Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты выполнения заданий части б

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЧАСТИ А

А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18 А19 А20
В Г А В Г Г Б В В В А Г Б Б Б Г В В Г Г

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЧАСТИ Б

 

Б1. «В наше время физик вынужден заниматься философскими

проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать

физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их

собственной науки… Наука без теории познания… становится примитивной

и путанной» (Эйнштейн А. Соч.: в 4 т. Т. 4. С. 248, 310). Чем обусловлено

возрастание роли философии в развитии современной физики? Какую

функцию философии подчеркивает Эйнштейн в данном высказывании?

ОТВЕТ: Наука должна устанавливать связь между опытными фактами с тем, чтобы на основании уже имеющегося опыта мы могли предсказывать дальнейшее развитие событий. Без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества. Наука XX в. с особенной ясностью обнаруживает свои прочные связи с философией, которые раньше едва осознавались. Ученые прошлого привыкли говорить об эмпирических данных как об абсолютно достоверном фундаменте науки, который формируется в результате непосредственного восприятия действительности. Использование различных приборов и устройств рассматривалось лишь, как простое усиление органов чувств человека. Однако, в современной науке, и особенно в физике, стало ясно, что эмпирическое познание всегда включает в себя и теоретические представления. По мнению М.Борна, современная физика никак не может обойтись без обращения к философии, осуществляющей «исследование общих черт структуры мира и наших методов проникновения в эту структуру».

В данном высказывании Эйнштейн подчеркивает мыслительно-теоретическую функцию философии, которая способствует развитию концептуального мышления и учит создавать различные теории, мыслительно-логические схемы.

Б2. В каких из перечисленных ниже афористических высказываний нашел отражение закон отрицания отрицания?

1) Новое – это хорошо забытое старое.

2) Перед каждым паровозом бежит тень лошади.

3) Клин вышибают клином.

4) Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок.

ОТВЕТ: теория отрицания отрицания (закон трех отрицаний) – это одна из основ материалистической диалектики. Таким образом, в данной философской школе демонстрируется и объясняется процесс развития. Считается, что прогрессивные изменения в природе и обществе происходят в связи с тем, что некий объект попадает из одного состояния в другое, а из того – в третье. Каждый последующий его статус отрицает предыдущий, но при этом третье состояние объекта подобно первичному, только проходит эту стадию на более высокой ступени.

Основываясь на учения Энгельса, который доказывал, что всякое утверждение проходит следующие этапы:

- нечто является правдой;

- это неверно;

- прежнее утверждение ложно.

Таким образом, в данной логической цепочке происходит возврат к первому предложению.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в каждом из выше перечисленных афористических высказываний имеется отражение закона отрицания отрицания.

 

Б3. Выделите среди указанных ниже методов познания такие, которые:

а) относятся только к теоретическому уровню;

б) применяются только на эмпирическом уровне;

в) используются как в теоретическом, так и в эмпирическом исследовании.

1) Наблюдение. 2) Индукция. 3) Дедукция. 4) Измерение. 5) Сравнение. 6) Эксперимент. 7) Анализ. 8) Идеализация. 9) Абстрагирование. 10) Формализация. 11) Аксиоматизация. 12) Системный анализ. 13) Моделирование. 14) Аналогия. 15) Синтез. 16) Восхождение – от абстрактного к конкретному.

ОТВЕТ: Теоретическое познание- высший (по сравнению с эмпирическим) этап (уровень) процесса познания, на котором преобладает рациональный компонент, хотя чувственный компонент здесь не устраняется, а становится подчиненным.

Эмпирическое познание- установление научных фактов и их субъективная обработка. Это начальный момент процесса познания, в котором важнейшую роль играют ощущения и чувства.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна.

а) 2, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16

б) 1, 4, 5, 6.

в) 7, 13, 14, 15.

 

Б4. Определите, к каким философским направлениям относятся

приведенные ниже суждения о пространстве и времени.

1) Пространство и время суть формы бытия мирового разума.

2) Пространство и время суть объективные формы существования

материи.

3) Пространство и время – это формы нашего восприятия.

4) Пространство и время суть независимые от материи субстанции.

ОТВЕТ: а) Объективный идеализм - это направление философской мысли, представители которого считали первоосновой мира индивидуальное духовное начало.

б) Материализм - философское мировоззрение, в соответствии с которым материя, как объективная реальность, является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм утверждает существование в сфере бытия единственной «абсолютной» субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе на общество и человека.

в) Субъективизм (солипсизм) - философская доктрина и позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственной и несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира, т. е. теоретическая установка, сквозь призму которой весь мир видится произведением сознания (Я), которое - единственное, что дано несомненно, во всякое время тут.

г) Концепция Демокрита – Ньютона (Субстанционная). Допускалось существование пространства как некоторой пустоты, не связанной с материальными предметами. При этом считалось также, что время представляет собой самостоятельную сущность, не связанную с материей и пространством.

Б5. Определите, какие из перечисленных явлений относятся к

механической форме движения материи.

1) Падение Тунгусского метеорита. 2) Падение курса доллара. 3)

Падение фигуриста на лед. 4) Моральное падение человека. 5) Падение

уровня научных исследований. 6) Падение уровня воды в Аральском море. 7)

Падение напряжения в электрической цепи. 8) Падение династии Романовых.

9) Падение кровяного давления у человека. 10) Падение уровня жизни.

ОТВЕТ: Механическая форма - это перемещение различных тел в пространстве. Примеры: падение камня, полёт птицы.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что к механической форме движения материи относятся следующие явления:

1) падение Тунгусского метеорита;

2) падение фигуриста на лёд;

3) падение уровня воды в Аральском море.

 

Б6. Какие виды деятельности следует отнести к практике:

1) Политическая забастовка. 2) Критика в печати. 3) Обучение. 4) Религиозные обряды. 5) Доказательство теоремы. 6) Программирование компьютера. 7) Научная дискуссия. 8) Война. 9) Устное народное творчество.

ОТВЕТ: Практическая деятельность (преобразование объектов природы и общества) включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную (преобразование общества). К ней можно отнести:

1) политическая забастовка;

3) обучение;

8) война.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...