Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственный строй Древней Спарты.




Камышин

Год

Задание первое: Основные вопросы развития права и государства народов мира.

Государственный строй Древней Спарты.

В Спарте существовали следующие органы власти: 1) два царя, 2) совет старейшин—герусия, 3) народное собрание— апелла и 4) эфоры.

 

В Спарте была своеобразная монархия с двумя наслед­ственными царями во главе. Вместе с тем государство, сохра­нившее много пережитков первобытнообщинного строя, при­ближалось по своей форме отдельными чертами к аристократи­ческой республике.

 

Народное собрание созывалось редко и не играло решаю­щей роли в политической жизни страны. Власть принадлежала царям, наследственно занимавшим престол, небольшой кучке представителей знатных фамилий, пожизненно состоявших чле­нами герусии, и пяти эфорам, которые, правда, избирались на­родным собранием, но при отсутствии правильного голосования, и управляли без действенного контроля, давая отчет в своей дея­тельности лишь своим преемникам.

Царская власть. Во главе Спартанского государства стояли два царя, власть которых, несомненно, произошла из власти родо-племенных вождей. Двойная царская власть возникла, вероятно, как результат объединения двух племен, из которых каждое сохранило своего вождя. Целью господствующей вер­хушки спартанского общества было при этом обеспечить свое фактическое влияние на ход государственной жизни, не допус­кая образования сильной единоличной власти. Фактическое ру­ководство государством принадлежало не царям, а эфорам, в руки которых постепенно переходили полномочия царей.

 

Царю, выступавшему в поход, принадлежала в широком объеме власть военного вождя. Во время похода он приобретал право жизни и смерти в отношении граждан. Но и в походе царь находился под наблюдением двух сопровождавших его эфоров. Царю принадлежала верховная жреческая власть. Судебная власть также принадлежала некогда царям в полном объеме. Позднее судебные функции царя ограничились рассмот­рением дел о наследовании дочерей, об усыновлении и об обще­ственных дорогах, т. е. дел, затрагивавших интересы всей общины в целом или способных нарушить интересы рода или племени. В этих делах царь сохранял свою судебную власть как преемник прежнего родо-племенного вождя.

 

Ежемесячно эфоры и цари приносили друг Другу клятву, причем цари клялись, что будут царствовать по установленным законам, а эфоры клялись от имени государства, что при со­блюдении царем своей клятвы государство будет незыблемо блюсти царскую власть. Независимо от этого каждые восемь лет эфоры производили гадание по звездам и под предлогом неблагоприятных для царя результатов гадания могли возбу­дить против него судебное преследование и лишить его власти. В пользу царей были установлены разного рода сборы. Цари получали значительную часть военной добычи. Им воздавался почет. Все должны были вставать перед ними. Однако эфоры в присутствии царей продолжали сидеть в своих креслах.

Герусия. Другим органом государственной власти в Спарте был совет старейшин—герусия. Герусия ведет свое начало от совета племенных старейшин, но в классовом обществе этот орган состоял уже не из руководителей родо-племенной орга­низации, а из виднейших представителей господствующего класса. Число членов герусии—28. Кроме того, в состав герусии входили оба царя, которые имели право голоса в этом совете.

Члены герусии (геронты) обычно избирались из числа представителей знатных родов. Могли быть избраны лишь граждане, достигшие 60-летнего возраста, уже свободные от обязанности нести военную службу. Избрание происходило в народном собрании, причем избирали криком, и считался избранным тот кандидат, которому кричали сильнее, чем дру­гим. Этот способ, несомненно, открывал большие возможности для злоупотреблений со стороны тех, кто руководил выборами. Геронты избирались пожизненно и были безответственны.

 

Герусия подвергала предварительному обсуждению дела. которые должны были рассматриваться в народном собрании Предложения, сделанные от имени герусии, предопределяли обычно постановления собрания. При царях Полидоре и Феопомпе (VIII в. до н. э.) герусия получила право отклонять неже­лательные ей решения народных собраний.

 

Герусия была также судебным учреждением. Она разбирала уголовные дела, в том числе дела о государственных преступ­лениях Она была судебной инстанцией для процессов против царей Дела по имущественным спорам герусия не рассматри­вала, они были подсудны эфорам.

 

Первоначально герусию созывали цари, позднее (в V— IV вв) это право перешло к эфорам.

 

Значение герусии неуклонно падало с усилением роли эфо­ров. Уже во время Пелопоннесской войны такие важные во­просы, как вопросы войны и мира, разрешались помимо ге­русии.

Народное собрание. Несомненным пережитком родо-племенного строя являлось также народное собрание—апелла. В на­родном собрании участвовали все полноправные граждане, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы Созывали народное собрание первоначально цари, позднее— эфоры Председательствовали на собрании те же лица, которые его созывали. Выступали на народных собраниях с речами и предложениями, как правило, лишь должностные лица и послы других стран Однако в отдельных случаях могли получать слово и другие лица.

 

Рядовые участники собрания были вправе лишь участвовать в голосовании предложений, сделанных геронтами, эфорами или царями. В более позднее время практика, по-видимому, изменилась, и речи стали произносить также и отдельные члены собрания. Голосование производилось криком. Если резуль­таты казались сомнительными, в целях проверки члены собрания расходились в разные стороны.

 

Собрание созывалось, как правило, не чаще одного раза в месяц. Когда чрезвычайные обстоятельства требовали немед­ленного принятия решения, созывалось чрезвычайное собрание, в котором принимали участие далеко не все граждане. Это так называемое малое народное собрание (mikra apella).

 

Компетенция народного собрания была обширной, но все его решения находились, как сказано выше, под контролем геру­сии. В компетенцию собрания входило прежде всего избрание должностных лиц—эфоров, геронтов и др. В случае войны на­родное собрание решало, кому из двух царей идти в поход. Оно выносило решение также при возникновении споров по вопросу о наследовании престола. Народное собрание участвовало в за­конодательстве и управлении, санкционируя или отклоняя пред­ложения высших должностных лиц, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами, выбирало послов и т. п. Здесь же, в народном собрании, обсуждались дела Пелопоннесского союза. Наконец, народное собрание производило прием но­вых граждан, а также могло лишать отдельных спартанцев права гражданства. Кроме того, оно выступало в качестве судебного органа в том случае, когда кем-либо из высших должностных лиц возбуждался вопрос о низложении должностного лица за его преступления. Однако обвинение возбуждалось не частными лицами, а лишь кем-либо из высших должностных лиц, и роль на­родного собрания при разбирательстве дела сводилась к тому, чтобы санкционировать или отклонить предложение обви­нителя.

Эфоры. Совершенно исключительное положение в Спартан­ском государстве занимали эфоры. Первоначально это были за­местители царей в гражданском суде, осуществлявшие вместо них гражданскую юрисдикцию. Впоследствии власть эфоров, постепенно расширяясь, приобрела весьма значительные размеры, так что даже царская власть склонилась перед нею.

 

Должность эфоров была учреждена не одновременно с дру­гими органами власти, а позднее, при царях Феопомпе и Поли­доре (•приблизительно в VIII в. до н. э). Вероятно, эта должность возникла не как добровольный акт царей, а в результате борьбы, которая привела, между прочим, к убийству Полидора.

 

Усиление власти эфоров, превратившихся во всемогущих руководителей Спартанского государства, было делом рук спар­танской знати, которая, опасаясь усиления царской власти и не полагаясь на готовность царей, наследственно занимавших трон, всегда следовать ее указаниям, предпочла передать власть своим прямым ставленникам, наделив их диктаторскими полномочиями. Эфоров было пять. Их ежегодно избирали на народном собра­нии из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения по большинству голосов. Во главе коллегии эфоров стоял первый эфор, именем которого назы­вался год.

 

Права эфоров были весьма обширны, а отсутствие в Спарте писаных законов могло лишь содействовать росту их власти и открывало простор для произвола в ее осуществлении. Эфоры созывали как герусию, так и народное собрание и руководили деятельностью этих органов. Внешние сношения почти цели­ком находились в руках эфоров, они вели переговоры с ино­странными послами и ставили вопрос о войне и мире перед на­родным собранием.

 

Внутреннее управление страной также находилось в руках эфоров. Они осуществляли строгай надзор за нравами и за соблюдением дисциплины. Этот надзор простирался даже на царей. Всякое нарушение дисциплины и установившихся нравов каралось весьма сурово.

 

Эфоры контролировали всех должностных лиц и ежегодно проверяли их отчеты. Они могли отстранять любых лиц от должности и предавать их суду. Частных лиц они могли сами судить и наказывать, а должностных лиц судили герусия или народное собрание, но при непосредственном руководстве про­цессом со стороны эфоров. Эфоры могли отрешить от долж­ности и предать суду даже царей. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция, причем в гражданских делах эфоры выступали не как коллегия, а в качестве единоличных судей.

 

В своей деятельности эфоры отдавали отчет своим преемни­кам по истечении годичного срока, на который они избирались.

Армия. Все спартиаты в возрасте от 20 до 60 лет, а также периэки были обязаны нести военную службу в качестве тяжело­вооруженных воинов (гоплитов). Легковооруженные илоты со­ставляли вспомогательную вооруженную силу. Войска делились на 12 лохов, по 500 воинов в каждом лохе. Во главе лоха стоял лохаг. Командование всей армией в целом осуществляли цари, по­мощниками которых в военном деле были полемархи.

 

Во время Пелопоннесской войны число тяжеловооруженных воинов достигало 6000. Из них 1000 воинов самых юных и самых преклонных возрастов обычно составляли резерв, предназначен­ный для охраны города Спарты. В конце Пелопоннесской войны с уменьшением числа полноправных спартанцев организация войска была изменена. Вместо 12 лохов было создано 6 мор, каждая из которых состояла как из спартанцев, так и из периэков. Число воинов в каждой море колебалось в разное время от 400 до 1000. В битве при Левк1ра (371 г.) в каждой море было 175 спартанцев и 400 периэков. После этой битвы было восстановлено прежнее деление войска на лохи.

 

В составе армии имелась конница — «триста всадников», своего рода конная гвардия, охранявшая царя на войне и обес­печивавшая безопасность государства в мирное время. В кон­ные отряды входили наиболее богатые граждане, обладавшие средствами на содержание лошадей.

 

Второе задание.

Задача № 4: «Крестьянин-собственник» Пробкин решил в 1875 г. выйти из состава сельского общества и закрепить за собой в собственность свой надел пахотной земли. Однако сельский сход отказал ему в этой просьбе. Пробкин обжаловал решение сельского схода в волостной суд. Какое решение, по Вашему мнению, должен вынести волостной суд?

В условии задачи определена конкретная дата спора – 1875 г. Вопросы в данной области права в то время решались в соответствии с «Общими положениями о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» (от 19 февраля 1861 г.)

 

В соответствии с разделом 1. «О правах крестьян вышедших из крепостной зависимости», главой 2 – О правах по имуществу, п. 36 данных Положений, «Каждый член сельского общества может требовать, чтобы из состава земли, приобретенной в общественную собственность, был ему выделен, в частную собственность, участок, соразмерный с долей его участия в приобретении сей земли». Потому, волостной суд должен вынести решение в пользу Пробкина о закреплении за ним в собственность надела пахотной земли, или, «если такой выдел окажется неудобным или невозможным, то обществу предоставляется удовлетворить крестьянина… деньгами, по взаимному соглашению или по оценке».

Третье задание:   Составьте толковый словарик следующих государственно-правовых терминов:

Древний мир:

Древний Египет:

Восточная деспотия - государственный строй в древнем Египте, характеризующийся безграничной властью фараона, характерной чертой которого является религиозный культ главы государства (вся власть номинально принадлежит одному лицу, правящему с помощью более или менее сложного бюрократического аппарата).

Фараон – царь, вершина государства в Египте, которому приписывалось божественное достоинство.

Джати – ( он же – везир) – сановник, ближайший помощник царя, стоящий во главе бюрократического аппарата из чиновников-писцов.

Ном – греческое наименование примитивных государственных образований, дословно обозначающих «кусок земли».

Древняя Греция:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...