Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контроль социально-педагогической деятельности и отчетность




Диагностика при регулярных занятиях физкультурой и спортом.

 

Диагностика включает в себя теорию и методы определения

состояния и уровня подготовленности спортсменов, а также принципы определения и

построения диагноза.

Основа диагностики - накопленная годами, статистически проанализированная

информация, позволяющая сопоставить и оценить результаты последнего

тестирования с аналогичными данными прошлых лет.

Спортивно-педагогическая диагностика органически вписывается в систему

подготовки спортсменов. Она направлена на получение информации (диагноза) о

физическом состоянии и специальной подготовленности спортсменов.

Программа диагностики включает функционально-диагностическое обследование и

тестирование ведущих для данного вида спорта физиологических систем и

функций:

· центральной нервной системы,

· вегетативной нервной системы,

· сердечно-сосудистой и дыхательной систем,

· нервно-мышечного аппарата,

· внутренней среды,

· физического развития,

· соматической и биологической зрелости (в тех видах спорта, в

которых высокие спортивные результаты достигаются в юном возрасте),

· психофизиологического состояния.

Для решения всех этих задач были разработаны специальные программы

исследования профессиональных спортсменов и тех, кто занимается

оздоровительной физкультурой. Исследования проводятся в состоянии покоя и

при выполнении физических нагрузок.

Так, например, комплекс исследований в состоянии покоя включает:

· врачебный осмотр, составление медицинского и спортивного анализа;

· электрокардиографию (с проведением активной ортопробы);

· ультразвуковое исследование сердца (при необходимости -

внутренних органов: печени, почек и т.д.);

· биохимический анализ крови (при необходимости определение

гормонального статуса);

· антропометрические исследования (измерение размеров тела),

состава тела (соотношение жировой и мышечной массы), биологического возраста

и др.

При исследованиях с физическими нагрузками важное место занимает подбор

средств и методов задания тестовой нагрузки. В зависимости от возраста, пола,

специализации и квалификации спортсменов могут быть использованы физические

нагрузки следующего характера:

· ступенчато возрастающего субмаксимальной мощности с ограниченным

временем работы (типа PWC170) и " до отказа";

· предельного характера с постоянной мощностью от 1 до 7-12 мин

(типа удержание критической скорости, мощности, скорости (мощности)

анаэробного порога и т.п.);

· с переменной скоростью (мощностью) повторного или интервального

характера;

· моделирование соревновательной деятельности.

При проведении диагностики тщательно фиксируются объективные показатели

самоконтроля: частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхание,

вес, антропометрические данные. Диагностика также применяется для определения

тренированности занимающегося.

Оценка реакции сердечно-сосудистой системы проводится по измерению частоты

сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70-

75 ударов в минуту, у женщины - 75-80.

Обобщение и анализ исследований, проведенных на спортсменах позволяет

сформулировать факторы, определяющие и формирующие уровень функциональной

подготовленности обследуемых:

· физическое развитие,

· функциональные возможности основных физиологических систем

организма,

· иммунный статус,

· психологический статус,

Следующую группу факторов, формирующих функциональную подготовленность,

составляют:

· спортивная деятельность, ее специфика, соотнесенная с видом

спорта,

· продолжительность занятий,

· успешность в достижении спортивных результатов.

Еще одна группа факторов, формирующих функциональную подготовленность,

представлена методическими основами организации тренировочного процесса:

· режимом тренировок,

· объемом и интенсивностью тренировочных нагрузок,

· соотношением средств и методов развития физических качеств,

психофизической напряженностью,

· календарем и регламентом соревнований.

Отсутствие контроля за физическим состоянием и подготовленностью спортсменов,

опирающегося на объективную диагностику, может привести к развитию

переутомления, значительному снижению работоспособности и в дальнейшем - к

возникновению заболеваний и травм.

 

Педагогический контроль.

Методологическую основу педагогического контроля можно сформулировать как:- определение (предварительное изучение) степени стабильности в развитиипоказателей физического состояния спортсмена, их значимости и влияния напроцесс спортивного совершенствования;- поиск и разработка как отдельных тестов, так и комплексных тестирующихпрограмм, отвечающих требованиям к информативности, надежности иобъективности;- разработка нормативных требований, норм, способов статистической ипедагогической оценки результатов тестирования, контрольных испытаний;Педагогическая деятельность в вузе предъявляет высокие требования кпреподавателям всех должностных категорий кафедры физического воспитания.Непосредственная педагогическая деятельность требует от преподавателя нетолько глубокого знания своего предмета, но и определённой системы,последовательности действий.Главной особенностью преподавателей физического воспитания является спецификатруда. Объектом деятельности педагога служит личность студента.При этом каждый студент должен:· систематически посещать учебные занятия по физическому воспитанию(теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные учебнымрасписанием;· проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлятьсамоконтроль за состоянием здоровья и физического развития, спортивнойподготовленности;· активно овладевать знаниями по основам теории и методики физвоспитания,используя соответствующую литературу;· соблюдать рациональный режим учёбы, отдыха и питания;· самостоятельно выполнять физические упражнения, регулярно заниматьсяутренней гимнастикой, соблюдать необходимый недельный двигательный режим,используя консультации преподавателя;· активно участвовать в массовых оздоровительных физкультурных испортивных мероприятиях в учебной группе и на межвузовском уровне.Успех преподавания зависит и от того, каким будет контакт междупреподавателями и студентами.В работе со студентами преподаватель должен уметь чётко и грамотно выражатьсвои мысли, внимательно наблюдать за учебной группой, чувствовать её инаходить с ней общий язык, правильно использовать наглядные пособия ииллюстрировать материал.Для успешной работы каждый педагог должен:· досконально знать материал преподаваемой дисциплины в объёме программныхтребований, а также основные положения педагогики и психологии высшей школы;· владеть методикой подготовки и проведения соответствующих видовпрактических занятий;· чётко, ясно и грамотно излагать свои мысли;· иметь представление о содержании и объёме материала, преподаваемого посмежным дисциплинам, и о месте физической культуры в общей системе подготовкиспециалиста;· вести научную работу и владеть суммой практических навыков, необходимыхспециалисту для ведения учебной дисциплины;· знать современный уровень науки и текущую литературу в объёмепрактических занятий;· представлять общее развитие и тенденции в физкультуре и спорте;· проводить консультации в пределах курса практических занятий.Курс физической культуры предусматривает решение следующих задач:· включение студента в реальную практику по творческому освоениюфизической культуры, её активного использования во всестороннем развитииличности;· содействие разностороннему развитию организма, сохранению и укреплениюздоровья, повышению уровня общительности, физической подготовленности,развитию профессионально важных физических качеств и психомоторныхспособностей будущих специалистов;· овладение системно упорядоченным комплексом знаний, охватывающихфилософскую, социальную, естественнонаучную и психолого-педагогическуютематику.· формирование потребности студентов в физическом самосовершенствовании иподдержании высокого уровня здоровья через сознательное использование всехформ занятий физкультурно-спортивной деятельностью;· формирование навыков самостоятельной организации досуга с использованиемсредств физкультуры и спорта;· овладение основами семейного физического воспитания, бытовой физкультуры.Физическое воспитание в высших учебных заведениях осуществляется в следующихформах:Учебные занятия:· обязательные занятия (практические, теоретические, консультации),которые предусматриваются в учебных планах по всем специальностям в объёмечетырёх часов в неделю и включаются в учебное расписание в течение всегопериода обучения сверх установленного педагогического объёма учебнойнагрузки;· консультативно-методические занятия, направленные на создание длястудентов методической и практической помощи в организации и проведениисамостоятельных занятий физкультурой;· индивидуальные занятия для студентов, имеющих слабую физподготовку илиотстающих в овладении учебным материалом, которые организуются по особомурасписанию кафедры в течение учебного года, каникул, в периодпроизводственной практики;Внеучебные занятия:· физические упражнения в режиме учебного дня (малые формы самостоятельныхзанятий в виде комплексов «минута бодрости» и подобных);· занятия в секциях, неформальных группах и клубах по физическим интересам;· массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.Комплексное использование всех форм физического воспитания должно обеспечитьвключение физкультуры в образ жизни студентов, достижение оптимального уровняфизической активности.

Планирование работы социального педагога

Сущность планирования социально-педагогической деятельности в условиях школы заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения. Планирование социально-педагогической деятельности определяет ее структуру и содержание на конкретный период.

Цель планирования работы социального педагога - координация действий с администрацией и педагогическим коллективом с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами - с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.

Эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей.

К числу основных принципов планирования специалисты относят:

· научность - социальная актуальность основных позиции плана, его адекватность реальной ситуации, педагогическая целесообразность и необходимость проведения планируемых мероприятий. Научное планирование предполагаем учет социальных и экономических закономерностей развития общества, психолого-педагогических и социально-педагогических закономерностей воспитания, всесторонний анализ сложившихся тенденций, перспектив и специфики работы;

· согласованность - соотнесение и координация плана работы социального педагога с планами работы школы, отдельных подразделений образовательного учреждения и др.;

· оптимальность - выбор содержания и формы плана, наиболее подходящих для конкретных условий;

· перспективность - построение плана с учетом близких и дальних перспектив, отдаленных, но конкретных задач и целей;

· коллегиальность - использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов;

· конкретность - четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителей.

Разработка плана может строиться по следующей схеме:

· ознакомление с постановлениями и решениями государственных органов, с документами по данному вопросу или проблеме;

· изучение литературы по общим основам планирования;

· изучение научных рекомендаций по конкретному планируемому вопросу;

· анализ недостатков плана работы за прошлый учебный год;

· изучение рекомендаций научной организации труда (НОТ);

· подготовка проекта плана:

· коллективное обсуждение отдельных аспектов плана;

· рассмотрение проекта плана работы на методическом объединении и утверждение ого на заседании педагогического совета.

В деятельности социального педагога используются различные формы планов:

· план годовой или на полугодие, в образовательном учреждении выступающий как часть плана работы школы (перспективный план); возможно планирование и на более длительный срок;

· план работы на более короткий срок, как правило, на четверть, месяц, неделю (календарный план); формой представления такого плана выступают циклограммы, планы-графики и планы-сетки;

· план проведения конкретных акций, форм работы, планирование деятельности в отношении конкретных проблем, конкретных подопечных.

Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее. Он выстраивается на основе анализа прошлого с учетом настоящего состояния дел.

Перспективный план может иметь следующую структуру:

· аналитическую записку (состояние социальной жизни учащихся, наиболее актуальные проблемы, социальные группы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, количественно-качественный анализ результативности работы социального педагога за прошедший период, характеристика его социальных связей и т. д.);

· цели и задачи работы;

· планирование по разделам (перечисление мероприятий, которые должны обеспечивать выполнение поставленных задач, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи). К числу основных разделов относя профилактическую работу, защитно-охранную деятельность, организационную или координационную деятельность.

Календарное планирование уточняет определенные перспективным планом и оперативной обстановкой мероприятия и события. Календарный план в форме циклограммы составляется в случае, если четко установлена временная последовательность основных элементов социально-педагогической деятельности. План-график позволяет упорядочить предстоящую деятельность. План-сетка наглядно (с помощью матрицы, введения наглядных символов и обозначений) представляет весь объем запланированной работы на определенный период.

 

Контроль социально-педагогической деятельности и отчетность

Для совершенствования социально-педагогической деятельности важное значение имеет систематический учет ее результатов. Документация и учет работы социального педагога не подлежат строгой регламентации, ведутся в произвольной форме, выбираются с учетом передового опыта и традиций. Согласно основным рекомендациям методического письма «О социально-педагогической работе с детьми», оценка деятельности социальною педагога дается по ее результатам, с учетом стажа и опыта работы, на основе глубокого анализа фактов, мнения жителей микрорайона, актива общественности, детей, предприятий, учреждений, организаций микрорайона, родителей, работников образовательных учреждений.

В ходе анализа результатов необходимо учитывать начальный уровень состояния проблемы, ранее достигнутые результаты, особенности организации воспитательного процесса в открытой среде, ну социально-педагогической деятельности, специфику объектов деятельности. При оценке деятельности социальною педагога учитываются конечные результаты двух- или трехлетней работы и промежуточные (по итогам года).

Результаты деятельности социального педагога могут быть оценены с помощью изучения его документации, бесед с детьми, родителями, работниками различных социальных служб, проведения анкетирования по итогам его работы, анализа динамики социально-педагогических процессов (как осуществляется защита в и интересов детей; уменьшилось ли число детей, не посещающих школу, и т. п.).

Обязательными для социального педагога являются следующие документы:

  • социально-педагогическая характеристика школьного микросоциума;
  • медико-психолого-педагогические характеристики подопечных (они относятся к числу документов для внутреннего пользования и не подлежат широкой огласке);
  • перспективный план работы на год, утвержденный руководителем учреждения.

За наличие этих документов социальный педагог несет персональную ответственность. В процессе анализа эксперт (руководитель учреждения, представитель вышестоящих органов управления т. п.) уделяет внимание внутренним изменениям в жизни учащихся, качественным и количественным изменениям в их социо-культурной ситуации, наметившимся позитивным и негативным тенденциям в социуме.

Собранная информация служит первичной основой для выводов предложений. Необходим ее глубокий и всесторонний анализ, установление причинно-следственных связей, выявление резервов совершенствования социально-педагогической практики.

Немаловажным источником для анализа результативности эффективности социально-педагогической деятельности выступает отчетность.

Объем, содержание и сроки предоставления в вышестоящие органы отчетной документации по итогам работы социального педагога жестко не регламентированы. Как правило, каждая территория регламентирует отчетность в соответствии с особенностями социально-педагогической практики, развитостью инфраструктуры, уровнем и спецификой профессиональной подготовки специалистов, их специализацией.

Отчетность может включать следующие блоки информации:

  • о числе выявленных в микрорайоне образовательного учреждения детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройстве на дальнейшее воспитание;
  • о выполненной работе по охране детства за истекший календарный год;
  • об успеваемости и здоровье подопечных детей;
  • об оздоровлении и летнем отдыхе учащихся, проживающих в семьях опекунов;
  • об оказании материальной помощи несовершеннолетним;
  • о продолжении обучения или выпуске из школы учащихся, оставшихся без родителей, в том числе имеющих опекуном (попечителей).

Иные составляющие включаются в отчет по рекомендации (требованию) администрации школы, органа управления образованием, местного самоуправления, социальной защиты населения и т. п.

Предлагаемая ниже примерная форма статистического отчета социального педагога поможет систематизировать и подытожить деятельность социального педагога за отчетный период.

Статистический отчет деятельности социального педагога
(примерная форма)
________ школы за (период) ________ г
(Ф.И.О.)_________________ категория ___________
1. Оборудование рабочего места: есть (нет) кабинет, наличие компьютера, телефона; в целом - хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное (нужное подчеркнуть).
2. Основные направления деятельности: ____________________________________________
3. Методическое оснащение: наличие социального паспорта микрорайона, школы, классов; банка данных учащихся, нуждающихся в социально-педагогической помощи; планирующей и отчетной документации; журнала учета индивидуальных консультаций, посещений, выступлений; методической литературы и др. материалов.
4. По видам деятельности:
· количество проведенных консультаций (всего) ___ из них:
для учащихся начальной школы ___, по проблемам ___;
средней школы ___, по проблемам ___;
старшей школы ____, по проблемам ___;
· для родителей ___, основные проблемы ___;
· для учителей ___, основные проблемы ____;
· количество посещений ___, категории посетителей ___, цели посещений ___;
· количество выступлений (всего) _____, из них: для учащихся ___, темы ___; для родителей ___, темы ___, для учителей ___, темы ___;
· количество коррекционных занятий (всего)____, из них: индивидуальных ___, групповых (тренинги, др.)___, кол-во учащихся ___, родителей ___, темы ___;
· проведена диагностика по проблемам _____;
· количество зафиксированных правонарушений: ___, статьи ___;
· количество преступлений ____, статьи УК ___;
· основные мероприятия (профилактические, др.) ____.

Наибольшую сложность при осуществлении контроля и оценки социально-педагогической деятельности представляет определение критериев ее эффективности (результативности) деятельности.

Методическое письмо «О социально-педагогической работе с детьми» в числе основных критериев эффективности работы социального педагога выделяет:

  • результаты решения социально-педагогических проблем детей и взрослых конкретного микросоциума;
  • степень включенности детей и взрослых в различные виды деятельности в социуме, по месту жительства;
  • динамику изменений отношения детей, подростков, молодежи, старшего поколения к базовым социальным ценностям;
  • степень включенности взрослого населения в деятельность по улучшению социально-педагогических условий в микрорайоне;
  • улучшение социально-психологической обстановки в социуме, микрорайоне, их микроклимата;
  • степень развития в детской, подростковой, молодежной, семейно-соседской среде демократических, самодеятельных начал, отношений гуманного сотрудничества, взаимопомощи, товарищества;
  • уровень профессионального роста социального педагога как специалиста.

Разработка критериев эффективности социально-педагогической работы, уточнение ее содержания и организационно-деятельностных основ продолжают оставаться актуальными проблемами педагогической теории и практики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...