Дежурство диакона или миссионера в стихаре
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Методические рекомендации По организации на приходах Миссионерских мероприятий В Великую Субботу Содержание Введение 2 Приходская миссионерская деятельность в Великую Субботу 4 Общие рекомендации 4 Дежурство священника, диакона, миссионера 4 Раздача буклетов и открыток 6 Миссионерская встреча-беседа 7 Мастер-класс для детей 8 Приглашение в приходскую добровольческую группу 8 Экскурсии по храму 9 Подготовка добровольцев 10 Координация 11
Великая Суббота – это день, когда в православные храмы приходит очень много людей, считающих себя верующими, но не участвующих в церковной жизни. Большинство из них потенциально открыты для церковной проповеди и могли бы начать свое воцерковление, если сделать им шаг навстречу. От того, как клирики, сотрудники и прихожане храмов встретят этих людей, во многом зависит их отношение к Церкви. В 2016 году Восточным викариатством г. Москвы совместно с Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом был проведен социологический опрос людей, пришедших освящать куличи в Великую Субботу. Специалистами лаборатории "Социология религии" ПСТГУ было собрано и обработано более 13 тысяч заполненных анкет, что достаточно для серьезного научного анализа.
Основные выводы анкетирования, которые необходимо иметь в виду при планировании приходской миссионерской работы в Великую Субботу: 1) праздник Пасхи считают важнейшим праздником в году 92% опрошенных, посетить храм на Пасху собираются 64%, а причащаться – 18%; 2) высок процент людей с высшим образованием и научной степенью: 56% пришедших в Великую Субботу имеют высшее образование (при том, что средний показатель по Москве – 40%), 8% из них имеют ученую степень или несколько высших (в среднем по Москве – 3,5%);
3) 50% опрошенных - от 18 до 45 лет; 4) 80% - женщины, 20% - мужчины; 5) около 30% опрошенных не причащались и не исповедовались никогда, 22% - причащаются реже раза в год; 6) основные проблемы (43% опрошенных), которые мешают людям поговорить со священником (несмотря на наличие желания), «внутренние»: ● «стесняюсь подойти»; ● «боюсь подходить с глупыми вопросами»; ● «стыдно, грехов много»; ● «я замкнутый человек»; ● «что-то не пустило, не готов»; ● «страшно быть пристыженым, недопонятым»; ● «стыдно говорить о том, что мучает»; 7) вторая по популярности проблема (>30%) – недоступность священника. Т.е. около трети людей как минимум однажды хотели поговорить со священником, но не смогли по следующим причинам: ● много людей, большая очередь (15%); ● священник был занят (13%); ● не было священника (7%); 8) 23% опрошенных воспринимают освящение куличей и сам праздник Пасхи как массовый церковный праздник, повод что-то отпраздновать. Они мало осведомлены о церковной жизни, не исповедуются, не причащаются. Этим людям необходим контакт со священником, через которого будет возможным включение в церковную жизнь и внебогослужебную деятельность на приходе 9) 19% опрошенных знают о церковной жизни и практикует те ее элементы, которые не предполагают участие в Таинствах и общение со священником. Как правило, такие люди говорят: «Бог у меня в душе, а остальное все неважно». На основе полученных выводов и миссионерской работы Восточного викариатства были разработаны следующие методические рекомендации.
Приходская миссионерская деятельность В Великую Субботу
Общие рекомендации 1) Несмотря на большое количество людей и общую усталость (особенно к концу дня), все сотрудники, добровольцы и, в первую очередь, клирики должны приветливо и обходительно вести себя со всеми людьми, встречая их с радостью.
2) У всех, кто приходит в храм, должна быть возможность получить контактный телефон кого-либо из священников. Для этого в каждом храме должен быть священник, готовый опубликовать в открытом доступе свой телефон. Священникам не стоит бояться шквала звонков. Как показывает практика, звонки от людей достаточно редки, даже если телефон священника опубликован в открытых источника: в буклетах храма, на стенде, приходском сайте, в группе в соцсетях и т.п. 3) Миссионерство ни в коем случае не должно быть агрессивным. Если человек не расположен к диалогу, достаточно поздравить его с праздником и сказать несколько теплых слов. Не нужно быть назойливым, читать проповеди, делать замечания, настаивать на своем. Человек приходит в храм для общения с Богом, нельзя навязывать ему против воли общение с нами. 4) В каждом храме на месте освящения куличей должна быть организована система усиления звука. Для этого нужна как минимум одна колонка с микрофоном[1].
Дежурство священника, диакона, миссионера Человека, приходящего в храм, должен кто-то встречать: священник, алтарник или миссионер. Чем больше будет тех, кто готов поговорить, выслушать, объяснить, – тем лучше: в крупных храмах в Великую Субботу можно выделять несколько таких дежурных. Дежурство священника Дежурство священника свободного от послушаний, предпочтительней. Ведь, как свидетельствует опрос, примерно треть пришедших в Великую Субботу в 2016 году людей имели неудачный опыт несостоявшейся беседы со священником: его или не было в храме, или он был слишком занят. В приходах с многочисленным клиром на протяжении всего дня Великой Субботы желательно помимо череды освящения куличей организовать череду дежурств священников для бесед с любым желающим. Чтобы каждый мог поговорить со священником, не ожидая, когда тот освободится с других послушаний. О месте дежурства священника должны знать все сотрудники храма, работники церковной лавки, приходские консультанты и добровольцы.
Дежурство диакона или миссионера в стихаре В храмах, где организовать постоянное дежурство священника затруднительно, беседы и консультации могут вести диаконы и подготовленные миряне-миссионеры. Если настоятель благословит, консультанты-миссионеры могут быть одеты в стихари, чтобы было легко отличить их от остальных людей в храме.
Человек в подряснике или стихаре воспринимается как церковнослужитель и вызывает большее доверие. Это ко многому обязывает: миряне-консультанты должны быть хорошо подготовленными, желательно наличие богословского образования. Впечатление от общения с миссионером-консультантом может стать для человека основополагающим для мнения о Церкви в целом. Поэтому настоятелям храмов следует быть крайне разборчивыми, давая тому или иному человеку благословение на ношение стихаря (пусть даже на один день). Дежурный священнослужитель и приходской консультант могут разделить между собой место и задачи консультирования: мирянин-консультант будет рассказывать о Пасхе, богослужении, об истории храма, основах христианского вероучения, а к священнослужителю направлять людей с серьёзными духовными вопросами или тех, кто спрашивает об исповеди. Консультационные пункты Дежурство подготовленных воцерковленных мирян-миссионеров может быть организовано как служба приходского консультирования. Задача службы та же, что и у дежурных: через живой контакт с теми, кто пришел в храм впервые или только начинает воцерковление, помочь больше узнать о вере Христовой. Консультационный пункт – это стойка или стол, за которыми находится консультант. Стойка должна быть красиво оформлена, на ней должна быть большая яркая надпись – например: «Здесь ответят на Ваши вопросы о вере и Церкви». По внешнему виду стойку не должны путать со свечной лавкой или пунктом продажи куличей. Переносные промо-стойки можно заказать через интернет (от 4000 рублей за стойку с учетом печати цветного баннера и таблички). Впоследствии такие стойки можно использовать для других приходских мероприятий и уличных акций. Стойка должна располагаться в поле зрения людей, пришедших освящать куличи, но несколько отдаленно, чтоб не мешать проходу и дать возможность поговорить без помех. Можно поставить несколько стоек в разных местах (например, недалеко от столов, где производится освящение, при входе на территорию храма, в самом храме и т.п.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|