Т.е. цветовая гармония возникает в результате сопоставления цветов, отобранных в соответствии с принятой ранее упорядоченной системой отбора, которая может быть признана и эмоционально оценена.

Принцип II. Из двух последовательностей цветов более гармоничной будет та, которая более привычна наблюдателю. Другими словами, нам нравится то, что мы используем. Соответствие этого принципа первому очевидна. Если мы не распознаем системы отбора, то мы скорее будем озадачены ею, чем удовлетворены.

Принцип III. Его часто называют принципом сходства. Любая группа цветов будет гармоничной в той степени, в какой эти цвета имеют общий аспект или качество. Принцип упорядочения в этом случае заключается в том, что цвета являются более или менее похожими. Этот принцип используют, например, профессиональные художники по интерьеру. Если две краски недостаточно сочетаются, то в каждую из них добавляют небольшое количество второй краски. Это придает краскам общее качество и делает их более похожими.

Иногда дают более общую формулировку связи сходства цветов с гармонией их сочетаний: гармония происходит в результате восприятия единства в разнообразии. Слишком малое единство приводит к хаосу, слишком малое разнообразие - к монотонности.

Принцип сходства допускает расширенное толкование. Например, можно оценивать сходство по одной из характеристик: цветовой тон, светлота и насыщенность.

Принцип IV. Он также связан с первым принципом. Цветовой гармонии можно достичь только таким сочетанием цветов, система отбора которых недвусмысленно очевидна. На один вид неопределенности мы уже ссылались в связи с относительной площадью, занимаемой цветом. Часто в качестве гармоничных к любому цвету предлагают черный, белый или серый. Легко показать, что это несправедливо для композиций, в которых небольшие участки ахроматического цвета представлены на фоне очень ярких цветов, например, при печати черной краской по желтой или оранжевой бумаге. Спустя несколько секунд после начала рассматривания такой цветовой композиции из-за хроматической адаптации окрашенные участки начинают казаться голубоватыми. Теперь композиция воспринимается как основанная на дополнительных тонах. Возникает та самая двусмысленность, и поэтому такой выбор нельзя считать удачным.

Если различие в цветовом тоне между соседними элементами композиции составляет около ¼ цветового круга, то может возникнуть другой вид неопределенности. Наблюдатель не может понять, что явилось целью композиции: подбор контрастирующих или подбор родственных цветовых тонов. Однако цветовые тона, разделенные приблизительно половиной цветового круга, или триады цветовых тонов, равномерно разделенные третью цветового круга, вызывают устойчивые сочетания. В этом случае система отбора ясна, наблюдатель расценивает ее как гармоничную.

 


Психологическое и физиологическое воздействие цвета

 

Красный цвет

Если показать испытуемым на несколько минут оранжево-красный цвет теста Люшера, измерив до и после эксперимента пульс, давление крови и частоту дыхания, то изменение этих параметров указывают, что эти вегетативные функции повысились. На темно-синий цвет нервная система реагировала обратным образом. Наступало успокоение. Пульс становился спокойнее, давление крови снижалось, а дыхание замедлялось. Установлено, что этот результат не связан с расой и культурой.

Многие люди, склонные к возбуждению, но не выдерживающие красный цвет в течение длительного времени, предпочитают темно-синий цвет.Тот, кто отклоняет красный цвет как несимпатичный, находится в состоянии перевозбуждения и легко раздражается. В таком состоянии они воспринимают раздражающий красный цвет не как собственную силу и мощь, а как возможную угрозу. Этот человек испытывает страх перед действием, с которым ассоциируется этот цвет в его чувствах, например, возбуждение. У людей, часто у подростков, воспринимающих свои сексуальные потребности как мучительный позыв, который угрожает их моральным устоям и воздержанному образу жизни, этот страх выражается в отрицании красного цвета. Отвращение к красному может быть вызвано органической слабостью или физическим и психическим истощением. Цвета красный и синий, а также их сочетание - пурпурный - имеют тесную связь с различными формами любовных переживаний. Люди, страдающие от неудач в любви, стремятся к состоянию гармонии и предпочитают темно-синий цвет. Так как они теряют много энергии от мучительных объяснений, ссор, то не выносят никаких дополнительных возбуждений и отклоняют оранжево-красный цвет как несимпатичный, т.е. они предпочитают тот же цвет, что и лица, страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями. Это не случайно. Сердце - наиболее известный символ любви.
Человек, приближающийся из-за стресса к инфаркту, оказывает предпочтение красному цвету, однако определенные другие цвета (серый и коричневый) одновременно показывают, что он уже находится в состоянии вегетативного истощения. Цвет покоя и отдыха - темно-синий - этим пациентам не нравится. "Я не могу сейчас позволить себе покоя", - таковы типичные слова кандидатов на инфаркт.
Возбуждающее действие красного цвета может проявиться как в любви, так и в ярости. Эротизирующее освещение танго, конечно, красное; красные фонари во всем мире показывают путь туда, где предлагается сексуальное возбуждение. Кандинский в своей книге "О духовном в искусстве" об оптически чистом красном цвете сказал, что тот действует "проникновенно как очень живой, беспокойный, полный воодушевления цвет".
Интересно, что красные кони на картинах Петрова-Водкина появились далеко не впервые в живописной практике. Франц Марк на известной картине "Три лошади" изобразил лошадей в красном цвете, чтобы показать их импульсивный, быстро возбудимый темперамент. Стремясь передать психику, он использовал не коричневый, а красный цвет.
Красный цвет возбуждает, а поэтому импонирует наблюдателю. Поэтому одеяния королей, кардиналов и отделка тог сенаторов были красными. Пурпурный с его холодной долей синего цвета действует еще более впечатляюще, но одновременно и сдерживающе. Этот цвет можно охарактеризовать словами "роскошный" или "великолепный". По этой причине во многих театрах до последнего времени занавес и сидения были красными.

В красный цвет окрашено знамя русской революции. Да, красное по своей сути - революция, переворот. Красное - это полное энергии проникновение и преобразование, когда оно варьируется с желтыми тонами (цвета красной киновари). Кто по своей натуре полон жизненной силы и энергии, соответствует красному цвету, ибо чувствует себя могущественным. Тот же, кто слаб и встречает сильного, воспринимает последнего, как угрозу. По этой причине в красный цвет окрашивают предметы, указывающие на угрожающую опасность. Красный сигнал светофора заставляет водителя остановиться, чтобы избежать угрозы столкновения. Противопожарное оборудование и пожарные автомашины окрашены в красный цвет, так как они должны выражать высшую степень тревоги. Раздражающее действие красного цвета должно в данном случае превратиться в возбуждающее. Красный цвет соответствует холерическому темпераменту.

Далее рассмотрим, как меняется воздействие красного цвета при его небольшом изменении в сторону других цветов.

Оранжевый цвет. Чем ближе красный цвет к желтому, тем сильнее раздражение переходит в возбуждение. Энергия чистого красного цвета в оранжевом цвете становится раздражающей, бесцельной и изнурительной энергией возбуждения. Действие оранжевого цвета на психику в значительной степени зависит от его оттенка.

Коричнево-красный цвет - это успокоение раздражения. Если красный - это раздражение и борьба, то коричнево-красный означает спокойствие и перемирие. Коричнево-красный - это мир без раздоров. При повышенном предпочтении этого цвета врач констатирует у пациента переутомление и истощение.

Сине-красный цвет. В этом сочетании жизненная энергия красного цвета не погашается, а накапливается и тормозится. Отсюда возникает величественное великолепие пурпурного цвета, а в сине-красном - нежная сдержанность и утончение побуждающего импульса.

Розовый цвет. Белизна розового цвета также уничтожает энергичную силу красного. Однако она не тормозит ее, а освобождает от целенаправленной энергии, так как белый цвет означает свободу. Розовый - это свободная, ни к чему не обязывающая возбудимость и в этом его соблазнительное обаяние.

Синий цвет
Синий цвет отражает физиологическую и психическую потребность покоя. По мнению Кандинского, "склонность синего цвета к глубине настолько велика, что он становится интенсивнее именно в более глубоких тонах и действует "характернее", проникновеннее. Чем глубже синий цвет, тем больше он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому и, наконец, к сверхчувственному. Синий - это типично небесный цвет. С большим проникновением он развивает элемент покоя. Склоняясь к черному, он приобретает примесь нечеловеческой печали. Он как бесконечное углубление в серьезное, где нет и не может быть конца". Синий развивает концентрическое движение (как улитка, вползающая в свой домик) и удаляется от человека. Одновременно он чувствует, что в синем можно утонуть.

Гете говорит: "Насколько охотно мы следуем за удаляющимся от нас предметом, настолько же охотно мы смотрим на синий цвет, и не потому, что он на нас наступает, а потому, что он влечет нас за собой". По Э. Юнгеру, "синий - это цвет, выражающий ничто и прекрасное одновременно". Р.Штайнер в "Das Wesen der Farbe" пишет: "Синий - поглощающий, втягивающий лучи в себя".
Чтобы повысить основное значение синего цвета, а именно, усилить чувство покоя, в тесте Люшера используется темно-синий цвет. При рассматривании темно-синего цвета наступает вегетативное успокоение. Пульс, давление крови, частота дыхания и функции бодрствования снижаются. Организм настраивается на отдых. При заболевании и переутомлении потребность в синем цвете повышается. Восприимчивость и готовность к боли повышаются.
Темно-синий цвет является цветовым выражением биологических потребностей: физиологически - покоя, психологически - удовлетворения. Тот, кто находится в подобном уравновешенном, гармоничном состоянии без напряжения, чувствует себя в тесной связи с окружающим и в безопасности. Синий цвет выражает единение, тесную связь. В состоянии единения с окружающим отмечается особая чувствительность к переменам. Поэтому синий цвет отвечает всем видам чувствительности. Синий цвет как повышенная восприимчивость является предпосылкой способности проникновения, эстетических переживаний и глубокомысленных размышлений.
Символически синий цвет соответствует спокойной воде, флегматичному темпераменту, женскому началу, левой стороне, горизонтальному направлению, плавному почерку. Вкусовое ощущение синего цвета - сладость (поэтому раньше головки сахара заворачивали в синее); чувственное восприятие - нежность, а его орган - кожа.

В древней Индии предпочтительным для медитации считали темно-синий. В немецком языке для обозначения биологического тонуса, выражаемого темно-синим цветом, есть трудно переводимое понятие "Gemut" (дух, нрав, характер). Это исполнение идеала единения (отсюда голубой цветок романтизма); это - тесная связь с праматерью, преданность и доверие, любовь и самопожертвование (отсюда синее одеяние богоматери Марии). Синий выражает вечность, а поэтому традиции. Если синий цвет отвергается в тесте как несимпатичный, то потребность в "покое" и связи, основанной на доверии, остается неудовлетворенной. Отклонение темно-синего цвета означает, что человек избегает ослабляющего напряжения покоя, так как считает, что не может в данный момент позволить себе отдых без отказа от чего-то важного. Такой человек предчувствует, что расслабляющий покой вызовет именно ту атонию, перед которой он подсознательно испытывает страх. Атония может привести к депрессии, которой стремятся избежать. Для таких людей синий цвет не "привлекательное ничто", а угрожающее ничто, так как у них выражаемая этим цветом потребность в связи в главном не удовлетворена; часто это отношение к партнеру по любви, иногда к коллегам по работе, или к месту, где человек должен жить. Тот, кто постоянно отвергает синий цвет, лишен "удовлетворяющего единения", которого ему недостает. В результате этого возникает тревожное и напряженное беспокойство, суетливость и поиски возбуждения с тем, чтобы избежать подстерегающей атонии или даже депрессии при таком бессмысленном образе жизни.
При обследовании 5000 человек, курящих сигареты, оказалось, что больше половины из них отвергают синий цвет. В данном случае возбуждение от курения, видимо, служит защитой от атонии. При повышенных раздражителях (например, телевидение) и изменчивом беспокойном поведении страдает также способность к концентрации, что, особенно у детей, выражается в невосприимчивости к учебе. Продолжительное раздражение может вызвать у взрослых невротические нарушения в органах. Отказ от темно-синего цвета, как страх перед покоем, часто в качестве компенсации вызывает предпочтение красного цвета и свидетельствует о стремлении к возбуждающим переживаниям.

Светло-синий цвет является наиболее популярным, если он избирается просто как цвет, а в не каких-либо определенных целях. Его психологическая характеристика - беззаботное веселье. Он не обременен ни тяжестью темного, ни беспокойством красного, ни холодной сдержанностью и застоем зелено-синего. Светло-синий - цвет беспечности и беззаботности, он не предъявляет претензий и не принимает обязательств.

Красно-синий цвет, если он не светлый, вызывает покой и удовлетворение. Психологически такой синий не является холодным. Покой и внутреннее удовлетворение не могут быть холодными. Сумеречно-синий или темно-синий цвета не холодны, пока к ним не примешивается зеленый.

В красно-синем в его более насыщенных градациях неизбежно присоединяется энергия красного. Отсюда возникает благотворное нарушение душевного покоя. Красно-синий - это воодушевление, душевное вдохновение, сердечность. Красно-синий - любимый цвет Шагала, картины которого часто затрагивают тему задушевности. Поэтому в своих картинах он постоянно возвращается к изображению молодоженов, букета цветов и часов как символа времени. Вероятно, поэтому и одеяние Божьей Матери Марии, заступницы людей перед богом, также красно-синего цвета, цвета задушевности и сердечности.

Зелено-синий цвет. У этого цвета его оттенки не меняют его основного значения, а только сильно видоизменяют в пределах этого значения. Однако, основное значение остается: любой синий передает сферу душевности. И все же в зелено-синем зеленый цвет привносит оттенок напряженности и самоутверждения. С точки зрения взаимоотношений людей это можно охарактеризовать как гордую манеру держаться. Сумеречный зелено-синий означает "притязание на собственную ценность". В темном зелено-синем цвете гордость переходит в замкнутость, оригинальничание и упрямое самовозвеличивание. Этот цвет выражает стойкий, оборонительный эгоцентризм, который исчезает в светлом зелено-синем цвете. Здесь остается лишь холодная отдаленность, где больше не господствуют жизненные импульсы. Поэтому светлый зелено-синий является цветом гигиенической стерильности.


Ф иолетовый цвет.
Последняя цель красного, импульса к переживанию и завоеванию, - успокоение в удовлетворении. Красный находит свое разрешение в синем. Красный путь - мужской, патриархальный. Синий путь - женский, матриархальный. Мужской красный и женский синий сливаются в фиолетовый. 75% детей до наступления половой зрелости, в возрасте с недифференцированными половыми признаками, предпочитают фиолетовый цвет. Среди умственно отсталых детей фиолетовый цвет выбирают 80% детей. Цвету, который не отделяет мужского красного от женского синего, часто отдают предпочтение гомосексуалисты. По средним статистическим данным фиолетовый цвет предпочитают также беременные женщины, однако сразу после родов этот цвет либо совершенно отвергается ими, либо избирается на основании индивидуального вкуса. Крупный психолог В.Вундт приписывал фиолетовому цвету, на основании его связи с красным и синим, одновременно склонность к мрачно-меланхолической серьезности и взволнованно-тоскливому настроению. Ученик Вундта Стефанеску-Гоанга метко охарактеризовал действие этого цвета как "завуалированное возбуждение". Это значение справедливо и для средне-светлых нюансов фиолетового цвета.
Как в средневековой живописи по стеклу (витражи), так и в римско-католическом церковном культе, фиолетовый является цветом искреннего раскаяния, смирения, кротости, святого уединения. Фиолетовый аметист в перстне кардинала означает воздержанность. Н.Кузанус - кардинал, который сам носил перстень с фиолетовым камнем, создал для фиолетового цвета утвердившееся понятие: "Coincidentia oppositorum", что значит уничтожение или гармония противоречий. Уничтожение субъективно-объективных противоположностей, мистическое, магическое, волшебное, способное уничтожить противоположность между желанием и действительностью, это - фиолетовый цвет. В этом его волшебство, и это волшебство - его очарование.
Слияние противоположностей, отождествление - это одно значение фиолетового цвета. А ведь в любом процессе переживания и мышления всегда имеются субъективно-объективные противоположности, они действенны и часто трагичны. Синий покой будоражится красным импульсом и побуждается к восприятию воздействий окружающей среды. Но и наоборот: красный импульс тормозится синим покоем, накапливается, дозируется, дифференцируется и доводится до такого совершенства, что возникает чувственная восприимчивость. Эти колебания между красным и синим, между импульсивным желанием и осмотрительной восприимчивостью дают другое значение фиолетового цвета, а именно - чувствительность. Таким образом, в целом фиолетовый цвет выражает чувственное отождествление, которое часто оценивается как "внушаемость". Так, например, проведенные исследования показали, что низшие слои населения отдают предпочтение фиолетовому цвету значительно чаще, чем средние, а высшие слои отклоняют фиолетовый цвет внушаемости значительно чаще, чем средние, и тем самым проявляют свое негативное и критическое отношение к этому цвету.
Если в тесте Люшера отдается предпочтение фиолетовому цвету, то в этом следует усматривать "захвативший интерес" и потребность в чувственном отождествлении, которое приобретает совершенно другой характер, если вторым любимым цветом является побуждающий сексуальный красный. Фиолетовый с красным выдает повышенную эротическую возбудимость, тогда как фиолетовый с синим свидетельствует о "захватившем интересе" ко всем возможным проявлениям нежной чуткости.
В Америке и Средней Европе фиолетовый цвет отвергается в тесте как неприятный, особенно интеллектуально развитыми людьми и людьми искусства. Напротив, из 1000 персов 450 из двух наиболее любимых цветов отдали предпочтение фиолетовому (Х.Клар, Гайдельберг). Этнологические научные экспедиции, проводившие обследования среди индейцев центральной Бразилии и среди нетронутых культурным влиянием негров Африки, установили, что фиолетовый цвет является там самым любимым.

Что же означает отклонение фиолетового цвета? Если сопоставить народы, которые оказывают ему предпочтение или отклоняют, этнологически, то напрашивается вывод: чем выше и рациональнее культура человека, тем чаще он отклоняет фиолетовый цвет.
Кто отклоняет фиолетовый цвет, тот из-за склонности к чувствительности и эротике боится потерять свою независимость и поступиться своим чувствительным эгоцентричным "я". Эти люди стремятся рационально контролировать свою чувственность и критически решать, гарантируются ли при эротическом отождествлении и личном обязательстве откровенность и искренность и оправдан ли риск. В современной культуре фиолетовый цвет не находит широкого распространения. Место сердечной общности занимают притязание на влияние и стремление к превосходству во всех формах снобизма и соперничества. Восторженное самопожертвование заменяет принцип целесообразности и надежности. Эстетическое восприятие часто заменяют простым подражанием моде.
Между противоположными красным и синим, между фанатизмом и фатализмом стоит примиряющий фиолетовый: гармония противоречий.


Зеленый цвет

Кандинский охарактеризовал зеленый цвет и его психологическую особенность: "В зеленом цвете желтый и синий скрыты как парализованные силы, которые могут вновь активизироваться. Абсолютный зеленый - самый спокойный цвет из существующих. Он никуда не движется и не имеет призвука радости, печали, страсти. Он ничего не требует, никуда не зовет. Это неподвижный, довольный собой, ограниченный в пространстве элемент". О том же пишет Гете: "Если так смешать желтый и синий, чтобы ни один из них не выделялся, то глаз и душа отдыхают на этой смеси, как на чем-то простом. Не хочется и нельзя двигаться дальше". Выступающее и возбуждающее движение желтого цвета и противоположное ему успокаивающее и отступающее движение синего в зеленом взаимно уничтожаются и консервируются. Поэтому зеленый цвет статичен. Зеленый не обладает действующей наружу кинетической энергией, а содержит заключенную в себе потенциальную энергию. Чем больше добавляется к зеленому затемняющего синего, тем сильнее, "холодное", напряженнее, строже и устойчивее психологическое воздействие цвета. Чем больше добавляется осветляющего, растворяющего желтого, тем легче, "теплее", расслабление, мягче и гармоничнее действует зеленый.

В человеке чрезмерная самоуглубленность часто перерождается в эгоцентризм и даже эгоизм. Однако эта же самонаправленность необходима, чтобы ограничивать себя, сдерживаться или радоваться тому, что имеешь. Это чувство выражается в выборе зеленого цвета. Различные оттенки зеленого цвета показывают разнообразное отношение человека к себе. Чистый, резкий сине-зеленый цвет предпочитают люди, которые предъявляют к себе жесткие требования, которые добиваются реализации своих принципов с непримиримой последовательностью. Оставаться верным себе, выполнять избранное обязательство, скорее уединиться со своей обидой, чем капитулировать и приспосабливаться - об этом свидетельствует выбор сине-зеленого цвета.

Чистый зеленый цвет абсолютно консервативен. Люди, которые его предпочитают, стремятся к самоуверенности и к уверенности вообще. Это - цвет среднего класса, цвет обывателя. Зеленому присущи положительные консервативные качества: настойчивость и выдержка. С другой стороны, люди экстравагантные, а также люди, отличающиеся нарочитой оригинальностью, считают чистый зеленый цвет несимпатичным, интуитивно угадывая в нем приоритет упорства и трудолюбия. Они надеются добиться успеха без настойчивого прилежания благодаря своей гениальности или личной индивидуальности.
У людей предпочитающих либо желто-зеленый, либо более темный коричнево-зеленый, отношение к самим себе прямо противоположно. Они добиваются не самоутверждения, а возбуждения извне: при светлом желто-зеленом - посредством новых встреч, при коричнево-зеленом - посредством наслаждений.
Зеленый цвет имеет большое значение для медицинской психологии при обработке цветового теста. Самооценка и саморегуляция меняются непрерывно и быстро, - так, что человек не успевает осознать все оттенки этих состояний. Но вегетативная нервная система и органы принимают участие в каждом напряжении (сине-зеленый) или расслаблении (коричнево-зеленый), в застойном возбуждении (чистый зеленый) или снятом возбуждении (желто-зеленый). Если, например, пациент в тесте Люшера слишком часто отдает предпочтение сине-зеленому цвету, то он чрезмерно перенапрягает себя физически, а также предъявляет повышенные требования к своей нервно-соматической выносливости. Как только наступает состояние истощения, пациент отклоняет сине-зеленый цвет как холодный, суровый и ядовитый. Ослабевшая нервная система защищается от этого заряженного напряжением цветового оттенка. В этом состоянии пациент жалуется на то, что он страдает от гнета или суровой ситуации и воспринимает ее как насилие. Если подобный пациент находится на лечении или отдыхе, то с помощью цветового теста, исходя из отношения пациента к сине-зеленому цвету, можно определить, пришло ли в норму состояние его здоровья и может ли он приступить к работе.

Сине-зеленый цвет. Светлый сине-зеленый, или бирюзовый - самый холодный из всех цветов. Его целесообразно использовать там, где необходимо оптически создать освежающую прохладу: в жарких странах, в горячих фабричных цехах, в помещениях с удушливым и тяжелым запахом. Это цветовое воздействие используется в освежающих напитках или зубных пастах с ментолом. Легко поверить, что в стерильном ледяном холоде сине-зеленого цвета должны гибнуть все бактерии. Некоторые дамы, причисляющие себя к высшим слоям общества, в одежде предпочитают поднимающийся над страстями бледный бирюзовый цвет. Темный сине-зеленый приобретает жесткость и тяжесть упрямого своенравия, внезапной изоляции и закоренелой гордости. Но заводах сумеречный сине-зеленый рекомендуется для несущих стальных конструкций, подчеркивая идею жесткости и надежности.

Желто-зеленый цвет. Зеленый, при добавлении к нему желтого, освобождается из своего статического состояния, из своей консервации и плена. Желто-зеленый цвет напоминает о распускающихся листьях. Он означает - распускаться, раскрываться, устанавливать контакт, желать встречи с другими и с чем-то новым. Этот цвет может воздействовать и несколько навязчиво. Тогда его глушат, подмешивая серый цвет, и он становится подходящим для деловых книг и формуляров. По сравнению с белой бумагой он выгодно выделяется, производя впечатление строгого и делового.

Коричнево-зеленый цвет. В коричнево-зеленом цвете маслин к чистому зеленому подмешан желтый и черный. Оливково-зеленый раскрывается благодаря желтому. Но в результате одновременного затемнения он приобретает дополнительное значение чувственной пассивности. Поэтому коричнево-зеленый выражает ощущения собственного тела и чувственные восприятия. Кто предпочитает коричнево-зеленый, тот хотел бы наслаждаться состоянием, благотворно влияющим на чувства и содействующим отдыху.

Желтый цвет

Представление о желтом цвете легко увязывается у нас с солнцем. Желтый цвет - легкий, сияющий, возбуждающий и поэтому согревающий. После белого лучше всего отражает падающий свет желтый. Создается впечатление, будто бы свет скользит по светлой поверхности и не проникает в темную внутреннюю глубину. Тяга к поверхности характерна для желтого цвета во многих отношениях. Яркость желтого и полированная, блестящая поверхность дополняют друг друга, создавая великолепие блестящего золота. Желтый, как цвет поверхности, не скрывает тайн, и ни Гете, ни Василий Кандинский не открывают нам о сущности желтого цвета ничего такого, чего бы мы не воспринимали сами.
По Кандинскому "что желтый настолько склоняется к белому, что вообще не может быть очень темного желтого. Рассматривая окрашенный в желтый цвет круг, видишь, что желтый излучает свет, движется из центра и почти зримо приближается к человеку". Второе движение желтого - стремление перешагнуть границы, рассеять силы в пространстве... и бесцельно излиться во все стороны. Желтый беспокоит человека, возбуждает его и отражает характер выраженной в этом цвете силы, которая, наконец, становится дерзкой и навязчивой. Это свойство желтого может достичь невыносимой для глаза и души высоты и силы.

При аддитивном синтезе желтый цвет получается смешением зеленого и красного. Это оптическое объединение соответствует и психологическому восприятию желтого цвета.
Красный как возбуждение, а зеленый как напряжение создают в результате состояние возбужденного напряжения. Это приводит к другому психическому состоянию: к взрыву, к разрядке, к эксцентрическому расслаблению, как, например, смех после фразы, раскрывающей смысл анекдота. Желтый выражает эксцентрическое разрешение возбужденного напряжения.
Если зеленый можно сравнить с потенциальной энергией, то желтый соответствует динамической кинетической энергии. Желтый цвет нужно понимать, как изменение и как снятие наличествующего напряжения с помощью раздражающего действия. Предпочтение желтого цвета остальным означает поиск освобождения, способного сделать счастливым, ибо таковое отсутствует. Если же одновременно с этим отвергается синий цвет, означающий покой, удовлетворение и единение, то речь идет о несчастном и неподходящем для реальной связи человеке, который в постоянном беспокойстве ищет удовлетворение. Предпочтение желтого цвета при отклонении синего может указывать на "ажитированную депрессию", которую фармакологически следует лечить с помощью антидепрессантов, а психоаналитически - как позитивную или негативную материнскую связь.
Если же отклоняется синий цвет и предпочитается желтый, а вместе с ним и зеленый, то это беспокойство, эта чувствительность, форсированное самоутверждение и напряжение ожидания характерны для честолюбивого человека, которому недостает дружеских связей в коллективе и который пытается завоевать признание с помощью превосходства. Кто оказывает предпочтение зеленому и желтому, нуждается в немедленном подтверждении, что его ценят, уважают. Он с большим напряжением наблюдает, будет ли высказано в отношении его ожидаемое признание, чтобы можно было снять напряжение.
Тот, кто отвергает эти оба основных цвета, зеленый желтый, показывает, что его честолюбие настолько сильно заторможено невротическим страхом, что бросается в глаза подчеркнуто равнодушная небрежная манера поведения.
Если зеленому отдается предпочтение как полюсу напряжения, а желтый отвергается как полюс разрядки или снятия напряжения, то это состояние можно сравнить с батареей, которая отдала много напряжения и вновь должна быть заряжена. Подобное отношение к этим двум цветам проявляют люди, которые хотят быть твердыми, чтобы не поддаться чуждому им влиянию, или из боязни осрамиться нуждаются в уверенности. Если же, наоборот, отвергается зеленый, так как давление напряжения становится невыносимым, в то время как желтому цвету, снимающему напряжение, отдается предпочтение, то это состояние можно образно сравнить с перезаряженной, "кипящей" батареей. И наоборот, в случае сочетания зеленого и желтого с синим, покоем, в этих трех цветах выявляется "трофотропная группа отдыха".
В то время как расстройства в диапазоне синего и красного цветов (покой и возбуждение) особенно проявляются в виде заболеваний сердца и органов кровообращения, напряжение (зеленый) и разрядка (желтый) относятся преимущественно к желудочно-кишечным заболеваниям. По этой причине пациенты со склонностью к спазмам гладкой мускулатуры (желудочно-кишечных, желчных и мочевых путей) часто обнаруживают специфическое предпочтение зеленого и желтого цветов.
Желтый - это основной цвет. Он выражает основную психическую потребность - раскрыться. Желтому оказывают предпочтение люди, которые ищут изменившихся, освобождающих отношений, чтобы разрядить возбужденное напряжение и иметь возможность раскрыться, достичь желаемого. Они надеются на разрядку с помощью освобождения от нагрузки или от связи, которая угнетает их как зависимость. Предпочтение желтого цвета наблюдается у людей, которые из-за отсутствия жилья или неудовлетворяющих их домашних условий отправляются в дальние путешествия, гонимые тоской по дальним странам. Увлекающиеся полетами люди, которые охотно отрываются от окружающей реальности, также предпочитают желтый цвет. От напряжений (зеленый) и неумолимой последовательности реальной жизни некоторые скрываются в мир идеологических представлений (желтый). Считается, что желтый является цветом озарения, поэтому ореол Христа-спасителя и святых (Будда) также желтый.
Желтый как цвет разрядки, выражает только нервное и психическое состояние. Хотя он отражает также и состояние, стимулирующее фантастические представления, однако, как и все цвета, взятые в отдельности, ничего не говорит о действительном духовном мире человека. Тяга желтого цвета к поверхности может даже отражать поверхностность человека, а его расширение - бесполезную деятельность. В данном случае раздражающее напряжение, возникающее из-за неудовлетворенных потребностей, просто глушится с помощью банальных возбуждений. Если же напряжение ожидания и надежды не оправдываются, то возникает неприязненное чувство, которое народная молва приписывает желтому цвету: "Желтый - цвет зависти". Надеющийся предпочитает желтый, разочарованный отвергает его. При обследовании двухсот хронических алкоголиков оказалось, что желтый является наиболее решительно отвергаемым цветом, в то время как фиолетовому отдается предпочтение.
Тот, кто будучи разочарованным, отклоняет желтый цвет, тот еще не пережил боли какой-то утраты. Раздраженное напряжение, взывающее к надежде и ожиданию, накапливается и может стать угрожающим. Цветовой тест констатирует тревожное состояние: когда отчаявшийся "хватается за соломинку" и хочет принудительно вызвать последнюю надежду, то он еще раз отдаст предпочтение желтому цвету, но вместе с принуждающим черным. Он зачастую, так же, как и Ван-Гог, в последней картине которого (июнь 1890) черные вороны кружат под черно-синими грозовыми тучами над волнующим желтым пшеничным полем, стоит на грани самоуничтожения.
Во временном отношении желтый соответствует неопределенному будущему и неосуществимым возможностям. Желтый возбужденно-напряженно стремится к развязке, т.е. вперед, к новому, современному, к предполагаемому лучшему будущему.

Зелено-желтый цвет. Если к чистому желтому подмешать едва заметное количество зеленого, то желтый будет выглядеть более холодным и более светлым. Тот, кто предпочитает лимонно-желтый, тот тормозит движущие импульсы, контролирует себя, наблюдает за другими, чтобы не вступать в конфликт. Это поведение, часто поддерживаемое критическим, острым интеллектом, служит самозащитой. Такие люди всегда следят за тем, чтобы не подвергнуться критике, не получить отказа или не скомпрометировать себя. По этой причине зеленоватый лимонно-желтый цвет большей частью предпочитают фригидные женщины и импотентные мужчины, которые тормозят с помощью самоутверждения и самонаблюдения возбуждение и способность к отдаче.

Коричнево-желтый цвет. Прямо противоположное действие оказывает янтарный медово-желтый. В нем объединяется противоречие: свет и легкость желтого и темнота и тяжесть коричневого. Хотя все еще доминирует желтый как цвет самораскрытия и установления контактов, однако, вместо поверхностности и изменчивости чистого желтого коричнево-желтый выражает чувственную приятность. Предпочтение этого цвета говорит о потребности в счастливом, полном наслаждений, нежно-ласковом пребывании.

Красно-желтый цвет. Если к чистому желтому добавляется возбуждающий красный и полученный цвет приближается к оранжевому, то основное значение желтого, раскрытие и установление контактов, повышается в сторону активности. Он выражает стихийное, сладострастно-радостное ощущение и переживание. Здесь нет благоразумной сдержанности или изощренности. Красно-желтый и оранжевый передают атмосферу, которая часто изображалась на старых картинах голландских мастеров с пышными кутящими девицами и солд

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...