Контроль социально-педагогической деятельности и отчетность
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Диагностика при регулярных занятиях физкультурой и спортом.
Диагностика включает в себя теорию и методы определения состояния и уровня подготовленности спортсменов, а также принципы определения и построения диагноза. Основа диагностики - накопленная годами, статистически проанализированная информация, позволяющая сопоставить и оценить результаты последнего тестирования с аналогичными данными прошлых лет. Спортивно-педагогическая диагностика органически вписывается в систему подготовки спортсменов. Она направлена на получение информации (диагноза) о физическом состоянии и специальной подготовленности спортсменов. Программа диагностики включает функционально-диагностическое обследование и тестирование ведущих для данного вида спорта физиологических систем и функций: · центральной нервной системы, · вегетативной нервной системы, · сердечно-сосудистой и дыхательной систем, · нервно-мышечного аппарата, · внутренней среды, · физического развития, · соматической и биологической зрелости (в тех видах спорта, в которых высокие спортивные результаты достигаются в юном возрасте), · психофизиологического состояния. Для решения всех этих задач были разработаны специальные программы исследования профессиональных спортсменов и тех, кто занимается оздоровительной физкультурой. Исследования проводятся в состоянии покоя и при выполнении физических нагрузок. Так, например, комплекс исследований в состоянии покоя включает: · врачебный осмотр, составление медицинского и спортивного анализа; · электрокардиографию (с проведением активной ортопробы); · ультразвуковое исследование сердца (при необходимости -
внутренних органов: печени, почек и т.д.); · биохимический анализ крови (при необходимости определение гормонального статуса); · антропометрические исследования (измерение размеров тела), состава тела (соотношение жировой и мышечной массы), биологического возраста и др. При исследованиях с физическими нагрузками важное место занимает подбор средств и методов задания тестовой нагрузки. В зависимости от возраста, пола, специализации и квалификации спортсменов могут быть использованы физические нагрузки следующего характера: · ступенчато возрастающего субмаксимальной мощности с ограниченным временем работы (типа PWC170) и " до отказа"; · предельного характера с постоянной мощностью от 1 до 7-12 мин (типа удержание критической скорости, мощности, скорости (мощности) анаэробного порога и т.п.); · с переменной скоростью (мощностью) повторного или интервального характера; · моделирование соревновательной деятельности. При проведении диагностики тщательно фиксируются объективные показатели самоконтроля: частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхание, вес, антропометрические данные. Диагностика также применяется для определения тренированности занимающегося. Оценка реакции сердечно-сосудистой системы проводится по измерению частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70- 75 ударов в минуту, у женщины - 75-80. Обобщение и анализ исследований, проведенных на спортсменах позволяет сформулировать факторы, определяющие и формирующие уровень функциональной подготовленности обследуемых: · физическое развитие, · функциональные возможности основных физиологических систем организма, · иммунный статус, · психологический статус, Следующую группу факторов, формирующих функциональную подготовленность,
составляют: · спортивная деятельность, ее специфика, соотнесенная с видом спорта, · продолжительность занятий, · успешность в достижении спортивных результатов. Еще одна группа факторов, формирующих функциональную подготовленность, представлена методическими основами организации тренировочного процесса: · режимом тренировок, · объемом и интенсивностью тренировочных нагрузок, · соотношением средств и методов развития физических качеств, психофизической напряженностью, · календарем и регламентом соревнований. Отсутствие контроля за физическим состоянием и подготовленностью спортсменов, опирающегося на объективную диагностику, может привести к развитию переутомления, значительному снижению работоспособности и в дальнейшем - к возникновению заболеваний и травм.
Педагогический контроль. Методологическую основу педагогического контроля можно сформулировать как:- определение (предварительное изучение) степени стабильности в развитиипоказателей физического состояния спортсмена, их значимости и влияния напроцесс спортивного совершенствования;- поиск и разработка как отдельных тестов, так и комплексных тестирующихпрограмм, отвечающих требованиям к информативности, надежности иобъективности;- разработка нормативных требований, норм, способов статистической ипедагогической оценки результатов тестирования, контрольных испытаний;Педагогическая деятельность в вузе предъявляет высокие требования кпреподавателям всех должностных категорий кафедры физического воспитания.Непосредственная педагогическая деятельность требует от преподавателя нетолько глубокого знания своего предмета, но и определённой системы,последовательности действий.Главной особенностью преподавателей физического воспитания является спецификатруда. Объектом деятельности педагога служит личность студента.При этом каждый студент должен:· систематически посещать учебные занятия по физическому воспитанию(теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные учебнымрасписанием;· проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлятьсамоконтроль за состоянием здоровья и физического развития, спортивнойподготовленности;· активно овладевать знаниями по основам теории и методики физвоспитания,используя соответствующую литературу;· соблюдать рациональный режим учёбы, отдыха и питания;· самостоятельно выполнять физические упражнения, регулярно заниматьсяутренней гимнастикой, соблюдать необходимый недельный двигательный режим,используя консультации преподавателя;· активно участвовать в массовых оздоровительных физкультурных испортивных мероприятиях в учебной группе и на межвузовском уровне.Успех преподавания зависит и от того, каким будет контакт междупреподавателями и студентами.В работе со студентами преподаватель должен уметь чётко и грамотно выражатьсвои мысли, внимательно наблюдать за учебной группой, чувствовать её инаходить с ней общий язык, правильно использовать наглядные пособия ииллюстрировать материал.Для успешной работы каждый педагог должен:· досконально знать материал преподаваемой дисциплины в объёме программныхтребований, а также основные положения педагогики и психологии высшей школы;· владеть методикой подготовки и проведения соответствующих видовпрактических занятий;· чётко, ясно и грамотно излагать свои мысли;· иметь представление о содержании и объёме материала, преподаваемого посмежным дисциплинам, и о месте физической культуры в общей системе подготовкиспециалиста;· вести научную работу и владеть суммой практических навыков, необходимыхспециалисту для ведения учебной дисциплины;· знать современный уровень науки и текущую литературу в объёмепрактических занятий;· представлять общее развитие и тенденции в физкультуре и спорте;· проводить консультации в пределах курса практических занятий.Курс физической культуры предусматривает решение следующих задач:· включение студента в реальную практику по творческому освоениюфизической культуры, её активного использования во всестороннем развитииличности;· содействие разностороннему развитию организма, сохранению и укреплениюздоровья, повышению уровня общительности, физической подготовленности,развитию профессионально важных физических качеств и психомоторныхспособностей будущих специалистов;· овладение системно упорядоченным комплексом знаний, охватывающихфилософскую, социальную, естественнонаучную и психолого-педагогическуютематику.· формирование потребности студентов в физическом самосовершенствовании иподдержании высокого уровня здоровья через сознательное использование всехформ занятий физкультурно-спортивной деятельностью;· формирование навыков самостоятельной организации досуга с использованиемсредств физкультуры и спорта;· овладение основами семейного физического воспитания, бытовой физкультуры.Физическое воспитание в высших учебных заведениях осуществляется в следующихформах:Учебные занятия:· обязательные занятия (практические, теоретические, консультации),которые предусматриваются в учебных планах по всем специальностям в объёмечетырёх часов в неделю и включаются в учебное расписание в течение всегопериода обучения сверх установленного педагогического объёма учебнойнагрузки;· консультативно-методические занятия, направленные на создание длястудентов методической и практической помощи в организации и проведениисамостоятельных занятий физкультурой;· индивидуальные занятия для студентов, имеющих слабую физподготовку илиотстающих в овладении учебным материалом, которые организуются по особомурасписанию кафедры в течение учебного года, каникул, в периодпроизводственной практики;Внеучебные занятия:· физические упражнения в режиме учебного дня (малые формы самостоятельныхзанятий в виде комплексов «минута бодрости» и подобных);· занятия в секциях, неформальных группах и клубах по физическим интересам;· массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.Комплексное использование всех форм физического воспитания должно обеспечитьвключение физкультуры в образ жизни студентов, достижение оптимального уровняфизической активности.Планирование работы социального педагога
Сущность планирования социально-педагогической деятельности в условиях школы заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения. Планирование социально-педагогической деятельности определяет ее структуру и содержание на конкретный период. Цель планирования работы социального педагога - координация действий с администрацией и педагогическим коллективом с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами - с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.
Эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей. К числу основных принципов планирования специалисты относят: · научность - социальная актуальность основных позиции плана, его адекватность реальной ситуации, педагогическая целесообразность и необходимость проведения планируемых мероприятий. Научное планирование предполагаем учет социальных и экономических закономерностей развития общества, психолого-педагогических и социально-педагогических закономерностей воспитания, всесторонний анализ сложившихся тенденций, перспектив и специфики работы; · согласованность - соотнесение и координация плана работы социального педагога с планами работы школы, отдельных подразделений образовательного учреждения и др.; · оптимальность - выбор содержания и формы плана, наиболее подходящих для конкретных условий; · перспективность - построение плана с учетом близких и дальних перспектив, отдаленных, но конкретных задач и целей; · коллегиальность - использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов; · конкретность - четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителей. Разработка плана может строиться по следующей схеме: · ознакомление с постановлениями и решениями государственных органов, с документами по данному вопросу или проблеме; · изучение литературы по общим основам планирования; · изучение научных рекомендаций по конкретному планируемому вопросу; · анализ недостатков плана работы за прошлый учебный год; · изучение рекомендаций научной организации труда (НОТ); · подготовка проекта плана: · коллективное обсуждение отдельных аспектов плана; · рассмотрение проекта плана работы на методическом объединении и утверждение ого на заседании педагогического совета. В деятельности социального педагога используются различные формы планов: · план годовой или на полугодие, в образовательном учреждении выступающий как часть плана работы школы (перспективный план); возможно планирование и на более длительный срок; · план работы на более короткий срок, как правило, на четверть, месяц, неделю (календарный план); формой представления такого плана выступают циклограммы, планы-графики и планы-сетки; · план проведения конкретных акций, форм работы, планирование деятельности в отношении конкретных проблем, конкретных подопечных. Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее. Он выстраивается на основе анализа прошлого с учетом настоящего состояния дел. Перспективный план может иметь следующую структуру: · аналитическую записку (состояние социальной жизни учащихся, наиболее актуальные проблемы, социальные группы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, количественно-качественный анализ результативности работы социального педагога за прошедший период, характеристика его социальных связей и т. д.); · цели и задачи работы; · планирование по разделам (перечисление мероприятий, которые должны обеспечивать выполнение поставленных задач, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи). К числу основных разделов относя профилактическую работу, защитно-охранную деятельность, организационную или координационную деятельность. Календарное планирование уточняет определенные перспективным планом и оперативной обстановкой мероприятия и события. Календарный план в форме циклограммы составляется в случае, если четко установлена временная последовательность основных элементов социально-педагогической деятельности. План-график позволяет упорядочить предстоящую деятельность. План-сетка наглядно (с помощью матрицы, введения наглядных символов и обозначений) представляет весь объем запланированной работы на определенный период.
Контроль социально-педагогической деятельности и отчетность Для совершенствования социально-педагогической деятельности важное значение имеет систематический учет ее результатов. Документация и учет работы социального педагога не подлежат строгой регламентации, ведутся в произвольной форме, выбираются с учетом передового опыта и традиций. Согласно основным рекомендациям методического письма «О социально-педагогической работе с детьми», оценка деятельности социальною педагога дается по ее результатам, с учетом стажа и опыта работы, на основе глубокого анализа фактов, мнения жителей микрорайона, актива общественности, детей, предприятий, учреждений, организаций микрорайона, родителей, работников образовательных учреждений. В ходе анализа результатов необходимо учитывать начальный уровень состояния проблемы, ранее достигнутые результаты, особенности организации воспитательного процесса в открытой среде, ну социально-педагогической деятельности, специфику объектов деятельности. При оценке деятельности социальною педагога учитываются конечные результаты двух- или трехлетней работы и промежуточные (по итогам года). Результаты деятельности социального педагога могут быть оценены с помощью изучения его документации, бесед с детьми, родителями, работниками различных социальных служб, проведения анкетирования по итогам его работы, анализа динамики социально-педагогических процессов (как осуществляется защита в и интересов детей; уменьшилось ли число детей, не посещающих школу, и т. п.). Обязательными для социального педагога являются следующие документы:
За наличие этих документов социальный педагог несет персональную ответственность. В процессе анализа эксперт (руководитель учреждения, представитель вышестоящих органов управления т. п.) уделяет внимание внутренним изменениям в жизни учащихся, качественным и количественным изменениям в их социо-культурной ситуации, наметившимся позитивным и негативным тенденциям в социуме. Собранная информация служит первичной основой для выводов предложений. Необходим ее глубокий и всесторонний анализ, установление причинно-следственных связей, выявление резервов совершенствования социально-педагогической практики. Немаловажным источником для анализа результативности эффективности социально-педагогической деятельности выступает отчетность. Объем, содержание и сроки предоставления в вышестоящие органы отчетной документации по итогам работы социального педагога жестко не регламентированы. Как правило, каждая территория регламентирует отчетность в соответствии с особенностями социально-педагогической практики, развитостью инфраструктуры, уровнем и спецификой профессиональной подготовки специалистов, их специализацией. Отчетность может включать следующие блоки информации:
Иные составляющие включаются в отчет по рекомендации (требованию) администрации школы, органа управления образованием, местного самоуправления, социальной защиты населения и т. п. Предлагаемая ниже примерная форма статистического отчета социального педагога поможет систематизировать и подытожить деятельность социального педагога за отчетный период. Статистический отчет деятельности социального педагога Наибольшую сложность при осуществлении контроля и оценки социально-педагогической деятельности представляет определение критериев ее эффективности (результативности) деятельности. Методическое письмо «О социально-педагогической работе с детьми» в числе основных критериев эффективности работы социального педагога выделяет:
Разработка критериев эффективности социально-педагогической работы, уточнение ее содержания и организационно-деятельностных основ продолжают оставаться актуальными проблемами педагогической теории и практики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|