Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие политической системы Великобритании В ХХ веке. Основные изменения в государственном строе. Акт о парламенте 1911 года.




Основные изменения в политической системе страны на рубеже XIX-XX вв. были обусловлены действием двух противоречивых тенденций. С одной стороны, появляются первые признаки упадка тра­диционного английского парламентаризма, обозначилось падение роли парламента. С другой стороны, британская буржуазия в своем стремлении завершить оформление сво­его политического лидерства в блоке с крупными землевла­дельцами осуществила ряд мер по демократизации госу­дарственного аппарата. Были приняты новые избиратель­ные законы, проведены реформы парламента, местного управления и суда. Британский правящий класс начал все более целенаправленно использовать в своих целях рабочее движение, выступавшее за демократизацию политической жизни.

Претерпела значительные изменения и партийная сис­тема. Консервативная партия начала превращаться в пар­тию крупных промышленных и финансовых собственников. Либеральная партия, в основном состоящая из средних слоев, постепенно лишалась своей социальной базы и теряла политические позиции, что ускорило образование новой пар­тии - лейбористов.

Лейбористская партия возникла как результат подъе­ма европейского социал-демократического движения и по­явления в Англии социалистических групп и организаций (Социал-демократической федерации, Фабианского общества и др.). Первоначально роль центра движения сыграл Коми­тет рабочего представительства, включивший в себя на пра­вах коллективного членства тред-юнионы, общество фаби­анцев и ряд других организаций. Главной целью Комитета была борьба за обеспечение рабочего представительства в парламенте. В 1906 г. на базе Комитета была создана "тру­довая" (лейбористская) партия.

Становлению лейбористской партии способствовала даль­нейшая демократизация избирательного права. В 70-80-х гг. была принята серия законов, в том числе о введении тай­ного голосования (1872), о наказании за подкуп избирателей (1883). Особое значение имели законы 1884 и 1885 гг., кото­рые составили третью по счету в XIX в. избирательную реформу. законодательные пол­номочия палаты лордов. Поводом для его принятия послу­жило отклонение верхней палатой правительственного за­конопроекта о бюджете. Согласно Акту 1911 г., финансовый законопроект, принятый палатой общин, но не утвержден­ный в течение месяца палатой лордов, представлялся коро­лю на подпись и становился законом. В отношении же не­финансовых биллей был установлен следующий порядок: если такой билль принимался палатой общин в трех после­дующих сессиях и каждый раз отвергался палатой лордов, то он представлялся королю на утверждение. Но между чте­ниями билля в первой и третьей сессиях должно было пройти не менее двух лет, что сохраняло за палатой лордов воз­можность в течение длительного времени саботировать принятие нефинансовых биллей. Одновременно акт сократил срок полномочий палаты общин с 7 до 5 лет.

В 1949 г. был принят Закон об изменении Акта о парла­менте 1 911 г., сокративший до одного года срок возможного вето палаты лордов в отношении нефинансовых биллей. Кроме того, в первые послевоенные годы был отменен За­кон о стачках 1927 г., существенно ограничивающий право на забастовку, проведены реформы образования, социаль­ных служб.

Внутренние, глубинные изме­нения в государственном строе и политической системе Ве­ликобритании в XX в. затронули в первую очередь взаимо­отношения высших исполнительных и законодательных ор­ганов. Усиление роли кабинета министров сопровождалось относительным падением роли парламента в области зако­нодательства и контроля за деятельностью правительства. Прежде всего в руках правительства сосредоточилась осо­бая законодательная власть, делегированная ему парламен­том. В предшествующий период акты органов исполнитель­ной власти, издаваемые с разрешения парламента (делеги­рованное законодательство), касались лишь второстепенных вопросов. Теперь же парламент делегировал исполнитель­ным органам право издавать акты и по таким вопросам, ко­торые ранее составляли исключительную прерогативу па­латы общин. Более того, со времен первой мировой войны кабинет министров Великобритании получил в свое распоряжение и чрезвычайные полномочия. В 1920 г. был издан Акт о чрезвычайных полномочиях, который предоставил пра­вительству право издавать от имени короля указ о чрез­вычайном положении. Такой указ мог быть издан в случае, если имелась "непосредственная угроза со стороны лица или группы лиц" снабжению общества средствами жизне­обеспечения (продовольствие, транспорт, энергия и т. п.), и предусматривал возможность применения чрезвычайных мер для поддержания "нормальной жизни общества", обес­печения страны важными ресурсами и предметами первой необходимости. Парламент должен был одобрить указ о введении чрезвычайных полномочий в семидневный срок, не рассматривая конкретные способы их осуществления правительством. Закон 1920 г. был направлен главным об­разом против забастовок. В 1964 г. его редакция измени­лась и теперь он предусматривает предоставление прави­тельству исключительных полномочий в любых чрезвы­чайных условиях.

Актом о министрах короны 1937 г., определившим размеры жалованья высшим должностным лицам государства, впервые было законодательно (хотя и косвенно) признано существование премьер-министра и его оппонента - лидера оппозиции. Лидер оппозиции наряду с премьер-министром и другими министрами стал получать жалованье из государственной казны.

Актом о министрах короны 1937 г., определившим размеры жалованья высшим должностным лицам государства, впервые было законодательно (хотя и косвенно) признано существование премьер-министра и его оппонента - лидера оппозиции. Лидер оппозиции наряду с премьер-министром и другими министрами стал получать жалованье из государственной казны.

Менее заметную роль в реальном осуществлении госу­дарственной власти играют старинные британские учреж­дения - корона и палата лордов. Однако они остаются не­обходимым элементом государственного устройства и их роль нельзя свести к чисто декоративной.

Корона по-прежнему считается символом стабильно­сти "старой, доброй Англии" и поддерживается как институт большинством англичан. При отсутствии писаной кон­ституции пределы власти короля четко не обозначены и определяются установившимися политическими обычаями. Хотя за британским монархом формально сохраняется право абсолютного вето, роспуска парламента и назначения премьер-министра, длительная политическая практика свела эти прерогативы к "праву давать советы, праву одобрять и праву предостерегать". Фактическое влияние королевского дома на государственную жизнь, тем не менее, остается значительным. Королева, в частности, председательствует на заседаниях Тайного совета и раз в неделю выслушивает доклад премьер-министра. Утверждения о том, что королева располагает наиболее полной информацией о положении в стране, имеют под собой значительные основания. Кроме того, королева остается главой Содружества, насчитываю­щего около 50 стран, в основном бывших колоний Велико­британии.

Что касается палаты лордов, то, по мнению некоторых исследователей, средневековые принципы ее формирова­ния (около 1200 наследственных и жалованных пэров) толь­ко повышают в современных условиях функциональную роль этого учреждения, поскольку оно менее зависимо от пар­тийной дисциплины и политической конъюнктуры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...