Методические указания студентам заочной формы обучения.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Курс «Основы психологии детского спорта» предлагается вам в 11 семестре. Аттестация предусмотрена в виде зачета. Ниже представлены требования к выполнению обязательных двух письменных работ («Психологическое сопровождение юного спортсмена на начальном этапе занятий спортом» и «Рекомендации родителям юного спортсмена») и контрольной работы. Зачет может быть поставлен при сдаче указанных требований. При непосещении в сессию предусмотрена стандартная процедура зачета по вопросам при обязательном выполнении контрольной работы..
1) Письменная работа: «Психологическое сопровождение юного спортсмена на начальном этапе спортивной карьере».
Данная работа является наиболее важной с учетом специфики дисциплины. Для выполнения письменной работы по теме Вы: 1) используете литературу, например: 1) Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры: Учеб.пособие/Н.Б.Стамбулова. - СПб.: Центр карьеры, 1999; 2) Хвацкая, Е.Е. Основы психологии детского спорта //Здоровье человека как национальное достояние. Коллективная монография/Е.Е.Хвацкая. - СПб.: НГУ им.П.Ф.Лесгафта, 2010. – С. 2) выбираете вариант выполнения данной работы: А) ретроспективный (описание собственных трудностей на начальном этапе занятий спортом); Б) актуальный (если Вы работаете тренером в течение как минимум года (или если Ваш ребенок (дети) занимается спортом) и можете выделить и описать трудности реальных юных спортсменов; 3) в обоих вариантах следует описать или по схеме, или самостоятельно трудности и предложить рекомендации (пути их решения) с помощью методики психологического сопровождения; 4) особых требований к оформлению – нет: рукописный (читабельный) или печатный вариант, табличная или свободная форма изложения.
2) Письменная работа «Рекомендации родителям юного спортсмена» Инструкция: «Вам следует разработать рекомендации (памятку) родителям юного спортсмена избранного вида спорта на основе своего опыта (тренерского или родительского) по следующей схеме: а) режим дня; а) тренировочный процесс; б) соревнования; в) взаимодействие с тренером; в) взаимодействие с другими родителями. По желанию – добавьте другие пункты».
Контрольная работа Контрольная работа является обязательной для выполнения. Вы выбираете один из двух вариантов: 1) «Психологические методики по спортивной ориентации и отбору юных спортсменов в избранном виде спорта»; 2) «Психотехнические игры и упражнения в работе с юными спортсменами».
Вариант 1 ««Психологические методики по спортивной ориентации и отбору юных спортсменов в избранном виде спорта». Для выполнения данного варианта контрольной работы Вам следует: 1) ориентироваться на литературу по проблеме, например: 1) Блудов, Ю.Н. Прогнозирование в спорте/ Ю.Н.Блудов, В.А.Плахтиенко, В.И.Баландин. – М.: Физкультура и спорт, 1986. 2) Брянкин, С.В. Организация отбора в современном спорте: Учеб.пособие/С.В.Брянкин, А.Т.Константинов. – М., 1982 3) Марищук, В.Л. Методики психодиагностики в спорте/В.Л.Марищук, Ю.М.Блудов, В.А.Плахтиенко, Л.К.Серова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990. 4) Практикум по спортивной психологии/ Под ред. И.П. Волкова. – СПб.: Издательство «Питер», 2002. 5) Проблемы отбора и подготовки перспективных юных спортсменов: Тез. докл.ХII Всесоюз.науч.- практ. конф. – М.: ВНИИФК, 1989. 6) Серова, Л.К. Психология спорта: Учеб.пособие/ Л.К.Серова. - М.: Советский спорт, 2008, А также Интернет-ресурсы, например:www.pedlib.clx.ru, www.lesgaft.spb.ru и др.; 3) План работы состоит из четырех разделов: 1) введения с обоснованием значимости данной темы; 2) требования вида спорта к психическим процессам и личности спортсмена в избранном виде спорта; 3) представление «батареи» психодиагностических методик для проведения спортивной ориентации и отбора; 4) выводов; 5) списка использованной литературы (по ГОСТу).
4) Материал излагается по плану; 5) Ссылки на авторов изученных работ и их соответствие списку литературы обязательны; 6) При включении в письменную работу таблиц, рисунков и графиков в подписях к ним даются ссылки на авторов; 7) Список литературы с нумераций источников по фамилии автора в алфавитном порядке должен соответствовать требованиям библиографического описания; 8) Оформление в рукописном (читабельном) или печатном варианте на листах формата А4: шрифт –Times New Roman, кегль– 14, интервал -1,5, поля: левое- 3см, правое-1,5, верхнее -2, нижнее -2 см;
Вариант 2 «Психотехнические игры и упражнения в работе с юными спортсменами». Желательно данный вариант контрольной работы представить к 3 семинарскому занятию. Вам следует: 1) ориентироваться на литературу, например: 1) Хрящева, Н.Ю. Психотехнические игры в тренинге/Н.Ю. Хрящева. – СПб., 2002. 2) Цзен, Н.В. Психотехнические игры в спорте/Н.В.Цзен, Ю.В. Пахомов. - М., 1985. 3) Цзен, Н.В. Психотренинг: игры и упражнения/Н.В.Цзен, Ю.В. Пахомов. – М., 1988. 2) в работе Вам следует: 1) обосновать целесообразность использования психотехнических игр и упражнений в избранном виде спорта, например, на основе требований к психическим процессам и личности юного спортсмена; 2) подобрать несколько (минимум 4-5) психотехнических игр и упражнения для развития: А) или познавательного психического процесса (внимание, мышление, воображение, представление); Б) или оптимизации психического состояния; В) или развития межличностных отношений в группе в рамках избранного вида спорта; 3) разработать несколько рекомендаций по включению данных игр в учебно-тренировочный процесс (какая часть занятия, дозировка, последовательность и пр.) 4) по желанию Вы можете провести какую-нибудь игру на занятии; 5) требований к объему реферата нет; рукописный (читабельный) или печатный вариант: шрифт -TimesNew Roman, кегль – 14, интервал -1,5, поля: левое- 3см, правое-1,5, верхнее -2, нижнее 2 см; 6) перед проведением игры или упражнения Вам следует дать краткую информацию о ней (нем) (цель) и четкую инструкцию студентам;
Данные требования к представлению контрольной работы разработаны на основе материалов Л.В. Шапковой (2006) (см.Шапкова, Л.В. Методика написания контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ по адаптивной физической культуре: Учеб.пособие/Л.В.Шапкова. – Сб.: ИСПиП, 2006. – С.8-10).
Зачет может быть поставлен при условии выполнения указанных требований(двух письменных работ и контрольной работы). При непосещении в сессию предусмотрена стандартная процедура зачета по вопросам при обязательном выполнении контрольной работ. При подготовке к зачету используйте материал аудиторных занятий или ориентируйтесь на литературу (см. Учебно-методическое обеспечение курса). Вам нужно ответить на 2 вопроса (при этом Вы не можете заранее их выбрать и подготовить!) из объемных требований к зачету. 1. Основные понятия дисциплины «Основы психологии детского спорта». 2. Виды отношения к детскому спорту. 3. Психологические особенности этапа начальной спортивной специализации. 4. Ранняя спортивная специализация (РСС) как объективная тенденция развития современного спорта. 5. РСС как тенденция снижения возраста начала занятий избранным видом спорта. 6. РСС как более раннее начало занятий в одних видах спорта по сравнению с другими. 7. Спортивная ориентация и отбор: психологический компонент. 8. Типы родителей юных спортсменов. 9. Кризисная концепция спортивной карьеры (СК) 10. Кризис начала спортивной специализации. 11. Классификации трудностей юных спортсменов. 12. Возрастно-половые особенности адаптации детей на этапе начальной спортивной специализации. 13. Проблема «первых соревнований». 14. Подходы к психологической подготовке юных спортсменов. 15. Психологическое обеспечение этапа начальной спортивной специализации (Г.Б. Горская). 16. Философия детcкого спорта (F.Smoll, R.Smith) 17. Понятие о модели психологического сопровождения начального этапа СК. 18. Принципы психологического сопровождения юных спортсменов.
19. Цель и частные задачи психологического сопровождения начального этапа СК. 20. Способы (виды) психологической помощи юному спортсмену. 21. Условия достижения целей и частых задач психологического сопровождения начального этапа СК. 22. Психотехнические игры и упражнения в работе с юными спортсменами. 23. Решение задачи – содействовать развитию нравственных качеств детей. 24. Решение задачи – способствовать формированию устойчивой мотивации. 25. Решение задачи - создать условия для проявления и развития способностей юных спортсменов для успешного овладения ими основой техники вида спорта и достижения необходимого уровня физической подготовленности. 26. Решение задачи – содействовать развитию возрастных психических новообразований юных спортсменов. 27. Решение задачи - создать психологические предпосылки для успешного участия в первых соревнованиях. 28. Решение задачи - предупреждать возникновение невротических страхов (боязни тренера, страх «быть неперспективным»). 29. Решение задачи – в случае необходимости корректировать отношение к спрту родителей юного спортсмена. 30. Решение задачи – предупреждать уход детей из спорта.
Основная литература: 1) Ильин, Е.П. Психология спорта: Учеб.пособие/ Е.П. Ильин. – СПб., 2009. 2) Серова, Л.К. Психология спорта: Учеб.пособие/ Л.К.Серова. - М.: Советский спорт, 2008. 3) Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры: Учеб.пособие/Н.Б.Стамбулова. - СПб.: Центр карьеры, 1999. 4) Тарас, А.Е. Психология спорта: Хрестоматия/А.Е.Тарас. -Минск: Харвест,2005. 5) Хвацкая, Е.Е. Психологическая помощь юным спортсменам на этапе начальной спортивной специализации: дисс. …канд.психол.н./Е.Е.Хвацкая. – СПб.,1997. Дополнительная литература: 1) Блудов, Ю.Н. Прогнозирование в спорте/ Ю.Н.Блудов, В.А.Плахтиенко, В.И.Баландин. – М.: Физкультура и спорт, 1986. 2) Брянкин, С.В. Организация отбора в современном спорте: Учеб.пособие/С.В.Брянкин, А.Т.Константинов. – М., 1982. 3) Волков, И.П. Современное состояние и перспективы развития психологических исследований в области физического воспитания и спорта/ И.П.Волков//Теория и практика физической культуры. – 1986. - №1. 4) Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта/ ГД.Горбунов, Е.Н.Гогунов. – М., 2008. 5) Горская, Г.Б. Психологическая обеспечение многолетней подготовки спортсменов. – Краснодар, 1995. 6) Дашкевич,О.В. Личностные факторы психической готовности юных спортсменов к спортивной деятельности: Метод.рекомендации/О.В.Дашкевич, В.А.Зобков. – М., 1982. 7) Зобков, В.А. Психология отношения учащихся к деятельности: автореф. …дисс.д-ра психол.наук/В.А.Зобков. М., 1993.
8) Николаев, А.Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте: Монография/А.Н.Николаев. - СПб., 2005. 9) Малибруда, Е. Я – Ты – Мы:Психологические возможности улучшения общения / Е. Малибруда. – М., 1986. 10) Марищук, В.Л. Методики психодиагностики в спорте/В.Л.Марищук, Ю.М.Блудов, В.А.Плахтиенко, Л.К.Серова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990. 11) Практикум по спортивной психологии/ Под ред. И.П. Волкова. – СПб.: Издательство «Питер», 2002. 12) Проблемы отбора и подготовки перспективных юных спортсменов: Тез. докл.ХII Всесоюз.науч.- практ. конф. – М.: ВНИИФК, 1989. 13) Спортивная психология в трудах отечественных специалистов/ Сост. и общ.ред. И.П. Волков. – СПб., 2002. 14) Филин, В.П. Актуальные проблемы теории и методики юношеского спорта/ В.П.Филин// Теория и практика физической культуры. – 1986. -№3. 15) Хрящева, Н.Ю. Психотехнические игры в тренинге/Н.Ю. Хрящева. – СПб., 2002. 16) Цзен, Н.В. Психотехнические игры в спорте/Н.В.Цзен, Ю.В. Пахомов. - М., 1985. 17) Цзен, Н.В. Психотренинг: игры и упражнения/Н.В.Цзен, Ю.В. Пахомов. – М., 1988. 18) Smoll, F. (1988) Effective Training the Coaches in Youth Sport/ F. Smoll, R.Smith.
Желаем достойного получения зачета!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|