Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

и демографические процессы

JOURNAL OF TYUMEN STATE OIL AND GAS UNIVERSITY

REGIONAL

SOCIAL PROCESSES

Published by Tyumen State Oil and Gas University, Since 2002

Founder:

Tyumen State Oil and Gas University

Editor-in-Chief:

N.N. Karnaukhov

Editorial Board:

О.М Barbakov., К.G. Barbakova, М.L. Belonozhko, A.S. Gavrin, В.Е. Genin, Z.T. Golenkova,

U.M. Konev, V.К. Levashov, V.V. Plenkina, N.G. Khairullina (Deputy Editor)

Computer Design: U.R. Umachikova

Address: 625000, Russia, Tyumen, Volodarskogo st., 38

Tel./fax: +7 (3452) 25-11-32

E-mail: nur@tgngu.tyumen.ru

ISSN 1813-9736

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Теория и методология исследования социальных процессов

Гаврилюк В.В., Шевченко Г.В., Москвина Н.Р.

Обоснование системы мониторинга качества воспитания средствами обучения 7

Кононова Т.М.

Социологическая концепция формирования личности ХХI века 12

Хамзина Г.Р.

Центрографический подход к исследованию поселенческих структур 14

Яркова Е.Н.

Культурология предпринимательства как исследовательская программа 20

Региональные управленческие процессы

Андронова И.В., Бакшун Н.Р.

Ресурсоемкость нефтяного сектора экономики и пути ее снижения 29

Барбакова К.Г.

Понятие власти и реальная власть: теоретический дискурс 34

Белоножко М.Л., Генин В.Е.

Практика Международного сотрудничества в области образования в условиях интеграции 41

Осипова Л.Б.

Профессиональное образование – гарантия стабильности развития нефтегазового региона 42

Скипин М.Н.

Инновационная инфраструктура в системе высшего образования 43

Тарасевич В.И.

Основные направления развития туризма и его влияние на региональную экономику 45

Фомичев И.Ю.

Этика неформального управления 47

Шалин В.В.

«Болонский процесс» для системы подготовки кадров МВД России 49

Региональные социально-политические и правовые процессы

Дмитриева Н.М.

О необходимости и важности патриотического воспитания в формировании личности специалиста 51

Керимов К.С.

Конфликтогенные факторы межнациональных отношений в северном регионе 53

Шаговой В.Н.

Социологическое исследование процессуального положения потерпевших

и жертв преступности (федеральный и региональный уровни) 56

Щербаков Г.А.

Глобализация в оценках жителей Тюменской области 61

Современные социально-экономические и демографические процессы

Гаркуша А.И.

Социальный прогноз потребительского поведения населения г. Тюмени в оценках экспертов 65

Косинцева Т.Д.

Профессиональный выбор студента 68

Мехришвили Л.Л.

Феномен самотрансценденции в категориях социальной политики 70

Рябов И.В.

Зарубежный опыт решения социальных проблем на предприятиях

с использованием социологических исследований 75

Устинова О.В., Колмакова А.В.

Показатели уровня бедности населения в России и Тюменской области 77

Хайруллина Н.Г.

Современное состояние экономики региона 81

Культурные традиции и новации

Балюк Н.А.

К проблеме реконструкции территориально-ландшафтной структуры ХМАО

как основы жизнедеятельности традиционных сообществ 88

Вэлло Л.П.

Традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера:

его значимость для сохранения и развития этноса 92

Гарабажий В.А.

Роль творчества студентов в формировании культуры вузов 94

Коржова С. Б.

Стереотипы этнической идентификации молодежи 96

Рябчикова З.С., Хайруллина Н.Г.

Изучение этноязыковых процессов в северном регионе 97

Худякова Г.П.

Восточный вопрос в русской философии 100

Аннотации 105

T A B L E O F C O N T E N T S

Theory and methodology of research works in the social processes

Gavrilyuk V.V., Shevchenko G.V., Moskvina N.R.

Foundation of system of monitoring education quality by means of training aids 7

Kononova T.M.

Sociological conception of the XXI-century personality formation 12

Khamzina G.R.

Centrographical approach to investigation of settled structures 14

Yarkova Y.N.

Culturology of entrepreneurship as an investigation program 20

Regional managerial processes

Andronova I.V., Bakshun N.R.

Resources capacity of oil sector in economy and ways of its decrease 29

Barbakova K.G.

Concept of power and real power: theoretical discourse 34

Belonozhko M.L., Genin V.E.

International co-operation practice in education under integration 41

Osipova L.B.

Professional training as a warranty of stable development of oil and gas region 42

Skipin M.N.

Innovative infrastructure in higher education 43

Tarasevich V.I.

Essential directions of tourism development and its influence on regional economy 45

Fomichev I.Y.

Ethics of informal administration 47

Shalin V.V.

Bologna process for training the staff of Russian Ministry of Home Affairs 49

Regional socio-political and legal processes

Dmitrieva N.M.

About necessity and importance of patriotic education in formation of the specialist’s 51

Kerimov K.S.

Conflictogenic factors of inter-ethnic relationship in northern region 53

Shagovoy V.N.

Sociological enquiry of procedural status of crime victims (federal and regional levels) 56

Scherbakov G.A.

Globalization in Tyumen region inhabitants’ opinion 61

Modern socio-economic and demographic processes

Garkusha A.I.

Social forecast of Tyumen inhabitants’ consumer behavior in experts’ opinion 65

Kosintseva T.D.

Professional choice of students 68

Mekhrishvili L.L.

Phenomenon of self-transcendence in categories of social policy 70

Ryabov I.V.

Foreign experience of solving social issues at enterprises with use of sociological researches 75

Ustinova O.V., Kolmakova A.V.

Indicators of poverty level in Russia and Tyumen region 77

Khairullina N.G.

Modern condition economic of region 81

Cultural traditions and innovations

Balyuk N.A.

To the problem of reconstruction of the territorial and landscape structure of

KMAD as a base of vitality of traditional communities personality 88

Vello L.P.

Traditional lifestyle of indigenous peoples of North:

its importance for preserving and developing the ethnos 92

Garabazhiy V.A.

Role of students’ creativity in culture formation of higher education establishments 94

Korzhova S.B.

Stereotypes of ethnic identification of the youngsters 96

Ryabchikova Z.S., Khairullina N.G.

Investigation of ethno-linguistic processes in northern region 97

Khudyakova G.P.

Oriental issue in Russian philosophy 100

ABSTRAC TS___________105

Теори я и методологи я исследовани я

социальны х процессов

В. В. Гаврилюк, Г. В. Шевченко, Н.Р. Москвина

ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ

Интеграция российского высшего образования в европейскую систему выдвигает в число актуальнейших проблем оценку качес-

тва образовательных и воспитательных процессов. Сегодня осуществляется внедрение систем управления качеством на основе между-

народных стандартов ISO 9000:2000 (ГОСТ РИСО 9000:2000). Кроме того, Министерством образования и науки Российской Федерации

были определены задачи по введению зачетных единиц, совместимых с ECTS, в образовательный процесс высших учебных заведений.

Эти задачи решаются, например, через проведение эксперимента по организации образовательного процесса в вузах на основе зачетных

единиц, ориентированных на индивидуализацию образования [9].

Одной из актуальных задач управления сегодня является формирование внутривузовской системы контроля качества образо-

вания и воспитания с привлечением к оценке деятельности вузов студентов и работодателей. Ключевой неразработанной проблемой

является развитие системы обеспечения и контроля качества высшего профессионального образования. Ведется исследовательская

работа по поиску сопоставимых критериев и методологии оценки. Одним из главных требований является задача обеспечения обще-

ственно-профессионального характера процедуры оценки качества, которая достигается путем привлечения к анализу представителей

академической общественности, работодателей, потребителей образовательных услуг. Так, начиная с сентября 2003 года, были введены

показатели, по которым оценивается работа образовательного учреждения: воспитательная деятельность, основанная на определении

образования как целенаправленного процесса воспитания и обучения, научно-исследовательская работа студентов; изучение качества

научно-исследовательской работы вуза и влияние ее результатов на образовательный процесс [9].

Современная зарубежная и отечественная научная мысль ставит человека в центр образовательных концепций, задачу формиро-

вания активного социального субъекта считает главнейшей. Специфика российской модели образованности состоит в ее традиционной

обусловленности ценностями отечественной культуры, принципом народности, направленностью на духовное развитие личности. Из-

менения в идеале образованного человека предопределяют необходимость соответственных преобразований педагогической теории,

государственных норм образованности, институциональных форм образования. Конкретизация образовательного идеала в соответствии

с действительной реальностью осуществляется путем создания моделей, учебных программ, государственных образовательных стандар-

тов и т.д. Выступая в качестве эталона при оценке уровня образованности, эти практические аналоги идеала должны быть максимально

приближены к отражаемому объекту. Но в современных отечественных моделях образованности, зачастую не находят должного места

реальные ценностные ориентиры, нравственные позиции, творческие возможности личности. Такое положение обусловлено сильным

влиянием на нормативную образовательную базу реально действующей парадигмы образования, рамки которой перестали соответс-

твовать требованиям современного этапа общественного развития. Доминирующая сегодня социальная, культурная, экономическая и,

соответственно, образовательная практика способствует повсеместному распространению «homo faber» – человека-мастера, человека-

профессионала. Более того, преимущественные и весьма устойчивые организационные формы современной цивилизации в виде со-

циальных машин, породили весьма для себя удобную и естественную разновидность «homo faber» – человека функционирующего…

основная задача (которого)… – соответствовать установленным системным связям с другими элементами машины, обеспечивая ее фун-

кционирование. Новый идеал образования связан с формированием принципиально новой культурной ситуации. Изменения в культуре,

конечно, происходили и раньше, но в данном случае преобразования привели к возникновению ситуации, когда ценности дисциплины,

управления, организации, культ специалиста постепенно стали отходить на второй план. На первый план выходят другие: ценности сосу-

ществования, культивирование ценностей жизни и природы, признания и понимания чужой точки зрения, диалога, уважения личности и

ее прав, признание высших начал.

Образование должно подготовить человека к жизни в сложных, динамичных условиях, т.е. включить его, по выражению немец-

кого педагога Ф. Фребеля, в прошлое, настоящее и будущее культуры, в ее движение. Образованный человек должен быть приобщен к

исторической и культурной традиции; должен овладеть речью и языками, знаками и символами; приобщиться к культу (определенной

вере, религии, духовному движению), принадлежать к определенной общности и народу; разделять с другими высшие культурные цен-

ности (стремление к благу, разумному поведению, красоте, духовному совершенствованию); наконец, быть полноценно включенным в

социокультурную жизнь – институциональную и обыденную.

Качество воспитательного процесса, его специфика зависят от социальных условий, определяющих положение молодежи в обще-

стве. Преступность, наркомания, алкоголизм (особенно пивной), сексуальная распущенность, СПИД – это незаконченный ряд девиантных

проявлений, наиболее распространенных в молодежной среде. Отрицательное влияние на воспитательный процесс в вузе оказывает пре-

обладание стихийной социализации молодежи в обстоятельствах экономической и политической нестабильности общества. Для высшего

образования характерно сегодня отсутствие заинтересованности работодателей в подготовке квалифицированных специалистов, соци-

альные конфликты и противоречия, возникающие внутри образовательного учреждения [4]. Экономическая, политическая, культурная

системы общества, все еще находятся в состоянии трансформации, что также осложняет самоопределение и успешную самореализацию

российской молодежи. Эти и другие проблемы ставят новые серьезные задачи перед вузом как социальным институтом, формирующим

социальные, нравственные, профессиональные качества личности, будущего профессионала. В государственной стратегии молодежной

политики утверждается, что в «условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником

идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений» [10].

Воспитание в условиях вуза – сложный непрерывный процесс взаимодействия многочисленных факторов разного уровня, реа-

лизующийся в ходе учебной деятельности. Между тем, в науке до сих пор нет однозначного определения понятия «воспитание». Одно из

многочисленных определений раскрывает воспитание как культуросообразный, социо- и личностно-ориентированный педагогический

процесс, направленный на приобщение воспитанника к ценностям культуры, овладение им социальным опытом, развитие ценностно-

смысловой сферы его сознания, становление его личности и индивидуальности [2]. Целью воспитательного процесса всегда является

личность, – формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с

жизнью других людей [7]. С учетом специфики воспитательной деятельности, осуществляемой в высшем профессиональном образова-

нии, цель воспитания дополняется таким важным компонентом, как формирование необходимых профессиональных навыков, умений,

способности творчески применять полученные знания в современных экономических, политических культурных условиях.

Специфика любого воспитательного процесса определяется следующими признаками: целенаправленность воздействий на вос-

питанника (предполагает качественные и количественные изменения, происходящие в процессе взаимодействия воспитателя и воспи-

танника); гуманистическая направленность, взаимодействие воспитателя и воспитанника (этот признак подчеркивает активность самого

воспитанника в процессе воспитания, определяет его субъектную позицию) [6].

Воспитательный процесс, в том числе (и в первую очередь) через преподавание учебных дисциплин, должен включать в себя:

- развитие социального и жизненного опыта, мотивационной сферы, социально-коммуникативных, профессиональных навыков

и умений студентов;

- формирование навыков принятия решений в последовательном и ответственном осуществлении своих социальных функций;

- поддержку профессионального роста;

- гражданское самоопределение;

- осознанное формирование социально приемлемого образа жизни [4].

Воспитательная работа в ТюмГНГУ осуществляется на основе компетентностного подхода, предусматривающего формирование

специалистов высокой квалификации, с помощью активизации позитивных качеств участников учебно-воспитательного процесса, учета

их индивидуальных особенностей, а также создания условий для формирования социально-компетентной личности выпускника вуза.

Решение проблемы измерения влияния воспитания через обучение должно решаться через организацию мониторинга качества

воспитательного процесса. В социологических исследованиях понятие о мониторинге уже достаточно утвердилось, применяется доста-

точно широко, хотя нельзя сказать, что толкование его однозначно. Наиболее общая характеристика мониторинга в социологии: опреде-

ление небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной среды. В мониторинговых исследованиях методом повторных

замеров накапливается и анализируется информация по выделенным показателям в динамике, при этом используется сравнение с ба-

зовыми или нормативными характеристиками. Мониторинговые исследования позволяют получать не только одномоментную, срезовую

информацию о различных сторонах социальной действительности, но и выявлять тенденции их развития.

Сегодня ставится вопрос о необходимости создания нового социального механизма оценки качества деятельности учреждений

образования. Мониторинг развития образовательных и воспитательных систем – необходимое условие эффективного управления. При-

менительно к современной системе образования задачи мониторинга обозначены в федеральных программах развития образования,

утвержденной системе «Менеджмента качества».

Основы системы мониторинга качества образовательной и воспитательной деятельности учреждения профессионального обра-

зования можно рассматривать как совокупность постоянно замеряемой информации, включающей в себя:

• умственное и физическое развитие молодежи;

• движение контингента образовательных учреждений;

• качество преподавания;

• функциональную грамотность различных категорий обучающихся;

• качества подготовки выпускников профессиональных учебных заведений и молодых специалистов;

• трудоустройство выпускников образовательных учреждений;

• использование и результативность социальной помощи, предназначенной на цели образования;

• состояние общественного мнения об образовании среди обучающихся и педагогов, работодателей, заинтересованных групп

населения.

Значительная часть этой информации может быть получена только при использовании междисциплинарного подхода, с приме-

нением психологических, социологических, статистических методов. Каждая из характеристик эффективности системы образования и

воспитания нуждается в разработке системы индикаторов для её измерения. Например, считается установленным фактом – развитие в

учебной деятельности студентов их теоретического мышления, способности к рефлексии, саморегуляции, запоминания, познавательного

интереса, целеполагания и других качеств. Необходимость измерения изменений качеств учащегося в процессе учебной деятельности не

вызывает сомнения. Проблема здесь не только в том, чтобы определить набор качеств и критерии их оценки, но и в том, чтобы доказать,

что развитие этих качеств определяется преимущественно обучающей и воспитывающей деятельностью высшей школы. Традиционным

педагогическим подходом в этой ситуации является измерение обученности и воспитанности учащихся. Различные варианты способа

измерения при таком подходе не изменяют его сути. Между тем сегодня не только в теории, но и в практике педагогической деятельности

оперируют другими понятиями: социальная адаптированность, мобильность, самореализация, личностный рост. С одной стороны – это

реакция отрицания традиционных образовательных установок на измерение «уровня обученности», «уровня воспитанности», а с другой

– это процесс, отражающий действительное размывание идеологизированных педагогических ценностей советской школы.

В идее мониторинга, на наш взгляд, определяющим должен быть комплексный подход, когда критерии развития образовательной

системы отражают, по возможности, все его стороны, а не выражают одну через другую. А это означает, что учебная, социальная, этичес-

кая, валеологическая, граданственная и др. сущности должны быть представлены самостоятельными критериями.

Система мониторинга качества учебно-воспитательного процесса в вузе, на наш взгляд, должна включать в себя и отслеживание

каналов распространения информации, ее прямых и обратных потоков, формальных и неформальных способов ее движения. Включение

в систему мониторинга каналов распространения информации имеет существенное значение для организации системы управления в об-

разовательных системах. С этой точки зрения наша позиция отличается не только в плане теории и методологии мониторинговых иссле-

дований, но и в практическом, прикладном его значении. Представление о каналах распространения информации как об одном из сис-

темных признаков мониторинга развития образовательных систем значительно увеличивает прикладное значение таких исследований.

Определение факторов – первая ступень в обосновании системы мониторинга. Следующая процедура – определение рангов вы-

деленных показателей, их веса. И, наконец, необходимо определить взаимное влияние факторов, характер их взаимосвязи. Совершенно

очевидно, что в условиях инновационной, опытно-экспериментальной работы вуза и в условиях «нормальной» работы ранги факторов и

характер их взаимного влияния факторов будут отличаться.

Итак, содержание социологического мониторинга качества учебно-воспитательного процесса предполагает единство четырех

последовательных и взаимосвязанных процедур:

— сбор информации;

— обобщение и анализ информации;

— распространение информации;

— использование информации.

В строгом смысле, игнорирование хотя бы одного из этих звеньев является манипулированием общественным сознанием, поэтому

процедура мониторинга должна быть соответственно представлена всеми четырьмя этапами. Задачи службы общественного мнения в

данном случае – реализация первых трех этапов.

Формирование системы мониторинга качества воспитательной деятельности в ТюмГНГУ выступает составной частью действую-

щей Программы воспитательной работы. В Программе определены цели, задачи и ожидаемые результаты воспитательной работы.

Цель воспитательной работы ТюмГНГУ заключается в создании условий для становления профессионально и социально ком-

петентной личности студента, способного к творчеству, обладающего научным мировоззрением, высокой культурой и гражданской от-

ветственностью. Задачи воспитательной работы: создание условий, способствующих становлению профессиональной компетентности

личности; создание условий для формирования социально-культурной компетентности личности; содействие развитию нравственных,

профессионально и социально значимых качеств личности.

Ожидаемые результаты ее реализации:

• позитивные тенденции в студенческой среде, снижение показателей различных негативных явлений;

• рост органов студенческого самоуправления и молодежных общественных организаций, усиление их роли в жизни молодежи;

• активизация работы с интеллектуально, художественно и социально одаренными детьми;

• стабильная динамика показателей результативности в учебе, науке, спорте, творчестве, социальной деятельности;

• рост числа участников олимпиад, научных конкурсов, соревнований интеллектуального характера, творческих конкурсов, фес-

тивалей, социальных проектов;

• стабильная динамика укрепления здоровья, рост числа участников спортивных секций, соревнований;

• усиление взаимодействия структур ТюмГНГУ с учреждениями образования, культуры, искусства, средствами массовой информации;

• укрепление престижа вуза, как центра образования, науки и культуры Западной Сибири;

• активизация взаимодействия с семьей, усиление влияния родительской общественности на воспитательную работу в ТюмГНГУ;

• профессионально компетентный выпускник с активной гражданской позицией, научным мировоззрением, нравственным пове-

дением, развитым самосознанием, высококультурный и способный к творчеству;

• успешная послевузовская адаптация выпускников и эффективность их профессиональной деятельности.

Исходя из поставленных в Программе целей и задач, целями формирования системы мониторинга являются:

1) изучение особенностей реализации воспитательного процесса через анализ содержания учебных дисциплин;

2) определение уровня удовлетворенности студентов различными сторонами образовательно-воспитательного процесса;

3) выявление факторов, оказывающих влияние на качество воспитательной деятельности в вузе.

Конкретные задачи служб мониторинга:

1) определение социальных потребностей современного студенчества;

2) выявление уровня удовлетворенности образовательных и социальных потребностей студентов;

3) выявление уровня соответствия воспитательной деятельности социальным потребностям студенчества;

4) выявление отношения студентов к воспитательной составляющей содержания учебных дисциплин;

5) выявление преобладающей педагогической парадигмы как основы воспитательной деятельности педагогического коллектива;

6) оценка воспитательной работы через изучение качества преподавания;

7) изучение профессиональных, культурно-нравственных характеристик развития личности обучаемых;

8) изучение характеристик и условий профессионально-личностного роста педагогов, способствующих повышению качества

воспитательной деятельности;

9) изучение социальных характеристик субъектов учебно-воспитательной деятельности;

10) оценка качества и специфики взаимодействия субъектов учебно-воспитательной деятельности;

11) оценка материально-технического обеспечения воспитательной деятельности.

Очевидно, что мониторинг качества воспитательного процесса и его результатов должен быть направлен на оценку динамики

выделенных показателей. Большинство из них могут быть выявлены социологическими методами.

Программа воспитательной работы ТюмГНГУ построена с позиций нового, компетентностного подхода, позволяющего учитывать

единство процессуального и результативного в развитии субъекта. Компетентностный подход предусматривает содействие формиро-

ванию специалистов высокой квалификации, обеспечивает целенаправленную активную социально полезную деятельность каждого

участника учебно-воспитательного процесса, направлен на активизацию позитивных качеств всех участников учебно-воспитательного

процесса и сориентирован на высокий уровень индивидуальной работы, обеспечивающей формирование ценностей в системе «человек

– общество – природа».

Воспитательная деятельность вуза направлена на содействие становлению нравственной, культурной, профессионально и соци-

ально компетентной личности.

Измерение сформированности качеств студентов как результата деятельности воспитательной системы вуза связано с динамикой

следующих характеристик:

Профессиональные (информационно-технологические, проектно-конструкторские, маркетинговые, правовые, организационно-

управленческие, научно-исследовательские) знания, умения.

Профессионально-корпоративная культура (чувство гордости за принадлежность к выбранной профессии, следование канонам

профессиональной этики, творческий подход к профессиональной деятельности).

Гражданственность и патриотизм (активность социальной и гражданской позиций, правовая культура).

Нравственная культура (сформированность этического самосознания, морально-нравственных качеств и установок).

Общая культура (ориентация на общекультурные ценности, сформированность комплекса позитивных смысложизненных ориен-

таций, установок).

Экологическая культура (развитое гуманистическое отношение к природе, понимание ценности природы, навыки экологически

безопасного поведения).

Физическая культура (следование принципам здорового образа жизни, отношение к собственному здоровью как высшей ценности).

Коммуникативность (умение адекватно вести себя в коллективе, предотвращать и решать конфликтные ситуации).

Самостоятельность (сила воли, самовоспитание, самоконтроль, саморегуляция, рефлексия, эмоциональная стабильность, внут-

ренняя самоответственность).

Креативность (способность к самореализации, творческая активность).

Адекватность (устойчивое, осознанное положительное отношение к себе, окружающим, природе, социуму, стремление к посто-

янному личностному росту, к повышению социального статуса).

Поставленные задачи и ожидаемые результаты, представленные в виде компетентностной модели студента, задают общую стра-

тегию организации мониторинга учебно-воспитательного процесса. Это совсем не означает, что все выделенные качества поддаются

социологическому измерению. На первом этапе создания службы мониторинга требуется определить влияние учебного процесса на

воспитание студентов, выявить воспитывающий потенциал и воспитательный эффект содержания образования, его форм, коммуникации

в ходе преподавания и учения.

Таким образом, мониторинг воспитательной эффективности учебного процесса должен быть построен как внутренний аудит про-

цесса и результатов воспитывающего влияния преподавания и вообще обучения.

Для этого необходимо выделить:

а) базовые показатели для измерения;

б) методы изучения процесса и результата;

в) технологии (инструментарий, периодичность опросов, формы опросов, формирование модели и расчет выборки и т.п.).

Принципы внутреннего аудита предполагают разделение субъектов процесса и субъектов оценки. Другими словами, аудитор не

должен быть включен непосредственно как субъект в оцениваемый процесс. Это значит, что все процедуры сбора, обобщения, обработки

и анализа социологического материала должны проводиться независимой службой, например, как в нашем случае – Центром изучения

общественного мнения.

Итак,

А): Базовые показатели для измерения – совокупность базовых показателей для измерения может быть объединена в 4 группы:

1. Профессионализм.

2. Гражданственность.

3. Приверженность этическим ценностям.

4. Оценка воспитательной среды, роли преподавателя как воспитателя.

Б): Методы изучения процесса и результата

Группа социологических методов на этом этапе мониторинга включает в себя:

1. Контент-анализ рабочих программ по базовым и элективным курсам

2. Опросы студентов и преподавателей университета по репрезентативным выборкам.

3. Фокус-группы

В): Технологии, инструментарий.

Формирование системы мониторинга на этапе внутреннего аудита требует разработки моделей и расчета выборочной совокуп-

ности респондентов – субъектов учебно-воспитательного процесса.

Система менеджмента качества требует строгого соблюдения процедур анализа состояния продукции на этапах «вход – выход».

В нашем случае это требование должно непременно быть воплощено через измерение характеристик и уровня развития профессиональ-

но-деловых и личностных качеств студентов на первом и пятом курсах. Время опросов – сентябрь, когда студенты-первокурсники еще

только адаптируются к вузу. Измерения в этом случае фиксируют (по тем же выделенным блокам) систему ожиданий субъектов учебно-

воспитательного процесса. Опрос преподавателей в данном случае не предполагается. Опрос студентов пятого курса – в эти же сроки,

здесь инструментарий строится как итоговая оценка качества учебно-воспитательного процесса в вузе, может быть, как ретроспектива

ожиданий- «реализованы-не реализованы». Опросы студентов 2-4 курсов проводятся ежегодно, в марте, одновременно с опросами пре-

подавателей. Основа инструментария – те же блоки качеств.

Методу контент-анализа можно дать следующее определение: «это строгое исследование содержания текстовых массивов в це-

лях выявления или измерения социальных тенденций, представленных этими массивами». В научном плане наиболее целесообразно

применять метод контент-анализа в случае, когда требуется высокая степень точности данных; при наличии обширного и несистемати-

зированного материала; когда текстовой материал нельзя охватить без суммарных оценок. Рабочие программы вуза, в нашем случае, вы-

ступают тем самым несистематизированным материалом, который, в свою очередь, должен иметь одну общую конечную цель – развитие

полноценной разносторонне развитой личности.

Контент-анализ учебных программ и пособий по дисциплинам кафедр позволит выявить степень включенности преподавателей

в процесс инновационной воспитательной деятельности ВУЗа, а также типологизировать преподаваемые предметы, в зависимости от их

влияния на воспитательный процесс. Контент-анализ рабочих программ проводится по мере изменения образовательных стандартов

(примерно 1 раз в 5 лет) или с введением новых специализаций в специальностях. На этапе становления системы мониторинга контент-

анализ рабочих программ целесообразно проводить не реже одного раза в три года.

Целью проведения контент-анализа в нашем исследовании выступает выявление места и характера воспитательного аспекта в

учебно-методических программах различных учебных дисциплин. Задачи контент-анализа:

– выявить общий объем вопросов, связанных с воспитательным аспектом в учебно-методических программах различных учебных

дисциплин ТюмГНГУ;

– выявить долю вопросов, связанных с воспитательным аспектом в каждой из тем преподаваемой дисциплины;

– определить преобладающие направления воспитательной работы, осуществляемой посредством образовательного процесса;

– построить типологию дисциплин, преподаваемых в ВУЗе, по характеру воспитательной работы.

Единицами анализа в системе мониторинга выступают термины, связанные с процессом воспитания конкретных качеств лич-

ности, а именно: профессиональные качества, этические нормы, моральные качества, нравственные качества, экологическая культура

личности, самостоятельность, ответственность и пр. Единицами счета является число упоминаний в тексте терминов, обозначенных как

единицы анализа. Пробное, пилотажное исследование требует отбора не менее 30 рабочих программ с целью отработки выбранных нами

единиц анализа. В процессе проведения пилотажа возможна замена единиц анализа на другие, которые реально отражают суть воспи-

тательного процесса в вузе.

КОНТЕНТ-ТАБЛИЦА РАБОЧИХ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ И ПОСОБИЙ

№ Вопрос Кодировка

А1 Информационный повод Воспитание через образование в вузе

А2 ФИО (текст) Фамилия автора пособия или учебника

А3 Тип издания (числ.) 1-методическое пособие

2-учебно-методический комплекс

3-учебное пособие

4-электронный учебник

А4 Название (текст) Название методического пособия, комплекса или учебника

А5 Год издания (числ.) Число

А6 Характер дисциплины (числ.) 1. Техническая

2. Гуманитарная

3.Физико-математическая

А7 Направление воспитательной работы, затра-

гиваемое в вопросе (числ.)

1. Профессиональные качества;

2. Патриотические чувства;

3. Этические качества;

4. Нравственные качества;

5. Развитие толерантности, терпимости;

6. Формирование способностей к самообразованию;

7. Формирование способностей к системе непрерывного образования

А8 Место упоминания о воспитательном про-

цессе (числ.)

1-заголовок

2-текст

3-и там, и там

А9 Тип (числ.) 1- целевая

2 – упоминание более одного раза

3 – упоминание вскользь

А10 Количество вопросов, связанных с воспи-

тательным аспектом в целом в программе

(числ.)

Число

11 Доля вопросов, связанных с воспитательным

аспектом в каждой теме дисциплины (числ.)

1- присутствуют в каждой теме дисциплины;

2- присутствуют в большинстве тем дисциплины;

3- присутствуют только в обзорной теме дисциплины;

4- отсутствуют вообще.

А12 ИНФ (текст) Информационный повод

Дальнейшее развитие системы мониторинга качества учебно-воспитательного процесса предполагает формирование системы и

внешнего аудита. В качестве респондентов в социологическом мониторинге должны в этом случае выступить выпускники вуза, работода-

тели, где заняты выпускники, эксперты из органов государственного и муниципального управления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Анализ и проектирование механизма социально-педагогической поддержки студентов в университете / Калинина З.Н. //

http://www.auditorium.ru.

2. Бонд

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...