Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Составитель В.А. Мичурин Под редакцией Л.Н. Гумилева

А

АБЕРРАЦИЯ БЛИЗОСТИ – искаженное восприятие историком недавних событий. Так как все последствия того или иного явления еще не ясны полностью, исследователь, воспринимающий обширный поток сведений, не способен отличить в нем главное от второстепенного; события теряют масштабность. Некоторые процессы, кажущиеся современникам ничтожными, проявят себя лишь в будущем (так, например, значение появления первых христианских общин в Римской империи I в. н.э. не могло быть оценено современниками в полном объеме). С другой стороны, значение многих недавних событий раздувается пропагандой или общественным мнением, которые влияют и на историка.
АБЕРРАЦИЯ ДАЛЬНОСТИ – трудность, возникающая при изучении событий древнейшей истории из-за недостатка информации о них. Может привести исследователя к ложному выводу о незначительности этих событий. Иногда встречается более широкое толкование термина, в который вкладывается также географический смысл: А. д. понимается и как искажение или недооценка событий, происходящих в отдаленных странах и регионах. Частным случаем такой аберрации является европоцентризм, абсолютизирующий ценность истории Западной цивилизации и считающий остальные народы «отсталыми». А. д. во времени – трудность практически неустранимая, тогда как в географическом плане современные историческая и этнологическая науки могут ее успешно преодолевать.
АБЕРРАЦИЯ «СОСТОЯНИЯ» возникает у исследователя, пронаблюдавшего отдельный фрагмент долгоидущего процесса, например, изучившего короткий период истории какой-либо страны. Многие важные составляющие данного исторического процесса (например, этнический состав, географические условия) будут представляться этому исследователю как извечные, раз и навсегда данные состояния, так как они не успели заметно измениться на его глазах. Такого рода аберрация устранима: достаточно рассмотреть процесс в широкой исторической перспективе, чтобы стала видна изменчивость всех его параметров.
АДАПТАПЦИЯ (в этнологии) – приспособление этноса к этно-ландшафтной среде, происходящее путем выработки у людей новых поведенческих навыков. Эти навыки закрепляются, передаваясь из поколения в поколение при помощи механизма сигнальной наследственности. В результате у этноса складывается оригинальный стереотип поведения, обеспечивающий, несмотря на изменчивость условий, устойчивость системы, необходимую для ее существования и развития. Особенно активно процесс А. происходит при освоении этносом новых территорий. Так, освоение русскими Сибири и Дальнего Востока потребовало выработки навыков жизни в непривычных, зачастую весьма суровых ландшафтно-климатических условиях.
АКТУАЛИЗМ КАК ОЩУЩЕНИЕ ВРЕМЕНИ – см. Ощущение времени.
АКТУАЛИЗМ КАК ОБЩЕНАУЧНЫЙ ПРИНЦИП – принцип, согласно которому законы природы, наблюдаемые сейчас, так же действовали и в прошлом.
АНТИСИСТЕМА – системная целостность людей с негативным мироощущением, выработавшая общее для своих членов мировоззрение. Все антисистемные идеологии и учения объединяются одной центральной установкой: они отрицают реальный мир в его сложности и многообразии во имя тех или иных абстрактных целей. Вывод из этого двояк: либо подобные учения призывают в корне изменить мир, на деле разрушая его, либо требуют от человека вырваться из оков реальности, разрушая самого себя. И то и другое в пределе дает один результат – небытие. Для А. характерны известная скрытность действий и такой прием борьбы, как ложь. Среди адептов А. преобладают люди с футуристическим ощущением времени. А. всегда складываются в зонах контакта несовместимых суперэтносов – химерах, в силу чего их идеологии противопоставляют себя любой этнической традиции. Распространяются А. иногда далеко за пределы тех контактных зон, где они появляются. Примеры А.: гностицизм (офиты, александрийские гностики Василид и Валентин и т.д.; гностики проповедовали, что мир сотворен Демиургом, т.е. крайне несовершенно), манихейство (живший в III в. н.э. Мани учил, что мир состоит из двух стихий: Света и Мрака, причем материальный мир он относил к стихии Мрака), в мусульманском мире – исмаилизм, в Византии и Болгарии – богумильство. К А. относятся также некоторые направления буддизма.
АТТРАКТИВНОСТЬ (в этнологии) – бескорыстное влечение к истине, красоте и справедливости. Данное понятие является синонимом психологического термина «идеальные потребности». «...Группу исходных потребностей составляют идеальные потребности познания в самом широком смысле: познания окружающего мира в целом, в его отдельных частях и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле... Так называемая эстетическая потребность, побуждающая людей создавать произведения искусства и обращаться к ним, безусловно, относится к данной группе... Потребность познания не является производной от биологических и социальных, хотя, разумеется, вторично связана с ними самым тесным образом. Потребность познания ведет свое происхождение от универсальной потребности в информации, изначально присущей всему живому, наряду с потребностью в притоке вещества и энергии». Выраженность идеальных потребностей значительно варьирует у разных людей, различны и способы их удовлетворения.
Так, пассионариев идеальные потребности толкают к творчеству, к активной защите справедливости, к проповедованию своих взглядов и т.д. Гармоничные люди при наличии у них выраженных идеальных потребностей чаще ограничиваются пассивными формами познания и созерцания. Полное отсутствие идеальных потребностей – патологический случай, хотя крайне слабая их выраженность встречается у людей с любыми степенями пассионарности, чаще всего – у субпассионариев (следует заметить, что однозначной связи между А. и пассионарностью не прослеживается).

Б

БЕЗДНА (пустота, вакуум) – термины, применяемые Л.Н. Гумилевым для обозначения категории небытия (см. Биполярностъ).
БИОСФЕРА – оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой в существенных чертах обусловлены прошлой или современной деятельностью живых организмов. Состоит не только из живого вещества, но и из продуктов его жизнедеятельности за геологическое время: почв, осадочных и метаморфических пород, свободного кислорода воздуха. Основные свойства биосферы были исследованы и описаны В.И. Вернадским. Учение о Б. является фундаментом этнологии, так как законы этногенеза являются частным случаем более общих законов, описывающих движение и энергетику живого вещества, а этнические системы органично входят в состав биосферы, являясь верхними звеньями геобиоценозов.
БИОХИМИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА – см. Энергия живого вещества биосферы.
БИПОЛЯРНОСТЪ – понятие, во многом отражающее сущность философских воззрений Л.Н. Гумилева. Означает наличие в мире двух полюсов: творческого начала, созидающего Бытие в его многообразии, и небытия, проявляющегося через антисистемы, стремящиеся к упрощению Бытия вплоть до его уничтожения. Б. мира отражается в двух разновидностях мироощущения людей – позитивном и негативном – и соответствующих им типах мировоззрения и поведения. Учение о Б. нельзя путать с дуализмом, так как автор не утверждает, что в мире существуют два независимых начала, а говорит о полюсах – полноте Бытия и его отсутствии.

В

ВРЕМЯ ИСТОРИЧЕСКОЕ (в понимании Л.Н. Гумилева) – энтропийный исторический процесс стремления этнических систем к состоянию этнического гомеостаза за счет растраты энергии (пассионарности), нарушаемый негэнтропийными пассионарными толчками, вызывающими к активной исторической жизни новые этносы. Историческое время обнаруживает себя через насыщенность деяниями и событиями, являющимися проявлением пассионарности этнических коллективов и отдельных людей. В.и. неоднородно: в нем есть эпохи, богатые событиями, и эпохи «безвременья» (в данном понимании термина «В. и.» это слово приобретает буквальный смысл). В.и. дискретно – оно состоит из автономных процессов этногенеза, не вытекающих друг из друга, а имеющих независимые причины – различные пассионарные толчки.

Г

ГАРМОНИЧНЫЕ ЛЮДИ (особи энергоуравновешенного типа) – люди, производящие столько работы (см. пассионарностъ как энергия), сколько требуется для личного и видового самосохранения (поддержания своей жизни и жизни потомства). Характеризуются способностью к полноценной адаптации в среде, но не проявляют при этом повышенной целенаправленной активности, характерной для пассионариев. В структуре этноса Г.л. играют исключительно важную роль стабилизирующего фактора, поддерживающего этническую традицию. Они имеют решающее значение для обеспечения связи уже сложившегося этноса и кормящего ландшафта. Достаточное количество Г.л. в составе этноса – залог его внутренней устойчивости, но не активности. Г.л. господствуют в этническом гомеостазе.
Часто при описании исторических процессов Л.Н. Гумилев включал в число Г.л. также пассионариев с низкими степенями пассионарности, выражающимися в стремлении к успеху и благоустройству без риска для жизни. Кроме того, в огромном числе случаев Г.л. проявляют активность, иногда весьма значительную, находясь под влиянием пассионариев, но не по собственной инициативе (это явление называется пассионарной индукцией).
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ «ДРЕЙФ» (в этнологии) – явление распространения пассионарного признака в популяции и за ее пределы. Это распространение происходит следующими способами:
а) Путем миграции пассионариев на края ареала популяции или за ее пределы, где они создают семьи или рассеивают свой генофонд иным способом.
б) Путем случайных внебрачных связей во время военных походов, торговых экспедиций и т.п.
Пассионарный признак может распространяться довольно быстро вследствие высокой миграционной и демографической активности пассионариев. Следствием Г. «д.», который направлен из центра этнической популяции к ее краям, является выявленная Л.Н. Гумилевым закономерность – в суперэтнической системе окраинные относительно зоны первоначального пассионарного толчка этносы и субэтносы сохраняют активность относительно дольше. Так, за счет окраинной пассионарности в конце срока жизни суперэтноса возможна непродолжительная фаза регенерации.
ГЕОБИОЦЕНОЗ (биоценоз данного ареала) – законченный комплекс форм, исторически, экологически и физиологически связанный в одно целое общностью условий существования.
ГОМЕОСТАЗ – см. Этнический гомеостаз.

Д

ДИАХРОНИЧЕСКАЯ ШКАЛА – система отсчета времени от пусковых моментов различных этногенетических процессов, служащая для сопоставления этих процессов по фазам этногенеза. Цель составления такой шкалы – понимание этнической истории как ряда автономных биосферных процессов, имеющих четкую внутреннюю закономерность, инвариантную для всех известных исторических эпох. Такие Д.ш. имеются в книгах Л.Н. Гумилева «Этногенез и биосфера Земли», вып. 4, часть 2 («Тысячелетие вокруг Каспия»), Л.: деп. изд. ВИНИТИ, г.Люберцы, 1987, с. 137 – 147, и «Древняя Русь и Великая степь», М.: Мысль, 1989, с.756 – 757.
ДИВЕРГЕНЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ – деление этнической системной целостности с появлением новых систем такого типа. Может происходить путем отделения от этноса какой-либо его части, которая затем складывается в независимый этнос. Ряд таких этносов породили выезжавшие в свое время в колонии европейцы: так появились янки в США, буры в ЮАР, австралийцы и т.д. Д.э. может происходить также путем дробления этноса на несколько новых систем. Так, после толчка XIII в. в ходе Российского этногенеза образовались три крупных этноса: великороссы, малороссы (украинцы) и белорусы, а также субэтносы казаков, поморов и т.д. Причем ощущение единства системы в целом у этих этнических групп потеряно не было – образовался Российский суперэтнос. Критерий Э.д. – появление новых групп, противопоставляющих себя окружению и отличных по стереотипу поведения.
ДИНАМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (противоположно статическому состоянию, или этническому гомеостазу) – состояние, характеризуемое в целом:
а) повышенной демографической и миграционной активностью, стремлением к расширению территории;
б) изменчивостью стереотипа поведения (каждое последующее поколение в той или иной степени не походит на предыдущее, так называемый «конфликт отцов и детей»);
в) преобразованием ландшафтной среды, приспособлением ее к своим нуждам;
г) сменой общественных императивов поведения;
д) созданием социально-политических институтов;
е) активным усвоением чужих идей и пропагандой своих;
ж) наличием линейного отсчета времени от какого-либо реального или мифического события.
Д.с.э.с. порождается наличием в ней активных особей – пассионариев, появившихся в результате пассионарного толчка и устраняемых из популяции естественным отбором.
ДИСКРЕТНОСТЬ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ – понятие, отражающее коренную идею Л.Н. Гумилева о независимости энергетических процессов, детерминирующих возникновение и развитие различных суперэтносов. Л.Н. Гумилев видит в этнической истории не восхождение от низших форм ко все более высоким (прогресс) и не бесконечное повторение с определенным ритмом одних и тех же циклов (ритмичность), а появление в результате внешних толчков и последующий распад диссипативных (неравновесных) структур – этнических систем. Идею дискретности хорошо выразил китайский историк I в. до н.э. Сыма Цянь. сказавший: «Путь трех царств кончился и вновь начался». Эта идея также прослеживается в работах Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, О. Шпенглера, А.Тойнби, говоривших о закономерностях развития отдельных культур и цивилизаций. Л.Н. Гумилев поставил концепцию дискретности этнической истории на естественнонаучную основу в своем трактате «Этногенез и биосфера Земли» и в других работах.

И

ИЗОЛЯТ – небольшой этнос-персистент, отграниченный в силу ландшафтных условий от других этносов и не вступающий с ними в этнические контакты в течение значительного периода времени. Этносы-изоляты существуют на Памире, в Южной Америке, Африке, на Тибете и т.д.
ИМПЕРАТИВ ПОВЕДЕНИЯ – идеальный принцип поведения индивида в этническом коллективе, который диктует ему этот коллектив. Подсознательно воспринимается всеми людьми как негласная норма поведения, выход за пределы которой не позволяет индивиду удовлетворять свои социальные потребности (занимать в коллективе определенное место, пользоваться вниманием и уважением окружающих). И.п. является одной из важнейших характеристик фазы этногенеза, так как он определяется уровнем пассионарного напряжения этнической системы, соотношением в составе этноса количеств пассионариев разных уровней, а также субпассионариев. В своих трудах Л.Н. Гумилев дает обобщенные, условные наименования императивов поведения в различных фазах в форме «Будь таким-то» (см. Фаза этногенеза).
ИНКУБАЦИОННЫЙ ПЕРИОД – часть фазы подъема от момента пассионарного толчка или начала генетического «дрейфа» до появления этноса и связанных с ним социально-политических институтов. Характеризуется выделением из этнического субстрата пассионарных особей, которые начинают создавать первоначальные консорции. Эти люди рвут с традиционным бытом, не удовлетворяющим их жажду деятельности, становятся изгоями общества и тянутся к себе подобным. Впоследствии они создают общую этническую доминанту и приступают к строительству быстро усложняющейся этнической системы, что знаменует окончание И.п. И.п. подразделяется на скрытую и явную части. В скрытой части появление первых пассионариев еще не приводит к событиям, фиксируемым современниками, так как пассионарии пока разрозненны и не способны преодолеть инерцию этнического субстрата. В явной части И.п. пассионариев делается больше, и исторические источники уже доносят до нас результаты их деятельности.
ИСТИННОСТЬ – свойство суждения, адекватного заданной сумме наблюденных фактов, где погрешность не превышает заданного допуска.

К

КОМПЛИМЕНТАРНОСТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ) – ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) членов этнических коллективов, определяющее деление на «своих» и «чужих». Явление комплиментарности лежит в основе этнического разделения людей, так как появлению любого этноса предшествует образование групп людей (консорций), объединенных взаимной симпатией, позволяющей этим людям поддерживать постоянные тесные взаимоотношения и вырабатывать общую линию поведения. На уровне этноса и суперэтноса явление К. проявляется еще более четко: хотя отдельные представители чужого этноса могут вызывать личную симпатию, весь этот этнос ощущается как нечто чуждое. Так как в большинстве случаев браки заключаются исходя из взаимной симпатии будущих супругов, К. в этнической системе порождает явление эндогамии, служащее важнейшим фактором стабильности любого этноса (вероятность заключения брака с членом своей этнической общности всегда выше, чем с членом другой общности, даже в крайне полиэтничной среде; в противном случае этнос растворится среди других за несколько поколений). При этнических контактах положительная К. этнических систем может привести их к симбиозу или слиянию с образованием новой целостности, а отрицательная К. – к химере со всеми негативными последствиями такого контакта. На глубокие психические корни К. указывает явление ностальгии.
Подобно другим этническим явлениям, К. предстает перед нами как явление статистическое и вероятностное (то есть на индивидуальном уровне возможны любые случаи и отклонения от закономерности, но при повышении ранга рассматриваемой системы закономерность действует все более четко). К. связана с другим этнопсихологическим явлением – мента льностью.
КОНВИКСИЯ – небольшая группа людей с однохарактерным бытом и общим местом обитания, существующая в течение нескольких поколений; наряду с консорцией – низший таксон этнической иерархии. Примеры конвиксий – сельские общины, средневековые кварталы ремесленников, мелкие племена. К. отличаются невысокими степенями активности и резистентности.
КОНСОРЦИЯ – комплиментарное объединение небольшой группы людей, связанных, часто эфемерно, единой целью и исторической судьбой. К К. относятся «кружки», политические группировки, секты, банды, артели и тому подобные объединения (всегда добровольные, а не искусственно созданные). Роль консорций в этногенезе очень существенна, так как из них вырастают этнические системы более высоких рангов: так, из первых К. христиан возник впоследствии Византийский суперэтнос, из К., собравшейся на реке Тибр, – Римская империя, из группы соратников Чингисхана – империя монголов. Это, конечно, наиболее яркие примеры, но и в других случаях процесс имеет тот же механизм: прежде чем та или иная этническая целостность является на исторической арене как активная сила, источники фиксируют появление ряда пассионариев, которые сколачивают вокруг себя группы единомышленников (К.).Особенно активен процесс образования К. в фазе подъема после пассионарного толчка. Однако в любые исторические периоды большинство К. распадается еще при жизни их основателей или же переходит в конвиксии, и лишь немногие вырастают в этнические системы высоких рангов.
КСЕНИЯ – форма нейтрального сосуществования этносов в одном регионе, при которой они сохраняют своеобразие и не сливаются, но и не вступают в отношения, характерные для симбиоза. Между этносами не возникает острых конфликтов, но и не происходит разделения функций при адаптации в ландшафте. Такая форма контакта часто встречается между этносами одной суперэтнической системы (как, например, между англо– и франкоканадцами в Канаде, между финнами и шведами в Финляндии). Нейтральный этнический контакт возможен и между разными суперэтносами, если комплиментарность между ними не резко отрицательна, а правительство не ведет политики искусственного смешения народов (так, украинцы спокойно живут в Канаде, а немцы прекрасно уживались с народами Российской империи).

М

МЕНТАЛЬНОСТЬ – особенности психического склада и мировоззрения людей, входящих в ту или иную этническую целостность. М. предстает перед нами в виде иерархии идей, воззрений, представлений о мире, оценок, вкусов, культурных канонов, способов выражения мысли, являясь существеннейшей частью этнической традиции. Формируется М. в ходе этногенеза (в том числе под влиянием этнических контактов). С повышением ранга рассматриваемой этнической системы М. проявляется все более ярко: если на уровне консорции (конвиксии) специфика М. не всегда заметна, то в суперэтнической целостности она выступает на первый план. Более того, в суперэтносе, где наблюдается разнообразие стереотипов поведения, М. является основным консолидирующим фактором. Так, чрезвычайно пестрый Византийский суперэтнос объединяло православие (не только как религия, но и как М.) – так же, как и возникший значительно позднее Российский суперэтнос. Запад, именовавшийся некогда «христианский мир», теперь объединен «цивилизацией» и «прогрессом», что соответствует психическому облику современного западного человека. Однако в общей суперэтнической М. внимательный взгляд всегда может выделить этнические различия – «острый галльский смысл» и «сумрачный германский гений». Более подробное рассмотрение позволяет также выявить субэтнические нюансы М.: например, в России XIX в. их можно было пронаблюдать между дворянами, разночинными интеллигентами, старообрядцами, православным духовенством, различавшимися не только своими стереотипами поведения (как субэтносы), но и М. (см. «Древняя Русь и Великая степь», С.357).
МЕСТОРАЗВИТИЕ (или родина) этноса — неповторимое сочетание ландшафтов, где данный этнос сложился как система. Характер этих ландшафтов оказывает глубокое влияние на облик этноса, определяя его адаптацию в среде. Так, степные ландшафты определили образ жизни кочевых народов, а долины Хуанхэ и Янцзы – мелиоративные навыки китайцев. Особо Л.Н. Гумилев подчеркивает тот факт, что новые этносы всегда складываются в зонах сочетания двух и более ландшафтов, а монотонные ландшафты обычно не служат месторазвитиями этносов (см. Пассионарный толчок).
МИРООЩУЩЕНИЕ – подсознательная реакция человека на окружающую его реальность; весь комплекс психических процессов и явлений, вызываемых внешними воздействиями на индивида, но не переработанных его сознанием. Не следует путать с мировоззрением – сознательным отношением к окружающему миру. М. определяется как генетически обусловленными свойствами данного человека (его конституцией, пассионарностъю и т.д.), так и влиянием среды. Л.Н. Гумилев на историческом материале показал, что для формирования мироощущения людей исключительно важен этнический состав среды, в которой они живут, причем решающую роль здесь играет характер контактов на суперэтническом уровне.
МИРООЩУЩЕНИЕ НЕГАТИВНОЕ. В зоне контактов несовместимых суперэтносов с взаимно отрицательной комплиментарностъю, с резко различными стереотипами поведения и ментальностью (химерах) у людей может складываться особое мироощущение, выражающееся в негативном отношении к объективным законам бытия и в стремлении к упрощению окружающего мира. При наличии пассионариев среди таких людей складываются целостности соответствующего типа – антисистемы.
МИРООЩУЩЕНИЕ ПОЗИТИВНОЕ – нормальное мироощущение людей в здоровом этносе, выражающееся в принятии человеком объективных законов жизни и в стремлении к поддержанию (или усложнению) своей этнической системы и окружающей природной среды. В здоровом (не искаженном химерой) этносе отклонения от М.п. встречаются редко и не оказывают существенного влияния на развитие системы.
МОЗАИЧНОСТЬ ЭТНОСА – неоднородность этноса, определяемая наличием этнических систем более низкого ранга (субэтносов, консорций, конвиксий). Способствует адаптации этноса в этно-ландшафтной среде, не нарушая его единства. Внутреннее неантагонистическое соперничество подсистем этноса повышает его резистентность, делая его более гибким и способным к восстановлению после потрясений, а наличие в подсистемах различных стереотипов поведения позволяет этносу распространяться в разнообразных ландшафтах и налаживать контакты с непохожими друг на друга соседями. Мозаичность этнических систем является одной из сторон их иерархичности (см. Этническая иерархия).

Н

НОСТАЛЬГИЯ – комплекс негативных психических явлений, вызванный отрывом человека от своей этно-ландшафтной среды. Л.Н. Гумилев объясняет данное состояние психики, исходя из представлений об этническом поле (см. Поле в этнологии).

О

ОЩУЩЕНИЕ ВРЕМЕНИ (восприятие времени). Восприятие человеком текущего времени (прошлого, настоящего и будущего) является частью его мироощущения, порождает определенные ценностные ориентации, влияет на его поведение. На уровне этноса О.в. подчиняется закономерностям, вытекающим из общих законов этногенеза. На основе исторического материала Л.Н. Гумилев установил, что в любом этносе всегда преобладает одно из четырех выделенных им О.в. О.в. могут быть описаны в следующих качественных характеристиках:
1) Статическое (или циклическое) ощущение времени характерно для статических этносов (персистентов). При статическом О.в. время фактически игнорируется как реальность и воспринимается только в связи с простейшими природными циклами. Это О.в. вполне органично для этнического гомеостаза, где отсутствует направленное развитие системы и господствует периодическое повторение жизненных циклов, что выражается также в отсутствии линейного летоисчисления.
2) Пассеизм. Это О.в. характерно для молодых этнических систем, находящихся в стадии роста и становления.
Каждая прожитая минута воспринимается человеком как приращение к существующему прошлому, к делам его предков и предшественников. Таким образом, прошлое ощущается как реальность, которая, накапливаясь, продвигается вперед. Люди с таким О.в. чувствуют себя частицами великой традиции и способны на бескорыстную деятельность ради нее. Преобладает этот тип в фазе подъема, встречаясь затем во всех последующих фазах и выполняя наиболее конструктивную работу. Типичные примеры пассеистов: спартанец Леонид в Фермопилах, Роланд в Ронсельванском ущелье, русские воины на Куликовом поле.
3) Актуализм – О.в., при котором за реальность человек признает только настоящее, а за главную жизненную ценность – собственное состояние (удовольствие, славу, успех и т.д.) в данный момент времени. Является частью эгоистического (хотя и позитивного) мироощущения. Люди такого типа появляются в акматической фазе, когда на смену бескорыстным, самоотверженным борцам начинают приходить честолюбцы, стремящиеся к личному успеху, подобные Гаю Марию и Сулле (Рим), Людовику XIV (Франция), Ивану Грозному (Россия). На смену подвижничеству постепенно приходит гедонизм, на смену накоплению ценностей – их растрата. В последующих фазах это О.в. широко распространено и господствует в финальной фазе – обскурации.
4) Футуризм – О.в., при котором человек считает будущее единственно реальным, прошлое – ушедшим в небытие, а настоящее расценивает как преддверие будущего. При крайних степенях футуризма иллюзией представляется также настоящее. Футуризм – часть негативного мироощущения, О.в., господствующее в антисистемах. В них футуризм отражается на содержании идеологии, которая объявляет существующий мир злом, прошлое – «проклятым», а настоящее – подлежащим полному исправлению либо иллюзией, от которой надо избавляться. Реализация целей антисистемы (торжество «справедливости», избавление от «зла» и т.п.) всегда отнесена к будущему. Таким образом, идейные установки антисистемы соответствуют психическому складу их адептов. В здоровом этносе футуризм встречается редко и воспринимается окружающими как чудачество.
Все описанные типы ощущения времени редко встречаются в чистом виде как на этническом, так и на индивидуальном уровне. Точнее говорить о преобладании одного из них.

П

ПАССИОНАРИИ (особи энергоизбыточного типа) – особи, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. Судят о повышенной пассионарности того или иного человека по характеристике его поведения и психики (см. Пассионарностъ как характеристика поведения и психики). Так как Л.Н. Гумилевым на этническом уровне было показано, что массовое изменение поведения людей в сторону повышения их активности является эффектом энергии живого вещества биосферы, то мы можем говорить и о причинах повышенной активности отдельного индивида. При этом следует исходить из того, что психическая и интеллектуальная активность требует затрат энергии точно так же, как и физическая, только эта энергия пребывает в иной форме и ее труднее регистрировать и измерять.
Другой стороной энергоизбыточной конструкции П. является способность активно влиять на поведение и психические состояния окружающих лиц – так называемое явление пассионарной индукции, причем эта черта неразрывно связана с высоким уровнем общей поведенческой активности.
Л.Н. Гумилевым было сделано историческое описание изменения активности человеческих коллективов по фазам этногенеза, причем автор неоднократно обращался к характеристикам личностей отдельных выдающихся П., показывая, что частота появления таких людей в разные эпохи закономерно связана с общей активностью этнической системы (ее пассионарным напряжением). Проанализировав биографии таких деятелей, как Наполеон, Александр Македонский, Сулла, Ян Гус, Жанна д'Арк, протопоп Аввакум, Ганнибал, Чингисхан, и многих других, Л.Н. Гумилев обнаружил, что всех их объединяет устойчивый комплекс черт, стержнем которого является непреоборимое внутреннее стремление к активной деятельности, изменяющей окружение. Это стремление не диктовалось ни условиями среды, ни материальными благами – наоборот, непомерная активность многих П. вызвала непонимание и осуждение окружающих и приводила П. к лишениям и гибели. Более того, истории известны многие случаи, когда люди жертвовали жизнью ради идеи или общего дела, и не под влиянием минуты, а обдуманно. Все эти факты заставили автора теории выделить пассионарность в качестве отдельного поведенческого импульса, несводимого ни к каким известным биологическим инстинктам или психическим свойствам человека. Описав пассионарность на популяционном уровне (как активность этнических коллективов) и на индивидуальном (как поведенческий импульс), Л.Н. Гумилев предложил единственно непротиворечивое объяснение этого феномена – теорию пассионарности как эффекта энергии живого вещества биосферы, описанной В.И. Вернадским. Так как иных объяснений пока не предложено, мы исходим в наших определениях из этой теории.
ПАССИОНАРНАЯ ИНДУКЦИЯ – изменение настроений и поведения людей в присутствии более пассионарных личностей. Пассионариям удается навязывать окружающим свои поведенческие установки, сообщать им повышенную активность и энтузиазм, которые от природы этим людям не присущи. Они начинают вести себя так, как если бы они были пассионарны, но, как только достаточное расстояние отделяет их от пассионариев, они обретают свой природный поведенческий и психический облик. Наиболее заметно явление П.и. во время войн, когда пассионарным полководцам удается вести за собой войска, состоящие в основном из гармоничных людей. Так, Наполеону и Суворову в Италии удавалось одерживать блестящие победы, но, как только войска оставались без их руководства, успехи сменялись поражениями. Одним полководческим талантом это нельзя объяснить – во время битвы очень важен эффект личного присутствия пассионария, поднимающего войска в атаку (как Наполеон на Аркольском мосту). Следует заметить, что пассионарная индукция не всегда исходит от полководцев – часто ее источником являются рядовые, но пассионарные воины. П.и. лежит в основе успехов многих знаменитых ораторов, чьи речи потрясали слушателей или приводили их в неистовство. Однако при прочтении текстов этих речей они отнюдь не производят подобного впечатления.
Перечисленные примеры – лишь наиболее яркие проявления П.и. В целом же она пронизывает все этнические процессы, будучи основой всех массовых движений людей, инициаторами которых являются пассионарии, увлекающие за собой менее пассионарных людей. Таковы политические движения, крупные миграции, религиозные ереси и т.д.
На ряде примеров Л.Н. Гумилев пронаблюдал, что П.и. гораздо сильнее действует на людей той же этнической принадлежности, что и пассионарии – источники индукции. Все это указывает на тот факт, что П.и. является одним из основных факторов, благодаря которому этнос действует как единое целое. Для объяснения явления П.и. Л.Н. Гумилевым была предложена гипотеза пассионарного поля (см. Поле в этнологии).
ПАССИОНАРНОЕ ПОЛЕ – см. Поле в этнологии.
ПАССИОНАРНОСТЬ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ – активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели (часто – иллюзорной) и в способности к сверхнапряжениям и жертвенности ради достижения этой цели. Жертвенность понимается здесь широко – как отказ от удовлетворения ближайших потребностей, иногда жизненно важных, ради доминирующей социальной или идеальной потребности, осознаваемой как цель. При высоких степенях пассионарности эта цель представляется индивиду достойной того, чтобы отдать за нее жизнь. В целом пассионарии характеризуются значительным доминированием социальных (прежде всего – потребности в лидерстве) и идеальных потребностей над биологическими (витальными), хотя последние могут быть ярко выражены. В соотношении потребностей развития и сохранения резко преобладают потребности развития.
Пользуясь историко-биографическим методом, Л.Н. Гумилев описал пассионарность как устойчивый, инвариантный для разных эпох и этносов комплекс поведенческих и психических черт. Если не брать случаи болезни и патологии, все приведенные выше черты пассионариев встречаются в целостной взаимосвязи: так, жертвенность всегда связана со способностью индивида к сверхнапряжениям, а способность к пассионарной индукции (к влиянию на окружающих) – с общей поведенческой активностью.
В результате мы можем констатировать – пассионарность как потребность и способность изменять окружающую среду (общественную и природную) является самостоятельным поведенческим и психическим феноменом, требующим объяснения (см. Пассионарность как энергия).
ПАССИОНАРНОСТЬ КАК ЭНЕРГИЯ – биохимическая энергия живого вещества биосферы, определяющая способность этнических коллективов совершать работу, наблюдаемую историками как их активность (миграционная, природопреобразовательная, военная, экономическая и т.д.). Эта активность определяется количеством энергии в системе (пассионарным напряжением) – то есть количеством пассионариев различных уровней. Следовательно, пассионарность, описанная как поведенческий феномен, имеет энергетическую природу: способность индивида совершать целенаправленную работу по изменению окружения (что требует длительного эмоционального, волевого, интеллектуального и зачастую физического напряжения) объясняется повышенным количеством энергии, которую данная особь захватывает (абсорбирует) из окружающей среды. Этот вывод есть следствие из закона сохранения энергии, согласно которому энергия, потребная для совершения той или и

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...