Государственный строй Древней Спарты.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Камышин Год Задание первое: Основные вопросы развития права и государства народов мира. Государственный строй Древней Спарты. В Спарте существовали следующие органы власти: 1) два царя, 2) совет старейшин—герусия, 3) народное собрание— апелла и 4) эфоры.
В Спарте была своеобразная монархия с двумя наследственными царями во главе. Вместе с тем государство, сохранившее много пережитков первобытнообщинного строя, приближалось по своей форме отдельными чертами к аристократической республике.
Народное собрание созывалось редко и не играло решающей роли в политической жизни страны. Власть принадлежала царям, наследственно занимавшим престол, небольшой кучке представителей знатных фамилий, пожизненно состоявших членами герусии, и пяти эфорам, которые, правда, избирались народным собранием, но при отсутствии правильного голосования, и управляли без действенного контроля, давая отчет в своей деятельности лишь своим преемникам. Царская власть. Во главе Спартанского государства стояли два царя, власть которых, несомненно, произошла из власти родо-племенных вождей. Двойная царская власть возникла, вероятно, как результат объединения двух племен, из которых каждое сохранило своего вождя. Целью господствующей верхушки спартанского общества было при этом обеспечить свое фактическое влияние на ход государственной жизни, не допуская образования сильной единоличной власти. Фактическое руководство государством принадлежало не царям, а эфорам, в руки которых постепенно переходили полномочия царей.
Царю, выступавшему в поход, принадлежала в широком объеме власть военного вождя. Во время похода он приобретал право жизни и смерти в отношении граждан. Но и в походе царь находился под наблюдением двух сопровождавших его эфоров. Царю принадлежала верховная жреческая власть. Судебная власть также принадлежала некогда царям в полном объеме. Позднее судебные функции царя ограничились рассмотрением дел о наследовании дочерей, об усыновлении и об общественных дорогах, т. е. дел, затрагивавших интересы всей общины в целом или способных нарушить интересы рода или племени. В этих делах царь сохранял свою судебную власть как преемник прежнего родо-племенного вождя.
Ежемесячно эфоры и цари приносили друг Другу клятву, причем цари клялись, что будут царствовать по установленным законам, а эфоры клялись от имени государства, что при соблюдении царем своей клятвы государство будет незыблемо блюсти царскую власть. Независимо от этого каждые восемь лет эфоры производили гадание по звездам и под предлогом неблагоприятных для царя результатов гадания могли возбудить против него судебное преследование и лишить его власти. В пользу царей были установлены разного рода сборы. Цари получали значительную часть военной добычи. Им воздавался почет. Все должны были вставать перед ними. Однако эфоры в присутствии царей продолжали сидеть в своих креслах. Герусия. Другим органом государственной власти в Спарте был совет старейшин—герусия. Герусия ведет свое начало от совета племенных старейшин, но в классовом обществе этот орган состоял уже не из руководителей родо-племенной организации, а из виднейших представителей господствующего класса. Число членов герусии—28. Кроме того, в состав герусии входили оба царя, которые имели право голоса в этом совете. Члены герусии (геронты) обычно избирались из числа представителей знатных родов. Могли быть избраны лишь граждане, достигшие 60-летнего возраста, уже свободные от обязанности нести военную службу. Избрание происходило в народном собрании, причем избирали криком, и считался избранным тот кандидат, которому кричали сильнее, чем другим. Этот способ, несомненно, открывал большие возможности для злоупотреблений со стороны тех, кто руководил выборами. Геронты избирались пожизненно и были безответственны.
Герусия подвергала предварительному обсуждению дела. которые должны были рассматриваться в народном собрании Предложения, сделанные от имени герусии, предопределяли обычно постановления собрания. При царях Полидоре и Феопомпе (VIII в. до н. э.) герусия получила право отклонять нежелательные ей решения народных собраний.
Герусия была также судебным учреждением. Она разбирала уголовные дела, в том числе дела о государственных преступлениях Она была судебной инстанцией для процессов против царей Дела по имущественным спорам герусия не рассматривала, они были подсудны эфорам.
Первоначально герусию созывали цари, позднее (в V— IV вв) это право перешло к эфорам.
Значение герусии неуклонно падало с усилением роли эфоров. Уже во время Пелопоннесской войны такие важные вопросы, как вопросы войны и мира, разрешались помимо герусии. Народное собрание. Несомненным пережитком родо-племенного строя являлось также народное собрание—апелла. В народном собрании участвовали все полноправные граждане, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы Созывали народное собрание первоначально цари, позднее— эфоры Председательствовали на собрании те же лица, которые его созывали. Выступали на народных собраниях с речами и предложениями, как правило, лишь должностные лица и послы других стран Однако в отдельных случаях могли получать слово и другие лица.
Рядовые участники собрания были вправе лишь участвовать в голосовании предложений, сделанных геронтами, эфорами или царями. В более позднее время практика, по-видимому, изменилась, и речи стали произносить также и отдельные члены собрания. Голосование производилось криком. Если результаты казались сомнительными, в целях проверки члены собрания расходились в разные стороны.
Собрание созывалось, как правило, не чаще одного раза в месяц. Когда чрезвычайные обстоятельства требовали немедленного принятия решения, созывалось чрезвычайное собрание, в котором принимали участие далеко не все граждане. Это так называемое малое народное собрание (mikra apella).
Компетенция народного собрания была обширной, но все его решения находились, как сказано выше, под контролем герусии. В компетенцию собрания входило прежде всего избрание должностных лиц—эфоров, геронтов и др. В случае войны народное собрание решало, кому из двух царей идти в поход. Оно выносило решение также при возникновении споров по вопросу о наследовании престола. Народное собрание участвовало в законодательстве и управлении, санкционируя или отклоняя предложения высших должностных лиц, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами, выбирало послов и т. п. Здесь же, в народном собрании, обсуждались дела Пелопоннесского союза. Наконец, народное собрание производило прием новых граждан, а также могло лишать отдельных спартанцев права гражданства. Кроме того, оно выступало в качестве судебного органа в том случае, когда кем-либо из высших должностных лиц возбуждался вопрос о низложении должностного лица за его преступления. Однако обвинение возбуждалось не частными лицами, а лишь кем-либо из высших должностных лиц, и роль народного собрания при разбирательстве дела сводилась к тому, чтобы санкционировать или отклонить предложение обвинителя. Эфоры. Совершенно исключительное положение в Спартанском государстве занимали эфоры. Первоначально это были заместители царей в гражданском суде, осуществлявшие вместо них гражданскую юрисдикцию. Впоследствии власть эфоров, постепенно расширяясь, приобрела весьма значительные размеры, так что даже царская власть склонилась перед нею.
Должность эфоров была учреждена не одновременно с другими органами власти, а позднее, при царях Феопомпе и Полидоре (•приблизительно в VIII в. до н. э). Вероятно, эта должность возникла не как добровольный акт царей, а в результате борьбы, которая привела, между прочим, к убийству Полидора.
Усиление власти эфоров, превратившихся во всемогущих руководителей Спартанского государства, было делом рук спартанской знати, которая, опасаясь усиления царской власти и не полагаясь на готовность царей, наследственно занимавших трон, всегда следовать ее указаниям, предпочла передать власть своим прямым ставленникам, наделив их диктаторскими полномочиями. Эфоров было пять. Их ежегодно избирали на народном собрании из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения по большинству голосов. Во главе коллегии эфоров стоял первый эфор, именем которого назывался год.
Права эфоров были весьма обширны, а отсутствие в Спарте писаных законов могло лишь содействовать росту их власти и открывало простор для произвола в ее осуществлении. Эфоры созывали как герусию, так и народное собрание и руководили деятельностью этих органов. Внешние сношения почти целиком находились в руках эфоров, они вели переговоры с иностранными послами и ставили вопрос о войне и мире перед народным собранием.
Внутреннее управление страной также находилось в руках эфоров. Они осуществляли строгай надзор за нравами и за соблюдением дисциплины. Этот надзор простирался даже на царей. Всякое нарушение дисциплины и установившихся нравов каралось весьма сурово.
Эфоры контролировали всех должностных лиц и ежегодно проверяли их отчеты. Они могли отстранять любых лиц от должности и предавать их суду. Частных лиц они могли сами судить и наказывать, а должностных лиц судили герусия или народное собрание, но при непосредственном руководстве процессом со стороны эфоров. Эфоры могли отрешить от должности и предать суду даже царей. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция, причем в гражданских делах эфоры выступали не как коллегия, а в качестве единоличных судей.
В своей деятельности эфоры отдавали отчет своим преемникам по истечении годичного срока, на который они избирались. Армия. Все спартиаты в возрасте от 20 до 60 лет, а также периэки были обязаны нести военную службу в качестве тяжеловооруженных воинов (гоплитов). Легковооруженные илоты составляли вспомогательную вооруженную силу. Войска делились на 12 лохов, по 500 воинов в каждом лохе. Во главе лоха стоял лохаг. Командование всей армией в целом осуществляли цари, помощниками которых в военном деле были полемархи.
Во время Пелопоннесской войны число тяжеловооруженных воинов достигало 6000. Из них 1000 воинов самых юных и самых преклонных возрастов обычно составляли резерв, предназначенный для охраны города Спарты. В конце Пелопоннесской войны с уменьшением числа полноправных спартанцев организация войска была изменена. Вместо 12 лохов было создано 6 мор, каждая из которых состояла как из спартанцев, так и из периэков. Число воинов в каждой море колебалось в разное время от 400 до 1000. В битве при Левк1ра (371 г.) в каждой море было 175 спартанцев и 400 периэков. После этой битвы было восстановлено прежнее деление войска на лохи.
В составе армии имелась конница — «триста всадников», своего рода конная гвардия, охранявшая царя на войне и обеспечивавшая безопасность государства в мирное время. В конные отряды входили наиболее богатые граждане, обладавшие средствами на содержание лошадей.
Второе задание. Задача № 4: «Крестьянин-собственник» Пробкин решил в 1875 г. выйти из состава сельского общества и закрепить за собой в собственность свой надел пахотной земли. Однако сельский сход отказал ему в этой просьбе. Пробкин обжаловал решение сельского схода в волостной суд. Какое решение, по Вашему мнению, должен вынести волостной суд? В условии задачи определена конкретная дата спора – 1875 г. Вопросы в данной области права в то время решались в соответствии с «Общими положениями о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» (от 19 февраля 1861 г.)
В соответствии с разделом 1. «О правах крестьян вышедших из крепостной зависимости», главой 2 – О правах по имуществу, п. 36 данных Положений, «Каждый член сельского общества может требовать, чтобы из состава земли, приобретенной в общественную собственность, был ему выделен, в частную собственность, участок, соразмерный с долей его участия в приобретении сей земли». Потому, волостной суд должен вынести решение в пользу Пробкина о закреплении за ним в собственность надела пахотной земли, или, «если такой выдел окажется неудобным или невозможным, то обществу предоставляется удовлетворить крестьянина… деньгами, по взаимному соглашению или по оценке». Третье задание: Составьте толковый словарик следующих государственно-правовых терминов: Древний мир: Древний Египет: Восточная деспотия - государственный строй в древнем Египте, характеризующийся безграничной властью фараона, характерной чертой которого является религиозный культ главы государства (вся власть номинально принадлежит одному лицу, правящему с помощью более или менее сложного бюрократического аппарата). Фараон – царь, вершина государства в Египте, которому приписывалось божественное достоинство. Джати – ( он же – везир) – сановник, ближайший помощник царя, стоящий во главе бюрократического аппарата из чиновников-писцов. Ном – греческое наименование примитивных государственных образований, дословно обозначающих «кусок земли». Древняя Греция:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|