Схема электроснабжения с.н. на ТЭЦ блочного типа
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 На таких станциях РУ каждого блока подсоединяют через рабочие ТСН к ответвлению от генератора. Потребители с.н. блока питаются от РУ данного блока, а потребители общестанционного назначения распределяют между блочными РУ по возможности равномерно. Электрические поперечные связи (резервные магистрали) между РУ с. н. разных блоков сооружают лишь для резервного питания. РУ 6—10 кВ выполняют с одной секционированной системой сборных шин. Собственные нужды каждого блока питаются от двух и более секций. К секциям 6—10 кВ подключают крупные двигатели мощностью 200 кВт и более при использовании напряжений 6 и 0,4 кВ, и 400 кВт и выше - при напряжениях 10 и 0,66 кВ. Сюда присоединяют и трансформаторы второй ступени трансформации: 6/0,4 или 10/0,66 кВ.
Местами присоединения резервных трансформаторов могут быть: а) сборные шины РУ СН (110—220 кВ); б) третичная обмотка автотрансформатора связи между РУ высшего и среднего напряжений; в) ответвление на генераторном напряжении от блока, имеющего генераторный выключатель.
На рисунке 13.3 показана характерная схема питания с.н. на напряжении 0,4 (0,66) кВ. Рисунок 13.3 - схема питания с.н. на напряжении 0,4(0,66) кВ.
Трансформаторы второй ступени устанавливают вблизи площадки размещения электроприемников данной группы. Резервный трансформатор присоединяют к секциям 6 (10) кВ другого блока (в данном случае блока 2). Для особо ответственных электроприемников предусмотрены отдельные секции — 1НА2 и 1НБ2. Эти секции получают резервное питание и от резервных трансформаторов и от дизель генераторов. Число рабочих трансформаторов для питания группы электроприемников выбирают таким образом, чтобы номинальная мощность единицы не превышала предельного значения по условию ограничения токов к.з. на стороне 0,4—0,66 кВ (для 0,4 кВ—1000 кВ∙А, при u к =8% и 630 кВ∙А при u к =5,5%; для 0,66 кВ— 1600 кВ∙А при u к =8%).
Выбор аккумуляторных батарей и ЗПУ.
69. Основные требования, предъявляемые к РУ повышенных напряжений 1. Ремонт выключателей напряжением110 кВ и выше должен производитьсябез отключения присоединений. Отключение ВЛ должно осуществляться не более чем двумя выключателями, трансформаторов - не более чем тремя выключателями. Автотрансформаторы связи между РУ двух повышенных напряжений ГЭС и подстанций допускается отключать не более чем четырьмя выключателями РУ одного повышенного напряжения и не более чем шестью выключателями в РУ обоих повышенных напряжений. Тем самым снижается вероятность отказов в действии выключателей и облегчается их эксплуатация. Чем чаще ожидаются коммутации данного присоединения, тем меньше выключателей должно в них участвовать. С этих позиций пиковые и полупиковые блоки желательно включать и отключать всего лишь одним выключателем на генераторном напряжении, оставляя трансформатор в период режимного простоя генератора на холостом ходу. 3. Отказы выключателей не должны приводить: а) к одновременной потере обеих параллельных транзитных линий одного направления; б) к одновременному отключению нескольких линий.
|
3. Все случаи расчета могут быть сведены к трем характерным конечным схемам замещения.
![]() | а)- схема вида «система»; б)- схема вида «система генератор»; в) - схема вида «двигатель—система», Рисунок 9.3 - Типовые схемы замещения для расчета токов к.з. |
Схема вида «двигатель—система», приведенная на рисунке 9.3, в, для расчета токов к. з. в электроустановке с двигателями, которые непосредственно связаны с расчетной точкой К.З.: РУ 6 - 10 кВ собственных нужд атомных и тепловых электростанций (точка К6) или промышленных подстанций (точка К1 при наличии двигательной нагрузки).
Для упрощения группу электродвигателей объединяют в один эквивалентный (источник Д) суммарной мощности с усредненными параметрами. Получается двухлучевая конечная схема вида «генератор - система». Расчет ведетсялибо с индивидуальным учетом каждого двигателя либо с групповым учетом.
Начальный периодический ток асинхронного двигателя можно с достаточной точностью приравнять его пусковому току:
где - кратность пускового тока по отношению к номинальному I ном.
Для секции С.Н. ТЭЦ можно принять следующие параметры эвивалентного двигателя: I пуск.д =5,6; cos φ = 0,87; КПД – 0,94; = 0,07 сек;
= 0,04 сек. Тогда начальное значение периодической составляющей тока К.З. кА, от эквивалентного двигателя секции (источника Д) определится следующим выражением:
где Рном, д - номинальная мощность эквивалентного двигателя Д, равная сумме номинальных мощностей двигателей секции (группы), МВт;
Uном -номинальное напряжение двигателя Д, кВ.
Остальные необходимые значения тока К.З. от источника Д вычисляют следующим образом:
- периодическая составляющая к моменту τ ;
- апериодическая составляющая к моменту τ ;
- ударный ток
;
;
Источники оперативного тока подстанций |
Для питания цепей управления, автоматики, сигнализации и защиты применяется оперативный ток. Существует три основных вида оперативного тока: переменный, постоянный и выпрямленный. Источниками переменного оперативного тока являются измерительные трансформаторы тока и напряжения, а также трансформаторы собственных нужд (ТСН). Источниками постоянного оперативного тока служат аккумуляторные батареи. В качестве источников выпрямленного оперативного тока используются выпрямительные установки и специальные блоки питания, которые получают переменный ток от измерительных трансформаторов тока и напряжения и ТСН. Кроме того, в качестве источников оперативного тока используются предварительно заряженные конденсаторы. Источники оперативного тока должны быть в постоянной готовности к действию в любых режимах работы электроустановки, в том числе и в аварийном. Постоянный оперативный ток применяется обычно на электростанциях, тяговых подстанциях, крупных трансформаторных подстанциях с первичным напряжением 110 кВ и выше. Переменный ток используется на трансформаторных подстанциях напряжением 35 кВ и ниже, на небольших подстанциях 110 кВ без выключателей на стороне высшего напряжения, имеющих на стороне среднего и низшего напряжения выключатели с пружинными приводами. Выпрямленный ток используется на подстанциях напряжением 35 кВ и ниже с выключателями, укомплектованными электромагнитными приводами, а также на подстанциях напряжением 110-220 кВ с числом выключателей на стороне высшего напряжения не более двух с электромагнитным приводом, либо не более трех с пружинными или пневматическими приводами. В ряде случаев применяют схемы питания оперативных цепей с использованием различных источников тока. Так, например, при малой мощности аккумуляторной батареи от нее получают питание цепи управления и защиты, а включающие электромагниты — от выпрямительных устройств. Наиболее надежными источниками переменного оперативного тока для работы защит являются трансформаторы тока, обеспечивающие их четкую работу при перегрузках и коротких замыканиях. Трансформаторы напряжения нельзя использовать для питания оперативных цепей отключения, так как при близких трехфазных КЗ напряжение на шинах электроустановки может понизиться настолько, что не сработает отключающая катушка привода выключателя. По этой причине трансформаторы напряжения используются для питания тех защит, которые действуют при режимах, не связанных со значительным понижением напряжения на шинах. От ТСН получают питание устройства и цепи, для которых не требуется особая стабильность подводимого напряжения и допускаются временные перерывы в подаче питания (например, электродвигатели пружинных приводов). Источники выпрямленного тока можно разделить на три основные группы: источники для заряда и подзаряда аккумуляторных батарей; источники оперативного тока для питания цепей управления, защиты, автоматики и сигнализации; источники питания включающих электромагнитов приводов выключателей. К источникам выпрямленного тока следует также отнести предварительно заряженные от выпрямителей конденсаторы. Блоки питания, находящиеся в эксплуатации, можно разделить на четыре группы: токовые (БПТ); напряжения (БПН); зарядные устройства (УЗ); комбинированные, совмещающие в себе блоки питания и зарядные устройства. На рис. 1, а представлена принципиальная схема питания оперативных цепей от блоков БПТ и БПН. Блок БПТ состоит из промежуточного трансформатора TLy выпрямительного моста К5, вспомогательных элементов — дросселя L и конденсатора С, обеспечивающих стабилизацию выходного напряжения. Питание БПТ получает от трансформатора тока. Трансформатор TL{ может иметь две первичные обмотки для подключения к трансформаторам тока двух фаз. Блок БПН получает питание от трансформатора напряжения или собственных нужд (рис. 1, а). Он состоит из промежуточного трехфазного трансформатора TL2 (или двух однофазных), ко вторичным обмоткам которого подключены выпрямительные мосты VS2, соединяемые последовательно (рис. 1, а) или параллельно в зависимости от величины требуемого напряжения. Блоки БПТ и БПН могут работать на общие шинки выпрямленного напряжения для возможности взаимного резервирования. БПН обеспечивает питанием оперативные цепи в нормальных условиях работы, а БПТ — в режимах КЗ, когда блоки БПН не могут обеспечить питание вторичных устройств из-за большого снижения напряжения в первичных цепях.
![]() |
|
|
|
|
|
|
|
|