Теоретические принципы гармонии цветовых сочетаний.
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Цветовая гармония представляет собой очень сложное явление. Поэтому попытки дать простые правила цветовой гармонии обречены. Однако практика показывает, что все же можно выделить некоторые общепризнанные принципы. Принцип I. Гармония устанавливает равный порядок. Т.е. цветовая гармония возникает в результате сопоставления цветов, отобранных в соответствии с принятой ранее упорядоченной системой отбора, которая может быть признана и эмоционально оценена. Принцип II. Из двух последовательностей цветов более гармоничной будет та, которая более привычна наблюдателю. Другими словами, нам нравится то, что мы используем. Соответствие этого принципа первому очевидна. Если мы не распознаем системы отбора, то мы скорее будем озадачены ею, чем удовлетворены. Принцип III. Его часто называют принципом сходства. Любая группа цветов будет гармоничной в той степени, в какой эти цвета имеют общий аспект или качество. Принцип упорядочения в этом случае заключается в том, что цвета являются более или менее похожими. Этот принцип используют, например, профессиональные художники по интерьеру. Если две краски недостаточно сочетаются, то в каждую из них добавляют небольшое количество второй краски. Это придает краскам общее качество и делает их более похожими. Иногда дают более общую формулировку связи сходства цветов с гармонией их сочетаний: гармония происходит в результате восприятия единства в разнообразии. Слишком малое единство приводит к хаосу, слишком малое разнообразие - к монотонности. Принцип сходства допускает расширенное толкование. Например, можно оценивать сходство по одной из характеристик: цветовой тон, светлота и насыщенность.
Принцип IV. Он также связан с первым принципом. Цветовой гармонии можно достичь только таким сочетанием цветов, система отбора которых недвусмысленно очевидна. На один вид неопределенности мы уже ссылались в связи с относительной площадью, занимаемой цветом. Часто в качестве гармоничных к любому цвету предлагают черный, белый или серый. Легко показать, что это несправедливо для композиций, в которых небольшие участки ахроматического цвета представлены на фоне очень ярких цветов, например, при печати черной краской по желтой или оранжевой бумаге. Спустя несколько секунд после начала рассматривания такой цветовой композиции из-за хроматической адаптации окрашенные участки начинают казаться голубоватыми. Теперь композиция воспринимается как основанная на дополнительных тонах. Возникает та самая двусмысленность, и поэтому такой выбор нельзя считать удачным. Если различие в цветовом тоне между соседними элементами композиции составляет около ¼ цветового круга, то может возникнуть другой вид неопределенности. Наблюдатель не может понять, что явилось целью композиции: подбор контрастирующих или подбор родственных цветовых тонов. Однако цветовые тона, разделенные приблизительно половиной цветового круга, или триады цветовых тонов, равномерно разделенные третью цветового круга, вызывают устойчивые сочетания. В этом случае система отбора ясна, наблюдатель расценивает ее как гармоничную.
Психологическое и физиологическое воздействие цвета
Красный цвет Если показать испытуемым на несколько минут оранжево-красный цвет теста Люшера, измерив до и после эксперимента пульс, давление крови и частоту дыхания, то изменение этих параметров указывают, что эти вегетативные функции повысились. На темно-синий цвет нервная система реагировала обратным образом. Наступало успокоение. Пульс становился спокойнее, давление крови снижалось, а дыхание замедлялось. Установлено, что этот результат не связан с расой и культурой.
Многие люди, склонные к возбуждению, но не выдерживающие красный цвет в течение длительного времени, предпочитают темно-синий цвет.Тот, кто отклоняет красный цвет как несимпатичный, находится в состоянии перевозбуждения и легко раздражается. В таком состоянии они воспринимают раздражающий красный цвет не как собственную силу и мощь, а как возможную угрозу. Этот человек испытывает страх перед действием, с которым ассоциируется этот цвет в его чувствах, например, возбуждение. У людей, часто у подростков, воспринимающих свои сексуальные потребности как мучительный позыв, который угрожает их моральным устоям и воздержанному образу жизни, этот страх выражается в отрицании красного цвета. Отвращение к красному может быть вызвано органической слабостью или физическим и психическим истощением. Цвета красный и синий, а также их сочетание - пурпурный - имеют тесную связь с различными формами любовных переживаний. Люди, страдающие от неудач в любви, стремятся к состоянию гармонии и предпочитают темно-синий цвет. Так как они теряют много энергии от мучительных объяснений, ссор, то не выносят никаких дополнительных возбуждений и отклоняют оранжево-красный цвет как несимпатичный, т.е. они предпочитают тот же цвет, что и лица, страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями. Это не случайно. Сердце - наиболее известный символ любви.
В красный цвет окрашено знамя русской революции. Да, красное по своей сути - революция, переворот. Красное - это полное энергии проникновение и преобразование, когда оно варьируется с желтыми тонами (цвета красной киновари). Кто по своей натуре полон жизненной силы и энергии, соответствует красному цвету, ибо чувствует себя могущественным. Тот же, кто слаб и встречает сильного, воспринимает последнего, как угрозу. По этой причине в красный цвет окрашивают предметы, указывающие на угрожающую опасность. Красный сигнал светофора заставляет водителя остановиться, чтобы избежать угрозы столкновения. Противопожарное оборудование и пожарные автомашины окрашены в красный цвет, так как они должны выражать высшую степень тревоги. Раздражающее действие красного цвета должно в данном случае превратиться в возбуждающее. Красный цвет соответствует холерическому темпераменту. Далее рассмотрим, как меняется воздействие красного цвета при его небольшом изменении в сторону других цветов. Оранжевый цвет. Чем ближе красный цвет к желтому, тем сильнее раздражение переходит в возбуждение. Энергия чистого красного цвета в оранжевом цвете становится раздражающей, бесцельной и изнурительной энергией возбуждения. Действие оранжевого цвета на психику в значительной степени зависит от его оттенка.
Коричнево-красный цвет - это успокоение раздражения. Если красный - это раздражение и борьба, то коричнево-красный означает спокойствие и перемирие. Коричнево-красный - это мир без раздоров. При повышенном предпочтении этого цвета врач констатирует у пациента переутомление и истощение. Сине-красный цвет. В этом сочетании жизненная энергия красного цвета не погашается, а накапливается и тормозится. Отсюда возникает величественное великолепие пурпурного цвета, а в сине-красном - нежная сдержанность и утончение побуждающего импульса. Розовый цвет. Белизна розового цвета также уничтожает энергичную силу красного. Однако она не тормозит ее, а освобождает от целенаправленной энергии, так как белый цвет означает свободу. Розовый - это свободная, ни к чему не обязывающая возбудимость и в этом его соблазнительное обаяние. Синий цвет Гете говорит: "Насколько охотно мы следуем за удаляющимся от нас предметом, настолько же охотно мы смотрим на синий цвет, и не потому, что он на нас наступает, а потому, что он влечет нас за собой". По Э. Юнгеру, "синий - это цвет, выражающий ничто и прекрасное одновременно". Р.Штайнер в "Das Wesen der Farbe" пишет: "Синий - поглощающий, втягивающий лучи в себя".
В древней Индии предпочтительным для медитации считали темно-синий. В немецком языке для обозначения биологического тонуса, выражаемого темно-синим цветом, есть трудно переводимое понятие "Gemut" (дух, нрав, характер). Это исполнение идеала единения (отсюда голубой цветок романтизма); это - тесная связь с праматерью, преданность и доверие, любовь и самопожертвование (отсюда синее одеяние богоматери Марии). Синий выражает вечность, а поэтому традиции. Если синий цвет отвергается в тесте как несимпатичный, то потребность в "покое" и связи, основанной на доверии, остается неудовлетворенной. Отклонение темно-синего цвета означает, что человек избегает ослабляющего напряжения покоя, так как считает, что не может в данный момент позволить себе отдых без отказа от чего-то важного. Такой человек предчувствует, что расслабляющий покой вызовет именно ту атонию, перед которой он подсознательно испытывает страх. Атония может привести к депрессии, которой стремятся избежать. Для таких людей синий цвет не "привлекательное ничто", а угрожающее ничто, так как у них выражаемая этим цветом потребность в связи в главном не удовлетворена; часто это отношение к партнеру по любви, иногда к коллегам по работе, или к месту, где человек должен жить. Тот, кто постоянно отвергает синий цвет, лишен "удовлетворяющего единения", которого ему недостает. В результате этого возникает тревожное и напряженное беспокойство, суетливость и поиски возбуждения с тем, чтобы избежать подстерегающей атонии или даже депрессии при таком бессмысленном образе жизни. Светло-синий цвет является наиболее популярным, если он избирается просто как цвет, а в не каких-либо определенных целях. Его психологическая характеристика - беззаботное веселье. Он не обременен ни тяжестью темного, ни беспокойством красного, ни холодной сдержанностью и застоем зелено-синего. Светло-синий - цвет беспечности и беззаботности, он не предъявляет претензий и не принимает обязательств. Красно-синий цвет, если он не светлый, вызывает покой и удовлетворение. Психологически такой синий не является холодным. Покой и внутреннее удовлетворение не могут быть холодными. Сумеречно-синий или темно-синий цвета не холодны, пока к ним не примешивается зеленый. В красно-синем в его более насыщенных градациях неизбежно присоединяется энергия красного. Отсюда возникает благотворное нарушение душевного покоя. Красно-синий - это воодушевление, душевное вдохновение, сердечность. Красно-синий - любимый цвет Шагала, картины которого часто затрагивают тему задушевности. Поэтому в своих картинах он постоянно возвращается к изображению молодоженов, букета цветов и часов как символа времени. Вероятно, поэтому и одеяние Божьей Матери Марии, заступницы людей перед богом, также красно-синего цвета, цвета задушевности и сердечности. Зелено-синий цвет. У этого цвета его оттенки не меняют его основного значения, а только сильно видоизменяют в пределах этого значения. Однако, основное значение остается: любой синий передает сферу душевности. И все же в зелено-синем зеленый цвет привносит оттенок напряженности и самоутверждения. С точки зрения взаимоотношений людей это можно охарактеризовать как гордую манеру держаться. Сумеречный зелено-синий означает "притязание на собственную ценность". В темном зелено-синем цвете гордость переходит в замкнутость, оригинальничание и упрямое самовозвеличивание. Этот цвет выражает стойкий, оборонительный эгоцентризм, который исчезает в светлом зелено-синем цвете. Здесь остается лишь холодная отдаленность, где больше не господствуют жизненные импульсы. Поэтому светлый зелено-синий является цветом гигиенической стерильности.
Что же означает отклонение фиолетового цвета? Если сопоставить народы, которые оказывают ему предпочтение или отклоняют, этнологически, то напрашивается вывод: чем выше и рациональнее культура человека, тем чаще он отклоняет фиолетовый цвет.
Кандинский охарактеризовал зеленый цвет и его психологическую особенность: "В зеленом цвете желтый и синий скрыты как парализованные силы, которые могут вновь активизироваться. Абсолютный зеленый - самый спокойный цвет из существующих. Он никуда не движется и не имеет призвука радости, печали, страсти. Он ничего не требует, никуда не зовет. Это неподвижный, довольный собой, ограниченный в пространстве элемент". О том же пишет Гете: "Если так смешать желтый и синий, чтобы ни один из них не выделялся, то глаз и душа отдыхают на этой смеси, как на чем-то простом. Не хочется и нельзя двигаться дальше". Выступающее и возбуждающее движение желтого цвета и противоположное ему успокаивающее и отступающее движение синего в зеленом взаимно уничтожаются и консервируются. Поэтому зеленый цвет статичен. Зеленый не обладает действующей наружу кинетической энергией, а содержит заключенную в себе потенциальную энергию. Чем больше добавляется к зеленому затемняющего синего, тем сильнее, "холодное", напряженнее, строже и устойчивее психологическое воздействие цвета. Чем больше добавляется осветляющего, растворяющего желтого, тем легче, "теплее", расслабление, мягче и гармоничнее действует зеленый. В человеке чрезмерная самоуглубленность часто перерождается в эгоцентризм и даже эгоизм. Однако эта же самонаправленность необходима, чтобы ограничивать себя, сдерживаться или радоваться тому, что имеешь. Это чувство выражается в выборе зеленого цвета. Различные оттенки зеленого цвета показывают разнообразное отношение человека к себе. Чистый, резкий сине-зеленый цвет предпочитают люди, которые предъявляют к себе жесткие требования, которые добиваются реализации своих принципов с непримиримой последовательностью. Оставаться верным себе, выполнять избранное обязательство, скорее уединиться со своей обидой, чем капитулировать и приспосабливаться - об этом свидетельствует выбор сине-зеленого цвета. Чистый зеленый цвет абсолютно консервативен. Люди, которые его предпочитают, стремятся к самоуверенности и к уверенности вообще. Это - цвет среднего класса, цвет обывателя. Зеленому присущи положительные консервативные качества: настойчивость и выдержка. С другой стороны, люди экстравагантные, а также люди, отличающиеся нарочитой оригинальностью, считают чистый зеленый цвет несимпатичным, интуитивно угадывая в нем приоритет упорства и трудолюбия. Они надеются добиться успеха без настойчивого прилежания благодаря своей гениальности или личной индивидуальности. Сине-зеленый цвет. Светлый сине-зеленый, или бирюзовый - самый холодный из всех цветов. Его целесообразно использовать там, где необходимо оптически создать освежающую прохладу: в жарких странах, в горячих фабричных цехах, в помещениях с удушливым и тяжелым запахом. Это цветовое воздействие используется в освежающих напитках или зубных пастах с ментолом. Легко поверить, что в стерильном ледяном холоде сине-зеленого цвета должны гибнуть все бактерии. Некоторые дамы, причисляющие себя к высшим слоям общества, в одежде предпочитают поднимающийся над страстями бледный бирюзовый цвет. Темный сине-зеленый приобретает жесткость и тяжесть упрямого своенравия, внезапной изоляции и закоренелой гордости. Но заводах сумеречный сине-зеленый рекомендуется для несущих стальных конструкций, подчеркивая идею жесткости и надежности. Желто-зеленый цвет. Зеленый, при добавлении к нему желтого, освобождается из своего статического состояния, из своей консервации и плена. Желто-зеленый цвет напоминает о распускающихся листьях. Он означает - распускаться, раскрываться, устанавливать контакт, желать встречи с другими и с чем-то новым. Этот цвет может воздействовать и несколько навязчиво. Тогда его глушат, подмешивая серый цвет, и он становится подходящим для деловых книг и формуляров. По сравнению с белой бумагой он выгодно выделяется, производя впечатление строгого и делового. Коричнево-зеленый цвет. В коричнево-зеленом цвете маслин к чистому зеленому подмешан желтый и черный. Оливково-зеленый раскрывается благодаря желтому. Но в результате одновременного затемнения он приобретает дополнительное значение чувственной пассивности. Поэтому коричнево-зеленый выражает ощущения собственного тела и чувственные восприятия. Кто предпочитает коричнево-зеленый, тот хотел бы наслаждаться состоянием, благотворно влияющим на чувства и содействующим отдыху. Желтый цвет Представление о желтом цвете легко увязывается у нас с солнцем. Желтый цвет - легкий, сияющий, возбуждающий и поэтому согревающий. После белого лучше всего отражает падающий свет желтый. Создается впечатление, будто бы свет скользит по светлой поверхности и не проникает в темную внутреннюю глубину. Тяга к поверхности характерна для желтого цвета во многих отношениях. Яркость желтого и полированная, блестящая поверхность дополняют друг друга, создавая великолепие блестящего золота. Желтый, как цвет поверхности, не скрывает тайн, и ни Гете, ни Василий Кандинский не открывают нам о сущности желтого цвета ничего такого, чего бы мы не воспринимали сами. При аддитивном синтезе желтый цвет получается смешением зеленого и красного. Это оптическое объединение соответствует и психологическому восприятию желтого цвета. Зелено-желтый цвет. Если к чистому желтому подмешать едва заметное количество зеленого, то желтый будет выглядеть более холодным и более светлым. Тот, кто предпочитает лимонно-желтый, тот тормозит движущие импульсы, контролирует себя, наблюдает за другими, чтобы не вступать в конфликт. Это поведение, часто поддерживаемое критическим, острым интеллектом, служит самозащитой. Такие люди всегда следят за тем, чтобы не подвергнуться критике, не получить отказа или не скомпрометировать себя. По этой причине зеленоватый лимонно-желтый цвет большей частью предпочитают фригидные женщины и импотентные мужчины, которые тормозят с помощью самоутверждения и самонаблюдения возбуждение и способность к отдаче. Коричнево-желтый цвет. Прямо противоположное действие оказывает янтарный медово-желтый. В нем объединяется противоречие: свет и легкость желтого и темнота и тяжесть коричневого. Хотя все еще доминирует желтый как цвет самораскрытия и установления контактов, однако, вместо поверхностности и изменчивости чистого желтого коричнево-желтый выражает чувственную приятность. Предпочтение этого цвета говорит о потребности в счастливом, полном наслаждений, нежно-ласковом пребывании. Красно-желтый цвет. Если к чистому желтому добавляется возбуждающий красный и полученный цвет приближается к оранжевому, то основное значение желтого, раскрытие и установление контактов, повышается в сторону активности. Он выражает стихийное, сладострастно-радостное ощущение и переживание. Здесь нет благоразумной сдержанности или изощренности. Красно-желтый и оранжевый передают атмосферу, которая часто изображалась на старых картинах голландских мастеров с пышными кутящими девицами и солд
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|