Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гражданские правоотношения: понятие, элементы, виды.




Гражданское правоотношение – это юридическая связь между равноправными участниками урегулированного гражданским правом имущественного или личного неимущественного отношения, выражающаяся в наличии у них взаимных субъективных прав и обязанностей, обеспеченных возможностью применения к их нарушителям государственно-принудительных мер имущественного характера. Гражданское правоотношение – один из видов правоотношений. Его специфика состоит в том, что оно представляет собой результат правового регулирования особого вида имущественных и личных неимущественных отношений. Для гражданских правоотношений характерно юридическое равенство субъектов, порядок и способы защиты гражданских прав Гражданские правоотношения состоят из трех элементов: субъектов, содержания и объектов.

Субъектами гражданских правоотношений, т.е. участниками регулируемых гражданским законодательством отношений, являются граждане (физические лица) РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

В гражданских правоотношениях могут участвовать лица без гражданства, иностранные граждане и юридические лица.

Основной предпосылкой участия граждан и юридических лиц в гражданских правоотношениях служит наделение их гражданской правоспособностью, т.е. способностью иметь гражданские права и нести обязанности, и гражданской дееспособностью, т.е. способностью своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В каждом гражданском правоотношении различают две стороны – управомоченную и обязанную. Нередко каждый из участников является одновременно управомоченной и обязанной стороной. Состав участников гражданского правоотношения может изменяться в силу правопреемства, которое может быть универсальным (общим) или сингулярным (частичным). Содержание гражданского правоотношения составляют субъективные права и обязанности субъектов правоотношения. Право участника гражданского правоотношения называется субъективным правом – это представленная ему законом возможность определенного поведения, а также возможность требовать соответствующего поведения от другого лица с использованием в необходимых случаях мер государственного принуждения. Субъективное право и соответствующая ему обязанность возникают одновременно.

Субъективное гражданское право отличаются от гражданского права в объективном смысле, которое слагается из норм, общеобязательных правил поведения. Например, в ст. 209 ГК РФ сформулировано правило, согласно которому собственнику принадлежит в пределах, установленных законом, право владения, пользования и распоряжения имуществом. Это правило является нормой гражданского права в объективном смысле. Для возникновения же субъективного права собственности необходимо приобрести определенную вещь. Субъективное гражданское право и обязанность отличается и от гражданской правоспособности тем, что они являются элементами уже возникших, существующих правоотношений, тогда как правоспособность – лишь возможность правообладания, которая претворяется в действительность при наступлении определенных обстоятельств – юридических фактов. Объектом гражданского правоотношения признается то благо, на которое направлено субъективное право и соответствующая ему обязанность с целью удовлетворения интереса управомоченного лица.

Гражданские правоотношения могут иметь объекты: 1) вещи; 2) действия; 3) результаты духовного и интеллектуального творчества; 4) личные неимущественные блага. Каждое гражданское правоотношение имеет тот или иной определенный объект. Гражданские правоотношения принято классифицировать. В основу разграничения положены определенные критерии (признаки).

Виды: Обще принятым в теории гражданского права является деление гражданских правоотношений на: 1. имущественные и неимущественные 2. абсолютные и относительные 3. вещные и обязательственные

1. Деление гражданских правоотношений на имущественные и на неимущественные основано на том, что имущественные правоотношения имеют определенное экономическое содержание, в то время как неимущественные лишены такого содержания и обеспечивают некоторые нематериальные интересы личности (имя, честь, достоинство, деловая репутация и др.). Участники гражданских правоотношений чаще всего выступают как носители имущественных прав, которые, как правило, передаваемы. 2. Деление гражданских правоотношений на абсолютные и относительные основано на том, что в соответствующих правоотношениях носителю абсолютного права противостоит неопределенное число обязанных лиц, а обладателю относительного права – определенные лица. 3. Деление гражданских правоотношений на вещные и обязательственные основано на том, что в соответствующих правоотношениях носитель вещного права имеет возможность непосредственно, без содействия обязанных лиц воздействовать на вещь (например, пользоваться ею для удовлетворения своих потребностей), в то время как лицо, обладающее обязательственным правом, получает такую возможность лишь при содействии обязанного лица (например, при передаче заказанных вещей). Одно и то же правоотношение может быть одновременно имущественным, абсолютным и вещным (правоотношение собственности) либо имущественным, относительным и обязательственным (правоотношение, возникшее из договора займа) и т.д.

 

 

75. Источники гражданского права: понятие, виды, действие.

Источник (форма) права — это внешний способ выражения государством норм права. Если содержанием права является совокупность правил поведения, а его внутренней формой выступают способы образования каждой отдельной нормы права и объединения всех норм права в единую систему, то внешняя форма, или источник права, есть совокупность способов формирования, своеобразного «документирования» государственной воли .

Источникам права присущи такие черты, как обязательность, формальная определенность, общеизвестность.

Источники гражданского права представляют собой систему его внешних форм, в которых содержатся гражданско-правовые нормы.

К источникам гражданского права относятся:

· конституция РФ;

· законы;

· иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права;

· обычаи делового оборота;

· нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Анализ правовых систем различных государств показывает, что в каждой из них существуют достаточно разнообразные формы права. Не все виды источников права в конкретном государстве имеют одинаковую значимость и выполняют одинаковую регулятивную роль.

В странах англо-американской правовой системы преобладающим источником права является судебный прецедент — судебное или административное решение по конкретному юридическому делу. В современном мире отсутствуют правовые системы, основанные только на юридическом прецеденте как источнике права. Но законы, которыми руководствуется судья в странах общей системы права, носят настолько обобщенный характер, что на их основе часто бывает трудно разрешить конкретное юридическое дело.

В континентальной, в том числе и в российской правовой системе, основные источники права — закон и иные нормативно-правовые акты. Прецедент формально не считается источником права, хотя фактически значение судебной практики разрешения тех или иных споров и здесь весьма велико.

Не являются источником права выводы ученых, которые обычно представляют собой результат научного (доктринального) толкования закона и других источников, но не имеют обязательного характера.

Не могут также считаться источниками права и индивидуальные акты или акты локального характера (например, договоры, уставы различных юридических лиц, правила внутреннего распорядка и др.), которые не содержат общеобязательных предписаний и имеют значение только для регулирования конкретных отношений, возникших между их участниками.

1.4.1.

Конституция РФ

Конституция РФ была принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993 г. Основополагающее значение для гражданско-правового регулирования имеют конституционные нормы, определяющие формы и содержание права собственности (ст. 8, 9, 34—36 и др. Конституции РФ), равенство всех форм (ст. 35), право на судебную защиту нарушенных прав; закрепляющие гражданское законодательство в ведении РФ (ст. 71).

Это закон, имеющий высшую силу и верховенство на территории всей РФ. Это означает, что законы и иные нормативные акты, не соответствующие Конституции, не имеют юридической силы, не должны применяться. Конституция имеет прямое действие, т.е. для ее вступления в силу и действия не требуется издания дополнительных нормативно-правовых актов. Конечно, в ряде статей имеются отсылки к федеральным законам (например, в соответствии с ч. 3 ст. 36 «Условия и порядок пользования землей определяется на основании федерального закона»), но их действие носит уточняющий характер.

1.4.2.

Законы

Законы — это нормативно-правовые акты, принятые государственными органами представительной власти с соблюдением установленной процедуры. Здесь можно выделить следующие группы.

· Гражданский кодекс РФ. Он занимает центральное место в системе гражданского законодательства и представляет собой отраслевой кодифицированный нормативный акт. Гражданский кодекс состоит из четырех частей. Первая часть, которая регулирует общие положения гражданского права, право собственности и общую часть обязательственного права, введена в действие с 1 января 1996 года. Вторая часть Гражданского кодекса, регулирующая отдельные виды обязательств, введена в действие с 1 марта 1996 года. Третья часть, которая регулирует наследственное и международное частное право, введена в действие с 1 марта 2002 года. Четвертая часть ГК РФ, регулирующая право интеллектуальной собственности, вводится в действие с 1 января 2008 года.

Гражданский кодекс, являясь по своей правовой природе также федеральным законом, имеет по отношению к остальному законодательству приоритетное значение, т.е. нормы, содержащиеся в других законах, должны соответствовать положениям, закрепленным Кодексом.

· Федеральные конституционные законы. Они принимаются по прямому указанию в Конституции на необходимость их принятия.

· Законы РФ (федеральные законы). Принимаются они по вопросам, отнесенным к ведению РФ либо совместному ведению РФ и ее субъектов. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в федеральном ведении находятся регулирование и защита прав и интересов человека и гражданина; федеральная государственная собственность и управление ею; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; внешнеэкономические отношения; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности, а также ряд других вопросов, входящих в круг хозяйственных правоотношений.

Федеральные законы также как и Конституция имеют верховенство на всей территории РФ, прямое действие и высшую юридическую силу по отношению к остальным нормативно-правовым актам, издаваемым по вопросам, отнесенным к ведению РФ либо совместному ведению РФ и ее субъектов. Законы обязательно должны соответствовать Конституции РФ.

Принимаются федеральные законы Государственной Думой с соблюдением установленной процедуры.

Если иное не установлено в самом законе, он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Неопубликованные в официальном порядке законы не имеют юридической силы и не должны применяться. Это положение распространяется также и на законы, принятые субъектами РФ.

Следует отметить, что в настоящее время могут также действовать законы (а также иные нормативные акты) СССР, РСФСР, при условии, что они:

· не отменены позднее принятым нормативным актом Российской Федерации

· не противоречат нормативным актам Российской Федерации.

1.4.3.

Указы Президента РФ

Указы издаются Президентом по вопросам, входящим в круг его полномочий (ст. 83—89 Конституции). Указы не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Они подлежат официальному опубликованию и вступают в силу, если иное не установлено самим указом, по истечении 7 дней.

Необходимо отметить, что указы, распоряжения Президента могут носить и ненормативный, индивидуальный характер (например, о награждении директора предприятия почетной грамотой за вклад в российскую экономику) — в этом случае они не являются источниками права.

1.4.4.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...