Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Движение. Основные формы движения

 

В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Поскольку движение есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ существования материи. Движение заключено в самой природе материи. Одни формы движения превращаются в другие и ни один вид не берется ниоткуда.

Движение есть единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и покоя. В потоке не прекращается движения, всегда присутствуют дискретные моменты покоя, проявляющиеся, прежде всего в сохранении внутренней природы каждого данного движения, в виде равновесия движений и их относительно устойчивой формы, т.е. относительного покоя. Покой, то есть, сущность как характеристика движения в какой-либо устойчивой форме. Как бы не изменялся предмет, но пока он существует, он сохраняет свою определенность. Река остается рекой. Абсолютный покой невозможен.

Существует несколько качественно различных форм движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Качественное разнообразие одного уровня не может быть объяснено качественным разнообразием другого. Точное описание движения частиц воздуха не может объяснить смысл чел речи. Однако необходимо иметь в виду и общие закономерности, свойственные всяким уровням, а также их взаимодействие. Эта связь выражается в том, что высшее включает низшее. (ДНК - химическое соединение) Однако высшие формы не включены в низшие (нет жизни в химических соединениях).

Прослеживание связей между различными формами движения материи позволяет создать картину их развития во вселенной. На его разных этапах возникают все новые уровни организации материи и соответственно им формы движения, причем появление каждой новой формы связано с состоянием Вселенной как целого. Сразу после Б. Взрыва не было ни атомов ни соответствующих им форм движения. Химические и физические формы движения возникли на определенном уровне развития Вселенной. Также на определенном этапе космической эволюции сформировались планетные системы, возникли условия для возникновения жизни, т.е. биологические формы движения. В этом смысле жизнь надо рассматривать как космическое явление. В свою очередь, только пройдя этап эволюции, живая природа смогла породить социально организованную материю, и тогда возникла социальная форма движения.

Современная наука показывает, что наша астрономическая вселенная, мир, в котором мы живем, по-видимому, является только одним из возможных миров. Причем уже в особенностях взаимодействия элементарных частиц заложены определенные предпосылки, возможности для развертывания более сложных форм движения (мировые константы).

В современной космологии указанные идеи входят в содержание так называемого антропного принципа, согласно которому наш мир устроен таким образом, что допускает возможность появления человека как закономерного итога эволюции материи. Но возможны и другие миры, с другими мировыми константами. Эти миры возможно бедны, пусты и допускают только низшие формы движения материи, а возможно и наоборот. В этом смысле человек и человеческое общество предстают как такая форма организации материи, которая обусловлена свойствами целого нашей Вселенной, фундаментальными характеристиками космоса.

Мировое развитие являет собой закономерный поступательный процесс, противоречия которого представляют собой источник, движения силу общественного прогресса. Всемирная история постоянно выдвигала проблему противоречий общественного прогресса, и каждая ее эпоха свидетельствовала о катаклизмах, переворотах и вместе с тем она являет собой необходимый процесс движения человечества от одних форм своей социальной организации к другим, более совершенным.

Критерий прогресса - общественно историческая практика, в которых выделяются два ее основных вида: производственная и социально-преобразующая. Ядром этой практики выступает развитие производственных сил как высшего критерия общественного прогресса. Главное в производственных силах - это человек. Этим объясняется то, что в данном критерии воплощаются и достижения науки, принципы управления, и социально-полит состояние общества, и уровень образования, и образ жизни вплоть до мировоззрения, которые опосредовано влияют на эффективность производства. Вот почему “развитие производственных сил человечества означает, прежде всего, развитие богатства чел природы как самоцель”. Действительным ядром общественного прогресса выступают способ производства.

Для определения подлинно прогрессивного есть критерий, выработанный самой историей человечества. Критерий этот, выраженный словом гуманизм, обозначает как специфические свойства человеческой природы, так и оценку этих свойств как высшего начала общественной жизни. Прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

 

Принципы детерминизма

 

Понятие причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи и развития. С точки зрения принципа всеобщей связи причинность определяется как один из видов связи, а именно генетическая связь явлений, в которых одно при определенных условиях порождает другое. С точки зрения принципа развития причинность определяется так: всякое изменение и тем более развитие, т.е. изменение в сторону появления нового качества, имеет свою причину и следствие. Причинные отношения присутствуют при любом процессе изменения.

Ограничение на примере принципа причинности накладываются принципом всеобщей связи. К не имеющим причину - следствия связей относятся такие виды связей как пространственно-временные корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии. Однако люб явление имеет свои причины и следствия, не с одним так с другим.

Одной из характеров причинности является ее связь с категорией времени. Время - форма существующей материи, в которой наиболее естественно реализуется причинно-следственные связи. До сих пор причинно-следственная связь взятая в аспекте врем понимается по-разному. Одни считают, что причина всегда предшествует следствию. Какое-то время причины и следствия сосуществуют, а потом причины угасает, а следствие превращается в новую величину. Другие утверждают, что интервалы частично накладываются, третьи, что причины и следствия строго одновременны. Четвертые говорят, что бессмысленно говорить о причинах, которые существуют и значит, действует, если ее следствие еще не вступило в сферу бытия. Разве может быть недействующая причина?

Но понятия причины и следствия равно используются для характерно одновременно протекающих событий, явлений примыкающих друг к другу во времени, и являются, для которых следствие зарождается в недрах причины. Иногда они разделены всем интервалом и связаны между собой через цепь промежуточных звеньев. Следствие может иметь несколько причин, одни из которых является необходимыми, другие - случайными.

Существенной чертой причинности является непрерывность ее действия причинно-следственных связей. Не может быть ни первой причины ни последнего следствия.

Всем типам временных отношений свойственна длительность. Время длительно, необратимо и ассиметрично, ассиметрично и причинно- следственные отношения.

Причинность нельзя рассматривать только как однонаправленное действие причины на следствие, т.к. она является внутренним содержанием связи и взаимодействия явлений. Следствие распространенно свое влияние не только вперед (как новая причина), но и назад, на производную его причину, видоизменяя ее силы, особенно когда причинная связь не мгновенна, а протяженна. Это растянутое во времени взаимодействие причины и следствия называется принципом обратной связи. Он действует всюду, особенно в самоорганизованных системах, где происходят восприятие, хранение, переработка и использование информации. Без обратной связи немыслимы устойчивость, управление и поступательное движение системы.

Итак, все причинно-следственные процессы в мире вызваны не одностороннем действием, а основывается по крайней мере на отношении между 2 взаимодействующими предметами, и в этом смысле причинность должна рассматриваться не просто как вид связи, а и как тип взаимодействия.

Существует несколько типов классификации причинно-следственных отношений, построенных по разным основаниям. Прежде всего это классификация по внутреннему содержанию процессов причинения. Внутренние механические причинения связаны с переносом материи, энергии и информации. В этом типе классификации причин выделяют материальные и идеальные, информационные и энергетические причины, которые тоже делятся на физические, химические, биологические, психологические, социальные причины.

По этому признаку различают причину и условие события. Причина - то, что предает свою силовую потенцию, т.е. вещество, энергию, информацию, а условие - совокупность обстоятельств причинного события (не участвующее в переносе).

2-й тип классификации строится на основе способов проявления причинной связи, которые подразделяются на динамические (однозначные) и статистические (вероятностные). (Квантовая механика, информационные взаимодействия)

Выделяются также причины общие, специфические и главные; объективные и субъективные, непосредственные и опосредованные; всеобщие, особенные и единичные.

Детерминизм - методологический принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определенную, так и вероятностную природу. Механический детерминизм - однозначная причина обусловленность = абсолютное строгое предсказание.

Индетерминизм - методологическая позиция, в которой отрицается как объективность причинных связей, так и ценность причинных объяснений в науке. Г. Риккерт: “Причинное объяснение действительно лишь в пределах наук о природе и неприменимо к наукам о духе, т.е. наукам общественным”. Человеческая воля (или в телеологии - воля божественная) рассматривается детерминизмом как автономная сила, свобода в своих проявлениях от всякой причинности и необходимости, т.е. ничем не обусловленная. Индетерминизм трактует принцип объективной необходимости как фатализм.

Стройная организация всего сущего. Телеология - определяется изначальным целевым устремлениям природы. Стихийно действующая причина рассматривается как действующая в преднамеренно избранном направлении, т.е. как цель. Цель ставится творцом. Гейне: “деревья зелены потому, что зеленый цвет полезен для глаз. Бог создал быков, так как говорят, бульон полезен для человека; ослов для сравнения, а самого человека, чтобы он ел говяжий бульон и не был ослом”.

Естественный отбор - вот истинная причина совершенства органического мира, причина объективной целесообразности природы.

Однако сознательная цель является одним из атрибутов в сфере человеческой деятельности. В науке часто применяется целевой подход, т.е. подчинение процесса исследования его целевой, конечной стадии.

Одним из проявлений всеобщей связи предметов и явлений действительности является закономерная связь между ними. Отличие закономерных связей от незакономерных состоит в том, что первые имеют отличительные признаки, а вторые таковыми не обладают.

Закон - объективное отношение предметов и явлений действительности, таким образом, любой закон действует, не зависимо от моделей и их сознания, поэтому все законы природы и общества носят объективный характер. Во-первых, это доказывается тем, что законы действуют независимо от того, знают о них люди или нет. Во-вторых, законы действуют независимо от того приносят они пользу или вред человеку, человек лишь способен учитывать их действие. В-третьих, если человек игнорирует действие какого-либо закона, то он рано или поздно заявит о себе.

Закон есть необходимые отношения между предметами. Это значит, что любой закон действует с принудительной силой и при соответствующих условиях, в которых он действует, он обязательно заявляет о себе.

Закон есть общее отношение. Это означает, что закон охватывает класс явлений, которые характеризуются действием одного и того же закона при всей самобытности каждого из этих явлений.

Любой закон - это сущностное отношение. Суть состоит в том, что в законе отражается наиболее значимое в характеристике явлений, которое находится в сфере действия этого закона.

Закон действует в определенных условиях и в определенном направлении.

Таким образом, закон - это необходимое, общее, существенное отношение между явлениями объективного мира, которое при соответствующих условиях определяет изменение, развитие их в строго определенном направлении. Поскольку законы действуют в определенных условиях, то существует многообразие их.

Лишение индивида общения и возможности выбора отрицательно сказывается на развитии личности. Еще страшнее навязывание чужой воли. Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность. Свобода есть неотъемлемый атрибут личности.

Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, средств для ее достижения. Свобода, следовательно, не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора определенной цели и плана действий.

Жизнь прекрасна сама по себе. Уже сознание этого наполняет нашу жизнь смыслом.

Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе, уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками и пороками - все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая в совокупности.

Свобода побуждает нас к борьбе, при необходимости, к отказу от всех человеческих радостей и наслаждений. Свобода даже через страдания, риск, потери и поражения, делает нашу жизнь прекрасной. Только свободный человек может делать выбор.

Каждый человек ищет в жизни что-то главное, решающее, великое, что освещает его жизнь. Каждый человек живет ради чего-то большего, чем собственная жизнь, в конечном счете - ради других людей. Жизнь, обретшая смысл, не страшится смерти.


Заключение

 

На основе общих принципов рационального понимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формирует общие предположения об их природе и возможных способах познания. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики, она создает философские 'эскизы' тех или иных природных или общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимого, логически и теоретически возможного. Т. о. философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием белых пятен познавательной картины мира. Конечно, в конкретном - научном плане предстоит заполнить специалистам-ученым, иной общей системе миропонимания. Философия же заполняет их силой логического мышления. Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общих закономерностях и т.д. Однако сами она таких представлений не вырабатывают - в конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются и формируются в сфере философии.


Список литературы

1. Блинников Л.В. Краткий словарь философов, Москва: ИНФРА-М, 2003.-768 с.

2. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений, 2 том. П/р Фролова И.Т. - М., 2003. - 678 с.

3. Гвозданный В.А., Гусев Г.А. Основы философии: этапы развития и современные проблемы, Москва: ИНФРА, 2003. – 753 с.

4. История философии в кратком изложении. М.: Мысль, 2002. - 569 с.

5. История философии / Под редакцией Дынника, Москва: ИНФРА -М, 2002. – 621 с.

6. Спиркин А.Г. Основы философии. М.: Просвещение, 2000. – 789 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...