Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Математика» при реализации учреждениями образования образовательной программы базового уровня занимает ведущее место в формировании ключевых интеллектуальных умений и личностных качеств учащихся, необходимых для жизни в современном обществе. Совокупность знаний, умений, навыков, опыта деятельности, а также качеств личности, формируемых в процессе изучения математики, необходимы как при изучении других учебных предметов, так и для продолжения образования, трудовой деятельности, успешной социализации в обществе. В соответствии с принципами математического образования (контекстности, открытости, непрерывности) ставится следующая триединая цель математического образования учащихся на уровне общего среднего образования: 1) овладение определенным объемом предметных компетенций, обеспечивающих возможность использования математики в непрерывном образовании и решении практических проблем; 2) формирование научного мировоззрения, познавательного интереса, метапредметных компетенций, логического мышления, интуиции, пространственного воображения, необходимых для становления личности, способной к самопознанию и саморазвитию; 3) формирование моральных качеств учащихся, их ценностного отношения к истине, объективного самоанализа и самооценки, способности аргументированно отстаивать свои убеждения, готовности к применению математических знаний в повседневной жизни. Математическое образование на уровне общего среднего образования базируется на знаниевом; личностно ориентированном; компетентностном подходах. В контексте целей обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования задачами изучения учащимися математики как учебного предмета являются:
в предметном направлении: – овладение математическими знаниями, умениями, навыками, способами деятельности, необходимыми для применения в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; – создание фундамента для дальнейшего развития математической компетенции, формирования механизмов мышления, характерных для способов деятельности, применяемых в математике и необходимых для успешного продолжения образования на III ступени общего среднего образования или на уровнях профессионально-технического, среднего специального образования, полноценной жизни в обществе; в метапредметном направлении: – формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; – развитие представлений о математике как форме описания и методе научного познания окружающего мира, создание условий для формирования опыта моделирования средствами математики; – формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер деятельности человека; в направлении личностного развития: – развитие правильных представлений о характере отражения математикой явлений и процессов в природе и обществе, роли методов математики в научном познании окружающего мира и его закономерностей; – развитие логического и критического мышления, культуры устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, способности к эмоциональному восприятию идей математики, рассуждениям, доказательствам, мысленному эксперименту; – формирование умения самостоятельно учиться, контролировать результаты учебной деятельности; – воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;
– формирование качеств мышления, необходимых для социальной адаптации в современном обществе; – развитие математических способностей, интереса к творческой деятельности. Отбор программного содержания проводился исходя из общепедагогических и частно-методических принципов: научности; системности; минимальной достаточности и необходимости; связи содержания математического образования с практической деятельностью. Содержание учебного предмета «Математика» базируется на разделах математики: арифметика; алгебра; множества; функции; геометрия. В свою очередь содержание данных разделов математики выстраивается с учетом логики и целесообразности в содержательные линии, пронизывающие соответствующие темы, которыми представлено содержание учебного предмета. При этом учтены межпредметные связи с географией, физикой, химией, биологией и другими учебными предметами. Распределение учебного материала по классам опирается на возрастные физиологические и психологические особенности учащихся V—IX классов. Обновление содержания учебного предмета В содержание учебного предмета «Математика» включены элементы теории множеств, усилена методологическая и практическая направленность содержания в целях формирования у учащихся умений: – проводить вычисления, включая округление и оценку результатов действий, использовать для подсчетов известные формулы; – извлекать и интерпретировать информацию, представленную в различной форме (таблиц, диаграмм, графиков, схем, иных форм); – вычислять длины, площади и объемы реальных объектов. Методологическая и практическая направленность усилена посредством: – расширения и повышения роли теоретического материала, логических рассуждений, доказательств; – усиления роли и значения комплексного интегрированного сочетания арифметического, алгебраического и геометрического материала как средства математического развития учащихся; – использования таблиц, диаграмм, графиков, схем для наглядного представления количественной информации;
– моделирования реальных объектов, явлений и процессов с помощью математических моделей; – включения для решения практико-ориентированных задач — задач, описывающих реальную или приближенную к ней ситуацию на неформально-математическом языке, а также задач с межпредметным содержанием. Вопросы, отмеченные символом «*», предназначены для самостоятельной поисково-исследовательской или проектной деятельности учащихся (индивидуальной или групповой), организуемой учителем. Время, отведенное на изучение отдельных тем в содержании учебного предмета, является примерным. Оно зависит от используемых учителем методов обучения и воспитания, форм проведения учебных занятий, учебных и внеучебных достижений учащихся. Предусмотренный резерв учебных часов предназначен для обобщения и систематизации учебного материала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|