Содействие в построении индивидуальной образовательной траектории и предварительного профессионального самоопределения
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Индивидуализация образования посредством построения индивидуальной образовательной траектории на основе всестороннего учета мотивов, потребностей, склонностей учащихся с учетом предварительного профессионального самоопределения является важнейшей задачей современного образования. Однако далеко не все подростки и юноши готовы сделать ответственный выбор. Неразрешенность задачи профессионального и личностного самоопределения приводит к «уходу» молодого человека из сферы основной культуры в сферу субкультуры как среды возможной самореализации, что создает риск для успешности процесса социализации. В старшем подростковом возрасте это находит выражение в явлениях школьной дезадаптации, снижении успеваемости, демонстративном поведении, негативизме, поиске компенсаторных форм самореализации в асоциальных и анитисоциальных видах деятельности. При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты: главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть); цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, возможным местом учебы или работы); пути и средства достижения целей (знания и умения, финансовые и организационные ресурсы); внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления); внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье); альтернативные (запасные) варианты и пути их достижения. Существующие программы профессиональной ориентации старшеклассников в форме тренингов, профориентационных игр являются высокоэффективной формой помощи в выборе профессии и профессиональной образовательной траектории (Пряжников Н.С., 2015).
Преодоление негативных последствий психотравмирующих событий и формирование устойчивости к стрессу и фрустрации В случае посттравматических стрессовых расстройств и эмоциональных нарушений психологическая помощь оказывается в рамках коррекционных и реабилитационных программ, реализуемых специалистами психологами, врачами, психотерапевтами. Целями комплексной психолого-медико-социально-педагогической реабилитационной программы работы с детьми и подростками из семей экстремистской направленности и тоталитарных сект деструктивного характера являются: преодоление последствий психотравмирующих событий развитие социальных компетенций и жизненных навыков (общения, сотрудничества и взаимодействия, умений конструктивно разрешать конфликты); развитие рефлексии и позитивной самооценки, соответствующей возрасту (осознание и понимание своих чувств и переживаний, развитие позитивной самооценки, самоуважения и чувства гордости за успех и достижения). Реабилитационные мероприятия показаны при симптомах преддевинатного и девиантного поведения, признаков посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Признаки преддевиантного синдрома включают: Аффективный тип поведения, Особенности мотивационно-потребностной сферы - ориентация на удовольствия, развлечения; Школьная дезадаптация - отрицательное отношение к учебе, трудности в школе, нарушения режима, невыполнение требований и норм школьной жизни; Агрессивность, низкая толерантность, склонность к насилию; Дисгармоничность детско-родительских отношений и семейные конфликты.
Задачи психолого-педагогического сопровождения и проекты программ Определение целей и задач ППС для девиантных и виктимных детей и подростков.
Преодоление негативных последствий психотравмирующих событий. Формирование способности противодействия манипулятивному воздействию. Формирование гражданской идентичности личности. Формирование толерантности установок сознания и поведения. Формирование устойчивости к стрессу и фрустрации на основе конструктивных стратегий совладания. Профилактика стигматизации, буллинга, агрессии и насилия в образовательных учреждениях. Оптимизация типа семейного воспитания и детско-родительских отношений в направлении доверия, эмоциональной близости и взаимопонимания. Литература 1. Асмолов А.Г. Формирование установок толерантного сознания: что могут СМИ?// Век толерантности. – 2003 – вып.5. 2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции, М., 2000. 3. Дубровина И.В. (ред.) Практическая психология образования. М., 2004. 4. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студентов ВУЗов — М.: Издательский центр. Академия, 2003. 5. Климин С.В. Организация мониторинга воспитательного процесса в образовательных учреждениях: оценка результатов воспитательного компонента образовательной деятельности (методические рекомендации) / С. В. Климин, А. А. Летягин, Т. Г. Куликова; Под ред. С. В. Климина. — М., 2004. 6. Климин С.В. Содержание и методы объективной оценки формирования социальной компетентности в воспитании школьников-подростков // Мир психологии, 2008, №3 7. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г., Мартынова М.Ю., Тренинг этнокультурной компетентности. М., 2003 8. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. – М., 1982. 9. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М.,1989. 10. Почебут Л.Г. Этнические факторы развития личности//Введение в этническую психологию. СПб, 1995.с.66-83 11. Пряжников Н.С. Профориентология. М.: Юрайт. – 2015. 12. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Макарчук А.В. Хухлаев О.Е., Щепина А.И. Позволь быть другими: тренинг толерантности для подростков по преодолению мигрантофобии. – М., 2002 13. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д, Жить в мире с собой и с другими: тренинг толерантности для подростков М., 2000. 14. Триандис Г.К. Культура и социальное поведение.- М.- 2007. 15. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|