Поляки в истории Островского уезда.
Ребята, занимающиеся в историко-краеведческом клубе «Камелек», занимаются исследованием не только старинных усадеб, но и памятников, связанных с историческим прошлым нашего города. Одна из работ была посвящена зданию, бывшему католическому костелу, которому в 2006 - м году исполнилось 100 лет. Город Остров находился на важных торговых путях, шоссейных и железнодорожных, связывающих Россию с зарубежными государствами, прежде всего, с Прибалтикой и Польшей. В городе проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. Господствовавшая в русском обществе веротерпимость позволила создать в Острове целый ряд памятников различных религиозных направлений, в том числе, и польский католический костел. В Островском уезде имелись деревни, где проживали поляки. Что изменилось за последние сто лет? Проживают ли поляки в Островском районе? Что стало с памятником архитектуры начала ХХ века – польским католическим костелом? На эти и другие вопросы отвечает Иванова Александра, ученица 10 класса, средней школы №7, в своей работе.
Л.И.Ильичева.
В последнее время в нашем обществе изменилось отношение к церкви. В Островском районе восстанавливаются и строятся православные церкви, часовни, возрождаются два монастыря. В дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах и профессиональном училище проводятся занятия по предмету «Основы православной культуры». В настоящее время в Псковской области подавляющая часть населения – русские. Согласно переписи 1989 года русские составляют – 94, 3% (1). В конце XIX века доля русских составляла 97,5%, в 1883 - 97,5%, в 1897 году – 94,7%. (1). В начале ХХ века национальные меньшинства губернии разделились на две группы: с увеличивающейся долей (эсты, сету, латыши) и с уменьшающейся долей (немцы, литовцы, поляки). Число немцев и поляков в ХХ веке сократилось в 3-4 раза (соответственно с 0, 35 и 0, 4% в 1897 году до 0, 1 % в 1989 году.
Поляки жили в городе Острове еще до строительства дорог. Это связано, прежде всего, с тем, что Остров был городом пограничным. В годы Ливонской войны войска Стефана Батория осадили Островскую крепость. В книге «Осада Пскова глазами иностранцев. Дневники походов Стефана Батория на Россию (1580-1581гг.)» имеется рассказ ксендза Пиотровского. Осада продолжалась 5 дней, с 17 по 21 августа 1581 года. Пушечным огнем враги разбили часть стен и башен, и маленькому гарнизону пришлось сдаться. «Русские все вышли из крепости, у каждого отобрали все, только оставили по одной рубашке, а платье раздают пешим, которые все продают. Жаль смотреть на побежденных: злой тиран, который допускает, чтобы так поступали с его людьми и землей. Хотя это и не большой замок, но очень красивый. Вода со всех сторон окружает остров, на котором он стоит; эту воду русские запрудами собрали под стены и построили на польский манер немало мельниц, на что смотреть очень приятно, но огонь все это истребил…»(2). О поляках имеются сведения в историко-статистическом очерке Н.П.Быстрова «Покровская церковь погоста Елины, Островского уезда, Псковской губернии. В приходно-расходной книге 1830 года от 24 апреля значится, что «заплачено за копание канала вокруг церкви Режицкому поляку 23 рубля» (3). В церковном архиве Покровской церкви Елинского прихода хранится Рукописный Указ Островского духовного правления благочинному Заволоцкому 31 июля 1834 года № 312 «О недозволении польским пленным вступать в брак с русскими»(4). Из этого следует, что в нашем уезде в первой половине девятнадцатого века жили поляки свободные и военнопленные. Скорее всего, военнопленные появились здесь после польских событий 1831 года.
Польские фамилии встречаются в списке домовладельцев города, среди обучающихся Александровской женской гимназии Острова: «…обучалось 107 учениц, в том числе православных – 78, католиков – 5, лютеран – 12». В трех городских и приходских училищах обучалось 260 мальчиков, 69 девочек, в том числе православных - 286, католиков -5, лютеран – 38» (5). На карте девятнадцатого века на правом берегу реки Великой мы видим деревни с названиями: «Янки», «Поляки-Бердыши». Николай Панов в «Летописи города Острова и его уезда» пишет следующее: «Деревня Поляки получила свое название потому, что теперешние ее обыватели, по преданию, некогда переселились из Польши» (6). Вторая часть названия деревни – Бердыши также связана с польским населением. В толковом словаре имеется объяснение, что это слово – польское и имеет значение «Старинное холодное оружие - широкий
Встреча с жителями д.Поляки длинный топор с лезвием в виде полумесяца на длинном древке» (7). В словаре В.И.Даля встречаем: «Идти рать, так бердыш брать», а «бердышник - воин, алебардник» (8). Поляки, проживающие в деревне, возможно, были людьми служилыми, воинами. В фонде Островского духовного правления имеются метрические книги Николаевской церкви. Именно к приходу Николаевской церкви и принадлежали деревни Поляки, Янки. Так в Метрической книге за 1812 год имеется запись, что деревня Поляки являлась «вотчиной генеральши Анны Юрьевны жены Боковой» (9). Янки – это сельцо, которым владела в 1846 году генеральша Прасковья Николаевна Саврасова (10). А деревня Бердышево была вотчиной графини Павлины Федоровны Шляндер (10). Следовательно, в первой половине девятнадцатого века существовали три деревни: Поляки, Янки и Бердышево. А название «Поляки-Бердыши» упоминается только у Николая Панова в летописи. Неслучайно, летняя экспедиция Дома детского творчества была посвящена изучению местности, где находились и польские деревни. Нам хотелось узнать, проживают ли сейчас в этой местности поляки. В настоящее время исчезли сотни деревень, вымерли жители. Такая судьба постигла и деревню Янки. А вот деревня Поляки существует не только на карте. Потерялось только часть ее названия - Бердыши. В течение десяти дней мы посещали деревни, расположенные по правому берегу реки Великой: от деревни Мызы до деревни Березницы, встречались с жителями, записывали их воспоминания.
Деревня Поляки находится на высокой возвышенности, внизу протекает небольшая река Стебна. Практически, это осталась одна деревня среди десятков вымерших в округе. В деревне нашли и самую пожилую женщину, проживающую в этой местности – Михайлову Антонину Петровну, 1917 года рождения. Ее родители жили на хуторе до революции 1917 года, а затем, переехали в деревню Поляки. Вместе с другими жителями этой деревни они пережили раскулачивание, годы оккупации и работу в Германии, где оказались многие семьи этой местности. В настоящее время в деревне проживает 5 человек, три семьи уже пожилого возраста. О том, что здесь жили поляки, не помнят. Следовательно, вместе с 1-й Мировой войной и следом - революцией 1917 года - из этой местности исчезло и польское население. Но полячку нам все-таки удалось найти. Вопреки всему, она носит фамилию отца – Мицкевич, проживает в деревне Березница, находящейся в этой же местности. Зовут ее Антонина Викторовна. Мы побывали у этой женщины, которую не смогли сломить бурные события нашей истории, записать ее воспоминания
В деревне Березница. В гостях у Антонины Викторовны.
Ее отец, Мицкевич Виктор Иванович, родом из Польши. Он закончил духовную семинарию и приехал в Россию еще до революции. В Петербурге встретил Любовь Силантьевну, мать Антонины, на которой женился. Любовь Силантьевна родилась в Твери. Ее отец имел 40 га леса, работал у М.И.Калинина. Они жили в Петербурге, но ежегодно приезжали в Островский уезд, в деревню Крюки, где купили большой дом под дачу, завели хозяйство. Семья имела крепкое хозяйство. Как и многие другие семьи, при советской власти они были раскулачены и выселены в Киргизию. Антонина на всю жизнь запомнила предсказание старого слепого киргиза. Водя пальцем по руке, он сказал: «Домой ты поедешь, но до дома не доедешь, выйдешь замуж, но с мужем жить не будешь, муж вперед тебя умрет. Будет у тебя трое детей». И, действительно, в ее жизни все так все и произошло.
Из Киргизии, когда Антонина заболела малярией, с матерью тайком сбежали. Оказавшись без документов, скрывались. Любовь Силантьевна пыталась обратиться к Калинину. Но, не имея документов, к нему не была допущена. Судьба забросила их в Новгородскую область, в Старую Руссу. Мать устроилась на работу. Жили они в холодном амбаре. Вскоре дочь отправили в Остров. Большую часть пути пришлось идти пешком. Вернувшись в деревню Крюки Островского уезда, Антонина Викторовна узнала, что родительский дом отдан под хлебопекарню, хозяйство разграблено. Чтобы жить, шестнадцатилетняя Антонина выходит замуж за Волкова Павла, который работал в Бережанском сельском совете. Молодой семье дали корову. Получив паспорт, Антонина Викторовна не стала жить с мужем, быстро собрала вещи и уехала к матери, где стала работать на фанерном заводе учетчицей. Вскоре началась война. Мать, собрав вещи, сколотила деревянные саночки, положила на них соль, одежду, и отправились с дочерью в Островский уезд. Доехав до станции Дно, узнали, что все дома в деревнях забиты беженцами. Поменяв шубу на лошадь, добрались до места. Крюки оказались заняты немцами. В оккупации прожили три года. Научились обрабатывать землю, завели корову, которую помог приобрести поляк из Острова – Вацкевич. Хозяйство окрепло. Вышла замуж за Гаврилова Александра Гавриловича. После освобождения территории от немцев, переехали в деревню Березница, что находится на другой стороне реки Великой.. Мужа забрали на фронт, и ей самой пришлось перестраивать свою избенку, работать в колхозе, воспитывать детей. Родственников по отцу нашла в Польше, к которым приезжала неоднократно, с которыми поддерживает связь. Я считаю, что это типичная судьба многих советских граждан. «Римская католическая церковь на Псковщине имела своих последователей среди поляков, литовцев и латгалов. Так как эти национальные группы концентрировались в Пскове, здесь был построен католический костел, который после гражданской войны так и не был восстановлен. Второй католический костел в Псковской губернии был построен в 1904 году в Опочке. На рубеже ХХ-ХХ веков римско-католики составляли 0,5 % верующего населения губернии» (11). Далее в учебном пособии Манакова А., Кулакова И. «Историческая география Псковщины упоминаются костелы, построенные в Себеже. И нет никаких сведений об Острове. До революции семнадцатого года в городе Острове мирно жили люди разных национальностей, относящихся к различным конфессиям. Это связано было с тем, что город находился на важных торговых путях, связывающих Россию с западными государствами. Построенные в середине девятнадцатого века шоссе и железная дорога усилила поток приезжающих в Остров гостей. Да и сам Остров славился производством лучшего в Европе льна. В городе проживало множество иностранцев. Характерно, что при въезде в город с запада встречали гостей лютеранская кирха и польский католический костел, построенные рядом, напротив, через дорогу, а далее шло городское кладбище с православным Мироносицким храмом. Вскоре открывался Троицкий собор, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы и древняя церковь Николы на островке, среди реки Великой, от которого и пошло название города.
Кирха и костел До сих пор на Мироносицком кладбище, на котором уже несколько десятков лет не производят новых захоронений, можно встретить старинные надгробия с католическими крестами и православными, на немецком, польском, русском языках… На польском языке встречаются надгробия ксендза Анджея Кабцевича, умершего в 1892 году и поляков, оставшихся навсегда на островской земле Мироносицкое кладбище
О существовании польской католической общины в Островском уезде известно со второй половины девятнадцатого века. Из архивной справки Российского исторического архива стало известно, что в 1879 г. уроженцы Западного Края римско - католического исповедания приобрели в Псковской губернии, Островского уезда имение Глемзино и переустроили в село, поселившись в нем в числе более 100 душ обоего пола (150 верст от Пскова). Требы совершал для них священник Малновского прихода (10 верст от Глемзина), но гражданские акты священник регистрировать отказывался. Католики просили причислить их к Малновскому приходу в Карсавке. Все католики Глемзина были литовцы. Село располагалось на самой границе Псковской и Витебской губ. В апреле 1885 г. в Канцелярию митрополита и в МВД поступает первое прошение местных католиков о назначении священника Габишевича, ссыльного, проживающего в Великих Луках, викарием Псковского прихода с определением ему местом проживания г. Острова. 17 июня Псковский губернатор пересылает митрополиту ходатайство местных католиков о постройке в Острове каменной церкви (13). 10 ноября 1888 г. делопроизводство Департамента Духовных дел иностранных исповеданий МВД содержало сообщение о том, что «проживавшие на станциях Жигово, Пыталово, Пендеры и другие прихожане Псковского костела просили разрешения хоронить умерших на кладбище Балтиновского костела» (от 2 до 10 верст, до приходской церкви - 120 верст). Просьба была удовлетворена МВД (14). В 1898 - 1902 годах дворянин Войтех Адамович Морачевский строил фамильную часовню на римско - католическом кладбище села Бокова Островского уезда. Село принадлежало ему. Ближайшие церкви Витебской губ. - в 12- 15 верстах. «1/4 десятины... по предусмотренному проекту прибавить (к закрытому кладбищу). Католиков в селе около 30 человек и в фермах - 7 семейств. Всего около 65 человек. Часовня 10x14 аршин с престолом и колокольнею. Село будет заселяться впредь только католиками. Имение - 6000 десятин. Население имения и окрестностей - по большей части римско - католического исповедания. Соприкасается с уголком Витебской губ., населенным латышско - литовским племенем католического исповедания» (из письма, содержащего просьбу Морачевского, переданного для делопроизводства в Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД от 27 октября 1898 г.) (15). Согласно заключению православного духовенства, «постройка часовни нежелательна, возможно, устройство усыпальницы без колокола и алтаря»(16). В 1902 г. в имении позволено пребывать уволенному от должности по болезни викарию церкви Святой Екатерины в Санкт - Петербурге священнику Иосифу Розгадовскому (16). 4 марта 1901 г. прихожане Псковской римско - католической Церкви, проживающие в Острове и уезде, ходатайствовали о разрешении постройки в городе часовни по уже утвержденному строительным отделением Губернского Правления плану. В городе и уезде к тому времени проживало 685 человек римско - католического исповедания (173 семейства), для 456 из них духовные требы совершало духовенство приходов Балты, Карсавы, Мариенгаузена. Прихожане предполагали построить часовню в Острове, на расстоянии 70 сажен от православного кладбища и 300 - 350 сажен - от православной церкви (16). «Когда приезжают ксендзы из Пскова, ни одна квартира не вмещает всех желающих» (из письма прихожан в канцелярию митрополита)(16). В 1900 году городом отведено место под постройку костела рядом с Мироносицким кладбищем. До 1903 года Департамент духовных дел иностранных исповеданий не удовлетворял просьбы верующих. 30 октября 1903 г. МВД разрешило постройку молельни средствами просителей. 21 апреля 1904 г. Псковский настоятель Франциск Гордиевич просил у Управляющего архиепархией разрешения на освящение закладного камня молитвенного дома в Острове. (17). Был создан Комитет по постройке церкви, в который вошли: Козловский, Кожуховский, Родзевич, Закревский, Станкевич и Скиндер. 8 июня 1904 г. камень в присутствии членов Комитета освящен и начата закладка фундамента. Постройка окончена к 16 мая 1906 г., церковь освящена 22 мая. этого же года. Костел расположен в 25 метрах от дороги. Он представляет собой прямоугольный правильный объем с высокой двухскатной крышей. Стены усилены контрфорсами, в местах усиления на стены опираются стропила. Основные формы и декоративные элементы решены в формах средневекового зодчества. Западный фасад имеет трехчастное деление. Четыре контрфорсы с уступами на высоте 4,4 м незначительно выступают из плоскости стены.(18). . Польский костел в начале ХХ
23 апреля 1909 г. впервые избраны синдики прихода: Антон Козловский и Иосиф Гедрис. 9 июня 1911 г. священник Ромуальд Петронис просил разрешения на освящение колокола для церкви (19). Богослужения в филиальном храме в Острове совершались в 1910 - х годах, как явствует из донесения священника Левговда в Канцелярию митрополита в 1912 г., раз в месяц. 28 октября 1916 г. в канцелярию митрополита пришло прошение беженцев-литовцев (по числу беженцев Остров оказался на третьем месте в губернии, сразу после Пскова и Великих Лук) о назначении к Островской часовне постоянного священника, который знал бы литовский язык. Епископ Цепляк запросил у настоятеля подробных сведений, и тот писал в ответ: «до войны в Острове и уезде проживало не более 200 душ Римско - Католического исповедания, в настоящее же время - до 500, не считая нижних чинов, в том числе, 150 душ литовцев, но из них большая часть говорит по - польски. С июня этого года в Острове постоянно проживает ксендз Умбрас Чернявский из Самогитской епархии. Ксендз Монюшко (викарий прихода, проживавший в Острове постоянно) уже настолько усвоил литовский язык, что может исповедовать» (20). 21 января 1917 г. священник Монюшко приобрел у купеческой жены Селюгиной 1220 квадратных сажень земли, оцененных в 1000 руб., под католическое кладбище. Участок граничил с: землей города с севера, православного кладбища - с юга, приходской землей с запада и пустошью Медвежья Пята с востока. А какова же была судьба католического храма в годы советской власти? В период советской власти закрылись храмы, не стало общин не только католических и лютеранских, но и православных. Как стало известно из архивной справки РГИА, в 1917 - 1919 гг. в польском католическом костеле служил назначенный к заведованию Островской и Опочецкой часовнями священник Стефановский. Приходская часовня, по донесению настоятеля, священника Павла Хомича (служил в 1920 - 1923 гг.) от 19 октября 1921 г.: «большая, каменная, в 1920 году снарядом сорвало крышу, ремонт закончен, также дом священника нуждается в капитальном ремонте, (церковная) земля - около десятины - граничит с домом и часовней. Имущество частью разворовано»(20). 21 марта 1922 года он же писал в курию о намерении властей продать церковный сад. В июне 1923 г. заведовать Островской, Дновской и Порховской часовнями назначен священник Викентий Дейнис, который служил по 1925 год, после него служил до 1926 года священник Иоанн Ворслав. С 1929 г. католический костел перестал действовать. 15 ноября 1929 года Островский горсовет принимает решение о закрытии храма. Известно, что 48 католиков ходатайствуют о передаче здания под физкультурный клуб, 23 декабря Президиум Малого Совета Псковского окружного исполкома принимает решение о закрытии церкви. Здание некоторое время использовалось под зернохранилище. Официально церковь была закрыта 4 февраля 1931 года. Здание было передано под столовую птицефабрики. Польский католический костел был перестроен Польский костел
Здание было превращено в двухэтажное. В первом и втором этажах устроен коридор, вдоль которого разместились разделенные перегородками комнаты. Перекрытие второго этажа образовали чердак, с сохранившимися стропилами. В левой боковой части, у западной стены, построена деревянная лестница на чердак, сделано печное отопление. Растесано несколько окон и дополнительный вход в северном приделе. Некоторые окна заложены полностью или частично. По свидетельству жителей дома, пред главным входом было крыльцо с двумя кирпичными столбами. После перестройки здания на втором этаже была растесана балконная дверь. После войны здание принадлежало племсовхозу «Остров». В первом этаже находились жилые помещения - общежитие, во втором – управление сельского хозяйства. Технический осмотр здания производился в июле 1977 года. После постройки храма реставрационные работы памятника не производились. За последние три десятилетия здание принимало все более жалкий вид. В 2003 году пожар на втором этаже поглотил крышу. Из здания ушли его последние жители. И доживет ли оно до своего столетия, мая 2006 года? На западе гостей города Острова встречают лютеранская кирха, сохранившаяся до наших дней и умирающий костел, памятник архитектуры начала ХХ века, с интересными конструктивными особенностями и своеобразным декоративным убранством. В Островском районе возрождаются православные святыни, строятся новые часовни. Известно, что в городе живут и католики. Архиепископ Тадеуш Кондрусевич в «Открытом письме» председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Кириллу пишет: «Ватиканский Собор в декларации "О религиозной свободе" определил, что религиозная "свобода состоит в том, что все люди должны быть свободны от принуждения со стороны как отдельных лиц, так и социальных групп, а также какой бы то ни было человеческой власти, дабы благодаря этому в религиозных вопросах никто никого не заставляли действовать против своей совести и не препятствовали действовать в должных пределах согласно своей совести: как в частной, так и в общественной жизни, как в одиночку, так и в сообществе с другими людьми....право на религиозную свободу действительно зиждется на том достоинстве человеческой личности, которое познается и Словом Божиим, данным в Откровении, и самим разумом". Поэтому вопрос о свободе совести неразрывно связан с вопросом о правах человека» (21). В Пскове сейчас строится костел. О его строительстве долгое время шли споры. Какова его высота? Не будет ли он выше Троицкого собора? Вместимость строящегося храма — до 200 человек. В ноябре 2005 года мы обратились к настоятелю прихода Пресвятой Троицы о. Кшиштову. В Пскове встретились с о.Питером, побывали в новом костеле, передали фотографии. Представители католического прихода заинтересовались поднятой нами проблемой. Но пока нет общины, не будет и храма. А как памятник архитектуры его необходимо сохранить. Жители города Острова также хотят видеть костел восстановленным. Об этом свидетельствует опрос, проведенный нами в октябре 2005 На анкету отвечали жители нашего города от 10 до 40 и более лет. Все анкетируемые ответили, что костел находится в очень плохом состоянии, что его необходимо сохранить. Результаты анкеты показали, что подростки хотят видеть возрожденный храм, люди более старшего возраста, – филармонию с органом. А каково его будущее? Оно будет решаться после реконструкции, если она будет… А в мае 2006 года храму исполнилось 100 лет…
Литература.
1. Манаков А., Кулаков И.Историческая география Псковщины. М., ЛА «Варяг», 1994. С.68, 69, 2. Осада Пскова глазами иностранцев. Дневники походов Стефана Батория на Россию (1580-1581гг.). Пер. с польск. О.Н.Милевского. Псков. Псковская областная типография. 2005. С.312-317, 320. 3. Быстров Н.П. Покровская церковь погоста Елины, Островского уезда, Псковской губернии. Историко-статистический очерк. Псков, 1900.С.96. 4. Быстров Н.П. Покровская церковь погоста Елины, Островского уезда, Псковской губернии. Историко-статистический очерк. Псков, 1900.С.89 5. Панов.Н. Летопись г.Острова и его уезда. Остров. 1913. С. 404 6. Панов.Н. Летопись г.Острова и его уезда. Остров. 1913. С.46. 7. Современный толковый словарь русского языка. Под ред. С.А.Кузнецова. Спб, 2001 8. В.И.Даль. Толковый словарь русского языка М. 2003. с.42. 9. ГАПО, ф.177, оп.2., д.6., л. 170. Метрическая книга Николаевской церкви, Гнильского погоста Островского уезда. 10. ГАПО, ф.177, оп.2, д.31. л.94 (об.) Ведомости Николаевской церкви Гнильского погоста Островского уезда. 11. Манаков А., Кулаков И.Историческая география Псковщины. М., ЛА «Варяг», 1994. С.86. 12. В Острове существует лютеранская община…//Псковский голос №1.1909. с.2 13. РГИА, ф.826, оп.1, д.918, лл.18-21. 14. РГИА, ф.821, оп.1, д.918, лл.1-2. «О строительстве католической часовни в Островском уезде» 15. РГИА, ф.821, оп.1, д.918, л.5. «О строительстве католической часовни в Островском уезде» 16. РГИА, ф.821, оп.125, д.1076, л.1 17. РГИА, ф.821, оп.125, д. 722, лл.1,3, 6, 7. 18. Паспорт. Польский католический костел. Сост. Аблизиной И.Б.12 июля 1977 19. РГИА, ф.826, оп.1, д.918, лл.11-12. 20. Шкаровский и др.Католическая церковь на Северо-западе России в 1917-19145 гг. СПб, 1998, с.125, 243. 21. Архиепископ Тадеуш Кондрусевич. Открытое письмо председателя Конференции католических епископов России митрополита Тадеуша Кондрусевича председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Кириллу… М., 10 июля 2002.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|