Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие творческих способностей детей с ОВЗ на занятиях по Лего-конструированию

Программа «Лего - конструирование» научно–технической направленности, уровня начального общего образования, ориентирована на формирование общих умений и способов интеллектуальной и практической деятельности, развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством конструирования.

Новизна, актуальность педагогическая целесообразность программы

Многолетние усилия датских педагогов, ученых и конструкторов привели к созданию разветвленной системы наборов лего, которая нашла широкое применение во всем мире. В последние годы лего все более широко применяется при решении психолого-педагогических задач и в нашей стране.

Что такое ЛЕГО-конструирование? Еще одно веянье моды или требование времени?

Введение государственных стандартов общего образования предполагает разработку новых педагогических технологий. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Конструирование привлекает детей возможностью воплощать свои фантазии, работать по своему замыслу и в своем темпе, самостоятельно решая поставленную задачу. Работа с деталями конструктора развивает мелкую моторику, способствует развитию пространственного воображения, памяти, тренирует наблюдательность и глазомер. Легоконструирование не имеет возрастных ограничений, дети имеют возможность продолжать занятия данным видом деятельности, усложняя и совершенствуя свои умения в области конструирования и проектирования архитектурных сооружений, механизмов и машин.

Научно-техническое творчество на сегодняшний день является предметом особого внимания и одним из аспектов развития интеллектуальной одаренности детей.

Актуальность исследования заключается в том, что манипулируя с элементами лего, ребенок учится добру, творчеству, созиданию. Однако вопросы начального этапа конструктивно-игровой деятельности с лего в специальной научно-методической литературе не получили должного освещения и лишь в последнее время изучаются и практически используются.

Подчеркивая социальную значимость игрушек, и сравнивая их с минипредметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем мире, можно отметить, что готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому.

В то время как даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь.

Дети — неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны, оригинальны. Младшие школьники учатся конструировать «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперед в собственном темпе, стимулирует желание учиться и решать новые более сложные задачи. Любой признанный и оцененный успех приводит к тому, что ребенок становится более уверенным в себе.

В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, формируется умение работать в паре, в группе, происходит развитие творческих спосбностей.

На этапе программирования школьники переходят на более высокий уровень: игровая составляющая начинает уступать место серьезному продуманному изучению среды ЛЕГО, что требует вдумчивости и терпения.

Цель программы:

Целью использования ЛЕГО-конструирования в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.

А также, развитие пространственных представлений через конструирование; развитие умения самостоятельно решать поставленные конструкторские задачи.

Задачи:

На уроках ЛЕГО-конструирования для развития творческих способностей для детей с ОВЗ ставлю перед собой следующие основные задачи:

  • Учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить отличия и общие черты в конструкциях;
  • Закрепить понятия о плоских и объемных геометрических фигурах;
  • Учить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, плану;
  • Способствовать приобретению навыков самостоятельной творческой конструкторской и проектно-исследовательской деятельности;
  • Обеспечить комфортное самочувствие ребенка;
  • Научить творчески подходить к решению задачи;
  • Научить излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситауцию и самостоятельно находить ответы на вопросы опутным путем.

Отличительные особенности программы

Средний возраст детей- возрастр игры. Малыш играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение.

Программа предусматривает также обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих, отстающих в психо-физическом развитии), которые нуждаются в щадящем режиме занятий, сопровождении сурдолога, сурдопереводчика, дефектолога. Организация образовательного процесса с этими категориями детей нормируется соответствующими санитарными нормами и правилами. Необходимость постоянного внимания к игре детей со стороны взрослых обусловлена тем, что она является критерием психофизического развития ребенка среднего возраста, тем более детей с ОВЗ. Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться делать это самостоятельно, да еще и не с каждой игрушкой. Психологами и педагогами доказано, что дети, имеющие речевые и умственные отклонения в развитии, требуют более внимательного и целенаправленного рукововдства игрой со стороны педагога (дефектолога, воспитателя, логопеда), чем их нормально развивающиеся сверстники. В то же время, как показали экспериментальные исследования, проделанные отечественными педагогами и психологами, игра в лего эффективно содействует развитию детей с нормальным психофизическим развитием.

Помимо традиционных методик обучения в последнее время в психолого-педагогическом процессе все шире используются лего-технологии. Использование в работе с детьми наборов лего позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании.

Темы для конструирования подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач расширять кругозор ребенка в самых разных областях. Особенность программы является предоставление детям выбирать самостоятельно тот или иной конкретный объект конструирования в рамках схемы. Программа учит детей осмысленному, творческому подходу к техническому конструированию. Содержание программы направленно на приобретение общих умений и способов интеллектуальной и практической деятельности. Данная программа является основой для продолжения обучения по легоконструированию и робототехнике.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 6-9 лет.

Сроки реализации программы: 1 год

Ведущим типом деятельности в возрасте 6-9 лет является игра. Поэтому программа нацеливает педагога выстраивать воспитательно-образовательную работу с детьми с активным использованием игровых приемов. В образовательном процессе используются игровые технологии, обучение в сотрудничестве, коллективная творческая деятельность. По окончанию каждой темы проводится занятие с использованием групповой формы – «коллективный проект». Конструировать детям удобнее стоя, при удобной расстановке столов, нужно дать возможность свободно перемещаться и при необходимости садиться. Это даст ребенку возможность не устать, сохраняя физическую активность.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

В результате реализации программы ребенок:

  • имеет понятия о плоских и объемных геометрических фигурах и их параметрах;
  • свободно оперирует изученными геометрическими и математическими понятиями;
  • может конструировать по схеме, плану, условиям. При конструировании использует различные виды крепления, учитывая прочность и устойчивость конструкции.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

1. Презентация творческих работ.

В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений школьники осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию.

Когда ребенок вовлечен в процесс сознания значимого и осмысленного продукта (машины, компьюторные программы), он сам «строит» свое знание, свой интеллект.

Интересные в сборке модели ЛЕГО дают ясное представление о работе механических конструкций, о силе, движении и скорости. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями ЛЕГО позволяет детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.

Программу курса условно можно разделить на две большие части:

-Конструирование;

-Программирование.

Конструктор помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат. Именно ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре.

Занимаясь конструированием, ребята изучают простые механизмы, учатся при этом работать руками, они развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.

Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, которая объединяет в себе специально скомпанованные для занятий в группе комплекты ЛЕГО, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию.

ЛЕГО-конструирование -одна из самых известных и распространенных ныне педагогических систем, широко использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Лего в переводе с датского языка означает «умная игра». В силу своей педагогической универсальности наборы ЛЕГО оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причем ЛЕГО конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки обучающегося.

В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений школьники осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких иточных движений), развивают элементарное конструкторное мышление, фантазию.

Обучающая среда ЛЕГО позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. Идет активная работа по обучению ребят анализу собранного материала и аргументации в правильности выбора данного материала. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей. Повышается мотивация к учению. Занятия ЛЕГО-конструированием помогают в усвоении математических и логических задач, связанных с объемом и площадью, а так же в усвоении других математических знаний, так как для создания проектов требуется провести простейшие расчеты и сделать чертежи. У учащихся, занимающихся ЛЕГО-конструированием, улучшается память, появляются положительные сдвиги в улучшении почерка (так как работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую моторику), речь становится более логической.

Работа с элементами ЛЕГО стимулирует и развивает потенциальные и творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездушно, а для обеспечения созидания нового, более интересного.

Образовательная система ЛЕГО предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти свое собственное решение. Благодаря этому учащиеся испытывают удовольствие подлинного достижения.

ЛЕГО- это всегда новое открытие, новая идея! Новый толчок к развитию нестандартного мышления...

Заключение

Конструирование предметов из легодеталей — это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, подарка маме, отдыха). Конструктивная деятельность, отвечая интересам и потребностям ребенка среднего возраста, обладает чрезвычайно широкими возможностями в плане умственного воспитания и развития детей.

Конструирование формирует в детях самостоятельность, стремление довести начатое дело до конца, развивает творчество, знакомит с формой, величиной, цветом, строением предметов. Конструктивная деятельность способствует развитию грамотной речи детей, так, как каждый ребенок стремиться рассказать о том, что у него получилось, как он назвал свою конструкцию, чем она ему нравится, что он хотел смастерить.

В практике ЛЕГО-технология интересна тем, что строясь на интегративных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры с этим конструктором выступают способом исследования и ориентации детей в реальном мире, пространстве и времени.

В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-конструкторы служат важнейшим средством развития обучения.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...