Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расчет величин, входящих в формулу (7.3) дает




После подстановки получаем

 

мм.

 

При конструировании передачи (в дальнейшей работе над компо­новкой) следует обеспечить возможность уменьшения межосевого рас­стояния на мм для свободного надевания ремней на шкивы, а также возможность увеличения его на мм для регулировки предварительного натяжения ремней. Прибавим в каче­стве резерва к этим цифрам соответственно 4 и 10 мм. Тогда при оконча­тельно обоснованном межосевом расстоянии 397 мм в конструкции должна предусматриваться возможность его изменения от плюс 50 до минус 20 мм.

 

 

Опытный конструктор всегда предусматривает некоторые неболь­шие, порой только ему известные резервы конструкции.

 

6.4 Количество ремней в передаче

 

Количество ремней вычисляется по формуле /2, с. 135/

 

, (6.3)

 

где мощность, передаваемая ременной передачей, кВт;
  коэффициент режима работы;
  мощность, допускаемая для передачи одним ремнем, кВт;
  коэффициент, учитывающий влияние длины ремня;
  коэффициент, учитывающий влияние угла охвата меньшего шкива;
  коэффициент, учитывающий число ремней в передаче.

 

Передаваемая мощность кВт (см. пункт 2.1.1).

Коэффициент режима работы при двухсменной работе и крат­ковременных перегрузках, составляющих 200% от номинальной на­грузки /2, с. 136/.

Мощность, передаваемая одним ремнем, кВт для мм, об/мин и /2, с. 132/.

Коэффициент для ремня с сечением Б и длиной мм /2, с. 135/.

Коэффициент принят в предположении, что число ремней составит 3 – 4.

Для выбора коэффициента найдем сначала угол охвата мень­шего шкива /2, с. 130/

 

.

 

При таком значении следует принять /2, с. 135/.

 

При выборе численных значений коэффициентов для формулы (6.3) использовался метод интерполяции.

 

Расчет по формуле (6.3) дает

 

 

Окончательно принимаем число ремней .

 

Для начала заметим, что перегрузка не должна превышать 10%. Окончательное количество ремней следует назначать не бо­лее 3-х. Для этого от ремней нормальных (сечения О, А, Б, В,...) следует перейти, не меняя диаметры шкивов, к более прогрессивным узким рем­ням (сечения УО, УА, УБ, УВ,...). Если это окажется недостаточным, сле­дует увеличить диаметры обоих шкивов или переходить на ремни больших сечений.

 

6.5 Предварительное натяжение ремня, действую­щая нагрузка на валы, ширина шкивов

 

6.5.1 Предварительное натяжение ветвей одного клинового ремня вычисляется по формуле /2, с. 136/

 

, (6.4)

 

где скорость ремня, м/с;
  коэффициент, учитывающий влияние центробежной силы.

 

Скорость ремня м/с. Значе­ние принимаем по рекомендации /2, с. 136/.

Расчет по формуле (6.4) дает

 

 

6.5.2 Нагрузка от натяжения всех ремней, действующая на валы /2, с. 136/,

6.5.3 Ширина обода шкива /2, с. 138/ в миллиметрах

 

, (6.5)

 

где расстояние между канавками на ободе, мм;
  расстояния от середины крайних канавок до краев обода, мм.

 

Расчет по формуле (6.5) при мм и мм дает

 

 

6.6 Нормы для контроля предварительного натяжения ремня

 

Содержание этого подраздела обычно не относят к расчету ремен­ной передачи. Но вычисляемые здесь параметры – контрольная нагрузка, прилагаемая к ремню при регулировке натяжения, и соответствующая ей деформация ремня – обязательно указываются в технических тре­бованиях чертежа привода, по которому собирается и регулируется ремен­ная передача. Заметим, что упомянутые параметры называют нормами. В резуль­тате их выполнения ремень получает нормальное предварительное натя­жение, обоснованное ранее расчетом.

 

Предварительное натяжение ремня при сборке передачи и во время ее эксплуатации контролируют обычно не непосредственно, а кос­венно, измеряя стрелу прогиба ремня под определенной нагрузкой , приложенной перпендикулярно к ремню в середине ветви, как показано на рисунке 6.1.

Зависимость между , и для передачи по схеме рисунка 6.1 вы­ражается формулой /4, с. 131/

 

, (6.6)

 

где модуль упругости ремня, Н/мм2;
  площадь сечения ремня, мм2.

 

Зададимся стрелой прогиба мм /4, с. 133/. Для ремня типа Б ве­личина Н /4, с. 134/.

 

 

Рисунок 6.1 – Иллюстрация контроля предварительного натяжения ремня

По формуле (6.6) после ее преобразования вычислим

Окончательно принимаем мм, Н.

 

В чертежах и в инструкциях по эксплуатации машин, например авто­мобилей, обычно указывают один параметр (чаще нагрузку на ремень ) без допуска, а второй, который должен после регулировки натяжения соответствовать первому – в некоторых пределах, т.е. с допуском. Перед вами расчеты, оформленные как текстовый документ. Вы, ви­димо, обратили уже внимание, что они получаются несколько длиннее по­добных расчетов в учебниках. Приведем один только пример. В учебниках после формулы дается расшифровка обозначений входящих в нее пара­метров и там же сразу указываются численные значения этих параметров. Здесь, в этом тексте, сначала дается только расшифровка. Численные зна­чения параметров указываются отдельно позднее и сопровождаются необ­ходимыми обоснованиями. Все это, конечно, увеличивает объем текста. С этой и другими "досадными" особенностями оформления тексто­вых документов приходится мириться. Ведь стандарты требуют соблюде­ния всех предусмотренных ими правил.

 

Расчет цепной передачи

 

Вы уже заметили, что предыдущий раздел делится только на отно­сительно короткие подразделы без их деления на пункты. Здесь же под­разделов нет, а есть только пункты. Выбирайте для себя любой способ де­ления текста, который ближе вашему стилю изложения материала.

 

7.1 Для большей компактности передачи будем подбирать для нее двухрядную роликовую цепь.

Для расчета приняты следующие исходные данные:

– вращающий момент на ведущей звездочке Н×м (см. пункт 2.3.4);

– частота вращения ведущей звездочки об/мин (см. пункт 2.3.1);

– передаточное отношение передачи (см. подраздел 2.2);

– передача расположена с наклоном линии центров звездочек ме­нее 60°;

– смазка цепи периодическая;

– натяжение цепи регулируется периодически перемещением одной из звездочек;

– кратковременные перегрузки достигают 200% от номинальной на­грузки (см. раздел 2);

– работа привода двухсменная.

 

7.2 Число зубьев ведущей звездочки /2, с. 148/

 

.

 

Число зубьев ведомой звездочки

 

.

 

В подразделе 2.2 записки было принято для последующих расчетов общее передаточное отношение привода iобщ = iр . iзб .. iзт. iц = 2,5 . 3,15 . 2,5 x x 2,96 = 58,275. Можно считать удачей, что только для одной из четырех передач привода – ременной – фактическое передаточное отношение не совпало с принятым ранее. (Принято 2,5, получилось 2,57). Цепная передача рассчитывается последней. Именно за счет кор­ректировки передаточного отношения последней передачи следует
доби­ваться того, чтобы отклонение фактического передаточного отношения всего привода от принятого ранее уложилось в допускаемые 3%. Фактиче­ское передаточное отношение привода получилось iобщ.ф. = 2,57 . 3,15 . 2,5 . 2,96 = 59,909. Его отклонение от принятого ранее составляет (59,906 – 58,275):58,275 . 100% = 2,79%. На сей раз отклонение не вышло за норму. Если бы случилось худ­шее, то следовало бы назначить меньшее передаточное отношение цепной передачи за счет другого соотношения зубьев, например 73:25, 72:25 и т.д.

 

7.3 Шаг роликовой цепи в миллиметрах ориентировочно вы­числяется по формуле /2, с. 149/

 

, (7.1)

 

где вращающий момент на ведущей звездочке, Н×м;
  расчетный коэффициент нагрузки (эксплуатационный коэффи­циент);
  число зубьев ведущей звездочки;
  допускаемое давление в шарнире цепи, МПа;
  число рядов цепи.

 

Ранее уже определялись: Н×м; ; .

Расчетный коэффициент нагрузки /2, с. 149/

 

, (7.2)

 

где динамический коэффициент;
  коэффициент, учитывающий влияние межосевого расстояния;
  коэффициент, учитывающий влияние угла наклона линии цен­тров передачи;
  коэффициент, учитывающий способ регулирования натяжения цепи;
  коэффициент, учитывающий способ смазывания передачи;
  коэффициент, учитывающий периодичность работы передачи (коэффициент сменности).

 

С учетом кратковременно действующих перегрузок примем /2, с. 149/. Возьмем , приняв межосевое расстояние /2, с. 150/. Для принятого в пункте 7.1 угла наклона линии центров передачи ме­нее 60° возьмем /2, с. 150/.

 

Примечание – Значение коэффициентов и приняты условно, так как полностью передачу мы не конструируем, и поэтому компоновка не выявляет обоснованные данные для их назначения.

 

Для принятого способа регулирования натяжения цепи (см. пункт 7.1) коэффициент /2, с. 150/. Для периодической смазки возьмем /2, с. 150/. При работе в две смены /2, с. 150/.

Расчет по формуле (7.2) дает

 

 

Поскольку шаг цепи еще неизвестен, то возьмем пока ориентиро­вочно, руководствуясь лишь частотой вращения малой звездочки об/мин, допускаемое давление в шарнирах цепи МПа /2, с. 150/. Число рядов цепи принято ранее.

 

Расчетный шаг цепи по формуле (7.1)

 

 

7.4 Ближайшие по шагу стандартные двухрядные роликовые цепи имеют нижеследующие характеристики /2, с. 147/:

 

Обозначение цепи по ГОСТ 13568–75 2ПР–31,75–17700 2ПР–38,1–25400
Шаг t, мм…………………..…………… 31,75 38,1
Разрушающая нагрузка Q не ме­нее, кН............................................    
Масса одного метра цепи q, кг/м. … 7,3 11,0
Площадь шарнира (проекция опор­ной поверхности) , мм2    
Габаритная ширина цепи b, мм…….    
Расстояние между рядами А, мм….. 35,76 45,44
Расстояние изнутри между пласти­нами одного ряда , мм. …………   19,05   25,4

 

7.5 Проверим первоначально цепь 2ПР–31,75–17700 по усло­вию .

Скорость цепи /2, с. 153/

 

 

Окружная сила

 

 

Давление в шарнире цепи /2, с.150/ при площади сечения шарнира мм2 (см. пункт 7.4)

 

 

Уточненное допускаемое давление в шарнире цепи при шаге мм, числе зубьев малой звездочки и ее частоте вращения об/мин /2, с. 150/

 

МПа < P = 36,2 МПа.

 

Примечание – В последней формуле число 30,5 есть среднее зна­чение табличных величин допускаемых давлений в МПа для частот 50 и 100 об/мин.

 

Результат расчета показывает, что условие не выполняется.

7.6 Проверим поэтому на выполнение этого условия цепь 2ПР–38,1–25400, имеющую больший шаг.

 

Скорость цепи

 

 

 

Окружная сила

 

Давление в шарнире цепи при площади шарнира мм2 (см. пункт 7.4)

 

Уточненное допускаемое давление в шарнире цепи при шаге мм, числе зубьев малой звездочки и ее частоте вращения об/мин /2, с. 150/

 

 

В этом варианте расчета для цепи с шагом мм условие выполняется. Поэтому окончательно выбираем двухрядную ролико­вую цепь 2ПР–38,1–25400 по ГОСТ 13568–75.

 

Условие , конечно, выполняется, но недогрузка цепи с шагом мм составляет (30,2 – 20,04) / 30,2 . 100% 32%, в то время как пере­грузка цепи с шагом мм всего лишь (36,2 – 33,2)/33,2.100% = 9%. Здесь конструктор поспешил с окончательным выбором, чем нанес ущерб прибылям своей фирмы и своей репутации. Улучшить решение и сохранить репутацию можно, например, по та­ким вариантам. Вариант первый. Оставить цепь с шагом мм, но уменьшить числа зубьев на обеих звездочках. Это увеличит окружную силу и соответ­ствующее давление в шарнире, а в целом приведет к уменьшению габари­тов передачи. Вариант второй. Вернуться к цепи с шагом мм, несколько увеличить на обеих звездочках числа зубьев и снизить этим самым окруж­ную силу и давление на шарнире.

 

Окончательный выбор лучше сделать после сравнения результатов расчета по обоим вариантам, учитывая при этом, что отклонение фактиче­ского передаточного отношения всего привода от заранее принятого не должно превышать 3%. Заметим в заключение, что допускаемые перегрузки и недогрузки для цепи можно принимать соответственно 5% и10%.

 

7.7 Число звеньев цепи при принятом ранее (см. пункт 7.2) межосевом расстоянии /2, с. 148/

, (7.3)

где ; ;

Расчет величин, входящих в формулу (7.3) дает

Расчетом по формуле (7.3) получим

Результат округляем до четного числа

Уточненное межосевое расстояние /2. с. 149/ при суммарном числе зубьев звездочек

Для свободного провисания цепи в конструкции передачи должна быть предусмотрена возможность уменьшения межосевого расстояния на 0,4%, т.е. на мм. Округлим это значение до 10 мм.

Для восстановления натяжения цепи по мере ее износа конструкция передачи должна предусматривать также увеличение межосевого расстоя­ния на 3%, т.е. на мм. Округлим эту цифру до 50 мм.

Пусть вам не покажутся неожиданными те грубые округления, кото­рые вы видите выше. Таким путем конструктор закладывает те небольшие резервы, о которых уже говорилось в предыдущем разделе.

7.8 Диаметры делительных окружностей звездочек /2, с. 148/

 

Диаметры внешних окружностей звездочек /2, с.148/ при диаметре ролика цепи мм /2, с. 147/

 

мм;

мм.

 

7.9 На цепь действуют следующие силы:

– окружная Н. Она была определена в пункте 7.6;

– центробежная /2, с.151/. Эта сила при массе одного метра цепи кг/м (см. пункт 7.4) и скорости цепи м/с (см. пункт 7.6) имеет величину Н Н;

– сила от провисания цепи /2, с. 151/. При макси­мально возможном коэффициенте (горизонтальное расположение линии центров звездочек) сила имеет величину

 

 

Ранее было принято, что угол наклона линии центров звездочек не более . Истинное его значения в рамках проекта не выявляется. По­этому с целью получения некоторого резерва взят случай, когда искомая сила максимальна (упомянутый угол составляет ).

 

 

7.10 Расчетная нагрузка, действующая на валы цепной пере­дачи /2, с. 154/,

 

 

7.11 Коэффициент запаса прочности цепи /2, с.151/ при раз­рушающей нагрузке кН (см. пункт 7.4)

 

 

Это значительно больше допускаемой величины /2, с. 151/.

 

В некоторых учебниках встречается еще расчет цепи на усталостную прочность. Мы не настаиваем на выполнении такого расчета в ваших про­ектах, так как он пока распространения не получил. На этом заканчивается расчет цепной передачи. Размеры элементов звездочек, о которых здесь не упоминалось (ступицы, диски и т. п.), выби­раются при разработке эскизных чертежей привода и конвейера соответст­венно для ведущей и ведомой звездочек.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...