Предмет, задачи и методы патопсихологии.
П – это наука изуч закон искажения отражательной деятельности мозга. П – изучает закономерности распада псих деят и свойств личнгости при болезни. П –возникла в начале 20 в в связи: 1. с запросом псих практики 2 достижения псих науки.До 20 в не исп данных психологии, интерес возник в 1789г – Вунд, Лейпциг. Первая в мире псих лабор, что позволило обеспечить союз двух наук. В Париже – Пьер Жане, Москва-Корсаков. С. Петерб – Бехтерев. В этих лабор разр эксперим псих методы исслед наруш психики – они дали начало П. П как наук дала толчок иислед след. проблем псих людей: структура сознания; эмоц сфера, исслед факторы влияющ на память и мышление. Заруб учен – Фрейд, Скинер, Роджерс, Маслоу, Олпарт. Россия – Безтерев Корсаков, Зейгарник, Лурия Лазурский Выготский. Задачи П:1. получение данных для диагн способст ранним выявл симп псих заболеван – вспомог задача для уточнения структуры дефекта. 2. Иссл динамики псих наруш под влиян лечения 3. Исполь в разных видах эксперт. 4.Участие П в реабил работе. 5. Исслд недост изуч псих забол. 6.Принимает участие в психтерапии Методы: набл, эксп, тест. Главн метод – эксперимент – помогает раскрыть качест особен интеллек, иссл интересы больного, изучает его деят. Главный анализ- качеств. При выборе эксп методик рук сл правилами: 1 цель исслед. 2. Учит жизн опыт и образование. 3. Особенности контакта – если зрение – словесн метод. Дети – метод нагл-действ характера Методы: набл, эксп, тест. – исп как дополн. Детская П – успехи при исслед расстройств: научения, депрессия, подр суицид, питания, поведения, влиян хр забол на псих, жесток обр родит, отл псих заб – от взросл. Принципы: качеств анализ, личностный подход, соотн резулт с нормой. Комплекс использ методов
2.Особенности патопсихологического исследования детей и подростков. Система первичной диагностики включает клиническое и псих обслед.Клинич обслед включает: Цель - установить наличие отклонений и их характер. Анамнез: психие и наслед заболевания в роду; сведения о составе семьи, родителях; беременность и роды матери; заболевания в раннем и дош возрасте; моторику, речь, интересы, игры, отношение к окружающим, к ситуации, энурез, страхи, истерические проявления. Сомат статус (врач).Невролог статус (врач).Псих статус: эмоционально - волевые особенности, психические отклонения, сформ-ть речи (наблюдение за ребенком во время обследования). Псих обследование: Цель - определение уровня познавательных процессов и регуляции деятельности.Набор методик должен включать:обследование внимания, памяти, мышления (устойчивость, распределение и переключение); запоминание и воспроизведение; обобщение, сравнение и т.д. - мыслительные операции.Наблюдения за ребенком позволяют характ-ть эмоц сферу (живость, непосредственность эмоц реакций, познавательную активность, реакции на успех и ошибку).Диагн аномалий развития основывается на сравнительном анализе общих и специф закономерностей развития нормального и аномального ребенка.Диагн носит комплексный характер, учитываются данные медицинские, генетические, педиатр, дефектологии, психологии, неврологии. Диаг аном развития - это комплексная клинико- генетическая и псих-пед проблема. При обследовании психфункций следует учитывать условия воспитания ребенка, его культурно - бытовое окружение, характер общения. Исследование псих функций включает оценку восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональных реакций, регуляции псих деятельности. Используется псих эксперимент, метод пед оценки, наблюдения за игровой деят, его поведением в различных ситуациях, беседа, предъявление спец заданий в процессе совм игр деят с реб. При проведении обслед нужно заинтересовать ребенка. Дозировать время обследования, стимулировать ребенка (похвалой, одобрением).Сущ несколько видов обследования:
1. Патоп эксперимент – это способность налаживания контактов с больным и способ исследования личности больного. Он опирается на методики. Исследуются личные качества (интересы, самооценка, особенности протекания интел деятельности). Патоп воссоздает конкретные ситуации жизни больного. Цель: исследование психической деятельности. Методики обладают большим диапазоном, обследуют несколько психических функций.Отбор методик:- по сочетанию, дополняют друг друга;2. Наблюдение за поведением, беседа (до начала, по году, в конце). Зависят от поставленной задачи, изучается история болезни. Требования к беседе: не повторять вопросы, поведение, самочувствие. В дошк возрасте в основном опираются на методики наглядно-действ характера, не требующие словесных объясн, а требующие действий. Патопсих достигла успехов в: - расстройствах научения, - депрессии, подростковых суицидах; - расстройствах питания, поведения; влиянии хронических заболеваний ребенка на его психику; - жестокое обращение со стороны родителей; - отличии психических заболеваний у детей и подростков, от таких же, как у взрослых. №3 Основные категории патопсихологии. Псих аном – отклонение от нормы псих развития. Псих Дефицит – это состояние индивида, результаты кот в целом ниже чем можно был ожидать. Это отност стабильный необратимый недостаток, проявл в повед индивида. Предст собой отклонения от функц нормы. Не явл болезн ни дефект, проявл в ухудш отдель псих функций и при интеграции. Депривация может быть реальной и мнимой. Реальная депривация - человек лишен самого необходимого.. Мнимая существует в переживаниях как чувство зависти. Фрустрация - это внутренняя напряженсть, обусловленная не возможностью осуществить свои намерения. Дефект – недостаток, нарушение или повреждение, потеря или отсутст к л органа. Органич и функц. Понятие «норма» рассматривают в 3-х аспектах: Статистическая норма - это явление находящибеся в рамках средней величины, Определяет место человека в ряду других. Функциональная - это индивидуальная норма. Идеальная норма - это оптима способ существования личности в оптимальных соц условиях. норма развития - это не усредненный для возраста показатель, а оптимальный с точки зрения общества уровень, соотнесенный с индивидуальными особенностями ребенка.Деменция – это обеднение псих деят с интеллек деградацией, снижение волевой активности, эмоц оскудение, сужение круга интересов, разруш нек черт характера.Регрессия – это возврат назад, в развитии – устойчивое – старость, псих заб, времен – опьянение, гипноз. Фрустрация – срыв деят-сти, выполняет защитную функцию. У подростков с откл в развитии – реакция на фрустр – агресс, регресс, уход в себя. Дефективность - это нарушение целостности чел, его связи с обществом, наруш деятьности: негативные изменен в структ личности – поддается измен как в худ так и в лучш сторону. Абнормальность – практич понятие – неспособн чел выпол свои функц и обяз.
Компенсация – это замена какого-л дефицита или дефекта другими возможностями. 4.Характеристика нарушений личности.
4. Нарушение критичности и спонтанности поведения тесно связано с опосредов поведением, поскольку оно подконтрольно и критично. Наруш проявл в виде растормож поведения, нецеленопр суждениях. Чел не замечает своих ошибок и не исправляет их. М.Б. у здоровых при переутом. Связано с орган наруш лобных долей. Их действия диктуются не потребн а ситуац. Утрата возможности критично оценивать себя и других – явл индикатором грубых нарушений личности. 5. Наруш характера психопат – уродливое соч черт хар-ра кот поталог бол выражены. Открыто – Ганушкиным. резул психопатии явл соц дезориент. Страдает эмоц-вол сфера личности, что вызыв своеобраз аффект в мышлении. На воздейств превыш их адапт возможн отвечают болезн образом – декомпенсац. М.б. треб. психиатр. Особ-и: детскость, эгоцентр, внушаемость, мышл не критич. Пс – появл в раннем детст при искаж восп: гиперопека, эмоц отверж, кумир, жестк отнош, сверх треб, восп вне семьи. Необх Д. правильное восп, лек терап и псих терап. Чаще у взр чем у детей (Кличко класс-я). №5 Характеристика нарушений сознания и самосознания. Сознание – знание о мире, о самом себе. Нарш созн м. б. автономным или входить в структ др сторон наруш психики. Ясперс – ясное и помраченное созн. Критерии помрач – дезориентировка чел во времени, месте, ситуации. Отсутст отчетл восприятия окруж. Разная степеь бессвязн мышления. Затрудн воспоминаний. (Д.Б все 4 признака). Оглушенное сознан – орг наруш ЦНС, инф забол, отравл, черп – мозг травмы. Симптомат – резкое повыш порога чувствит, затруднение осоц связей. Отвечают как-бы спросонок, молчалив, равнодуш к окруж, движ замедл. Длится от неск мин до часов. Делириозное орг наруш ЦНС, инф забол, отравл, черп – мозг травмы. Симптомат – наруш ориент в простр и времени, реальность подменяется наплывом ярких представл, воспомин. Болтлив, мимика быстро меняется, усил в ноч время. Онейроидное – хар-ся: реальность смешив с фантаст. Помнит только содерж грез. Сумеречное - характ-ся внез наступл и прекращ – сопровожд глубокой амнезией, бредом, галюц. Может совершить опасный поступок. Псевдодеменц – разновид сумереч. Орган пораж мозга. Отличие от сумер - интеллект мнемич расстрот – забыв назв предметов, с трудом реагир на внеш раздраж, иллюз, галюц, двиг беспок, инфант. Наруш самосознания – деперсонализация отчуждение своих мыслей чувств, своего Я, кот. Воспр чел как –бы со стороны. Данный вид наруш приводит к патол личности.
6.Нарушения восприятия. Выделяют: агнозия, псевдоагн, наруш мотивац компонента восприятия. Агнозия – затрудн узнав предметов, звуков (Лурия) у б с орг пораж мозга и у б, кот страд деменцией. Б выделяют признаки объекта, но не осущ синтез. Наруш обобщ функции восприятия, его осмысленность. Псевдоагнозия – сопров деменцию. Восприятие диффузно, размыто, недифферен. Н:Сюж карт – б описыв отдельн пред, не видит сюж связи. Не узнают предм в перевнут виде, нарушена константность. Наруш мотивац компонента восприятия – проявл у Б с лобным синдромом. Ярко выражена подконтрольность повед. Затрудн устан послед сюж картин. Осн роль – наруш подконтроль восприятия. Невозможность сопоставить фрагменты целого с предполагаем результатом. Кроме этого наруш мотивация перцептивнолй деят-и – не интерес задание и его резулт. Ярко выр у Б эпилепс деменцией – вместо раскрытия сюжета выражают свое отношение к ней. А Б шизофр деменцией не проявл интереса к занятию, не испр ошибок. Вместо проникнов в сущность картинки, дают обобщ описание. 7. Нарушения памяти Шабанова и Бородкина: классиф на основе нарушения процессов памяти: 1. Наруш П, кот харак ускорением забывания (ярко пр депрессиях)2.снижение способности к обучению, ускорение забывание (старч возр) 3. Замедление процесса забывания (при неврозах) 2 Классиф-я основана на выделении нарушений видов памяти: 1. Непосредс непроизв память – Корсаковский синдром – нарушение памяти на текущие события т.е. исчезают момент – ярко прявл при диффузном наруш мозга (алкоголь, нарком) – наиб наруш процесс воспроизв. Наблюд конфибуляции – заполн провалов в памяти несущ событиями. Это приводит к ошибочным воспроизведениям – плохо ориент в окруж. Прогрессирующая амнезия – забывает текущ события и события прошлых лет. В результате полная дезориент в пространстве и времени Б живут в обрывках восполминаний, разв слабоумие. Чередует правильные суждения с неправ. Наруш динамики мнемич деят – проявл у Б эпилепсией и шизофр – имеет прерывистый характер – Б могут хорошо произвести сложный текст и наооброт. Это наруш часто сочетается с наруш в познават деят –явл индикатором нарушения умств деят. Встречается у Б с травмой мозга, интоксикациях алкоголем, таксиком –и у детей. Нарушение произвольной культурной памяти – Б не может использовать спец средства запоминания или приемы запом. Осн причина – наруш мышления. Патология мышления приводит к наруш культ памяти. При тотальном недоразвитии (олигофрнеии) Б не может установить связи между предметом запоминания и средством запоминания этого предмета. Нарушение мотивационного или личностного – встречается у людей с патологией личностной сферы. Мнемич деят явл мотивир деятельн-ю при искажении необх мотивов мнемич деят иска Н: У Б шизофр деменциейотмечается эмоц вялость,отсутствие познав мотивов, что приводит к искажению мнемической деят-ти - Б не стремятся запоминать. У Б.эпилепс деменцией проявл стремление при воспроизведении излишней детализации – сущность мат-ла упускает. №8 Нарушения мышления выделяют три вида патол мыш 1. Наруш аперацион стороны мышл 2. Наруш динамики мысл деят3. Наруш личн-ого компонента М Могут быть независмы либо сочетаться. Наруш аперацион стороны М разл 2 вида 1) снижение уровня обобщ Б не может произ абстрактных обобщений, общие признаки заменяет случайными. При ярко выраж – не способны к классиф. Н: олигофр и тотальное недоразв. Выпол не сложную работу. 2) искажение - Б совершают отлет то конкр связей, создают абстракцию, кот не имеет реальной основы. При классиф – называю общие признаки, неадекватные реальным. В обоих случаях речь у Б не явл средством мышл. Наруш динамики мысл деят. – 1. Лабильность - это неуст выполнение способа задания, колебания умст дея-и, икажающий правильный ход суждения. Н: при маниакально-депрес психозе. У Б: психомоторн возбужд (эйфория) не вникают в сущность заданий, имульсивны, в рез умств деят становится неадекват. Инертность -противоп лабильности Б не может изменить способ работы, характер суждений, перекл с одной деят на др. Для мышл хар-на вязкость, зацикл на деталях. Тотальное недоразв, умств отс, эпилепсия, травмы головы. Наруш личн или мотивац стороны М.1. разноплановость М 2. Наруш критичности М 3. Наруш саморег М. нарушение целенаправ мысл деят приводит к поверхностным и незаверш суждениям. Само мышл перестает быть регулятором действ. Чтобы мышление было регулятором деятельности оно д.б. целенапр, критичн, мотивир. Наруш личн комп приводит к изменению структуры любой деят как теорет так и практ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|