Вопрос 10. Современные тенденции и проблемы развития государства и права Российской Федерации. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Я могу выделить несколько основных тенденций и проблем развития государства и права РФ (как правило, негативных). На самом деле их гораздо больше, но узкие рамки данной работы не позволяют комплексно рассмотреть все тенденции и проблемы. 1. В реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы граждан (и не только в нашей стране, а во всем мире), это выражается в: нарушении международных актов, относящихся к правам народов, нарушении правового равенства граждан, использовании прав и свобод в антиконституционных целях экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов. В России отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы российских граждан, их реальную гарантированность. Фактически права и свободы граждан только провозглашаются, но реально в жизни нередко происходит вопиющее нарушение самых элементарных прав и свобод. Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться оттого правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства. 2. Статья 10 Конституции РФ выражает и закрепляет одну из важнейших основ конституционного права, признаваемую всеми демократическими правовыми государствами и впервые введенную в конституционное право нашей страны с принятием поправки к ст. 1 Конституции 1978 г. в 1992 г. - принцип разделения властей. Но тогда этот принцип, названный одной из "незыблемых основ конституционного строя Российской Федерации", не был последовательно проведен в Конституции. В ней сохранялись явно ему противоречащие положения, например, о том, что Съезд народных депутатов Российской Федерации является высшим органом государственной (а не только законодательной) власти и правомочен принять к своему рассмотрению любой вопрос (т.е. в том числе исполнительного или даже судебного характера), отнесенный к ведению Российской Федерации. Хотя эти положения не были "незыблемыми основами конституционного строя" и не обладали соответствующей наивысшей юридической силой, на них настаивали многие народные депутаты России и отчасти - на их правильности для того времени - настаивают и теперь некоторые оппозиционные фракции нынешней Государственной Думы.
Теория и практика разделения властей подвергается критическим нападкам с различных сторон. Сторонники сохранения неразделенной государственной власти советского типа настаивают на сохранении в Конституции Российской Федерации принадлежности всей государственной (а не только законодательной) власти парламенту, да и сейчас стремятся ко всемерному ограничению в его пользу полномочий других властей. Своеобразный характер имела критика теории и практики разделения трех властей, состоявшая в доказывании, что к ним следует добавить четвертую - "избирательную" власть, имея в виду не власть граждан-избирателей, т.е. народовластие, составляющее основу всех разделенных властей, а... власть избирательных комиссий, самостоятельную по отношению к другим властям. Практическим выражением этой "самостоятельности" избирательных комиссий по отношению к разделенным властям явился в апреле 1996 г. отказ Центризбиркома подчиниться решению Верховного Суда Российской Федерации, признавшего отказ в регистрации одного из кандидатов в Президенты Российской Федерации незаконным и обязавшего Центризбирком зарегистрировать этого кандидата.
Столкновением в России двух тенденций - за и против разделения властей, по-видимому, и объясняется не вполне четкий, точнее сказать, компромиссный характер формулировки ст. 10 Конституции Российской Федерации. В ней говорится, что "государственная власть в Российской Федерации осуществляется..." (таким образом, одна власть, а не три власти) на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, т.е. на три власти. Единство власти сочетается с ее разделением на три части. Но, говорится далее, органы каждой из них действуют самостоятельно. Таким образом разделение властей все же выражено и закреплено в ст. 10. Отчасти эта компромиссность выражена и в построении системы высших органов государственной власти Российской Федерации. Законодательная власть (без использования этого термина) явно возложена на Федеральное Собрание. Исполнительную власть, как сказано в ст. 110, исполняет Правительство Российской Федерации. Судебная власть (так озаглавлена гл. 7) осуществляется Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным и другими судами Российской Федерации. Таким образом, в этих частях Конституции самостоятельность каждой из трех властей и их разделение по горизонтали на федеральном уровне выражены довольно ясно, хотя, может быть, все же недостаточно единообразно и четко. Но Президент Российской Федерации, являющийся главой государства (ч. 1 ст. 89), не является одновременно, как в США, главой исполнительной власти; он, согласно ч. 2 ст. 80, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (т.е. всех трех властей - по горизонтали и всех органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, а также местных самоуправлений - по вертикали), отчасти принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. По-видимому, это меры, находящиеся в пределах типичных функций исполнительной власти, как и функции Верховного Главнокомандующего (ч. 1 ст. 87) и др.
Однако огромные трудности переживаемого страной переходного периода порождают настоятельную необходимость в укреплении, обеспечении единства и авторитета государственной власти. Может быть, в первую очередь это относится к исполнительной власти, которая должна быть способна оперативно и энергично реагировать на возникающие проблемы в условиях огромных размеров страны, сложности ее социально-экономической и политической жизни и гигантского разнообразия региональных условий в России. Все сказанное объясняет попытку конституционно решить проблему разделения властей именно так, как это сделано в Конституции Российской Федерации. 3. Принципы разделения государственной власти Федерации и ее субъектов нуждаются в адекватной правовой форме для своего закрепления. Представляется, что такие принципы не могут устанавливаться одной стороной федеративных отношений - федеральным центром. Правила совместной игры должны определяться всеми участниками. В федеративном государстве стороны должны договориться, прийти к общему согласию по основам разделения государственной власти. Исходя из ч. 3 ст. 11 Конституции возникает возможность дополнить федеральное законодательное регулирование принципов вертикального разделения государственной власти договорным способом их закрепления. Таким образом, к числу дополнительных факторов и условий становления правового государства в России можно отнести следующие: - преодоление правового нигилизма в массовом сознании; - выработка высокой политико-правовой грамотности; - появление действенной способности противостоять произволу; - торжество политико-правового плюрализма; - выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе преодоление декоративности и декларированности юридических норм. Литература
1. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1974. 2. Греков И.Б. Мир истории: Русские земли в 13-15 вв. М., 1988 3. Дулов А.В. Географическая среда и история России. М., 1983 4. Кизилов Ю.А. Земли и народы России в XIII-XV вв. М., 1984.
5. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т.2. М., 1959. 6. Милов Л.В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса // Вопросы истории. – 1992. - № 4-5 7. Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. М., 1951. 8. Россия и мир: учебное пособие. Часть 1. М., 1994. 9. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1984. 10. Свердлов М. Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л., 1983. 11. Соловьев С.М. Сочинения, кн. 1 М.: Мысль, 1988. 12. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по Истории России. М., 1990. 13. Тихомиров М.Н. Древняя Русь. М., 1975. 14. Фроянов И.Я. Киевская Русь: очерки социально-экономической истории. М., 1973. 15. Хромов П.А. Очерки экономики феодализма в России. М., 1984. [1] Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1974. С.41 [2] Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. М., 1951. [3] Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1974. С.41 [4] Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. М., 1951. [5] Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1974. С.41 [6] См.: Милов Л.В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса // Вопросы истории. – 1992. - № 4-5; Дулов А.В. Географическая среда и история России. М., 1983 и др. [7] См.: Герберштейн С. Записки о Московитском посольстве. СПб, 1908. С.127, 357. [8] Черепнин Л.В. К вопросу о складывании абсолютной монархии в России (ХVI-ХVШвв.) М., 1968. С.93 [9] Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России ХVП в и ее роль в формировании абсолютизма, 1988. С.39 [10] Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России ХVП в и ее роль в формировании абсолютизма, 1988. С.92 [11] Хок С. Банковский кризис, крестьянская реформа и выкупная операция в России. 1857-1861 // Великие реформы в России. 1856-1874. М., 2003. С. 91, 98, 99. [12] Исаев И.А. История государства и права России. М., 2002. С.288 [13] Ананьич Б.В. Из истории законодательства о крестьянах (вторая половина XIX в.) // Вопросы истории России XIX - начала XX века. СПб, 2003. С.72 [14] Исаев И.А. История государства и права России. М., 2002. С.288 [15] Исаев И.А. История государства и права России. М., 2002. С.288
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|