территориальное устройство экономики
Социально-экономическое развитие страны основывается на делении всей территории на районы различного ранга. Наиболее крупной формой территориальной организации хозяйства в нашей стране являются макрорегионы. Макрорегионы – это крупные экономические зоны страны с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил, зависящими от сочетания и концентрации природных ресурсов; исторических факторов хозяйственного освоения и регионального распределения населения. В настоящее время в России для макроэкономических исследований выделяют два макрорегиона – Европейский и Восточный. Европейский макрорегион включает в свой состав 8 крупных экономических районов, расположенных на Европейской части страны (Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский). На его долю приходится примерно 25% территории страны, и при этом в нем сконцентрировано более 78% населения. Европейский макрорегион отличается относительно высокой степенью хозяйственной освоенности территории, мощным потенциалом обрабатывающей промышленности, развитой инфраструктурой, здесь производится более 70% товарной продукции промышленности, более 75% продукции сельского хозяйства. Вместе с тем экономика данной зоны испытывает острый недостаток сырьевых ресурсов, особенно топливно-энергетических. Восточный макрорегион состоит из 3 крупных экономических районов, расположенных в азиатской части страны (Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный). На 75% территории проживает менее 22% населения страны. Но несмотря на это, Восточный макрорегион играет существенную роль в экономике России, обеспечивая ее сырьем, топливом и конструкционными материалами. Здесь добывается более 79% угля, 69% нефти с газовым конденсатом, 92% газа, выпускается 62% продукции цветной металлургии и т. д. Подавляющая часть сырьевых ресурсов потребляется в европейской зоне страны и экспортируется. В результате этот макрорегион отличается слабой заселенностью, преимущественным развитием добывающих отраслей хозяйства, слаборазвитой инфраструктурой.
Границы макрорегионов принимаются несколько условно, потому что в пределах каждого из них имеются районы, природно-климатические и хозяйственные характеристики которых значительно отклоняются от закономерностей, присущих макрорегиону в целом. В связи с этим при необходимости выделяют также Северный макрорегион. Северный макрорегион – это арктические районы европейской и восточной зоны, которые резко выделяются по природно-климатическим и ресурсным условиям, по степени освоенности и уровню социально-экономического развития. Это территория прежде всего с экстремальными условиями для жизнедеятельности человека (мерзлота, низкие температуры, полярная ночь и др.). Следующий уровень территориальной организации хозяйства представляют Макрорайоны (крупные экономические районы). Они являются основным элементом территориальной структуры народнохозяйственного комплекса страны. Территория России делится на 11 крупных экономических районов (Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный). Экономический район выделяется ярко выраженной специализацией в территориальном разделении труда, присущей только ему структурой хозяйства, получившей развитие на основе специфического для данной территории сочетания природных и социально-экономических предпосылок, относительно законченной системой воспроизводственного процесса, устойчивыми внутренними и внешними связями.
В свою очередь, крупные экономические районы состоят из Мезорайонов, которые представляют собой субъекты РФ. Субъекты РФ – это административно-территориальные образования, имеющие орган государственной власти, собственный бюджет и собственность. Согласно Конституции РФ на территории страны существуют 89 субъектов шести типов: 21 республика; 6 краев; 49 областей, 10 автономных округов; 1 автономная область и 2 города федерального значения. Последний уровень территориальной структуры хозяйства представлен Микрорайонами (низовыми административными районами). Они являются составными частями субъектов РФ, имеют свои органы власти и управления, бюджет, собственность и являются основой местного самоуправления. Они не входят в вертикаль государственной власти. В соответствии с административно-территориальным делением (на 1 января 2001 г.) в РФ насчитывалось 1865 районов, 1097 городов, 1864 поселка городского типа, 24409 сельских администраций. Они представляют собой первичные территориальные звенья управления. В силу исторически сложившихся диспропорций и факторов переходного периода современное экономическое пространство России, разнородное по уровню экономического развития и уровню жизни, включает множество территорий с различными аномалиями. В региональной экономике такие территории принято называть проблемными регионами.
4. Типы экономических районов Значение территориального аспекта функционирования и развития хозяйства особенно актуально для России с ее огромными пространствами, существенными природными, социально-экономическими, культурно-историческими различиями. Поэтому без учета конкретных региональных особенностей невозможно определить оптимальные темпы и пропорции развития хозяйства, размеры предприятий, эффективность инвестиций, воспроизводство рабочей силы, направления рационального природопользования и т. д. Неоднородность территории по важнейшим экономическим, географическим, социальным и другим признакам вызывает потребность выделять схожие типы. Подобная типологизация, во-первых, облегчает изучение различных экономических районов; во-вторых, способствует более полному анализу и систематизации экономической, социальной, экологической, политической и иной информации; в-третьих, облегчает прогнозирование, планирование, управление и проведение государственной политики в региональном разрезе.
В зависимости от выбранных критериев экономические районы могут быть подразделены на несколько типов. 1. По Отраслевому признаку выделяют Отраслевые районы. Они возникают вследствие пространственной концентрации отдельной отрасли хозяйства. Например, металлургические базы в России (Уральская, Сибирская, Центральная), сельскохозяйственные пояса в США (кукурузный, пшеничный, табачный и др.). 2. По Совокупности признаков выделяют Интегральные районы. К ним относятся макрорегионы (Европейский, Восточный, Северный), макрорайоны (11 крупных экономических районов от Северного до Дальневосточного), мезорайоны (субъекты РФ), микрорайоны (низовые административные районы). 3. По Состоянию экономики Районы можно разделить на: Процветающие (регионы, испытывающие экономический рост), Стагнирующие (регионы, в которых экономическое развитие из года в год находится на одном уровне) и Депрессивные (регионы, экономика которых находится в состоянии экономического спада). 4. По Степени диверсифицированности хозяйства выделяют районы Моноотраслевые (регионы, отраслевая структура хозяйства которых представлена в основном одной или двумя отраслями) и Полиотраслевые (регионы, в которых отраслевая структура хозяйства представлена более чем двумя отраслями). 5. По Степени адаптации региона к научно-техническому прогрессу Районы подразделяют на: Инновативные – районы, в которых зарождаются и апробируются базисные нововведения; Адаптивные – районы, способные широко внедрять инновации на стадии их массового распространения; Консервативные – ареалы, не приемлющие многие инновации. Проблемный регион. Типы проблемных регионов
Проблемный регион (территория) – это территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал. Основными типами проблемных регионов являются: староосвоенные, слабоосвоенные, депрессивные, районы «пионерного» освоения, приграничные территории, районы экологического бедствия, промышленнно-городские агломерации. Староосвоенные территории (старопромышленные, cтароземледельческие) представляют собой районы с устаревшей структурой хозяйства. На территориях данного типа возникают противоречия между научно-технической прогрессивностью отраслевой структуры и ее рыночной эффективностью. В результате велика угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности. Слабо освоенные территории – это районы, освоение которых осуществляется уже достаточно длительное время, но в силу ряда причин они хронически отстают от среднероссийского уровня и имеют традиционно низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов страны. Депрессивные районы характеризуются состоянием экономического упадка. Как правило, эти регионы имеют достаточно высокий уровень накопленного производственно-технического потенциала, значительную долю промышленного производства в структуре хозяйства, относительно высокий уровень квалификации кадров. Однако по разным причинам (падение спроса на основную продукцию, снижение ее конкурентоспособности, истощение минеральных ресурсов и т. п.) эти регионы потеряли свое былое экономическое значение и относительные преимущества. Районы «пионерного» освоения представляют собой территории, на которых освоение началось относительно недавно. Они требуют больших инвестиций, высоких темпов промышленного и жилищно-социального строительства, привлечения значительных трудовых ресурсов, как правило, с других территорий. Приграничные районы – это территории, которые испытывают существенное влияние государственной границы и выполняют барьерную, фильтрующую, контактную функции. В результате распада СССР, ряд территорий приобрели ранее не свойственный им статус приграничной территории, что создает массу проблем, решить которые самостоятельно они не в состоянии. Районы экологического бедствия – это территории, которые испытывают последствия различных техногенных катастроф. Сложная экологическая обстановка в таких регионах оказывает негативное воздействие на развитие экономики, на качество и уровень жизни населения. Промышленно-городские агломерации характеризуются высокой концентрацией промышленности и населения, а также сильной техногенной нагрузкой на окружающую среду.
Таким образом, проблемный регион – это категория государственной региональной политики, ибо такие территории представляют прямую угрозу безопасности страны. 5. Отраслевая структура экономики региона Отрасль представляет собой область производственно-экономической деятельности, в которую входят объекты, обладающие единством выполняемых функций, видов и назначения выпускаемой продукции, применяемых технологических процессов. Отраслевая (или компонентная) структура отражает соотношения, связи и пропорции между крупными группами отраслей. С точки зрения Традиционного подхода в отраслевой структуре хозяйства принято выделять две группы отраслей: отрасли материального производства, т. е. те, в которых создается конкретный материально-вещественный продукт, и отрасли непроизводственной сферы, которые производят продукт в виде услуги (социальной, духовной, бытовой, интеллектуальной и т. д.). Эти две группы в свою очередь расчленяются на ряд отраслей. К Материальному производству относятся: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки, торговля и общественное питание, информационно-техническое обслуживание, сфера операций с недвижимостью, общая коммерческая деятельность по обеспечению рынка, геологоразведка и гидрометеослужба. К Непроизводственной сфере относятся: жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания, образование, культура и искусство, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура и спорт, туризм, наука и научное обслуживание, кредитование, финансы, страхование, аппарат управления, организация управления, кооперативные и общественные организации.
6.Потенциал территории: понятие классификация структура Под Потенциалом (в широком смысле слова) понимаются: 1) источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; 2) возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области. Под Потенциалом территории следует понимать систему взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимодействующих факторов, обеспечивающих эффективное и прогрессивное развитие территории, как в современных условиях, так и на перспективу. Совокупность факторов, характеризующих потенциал территории, может быть разделена по ряду признаков: По пространственному признаку выделяют внутренний потенциал (факторы, присущие данному региону), и внешний (факторы, воздействующие на данный регион извне); По учету времени действия – существующий потенциал (факторы, имеющиеся в наличие, т. е. ресурсы) и возможный (факторы, которые могут быть использованы в будущем, или резервы); По генезису – природный (связанный с состоянием географической среды), экономический, социальный потенциал. Исследование действия совокупности природных, экономических и социальных факторов на развитие региона может рассматриваться в качестве одного из методов осознанного регулирования территориальных пропорций регионального воспроизводства в соответствии с экономическими законами и закономерностями.
Структура потенциала территории Потенциал территории имеет сложную структуру, основанную на иерархии. В наиболее общем виде потенциал территории можно разделить на природный, экономический и социальный. В свою очередь каждый из вышеперечисленных потенциалов делится на соответствующие элементы. 1. Природный потенциал включает: а) природные ресурсы (минерально-сырьевые, водные, лесные, земельные и т. п.); б) природные условия (климат, рельеф местности и т. д.); в) географическое положение региона. 2. Экономический потенциал состоит из: а) производственного, который определяет результат хозяйственной деятельности в регионе; б) инновационного, характеризующего уровень развития науки и внедрения достижений НТП в регионе; в) институционального, обусловливающего развитие институтов рыночной экономики; г) инфраструктурного, обеспечивающего уровень развития инфраструктуры региона; д) финансового, показывающего объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона. 3. Социальный потенциал делится на: а) трудовой, обусловливающий количество и качество трудовых ресурсов; б) потребительский, характеризующий покупательную способность населения региона; в) экологический. Подходы к оценке и способы оценки потенциала территории Оценка потенциала территорий различного таксономического уровня в настоящее время представляет собой научно-исследовательскую задачу, имеющую непосредственный выход на хозяйственную практику. Связано это с тем, что в условиях рыночной экономики территория является важным элементом экономических отношений в регионе. Оценка потенциала территории дает возможность определить конкурентоспособность региона. Поэтому при оценке потенциала территории следует учитывать неизбежность конкуренции, которую испытывает этот потенциал как на отечественном, так и на зарубежном рыночном пространстве. Прежде всего, необходимо акцентировать внимание на качественных характеристиках потенциала территории, дающих ей преимущество перед конкурентами. Именно поэтому центральное место должно отводиться оценке тех факторов развития региона, которые могут обеспечить инвестору наиболее высокую норму прибыли в сравнении с другими территориями. Важный момент при оценке потенциала территории является – выявление не только тех факторов, которые обеспечивают очевидные конкурентные преимущества, т. е. сильных сторон территории, но и факторов, снижающих инвестиционную прив-лекательность региона, т. е. его слабых сторон. Несмотря на глубокий экономический кризис, рыночные преобразования, происходящие в стране, обеспечивают формирование конкурентной среды. В связи с этим экономическое поведение всех субъектов хозяйственных отношений во многом обусловлено достаточно жесткими конкурентными условиями, которые складываются как на уровне страны в целом, так и на уровне конкретных регионов. В России, несмотря на предпринимаемые попытки, отсутствует единая база сравнения территорий по степени их инвестиционной привлекательности. Достаточно популярны рейтинговые методы, которые относятся к балльным оценкам. Следует также отметить, что в современных условиях возможно применение и таких Способов оценки потенциала территории, как: Прямые – стоимостные и натуральные оценки, т. е. запасы тех или иных видов природных ресурсов, материально-технических средств, трудовых, финансовых и иных ресурсов; Балльные (в том числе рейтинговые) – позволяющие в относительных величинах оценить количественно-качественное состояние тех или иных компонентов исследуемой территории; Косвенные – характеризующие место, роль, удельный вес территории по различным показателям в общегосударственном и региональном масштабах. Особое место занимает Экспертная Оценка потенциала территории, базирующаяся на мнении специалистов при определении возможных направлений развития территории.
7. Оценочные индикаторы отражающие инвестиционную привлекательность региона Под Рейтингом инвестиционной привлекательности региона понимается количественно выраженная интегрированная характеристика территории, которая отражает уровень (ранг) ее привлекательности для потребителей (пользователей) территории. При прогнозировании спроса на территорию следует учитывать, что на выбор инвестора будут оказывать влияние два фактора: текущее социально-экономическое состояние территории и перспективы ее развития в последующие годы. Следовательно, общий рейтинг территории складывается из рейтинга состояния и рейтинга перспективы. Рейтинг перспективы отражает заинтересованность инвесторов не только в сиюминутной отдаче от вложенных средств, но и в возможности получения дивидендов. Особую значимость рейтинг перспективы имеет для инвесторов, желающих разместить на территории объекты хозяйственной деятельности. При этом в наиболее общем виде перспективы развития конкретной территории определяются как перспективами развития внешних по отношению к ней факторов (отрасли, к которой принадлежат предприятия региона, конъюнктура спроса на его продукцию, перспективы развития региона в целом и т. д.), так и перспективами развития внутренних факторов самой территории (ресурсной базы, обновления старых и создания новых предприятий региона и т. д.). Данные факторы, их количественная оценка и составляют основу для расчета рейтинга перспективы развития территории. Рейтинг социально-экономического состояния территории рассчитывается с использованием индикаторов, отражающих прежде всего состояние факторов, которые влияют на параметры затрат предполагаемых инвесторов. Оценочные индикаторы, которые характеризуют регион как выгодный объект вложения капитала и удобное место проживания, т. е. отражающие его инвестиционную привлекательность, можно разделить на следующие группы. 1. Показатели, характеризующие эффективность хозяйственной деятельности: Темпы развития (спада) промышленного производства; Рентабельность хозяйственного комплекса региона; Прибыль на одного занятого в хозяйственном комплексе региона; Отдача хозяйственного комплекса на вложенные инвестиции за счет всех источников финансирования; Отдача хозяйственного комплекса на вложенные инвестиции за счет собственных средств; Коэффициент предпринимательской активности; Производительность труда; Фондовооруженность; Уровень безработицы; Объем экспорта продукции на душу населения. 2. Показатели, отражающие финансовое состояние региона: Потенциальная кредитоспособность хозяйственного комплекса (отношение просроченной кредиторской и дебиторской задолженности по хозяйственному комплексу региона); Бюджетная результативность (доходы на душу населения); Бюджетная обеспеченность региона (расходы бюджета региона на душу населения); Уровень дотационности региона; Уровень региональных и местных налогов и налоговых льгот. 3. Показатели, характеризующие уровень развития региональной инфраструктуры: Обеспеченность рыночной инфраструктурой (предприятия и организации, оказывающие торгово-посреднические, финансово-кредитные, информационные, консультационные, маркетинговые, страховые и иные услуги); Обеспеченность инженерно-технической инфраструктурой (протяженность дорог с твердым покрытием, связь, энерго-, газо-, водо-, теплоснабжение и т. д.); Обеспеченность социальной инфраструктурой (жилье, розничная торговля, бытовое обслуживание населения, здравоохранение, образование, культура, досуг и т. п.); Объем инвестиций, вложенных в развитие объектов региональной инфраструктуры. 4. Показатели, характеризующие состояние рабочей силы: Численность экономически активного населения региона; Структура экономически активного населения региона по возрасту; Структура экономически активного населения региона по уровню образования; Квалификация экономически активного населения региона; Доля занятых во всех сферах деятельности региона; Уровень заработной платы занятых во всех сферах деятельности региона. 5. Показатели, формирующие инновационный климат в регионе: Доля затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в Валовом региональном продукте; Доля государственных затрат в общем объеме затрат в сфере НИОКР; Затраты на одного занятого в науке; Доля научных работников в общей численности занятых и численность занятых в научной сфере; темпы роста (снижения) затрат на НИОКР; Темпы роста (снижения) численности научных кадров; Число зарегистрированных изобретений; Интенсивность инновационной деятельности (количество патентов на тысячу жителей региона). 6. Показатели, отражающие экологическую среду в регионе: Уровень загрязнения, в том числе и радиационного, воздуш-ного и водного бассейнов, почв; Уровень утилизации вредных веществ; Количество и темпы роста (снижения) источников загрязнения; Затраты на охрану природной среды на душу населения (или доля затрат на охрану природной среды от ВРП); Эффективность очистных сооружений. 7. Показатели, отражающие уровень индивидуального потребления: Розничный товарооборот на душу населения; Объем реализации бытовых услуг населению; Производство товаров народного потребления; Обеспеченность населения жильем, его благоустроенность; Индекс потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары и услуги; Доля населения, совокупный среднедушевой доход которого ниже прожиточного минимума. Набор указанных показателей не может являться стабильным и единожды заданным. По мере развития производительных сил и экономической ситуации многие из них могут меняться, повышая (снижая) конкурентоспособность территории как объекта инвестирования в будущем. Также следует отметить, что в силу ряда причин, и прежде всего отсутствия единой статистической базы на региональном уровне, при оценке инвестиционной привлекательности конкретного региона можно использовать не весь набор показателей, а только выборку наиболее чувствительных к поставленной цели и сложившейся динамике изучаемых тенденций. Осуществить такой выбор можно с помощью методов экспертной оценки, регрессионного и корреляционного анализа. Формирование инвестиционной привлекательности региона опирается на объективные и субъективные предпосылки, которые могут способствовать или препятствовать оздоровлению инвестиционного климата. К таким предпосылкам относятся: Особенности отраслевой специализации региона; Наличие экспортного потенциала; Территориальная удаленность и транспортная освоенность; Интеллектуальный и инновационный потенциал; Уровень развития региональной инфраструктуры; Состояние производственного потенциала и сложившийся уровень инвестиционной активности; Тенденции развития финансовых рынков; Склонность производителей к обновлению основного капитала; Привлекательность региона для независимых, в том числе зарубежных, инвесторов. Различия в глубине спада инвестиций по регионам, качественные изменения в инвестиционной сфере предопределяются совокупностью факторов, последствия которых рассматриваются как рыночная реакция регионов на реформы. Оживление инвестиционной деятельности возможно только при изменении структуры инвестиции в пользу отраслей обрабатывающей промышленности, наукоемких производств, при создании условий для роста финансовых накоплений в реальном секторе, повышения эффективности инвестиций. Создание благоприятного инвестиционного климата и включение механизма устойчивых мотиваций к долговременному вложению средств связаны с использованием всего арсенала мер – как собственно рыночных (развитие конкуренции, ограничение монополизма, обеспечение возможности прибыльного вложения капитала в производство, его свободного перелива между отраслями и регионами), так и мер по целенаправленному государственному регулированию инвестиционной деятельности. Главными задачами инвестиционной политики становятся непосредственное участие государства в капиталовложениях и формирование благоприятной среды для роста инвестиционной активности, оказание поддержки «жизнеобеспечивающим» производствам, объектам инфраструктуры и социальной сферы, поощрение частных инвестиций в приоритетные сферы развития производства. Сейчас выдвигаются два требования к высокоэффективным инвестиционным проектам: они должны окупаться в течение двух лет и приносить максимум прибыли. Ключевой принцип государственной политики по отношению к частным инвесторам заключается в том, чтобы, не вмешиваясь в их деятельность, максимально содействовать формированию необходимой законодательной базы для повышения их инвестиционной активности и обеспечения надежной защиты вкладываемых средств. Важнейшей предпосылкой активизации инвестиционной деятельности в регионах является снижение инфляции, которое стимулирует инвестиции прежде всего благодаря уменьшению ставки процента, происходящему пока слишком медленно. Повышение инвестиционной активности в значительной степени связано с развитием рынка ценных бумаг, который наряду с банковской системой становится механизмом трансформации финансовых ресурсов в инвестиции. Для формирования благоприятного инвестиционного климата в регионах необходимы снижение налогового бремени и изменения структуры налогов. Чтобы улучшить инвестиционный климат, необходимо активнее использовать бюджет развития. Можно выделить следующие направления расходов бюджета развития: Прямые инвестиции государства, предоставляемые по конкурсу для совместного финансирования проектов; Кредитование экспортных операций; Капитальные вложения с целью проведения мероприятий, связанных с санацией предприятий; Покрытие обязательств по выданным государственным гарантиям. Проводимая государственная политика на снижение ставки банковского кредита и последовательного внедрения механизма бюджета развития позволит обеспечить рост инвестиций в реальный сектор экономики. Реализация бюджета развития формирует предпосылки устранения нехватки средств на финансирование капитальных вложений путем создания гарантированного государством спроса на долгосрочные кредиты, что существенно снижает степень риска для кредиторов. Значительный интерес вызывает география иностранных инвестиций по регионам, которая дает наглядное представление о финансовых ресурсах, поступающих из-за рубежа. По мнению экономистов, исследующих инвестиционные процессы, инвестиционная политика на региональном уровне в перспективе должна строиться на следующих принципах: Концентрация инвестиционного потенциала в тех сферах, где регион имеет реальное преимущество; Структурные преобразования в регионально-отраслевых хозяйственных комплексах; Инвестирование в инновационные технологии, способные дать доход, который обеспечивает расширенное воспроизводство.
8. Региональная инфраструктура Региональная инфраструктура – это комплекс сооружений и видов деятельности, обеспечивающий создание необходимых условий для эффективного функционирования материального производства, свободного движения всех видов товаров и ресурсов, а также нормальной жизнедеятельности населения на территории региона. В совокупности элементы инфраструктуры отражают степень освоенности (обустройства) данной территории. Переход экономики на интенсивный путь развития обусловливает повышение уровня всей системы инфраструктуры и ее отдельных элементов. Региональная инфраструктура как Экономическая категория выражает материально-вещественные элементы и производственные отношения по поводу деятельности различных объектов как производственного, так и непроизводственного характера, направленной на создание комплекса условий для развития экономики и обеспечения жизнедеятельности населения отдельной территории (в данном случае региона). Экономическая Сущность региональной инфраструктуры заключается в экономии, получаемой за счет концентрации вспомогательных производств в период строительства и во время функционирования. Особенно большое значение региональная инфраструктура имеет для поощрения малого и среднего бизнеса, который в этом случае, экономя на вспомогательных производствах, повышает конкурентоспособность своей продукции. Инфраструктура составляет неотъемлемую часть экономического пространства, т. е. это созданный на определенном пространстве комплекс условий, стимулирующий развитие экономической деятельности на данной территории. В региональном аспекте развитие инфраструктуры необходимо как для подъема экономики отсталых регионов, так и для обеспечения потребности развитых регионов. В отсталых регионах необходимо значительную долю капитальных вложений направлять на развитие инфраструктуры, ибо создание последней будет привлекать капитал (в основном частный) в производственные отрасли, что поможет обеспечить экономическое развитие этих регионов. В экономическом смысле инфраструктура обладает несколькими очень важными характеристиками. Во-первых, все составляющие ее отрасли не создают ценностей, и затраты на создание инфраструктуры (весьма существенные) могут окупиться лишь после того, как начнут давать продукцию возникающие благодаря ей производственные отрасли; во-вторых, современное производство не может развиваться в конкретном регионе, если он не обустроен, т. е. создание инфраструктуры должно известным образом опережать хозяйственное освоение территории; в-третьих, уровень развития инфраструктуры определяет в каждый данный момент возможности всестороннего экономического развития региона; в-четвертых, состояние инфраструктуры – это основное стратегическое средство развития региона. Роль инфраструктуры в региональном развитии в условиях рынка заключается в создании и поддержании устойчивых связей между отдельными субъектами регионального хозяйства, что обусловлено наличием достаточно большого количества обособленных производителей, работающих на региональном рынке. По мнению ряда экономистов, от степени развития инфраструктуры зависит социально-экономическая эффективность региона и его конкурентоспособность. Инфраструктура поглощает значительную часть капвложений территории, поэтому большую роль должно играть размещение на ней таких производств, которые наиболее эффективно используют созданную инфраструктуру и местные условия. Место Региональной инфраструктуры в системе рыночных отношений в основном определяется ее конституирующими функциями, среди которых можно выделить три наиболее существенных: распределительную, коммуникационную и регулирующую. Под Распределительной функцией понимается способность инфраструктуры обеспечить распределение товарно-материальных ценностей, финансовых и трудовых ресурсов по отраслям и территориям региона. Коммуникационная функция – это организация эквивалентного обмена продуктами труда (товарами, услугами, информацией и т. п.). Регулирующая Функция обеспечивает восстановление и поддержание сбалансированного спроса и предложения на разнообразных региональных рынках. Неразвитость названных функций способна парализовать производство, привести к нарастанию негативных тенденций в экономике. Основными Принципами функционирования региональной инфраструктуры являются эквивалентность, надежность, сопряженность. Эквивалентность в рыночных условиях устанавливает сбалансированность спроса и предложения через гибкий механизм ценовой, налоговой, кредитной и иной политики. Следовательно, обмен результатами труда основывается на свободных экономических отношениях, без принудительного распределения произведенной продукции по фондам и лимитам, что было характерно для административно-командной системы. Надежность инфраструктуры достигается совокупностью мер экономического, социального, правового, политического характера. При прочих равных условиях надежность функционирования региональной инфраструктуры тем выше, чем больше экономически самостоятельных хозяйствующих субъектов, полностью отвечающих своим имуществом по принятым на себя обязательствам, как в экономике вообще, так и в инфраструктурной сфере в частности. Сопряженность подразумевает четкое соответствие элементов инфраструктуры обслуживаемым ею рынкам, т. е. рынкам товаров, капитала, труда, недвижимости и т. п., а также сбалансированность между основными элементами самой инфраструктуры. Неадекватность инфраструктуры уровню развития рыночных отношений приводит к возникновению и развитию кризисных явлений. Например, несопряженность банковской системы с развитием рынка капиталов является одной из причин падения интереса предпринимателей к инвестированию производства.
9.Основные свойства и признаки региональной инфраструктуры Основные Свойства и особенности региональной инфраструктуры. 1. Обслуживающее значение. Отрасли, составляющие инфраструктуру, не создают новых материальных ценностей. Затраты на создание инфраструктуры окупаются в значительной мере продукцией производственных отраслей, которые она обслуживает (промышленность, сельское хозяйство и т. п.). 2. Неравномерность плотности размещения объектов. Региональная инфраструктура не может равномерно распределяться по всей территории. Вместе с тем различия между более и менее развитыми регионами по уровню оснащенности элементами инфраструктуры не столь резкие, как по уровню
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|