Логика организации исследования
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Методические рекомендации по написанию Выпускной квалификационной работы для студентов очного и заочного отделения
Сокол, 2014 с изменениями и дополнениями в 2015 г. Методические рекомендации по выполнению ВКР Выпускная квалификационная работа является обязательной формой аттестационных испытаний выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе среднего педагогического образования повышенного уровня. Это итоговая аттестационная научная работа студента, оформленная в письменном виде с соблюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите перед государственной аттестационной комиссией. В процессе выполнения ВКР решаются следующие задачи, профессионально значимые для будущего педагога: - углубление, расширение и систематизация знаний по избранной психолого-педагогической проблеме; - развитие навыков самостоятельного изучения научной и другой литературы; - овладение методикой педагогического исследования, формирование интереса к научно-исследовательскому поиску; - развитие и совершенствование самообразовательных потребностей и умений; - выработка самостоятельной педагогической позиции, умений ее отстаивать и защищать; - выяснение уровня подготовленности выпускника для самостоятельной работы в учреждениях дошкольного образования и соответствия её требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (углублённой подготовки) в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, требованиям регионального компонента и компонента образовательного учреждения.
Логика организации исследования 1. Определение темы, проблемы, цели, объекта, предмета и задач исследования. 2. Составление плана исследования и первого варианта плана выполнения самой работы. 3. Определение методики и методов исследования, базы исследования. 4. Составление списка литературы по проблеме исследования. 5. Изучение теории и истории вопроса, анализ базовых понятий (понятия, на которых строится исследование). 6. Изучение опыта решения данной проблемы на практике, отображенного в литературе. 7. Сбор констатирующего материала. 8. Формулировка гипотезы. 9. Разработка и проведение опытно-экспериментальной или опытно-практической работы. 10. Проведение контрольных срезов. 11. Обобщение и формулировка теоретического обоснования проведенного исследования и полученных результатов. 12. Оформление и литературная редакция работы.
Тематика выпускных работдолжна быть актуальной. Актуальность проблемы исследования, т.е. способность результатов данной работы быть применимыми для решения достаточно значимых научно-практических задач, определяется, исходя из современного уровня развития отечественной и зарубежной педагогической науки, состояния педагогической практики и социальной ситуации. Новизна работы -вотличии ее результата от результатов других авторов. Исследование педагогических явлений - процесс сложный, кропотливый, требующий изучения многочисленных данных, тщательной их проверки и перепроверки, прежде чем сделать какой-то теоретический или практический вывод. В ходе исследования Вы откроете для себя новые идеи,постигнете сложность, неоднозначность, многогранность педагогических явлений. Поэтому серьезное, умело проведенное исследование не может быть повторением общеизвестных истин. Выпускная квалификационная работа может носить опытно-практический, опытно-экспериментальный, теоретический, проектный характер.
ВКР опытно-практического характера имеет следующую структуру: · введение, в котором раскрываются актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цель и задачи работы, методы, · теоретическая часть, в которой содержатся теоретические основы изучаемой проблемы, · практическая часть, направленная на решение выбранной проблемы, состоит из проектирования педагогической деятельности, описания её реализации, оценки её результативности. Практическая часть может включать в себя систему разработанных занятий, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий, описания опыта практической работы (отдельного педагога, системы обучения, воспитания конкретного образовательного учреждения) и т.п. с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению, · заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов, · список используемой литературы (не менее 20 источников), · приложение. Например, практическая часть ВКР по специальности Дошкольное образовании может состоять диагностики, а также из серии разработанных занятий (бесед, экскурсий и др.), подбора и создания дидактических игр и упражнений по частным методикам, перспективного планирования руководства различными видами деятельности (игровой, трудовой, эстетической).
ВКР опытно-экспериментального характера имеет следующую структуру: · введение, в котором раскрываются актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цель, задачи эксперимента, методы исследования, · теоретическая часть, в которой даны история вопроса, аспекты разработанности проблемы в теории и на практике, психолого-педагогическое обоснование проблемы, · практическая часть, в которой представлены план проведения эксперимента, характеристика методов экспериментальной работы, основные этапы эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ результатов опытно-экспериментальной работы,
· заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов, · списка используемой литературы ( не менее 20 источников), · приложение. ВКР теоретического характера имеет следующую структуру: · введение, в котором раскрываются актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цель и задачи исследования, · теоретическая часть, в которой даны история вопроса, обоснование разрабатываемой проблемы в теории и на практике посредством глубокого сравнительного анализа литературы; · заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования, · списка используемой литературы (более 25 источников), · приложение. Содержанием ВКР проектного характера является разработка изделия или продукта творческой деятельности. По структуре ВКР проектного характера состоит из пояснительной записки, практической части и списка литературы. В пояснительной записке дается теоретическое, а в необходимых случаях и расчетное обоснование создаваемых изделий или продуктов творческой деятельности. Структура и содержание пояснительной записки определяются в зависимости от профиля специальности и темы ВКР. Объем её должен составлять от 10 до 15 страниц печатного текста. В практической части созданные изделия или продукты творческой деятельности представляются в виде готовых изделий в соответствии с видами профессиональной деятельности и темой проекта. Практическая часть может быть представлена в виде демонстрации моделей, исполнения художественных произведений (спектаклей, музыкальных произведений и т.д.) с обязательным сохранением видеоматериалов. Выпускная квалификационная работа может быть логическим продолжением курсовой работы, идеи и выводы которой реализуются на более высоком теоретическом и практическом уровне. Курсовая работа может быть использована в качестве составной части выпускной квалификационной работы.
За все сведения, изложенные в выпускной работе, порядок фактического материала и другой информации, достоверность выводов и защищаемых положений нравственную и юридическую ответственность несет студент - автор выпускной работы. Работа над планом ВКР помогает учиться структурировать, определять последовательность и характер раскрытия вопросов по проблеме исследования. На этом этапе наиболее типичны следующие ошибки: отход от основной темы, обилие глав и параграфов. Введение должно ориентировать читателя в дальнейшем раскрытии темы. Во введении обосновываются актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленной задачи, формулируются объект и предмет исследования, указываются избранные методы исследования, определяется значимость полученных результатов. Формулировка проблемы исследования поможет Вам научиться вычленять вопрос, на который Вы хотите получить ответ. В конкретно сформулированной проблеме яснее представлен смысл предстоящей деятельности, осознаннее определены задачи работы.
Цель исследования – мысленное представление его результата. Цель исследования формулируется, начиная с отглагольного существительного. Например: обоснование ….., выявление …. и т.д. Объектная область педагогического исследования - это область, сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. Для студентов, обучающихся по специальности Дошкольное образование, объектными областями исследования являются - педагогика дошкольного возраста, психология дошкольного возраста и частные методики. Объект исследования – это процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя. Например, если избирается объектная область - методика изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, то объектом исследования могут быть методы, формы, межпредметные связи, особенности обучения детей разным видами изобразительной деятельности. Предмет исследования – то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. Например, предметом исследования может быть - использование выставок натуральных предметов для ознакомления детей старшего дошкольного возраста со средствами выразительности в создании образа. Определяя объект исследования, следует ответить на вопрос, что рассматривается? Предмет же исследования обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как исследуется объект, какие новые отношения, свойства и функции объекта изучаются.
Между объектной областью, объектом и предметом исследования существуют отношения соподчинения сверху вниз, сужение происходит за счет детального рассмотрения, изучения. В соответствии с целью формулируются задачи исследования, конкретизирующие поставленную цель исследования. В психолого-педагогических исследованиях выделяют следующие основные классы задач, связанных с: - изучением теории вопроса (чаще всего формулировка таких задач начинается с глаголов: изучить, обобщить, проанализировать, раскрыть, описать и т.д.); - изучением состояния практики и проявлением предмета исследования (используются такие глаголы, как изучить, ознакомиться, вскрыть, установить, выделить, оценить, проследить, охарактеризовать, описать и т.д.); - созиданием новых теорий, идей (предполагает следующие действия: определить, разработать, усовершенствовать, классифицировать, систематизировать, обобщить, выявить, подготовить, создать, выработать, сформулировать и т.д.); - проведением опытно-экспериментальной или опытно-практической работы; - разработкой методических рекомендательных материалов (разработать, составить, сформулировать, описать и т.д.). Задач не должно быть более 4-5, но в них необходимо заложить и содержание поиска, и его последовательность. Выбор методов исследования ( совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития) определяется характером выполняемой работы. Анализ теоретического материала -трудоемкий процесс, в ходе которого необходимо, прежде всего, разобраться в основных понятиях своего исследования, провести анализ базовых понятий. Например, тема работы «Выставки натуральных предметов как метод ознакомления со средствами выразительности в создании образа». В теоретической части необходимо проанализировать такие понятия: художественный образ, выразительность образа, средства выразительности, метод, натуральный предмет, выставка. Следует помнить, что один и тот же термин разными авторами может использоваться в разных значениях. Поэтому после того, как перечень основных понятий будет определен, необходимо выяснить, как они толкуются в различных источниках: общих и специальных энциклопедиях, толковых и специальных словарях, предметных указателях учебников и монографий. Найденные определения понятий фиксируются. Обзор литературы должен показать знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определённой логической последовательности. Поскольку ВКР обычно посвящается достаточно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а не по всей проблеме в целом. В обзоре литературы не нужно излагать всё, что стало известно из прочитанного и имеет лишь косвенное отношение к работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие непосредственное отношение к теме ВКР, должны быть названы и критически оценены. При изложении в ВКР спорных вопросов темы, необходимо приводить мнения различных авторов. Если в работе критически рассматривается точка зрения какого-либо автора, при изложении его мысли следует приводить цитаты, только при этом условии критика может быть объективной. Обязательным, при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы, является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после этого следует обосновывать своё мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в любом случае соответствующие аргументы. Типичные ошибки, допускаемые студентами при написании теоретической части исследования: 1. Эклектическое стыкование непереработанных отрывков из разных источников, чаще всего без указания авторов. 2. Сплошное цитирование или пересказ тех или иных подходов без анализа и обобщения. Этот вариант несколько лучше предыдущего хотя бы тем, что не является бездумным плагиатом. Однако это очень примитивный уровень работы над состоянием проблемы в науке. 3. Теоретическое изложение материала, в котором ни одна идея не подтверждается конкретными примерами и их трактовкой самими авторами. 4. Выделение мелких вопросовпроблемы при оформлении плана, по которым нельзя набрать достаточный для полновесного параграфа материал. Полноценный по объему параграф, как правило, содержит 5-8 страниц. 5. Несоразмерность частей выпускной квалификационной работы: теоретическая – 30-40 страниц, а практическая – 7-10; или один параграф - 5 страниц, а другой - 20. 6. Большой объем теоретической части, когда она составляет до 40 страниц текста. Это чаще всего свидетельствует о неумении анализировать, отбирать и группировать материал. Смысл работы над литературой должен сводиться к тому, чтобы, сделав общий обзор источников по теме, выбрать по-настоящему ценные, суметь определить ведущих авторов, работающих по данной проблеме. Отобранные источники необходимо внимательно прочитать и проанализировать. Когда набран достаточный рабочий материал, то в тексте работы его следует представлять примерно так: «Существует много различных подходов к данной проблеме. Ведущими авторами можно считать... Есть целый ряд положений, которые объединяют на первый взгляд разные подходы... Но есть и существенные отличия...» и т.д. Но развести и соединить различные школы и направления недостаточно. Важно определить собственную позицию на основе изложенных идей. Возможны варианты: присоединиться к одной из наиболее привлекательной интерпретации; конструировать обобщенный подход на основе 2-3 направлений; частично или полностью не согласиться и попытаться выразить свое отношение к проблеме. При этом важно аргументировать свою точку зрения, искать доказательства не только «за», но и «против». Значимым является самостоятельное видение проблемы, подлинная убежденность в правильности отстаиваемой идеи. Такая работа вырабатывает критический, вдумчивый подход к имеющимся взглядам и теориям, умение их воспринимать и творчески перерабатывать или аргументировано отводить и подвергать сомнению. В процессе сбора и осмысления теоретического материала необходимо закладывать основы опытно-экспериментальной или опытно-практической работы. Типичными ошибками, допускаемыми студентами на этом этапе исследования являются: 1. Построение работы только на анкетах и их анализе. Ни одна, даже самая хорошая анкета не может дать достаточно достоверную картину состояния дела: нет полной откровенности респондентов, ограниченны выборки и количество задаваемых вопросов. Анализ результатов идет только по линии констатации, без попыток осмысления, сопоставления, группировки и вычленения тенденций. Несколько десятков анкет, которые может собрать студент, не могут дать достоверного результата. 2. Опытно-экспериментальная или опытно-практическая работа построена только на описании работы воспитателя: чистая фиксация, без оценки и выявления причинно-следственных связей, опора лишь на один метод. 3. Набор разных, подчас очень интересных методик, но без обоснования их целесообразности и логичности в общей структуре исследования (эксперимента). Нередко подробнейшим образом описывается методика исследования и ее применение, но очень нечетко представляются полученные результаты. 4. В работе не представлена методика исследования, его проведение и результаты, дан только анализ. 5. Ограниченность экспериментальной или практической работы 2-3 занятиями, 1-2 воспитательными делами. 6. Выводы делаются без проверки полученных результатов несколькими объективными методиками. Результаты определяются чисто эмоционально и субъективно: «Дети стали лучше понимать... активнее участвовать...» и т.д.
Завершает ВКР Заключение -последовательное, логически стройное изложение итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Если во «Введении» должны быть сформулированы задачи исследования, то в «Заключении» необходимо дать определенные ответы на них, а не доказывать вновь, как это нередко бывает, актуальность избранной темы. Объем выпускной квалификационной работы должен 30-50 страниц компьютерного текста. Законченные главы ВКР сдаются руководителю на проверку в сроки, предусмотренные календарным планом. Проверенные главы дорабатываются в соответствии с полученными от руководителя замечаниями, после чего студент приступает к оформлению работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|