Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. 2. Дидактические проблемы применения средств новых информационных технологий в системе дистанционного обучения

III. 2.1 Дидактический анализ средств новых информационных технологий

Новые информационные технологии позволяют решать ряд принципиально новых дидактических задач:

-  изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования;

-  представлять в удобном для изучения масштабе времени различные физические, химические, биологические и социальные процессы, реально протекающие с очень большой или очень малой скоростью.

Приведем некоторый список средств НИТ.

Электронная почта (ЭП, E-mail) относится к средствам дистанционного доступа. ЭП позволяет пользователям (преподавателям, обучающимся) обмениваться текстовыми и графическими сообщениями; работать асинхронно, т.е. в удобное для себя время в «нереальном» масштабе времени. Расстояние между пользователями не играет роли и может колебаться от нескольких метров до нескольких тысяч километров, в зависимости от используемых линий связи: спутниковых, кабельных, радиорелейных и т.д. Важное свойство, привлекательное для СДО то, что в процессе применения почты абоненты не обязательно должны находиться на месте в момент связи, т.е. реализуется асинхронный обмен информацией.

Электронные конференции (ЭК) позволяют получать на мониторе компьютера пользователя, как минимум, тексты сообщений, передаваемых участниками "конференции", находящимися на различных расстояниях друг от друга. Таким образом, ЭК объединяет заинтересованный круг пользователей в составе учебной группы, которые могут быть разделены в пространстве и во времени. Особенностью режима ЭК является то, что сообщение, посланное абонентом в ЭК, попадает ко всем абонентам, подключенным к данной конференции, и каждый пользователь получает все приходящие в нее сообщения. Удобство состоит в том, что такой способ общения полезен и крайне дешев, поскольку для пользования им каждому участнику достаточно иметь лишь почтовый ящик. Группы новостей работают в режиме реального времени, требуя от пользователей онлайнового подключения. Работа с ними аналогична спискам рассылки, т.е. участники читают сообщения, посланные в группу другими участниками, посылают туда же свои ответы, обсуждают проблемы и т. д., но все происходит "сейчас и сразу", не требуется времени для рассылки писем.

Телеконференцсвязь и видеотелефон. Эти средства НИТ обеспечивают возможность двухсторонней связи между преподавателем и обучающимися. При этом происходит одновременная двухсторонняя передача видеоизображения, звука и графических иллюстраций. Все это можно наблюдать одновременно в трех окнах на экране каждого монитора абонентов (преподавателей и обучающихся). При групповых занятиях в большой аудитории имеется возможность проецировать изображение монитора компьютера на большой экран. Видеотелефон отличается от видеоконференцсвязи ограниченностью размеров и качества представления визуальной информации и невозможностью использовать в реальном времени компьютерные приложения. Дидактические свойства НИТ этого класса включают в себя возможность передачи в реальном времени изображения, звука, графики и их представления обучающимся для учебных целей.


IV. МЕДИАТЕКА

 

Важным элементом новой системы образования является переход вузовских библиотек на широкомасштабное использование новых информационных (компьютерных) технологий (НИТ). Главным условием обслуживания пользователей является расширение возможностей справочно-библиографической работы.

Одной из составляющих НИТ в научных библиотеках различных учебных заведений могут стать качественно новые подразделения - медиатеки. Медиатека - это среда, в которой пользователи могут комфортно и эффективно работать с различными информационными ресурсами (печатные издания и листовые материалы, аудио- и видеоданными, машиночитаемая информация), находящимися как в самой библиотеке, так и за её пределами.

Концепция медиатеки подразумевает создание комплексной структуры, сочетающей функции читального зала с фондом на нетрадиционных носителях и информационного центра, обладающего источниками информации на любых видах носителей. Все компьютеры медиатеки соединены в локальную сеть, сервер которой непосредственно расположен в медиатеке. Он подключён к серверу библиотеки, который, в свою очередь, включён в общую сеть ВУЗа, имеющую свой сайт и, соответственно, высокоскоростной выход в Интернет. Формируемые ресурсы на компактных оптических дисках, аудио- и видеокассетах, доступны всем пользователям медиатеки. Сотрудники медиатеки предоставляют возможность пользователям самостоятельно вести поиск необходимых им информационных ресурсов, оказывают различные информационные услуги, а также консультируют их при работе с имеющимися в медиатеке, в том числе собственной генерации, ресурсами. В медиатеке соединяются традиционные справочные и периодические издания с широким спектром подобных машиночитаемых материалов, баз данных (БД), различных аудио-, видео- и мультимедийных данных, доступ к которым обеспечивается как непосредственно в самой медиатеке, так и в Интернет с помощью установленных в ней компьютеров.

В качестве собственных библиографических, полнотекстовых и мультимедийных информационных ресурсов, предлагаемых пользователям, могут быть БД трудов профессорско-преподавательского состава, дипломных работ и диссертаций, учебные программно-методические материалы, выпускаемые кафедрами и издательством ВУЗа, библиографические БД фонда библиотеки и др. материалов, в т.ч. электронный каталог, тематические БД статей из периодических изданий.

Все эти информационные ресурсы могут быть в медиатеке одновременно на различных, порой альтернативных, носителях. При этом она может быть расположена не только в медиатеке, но и на некотором сайте, например, её создателя.

Широкое распространение в учебном процессе находят аудиовидеоматериалы. Для этого создаются несколько рабочих мест для просмотра видеоданных, а также аудиоинформации. Для работы с последней не обязательно оборудовать стационарные рабочие места - можно использовать аудиоплейеры, с которыми пользователя медиатеки могут спокойно перемещаться внутри неё.

Следующим важным аспектом является организация поиска необходимых информационных ресурсов пользователями медиатеки. В этом случае приходится решать несколько задач. С одной стороны, кроме знания фондов библиотеки и основ библиотечно-библиографической деятельности, работники медиатеки должны уметь хорошо работать на ПК с необходимыми пользовательскими программами (особенно браузерами), обучать работе с ними и консультировать приходящих в медиатеку пользователей с тем, чтобы последние в большинстве случаев могли самостоятельно сформировать поисковый образ запроса и осуществить поиск необходимой им информации в локальных или удалённых базах и банках данных. С другой стороны, работники медиатеки должны уметь работать с отечественными и зарубежными поисковыми машинами для поиска и отбора необходимых информационных ресурсов и формирования инструментов, позволяющих им эффективно выполнять заявки пользователей, а пользователям - быстро находить в Интернете необходимые им данные. В этих случаях наблюдаются процессы интерактивного взаимодействия работников медиатеки с информацией и её пользователями.

Несомненно, функционирование такой структуры может быть эффективным не только если удаётся найти и подготовить соответствующим образом помещение, оборудовать его необходимыми программно-техническими средствами и оргтехникой. Важнейшим аспектом является человеческий фактор, т.е. формирование такого штата сотрудников, которые могли бы наиболее эффективно использовать имеющиеся средства, материальные и информационные ресурсы.

Как правило, подобные службы формируются на базе справочно-библиографических и т.п. подразделений библиотек, в которых основу составляют библиографы. В этом случае к ним будут предъявляться требования не только уметь высоко квалифицированно работать с библиографическими данными, создавая и предлагая пользователям собственные библиографические данные. Они должны обладать необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками в области применения НИТ; быть контактным и коммуникабельным; хорошо уметь работать на компьютере, в т.ч. с основными пользовательскими программами, базами и банками данных, поисковыми машинами в Интернете; находить и создавать собственные необходимые машиночитаемые информационные ресурсы; стремиться повышать свой профессиональный уровень, постоянно расширяя сферы и возможности в области максимального удовлетворения потребностей пользователей.

При этом растёт нагрузка на работников медиатеки, увеличиваются штаты, в которые включают специалистов по НИТ (инженеров и техников, технологов, программистов и др.), требуется решать проблемы технического обслуживания всё возрастающего парка компьютерной техники и т.п. Найти готовых подобных специалистов практически невозможно. Поэтому ещё одной задачей библиотек, формирующих подобные подразделения, является организация постоянного обучения работников созданию и использованию НИТ для удовлетворения всё возрастающих потребностей пользователей.

Подобные мероприятия можно полностью или частично проводить на базе существующих медиатек с тем, чтобы они были более предметны и эффективны. Следует заметить, что медиатеки в ВУЗах могут и должны стать составляющей дистанционного обучения (ДО). При этом проблемы ДО касаются не только преподавателей и студентов ВУЗа, связанных с этой формой обучения. Библиотекари должны принять активное участие в данной работе, так как они не только могут хранить и предоставлять пользователям (в том числе удалённым) необходимые им учебно-методические и иные учебные и информационные материалы по изучаемым в ВУЗе дисциплинам, но и сами могут стать обучающими или обучаемыми.

Эффективное использование информационных материалов студентами возможно при условии, что они хорошо владеют не только компьютером и соответствующими программами, но обладают знаниями по работе в библиотеке и с библиографическими данными. Последнее позволит им не только самостоятельно ориентироваться в справочно-поисковом аппарате библиотеки, но и грамотно составлять списки использованной литературы при выполнении рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ. Возможно, создание некоторого электронного учебного и, одновременно, справочного пособия, позволяющего пользователям самостоятельно интерактивно изучать данные проблемы и получать ответы на наиболее часто возникающие вопросы. Ответы на редко встречающиеся вопросы могут быть достаточно оперативно организованы специалистами библиотеки путём создания открытой для любых пользователей электронной конференции, расположенной на сайте библиотеки.

Таким образом, можно констатировать, что медиатека позволяет своим пользователям (в первую очередь, студентам) комфортно и эффективно овладевать НИТ, современными техническими средствами информатизации, навыками работы с различными информационно-поисковыми системами, локально и удалённо использовать электронные каталоги, базы и банки данных отечественных и зарубежных библиотек и информационных служб с целью получения новых знаний, самосовершенствования в области изучаемых дисциплин, и, тем самым, представляет собой интерактивную среду подготовки высококвалифицированных специалистов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Информатизация является объективным и закономерным процессом, распространяющимся и на систему образования. Средства новых информационных технологий являются материальной основой развития системы обучения.

В связи с бурным развитием микроэлектроники появляется все больше и больше средств новых информационных технологий (СНИТ). Число средств и систем НИТ, которые применяются или могут быть применены в системе образования более сотни. Они обладают уникальными характеристиками, которые обеспечивают дидактические возможности для системы образования:

-  хранения, воспроизведения в диалоговом режиме текстовой, графической, аудио/видео информации;

-  передачи и приема (обмена) этой информацией между пользователями, объединенными телекоммуникациями по различным каналам связи, при различных схемах связи («каждый с каждым», «один со всеми» и др.), в реальном и продолженном времени (off-line и on-line);

-  использования программных продуктов учебного назначения в учебном процессе на рабочем месте и передача их на расстояние;

-  дистанционный доступ к удаленным базам данных и вычислительным ресурсам.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...