Конструкция многочерпаковой драги
Заняття № 63 Тема: «Конструкція та призначення драг» Общие сведения Драгой называется плавучая горная машина, предназначенная для разработки россыпных рудных месторождений и отделения металлов от пустой породы. Драга состоит из следующих основных частей: черпающего (драгирующего) устройства, обогатительного оборудования, гале- и эфелеудаляющих устройств, механизмов перемещения, оборудования для водоснабжении и водоотлива, механизмов управления, силового оборудования и понтона с надстройкой. Драги подразделяются на два класса: континентальные (для разработки материковых месторождений), монтирующиеся, как правило, на плоскодонном понтоне (судне), и морские (для разработки месторождений прибрежной зоны и в глубинной части акватории крупных озер, морей и океанов), монтирующиеся на килевых самоходных или буксируемых судах, обеспечивающих их эксплуатацию при штормовом волнении. В зависимости от особенностей конструктивного исполнения драги могут классифицироваться по следующим признакам: виду энергии, используемой приводными механизмами,— электрические, дизель-электрические, дизельные и паровые; возможной глубине выемки (черпания) пород ниже уровня воды в разрезе — малой глубины (до 6 м), средней (до 18 м), глубокой (до 50 м) и сверхглубокой (свыше 50 м); роду драгирующего аппарата — многочерпаковые с прерывистой черпаковой цепью (с холостым звеном); то же, со сплошной черпаковой цепью; с грейферным ковшом; с ковшом драглайна; с роторным колесом; вместимости черпака — малолитражные (до 100 л), среднелитражные (100—250 л) и крупнолитражные (свыше 250 л); способу передвижения (маневрирования) — канатно-свайные, канатно-якорные.
В современной практике разработки россыпных месторождений наибольшее распространение получили многочерпаковые драги с черпаками вместимостью 50—600 л и предельной глубиной черпания до 50 м.
Конструкция многочерпаковой драги Многочерпаковая драга состоит из рабочего, обогатительно-сортировочного и отвалообразующего оборудования, понтона, металлоконструкций надстройки, механизмов передвижения и маневрирования, систем жизнеобеспечения— тепло- и водоснабжения, систем управления и автоматического контроля. Черпаки 1 (рис. 29.1), огибая нижний барабан 2, зачерпывают песок и, пройдя по черпаковой раме 3, разгружаются при обходе верхнего приводного барабана 4. Выгружающийся из черпаков песок падает в завалочный люк 5 и из него — в бочку 6. Часть песка, просыпающаяся в зазор между черпаками и загрузочным люком, попадает на подчерпаковый уловитель 7. Бочка 6 (бутара) представляет собой стальной цилиндр с перфорированными стенками, в котором попадающий в нее песок перемещается слева направо. Мелкие фракции песка (эфели) проваливаются через отверстия вниз и попадают на поперечные шлюзы 8. Более крупные фракции (гали) через галечный лоток 9 выходят из бочки, попадают на ленточный конвейер 10 и далее поступают в отвал. Мелкие фракции песка проходят через обогатительные шлюзы, где от породы отделяется полезное ископаемое, и по хвостовым эфельным колодам 11 стекают в отвал. Рис.1. Конструктивная схема многочерпаковой драги Все оборудование драги смонтировано на понтоне 12. Чер-паковая рама на канатах подвешена к передней мачте 13, а отвальный конвейер — к задней. Во время работы драга непрерывно перемещается (маневрирует) для поддержания контакта черпаков с забоем. Маневрирование драги осуществляется с помощью двух свай 14 и лебедок 15. Правая лебедка, навивая канат 16, конец которого закреплен на берегу, поворачивает драгу вокруг опущенной правой сваи (левая свая поднята) из положения / в положение //. Во время поворота черпаковая цепь отрабатывает часть забоя (АОВ). В положении II опускается левая свая и поднимается правая. С помощью каната 17 драга поворачивается в обратном направлении. При этом происходит не только поворот, но и перемещение драги вперед (подшаги-вание) и отработка новой части забоя.
Рабочее оборудование (драгирующий аппарат) состоит из черпаковой рамы с подчерпаковыми роликами, черпаковой цепи, рамного подъемника и главного привода. Принципиальное устройство и действие этих узлов не отличаются от аналогичных узлов цепного многоковшового экскаватора. Главное отличие — в большей прочности всех элементов драгирующего аппарата, обусловленной тем, что черпающий аппарат драги должен разрушать (зачищать) коренные породы и подстилающие пески. Черпаковая рама представляет собой массивную стальную балку 1 (рис. 2) сварной или клепаной конструкции, состоящую из пяти — девяти секций, массой и размерами удобных для транспортирования. Нижние концевые отливки рамы служат опорами для нижнего черпакового барабана 2, а также местом крепления носовых маневровых канатов и тяг 3 подвеса. В верхней части рамы прикреплены литые наконечники, на которых рама вращается в подшипниках верхнего черпакового барабана 4. На верхнем поясе черпаковой рамы на расстоянии 15—25 м устанавливаются подчерпаковые ролики 5. Они выполняются в виде цилиндра диаметром 300— 400 мм. Материал рамы — низколегированная сталь 10ХСНД. Снизу к раме крепится барабан 18 (см. рис. 29.1) для поддержки цепи. Черпаковая цепь состоит из цельнолитых черпаков (см. рис. 2), изготавливаемых из марганцовистой стали 110Г13Л. Черпаки снабжены съемными козырьками, отлитыми из той же стали и соединяющимися с черпаками посредством заклепочного или сварного соединения (последнее более распространено). Чер паковые цепи драг бывают прерывистыми и сплошными. В прерывистой цепи черпаки 8 соединяются между собой планками (см. рис. 29.2). Такие цепи применяются на малых драгах. В сплошной цепи черпаки проушинами соединяются непосредственно один с другим посредством пальцев, изготовляемых из стали 38ХНЗМ. Натяжение черпаковой цепи осуществляется механизмом 6 (рис. 2).
Приводные б а р а б а н ы (верхние) бывают чаще всего пяти- или шестигранными. По поверхностям, соприкасающимся с черпаками, они армируются сменными износостойкими накладками. Нижние барабаны бывают многогранными или круглыми. Главный привод предназначен для приведения в движение черпаковой цепи при работе драги. Конструктивно двуплечий главный привод современных драг состоит либо из планетарного привода с кулачковым предохранительным устройством 7 (рис. 2), либо из двух или четырех сблокированных и синхронно работающих электродвигателей, установленных симметрично с каждой стороны вала верхнего черпако-вого барабана, с которым они могут быть соединены посредством клиноременных, редукторных или открытых зубчатых передач. Введение в схему привода эластичной клиноременной передачи создает плавность работы привода и обеспечивает смягчение и гашение динамических нагрузок, воспринимаемых приводом при работе драги на тяжелых породах за счет проскальзывания ремней на барабанах при стопорении ковшовой цепи. Эта особенность клиноременной передачи предопределила ее широкое применение во многих приводных устройствах современных драг. Принцип действия и конструкция обогатительного оборудования изучаются в специальных курсах и в данном учебнике не рассматриваются. Отвалообразующее оборудование состоит из сбросных лотков для удаления пустых пород в забортное пространство и конвейерного отвалообразователя (стакера). Последний часто устанавливается в тонкостенной несущей трубе большого диаметра. Внутри такой трубы размещаются ходовые трапы и площадки для ремонта. Металлоконструкция включает в себя главные фермы (суперструктуру), переднюю и заднюю мачты и надпалубную надстройку. Понтон 9 (см. рис. 2) представляет собой металлическое плоскодонное судно сварной или клепаной конструкции, предназначенное для поддержания драги в плавучем состоянии и размещения на нем оборудования.
Для предохранения углов пантона от ударов о борта забоя и удобства маневрирования драги со стороны носовой части, с боков и кормовой части у днища понтона делаются скосы. Трюм понтона делится водонепроницаемыми переборками на отсеки. В трюме размещаются аварийные насосы, компрессоры и другое вспомогательное оборудование. Обе сваи (рабочая и вспомогательная) драги устанавливаются в направляющих (свайных) опорах на корме понтона. Сваи имеют прямоугольное поперечное сечение и изготовляются из стальных листов и профильного проката, соединяемых заклепками, болтами или сваркой. Нижний конец сваи имеет наконечник для лучшего погружения в почву, а на верхнем конце имеются блоки для подъема сваи. Свая погружается обычно не в почву россыпи, а в эфельно-галечный отвал, вследствие чего ее длина меньше глубины черпания драги и не бывает более 25 м. Производительность драги по породе определяется так же, как производительность многоковшового экскаватора. Производительность по полезному ископаемому зависит от его процентного содержания в породе и коэффициента извлечения. Число часов работы драги в сутки принимается в летний период равным 20—22 ч, а в зимний —16—18 ч, что соответствует коэффициентам использования времени соответственно 0,92—0,84 и 0,75—0,7. Продолжительность дражного сезона в зависимости от климатических условий, длительности ремонта и организации работы колеблется от 250 до 333 сут. Текущие ремонты драги приурочиваются к ее вынужденным простоям при генеральной очистке обогатительных шлюзов, переноске береговых канатов и других работах, а капитальный ремонт проводится зимой, когда драга не работает. Общая численность обслуживающего персонала большой драги при работе в три смены составляет 55—65 чел.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|