V. Подведение итогов урока.
Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия Цели: познакомить ребят с глагольными и наречными признаками деепричастия; учить находить деепричастия в тексте, определять постоянные и непостоянные признаки деепричастий. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. Учащиеся читают предложения, отмечая, что основное и добавочное действия относятся к одному и тому же слову. 2. Повторение. – Найдите среди данных слов деепричастия: Сидели, стоящий, сидевший, сидя; Радовались, радуясь, радующиеся, порадовавшись; Бросился, бросившись, бросившийся, броситься, бросая. 3. Запись на доске (замените подчеркнутые глаголы деепричастиями). И случилось так: с Павлом поравнялся рыжеусый конвоир; Корчагин неожиданно бросился к нему и схватил винтовку, резким движением пригнул ее к земле. Штык с лязгом скребнул о камень. Петлюровец не ожидал нападения, на миг оторопел, но сейчас же рванул винтовку изо всех сил. Навалился всем телом, Павел удержал ее. Бабахнул выстрел. Пуля ударилась о камень и взвизгнула, отскочила рикошетом в канаву. (По Н. Островскому.) – Заменив глаголы деепричастиями, мы получили отрывок из романа Николая Островского «Как закалялась сталь». Надеюсь, вы еще раз убедились, что с помощью деепричастий гораздо живописнее дорисовывается движение лица (предмета). III. Объяснение нового материала. 1. Орфографическая диктовка. ПОГОНЯ Отставая от рыси на пять-шесть прыжков, неслась стая. Вожак, высокий и широкогрудый, бежал впереди. То подкидывая задние ноги к самой груди, то разжимаясь, как пружина, и распластываясь в полете над сугробом, он мчался, распустив свой крупный и длинный хвост по ветру. Серая со светло-рыжим отливом шкура его топорщилась на загривке, стремительно перекатываясь по его узловатым и мощным мускулам.
(В. Потиевский.) 2. Беседа по вопросам. – Найдите в тексте деепричастия. – Укажите глаголы, обозначающие основное действие. – Выпишите словосочетания с деепричастиями. – Изменяются ли деепричастия по родам, числам, падежам? Спрягаются ли они? – Какая еще самостоятельная часть речи не изменяется? (Наречие.) – От каких глаголов образованы данные деепричастия? – От глаголов какого вида? – Какие признаки деепричастий постоянные? А какие – непостоянные? 3. Чтение материала § 26 (с. 77). Признаки глагола и наречные признаки деепричастия. – Что общего имеют и чем различаются деепричастия и глаголы? – А деепричастия и наречия? – Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении? IV. Закрепление. 1. Выборочный диктант. Из предлагаемого текста выпишите деепричастия, определите их морфологические признаки, выделите формообразующие суффиксы. …Пароход снова бухал и дрожал, окно каюты горело, как солнце. Бабушка, около меня, чесала волосы и морщилась, что-то Говорила она, как-то особенно слова, и они мягко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым. …До нее я как будто спал, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, крепкой силой для трудной жизни.
(М. Горький, «Детство».) 2. Выполните синтаксический разбор второй части последнего предложения текста. Это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни. Указать на неизученную пунктограмму. 3. Запишите текст, подчеркните деепричастия. Текст проецируется на экран. Лето прощалось с землей, медлило перед разлукой, топчась на месте, ласково и внимательно озираясь вокруг. Днем было жарко, но к вечеру резко посвежело, и крупные звезды снижались к самой крыше, сверкая острым льдистым блеском. Казалось, от их дыхания холодеет воздух, зябко ежатся деревья, и травы по утрам сгибаются под матовыми дробинами грузной росы, и резные листья берез грустно шелестят, охваченные по краям вкрадчивой тишиной. (Ф. Нестеров.) – Найдите в тексте приемы олицетворения. – Определите и графически покажите, к каким глаголам присоединяются деепричастия. – Одновременно ли происходит действие глагола и деепричастия, или они идут друг за другом? – Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении. – Разберите слово охваченные по составу, а затем – как часть речи. – Обозначьте вид деепричастий, выделите основы и формообразующие суффиксы. V. Подведение итогов урока. – Назовите признаки глагола и наречия у деепричастия. – Изменяются ли деепричастия? – Назовите формообразующие суффиксы деепричастий, которые вам стали известны на уроке. & Домашнее задание: § 26 (полностью), с. 77, составить тест «Третий лишний» по нахождению деепричастий и определению их морфологических признаков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|