Рабочая программа дисциплины составлена: Купчак Л. М., старшим преподавателем кафедры права ______________, Гедзур И.С., преподавателем кафедры права _______________
На основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации по направлению подготовки 40.03.01(030900.62) - Юриспруденция, утвержденном 04 мая 2010 года № 464
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры права
Протокол № __ от «___» ____________ 2015 г.
Заведующий кафедрой __________________ П.В. Волошин
Рабочая программа рассмотрена Учебно-методическим советом Костанайского филиала ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»
Протокол № __ от «___» ____________ 2015 г.
Председатель УМС __________________ Н.А. Нализко
1. Общие сведения
1.1 Характеристика дисциплины: Гражданский процесс – это урегулированная гражданским процессуальным правом деятельность суда, участвующих в деле лиц и других участников процесса, а также органов исполнения судебных постановлений. Гражданский процесс представляет собой установленную законом форму защиты права в судах общей юрисдикции.
1.1.1 Назначение дисциплины: В юридическом вузе гражданский процесс, наряду с гражданским правом, – одна из основных дисциплин учебного курса, без которой невозможно подготовить специалиста высшей квалификации в сфере гражданской юрисдикции
Гражданский процесс составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих в различных сферах общественной и государственной жизни.
1.1.2 Цели дисциплины: Преподавание гражданского процесса нацелено:
- на изучение гражданской процессуальной теории в сочетании с действующим гражданским процессуальным законом и судебной практикой;
- на овладение гражданской процессуальной формой для умелого совершения гражданских процессуальных действий в установленном ГПК порядке;
- на выработку навыков составления процессуальных документов (заявлений, приказов, определений, решений и жалоб);
- на умелое применение гражданских процессуальных норм для разрешения ситуаций, возникающих в гражданском обороте.
- на профессиональную подготовку студентов к практической юриспруденции в судопроизводстве в роли судебного представителя (адвоката, юрисконсульта), прокурора либо судьи, а также члена суда кассационной или надзорной инстанции.
1.1.3 Задачи дисциплины:
1) раскрыть и закрепить базовые представления студентов о существе и формах гражданского процесса, его конституционных и отраслевых принципах;
2) привитие навыков и умений правильного применения гражданско-правовых норм при осуществлении судебного производства;
3) дать правовую характеристику статуса различных участников процесса: суда, сторон, иных участников, исходя из состязательного построения современного гражданского процесса;
4) раскрыть формы, содержание и принципы доказывания, роль и характер участия в доказывании различных участников процесса;
1.2 Место учебной дисциплины в структуре ОП данная дисциплина Гражданский процесс (Б.3. Б.7) входит в профессиональный цикл Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 (030900.62) Юриспруденция и относится предмету по выбору, определяемому вузом.
1.2.1 Пререквизиты: гражданский процесс – одна из профилирующих фундаментальных учебных дисциплин юридических вузов. Основное место в нем занимает судебная форма защиты субъективных прав.
При изучении данной дисциплины студент должен обладать исходными знаниями в области права и элементарными навыками его применения.
Студент должен уметь способность выделять главное из предложенного материала, формулировать и обосновывать суждения по методическим и практическим вопросам досудебного и судебного производства, определять процессуальный порядок разрешения различных ситуаций и способы реагирования на них.
Дисциплина «Гражданский процесс» базируется на положениях следующих дисциплин: «Конституционное право», «Гражданское право», «Теория государства и права», Муниципальное право».
1.2.2 Постреквизиты: курс позволяет овладеть знаниями, которые необходимы для: формирования содержания и механизма гражданской правовой политики государства, соблюдения законности в сфере применения гражданского судопроизводства, умения в профессиональной и непрофессиональной деятельности обеспечивать соблюдение действующего законодательства. Основы данного курса позволяют обеспечить в дальнейшем такие дисциплины как «Особенности гражданского права РК», «Особенности гражданского процесса РК» и др.
1.3 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Коды компетенции (по ФГОС)
Результаты освоения ОП
Содержание компетенций согласно ФГОС
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-1
осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, высокий уровень профессионального правосознания
Знать: научное представление о сущности и роли юриста.
Уметь: общаться с коллегами и выражать собственное мнение.
Владеть: основными методами, способами и средствами получения и обработки правовой информации.
ОК-2
способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы юриста
Знать: основы профессиональной этики юриста.
Уметь: работать в коллективе, взаимодействовать с коллегами.
Владеть: основными методами, способами и средствами получения и обработки правовой информации.
ОК-3
владение культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
Знать: научное представление о сущности и роли юриста.
Уметь: анализировать и обобщать полученную правовую информацию.
Владеть: основными методами, способами и средствами получения и обработки правовой информации.
ОК-4
способность свободно пользоваться русским языком как средство делового общения
Знать: научное представление о сущности и роли юриста.
Уметь: анализировать и обобщать полученную правовую информацию.
Владеть: основными методами, способами и средствами получения и обработки правовой информации.
ОК-5
обладание культурой поведения, готовность к операции с коллегами, работе в коллективе
Знать: научное представление о сущности и роли юриста.
Уметь: анализировать и обобщать полученную правовую информацию.
Владеть: основными методами, способами и средствами получения и обработки правовой информации.
ОК-7
стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
Знать: о проблемах его науки и развития как самостоятельной отрасли права.
Уметь: самостоятельно осваивать социально значимые процессы, необходимые для профессионального развития.
Владеть: основными методами, способами и средствами получения и обработки правовой информации.
ОК-8
способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных профессиональных задач
Знать: научное представление о сущности и роли юриста.
Уметь: применять научные методы при решении профессиональных задач.
Владеть: базовыми правилами сбора, обобщения, первичного и последующего анализа гражданско-правовой информации.
ОК-9
способность анализировать социально значимые проблемы процессы
Знать: научное представление о сущности и роли юриста.
Уметь: применять научные методы при решении профессиональных задач.
Владеть: базовыми правилами сбора, обобщения, первичного и последующего анализа гражданско-правовой информации.
ПК-1
способность участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности
Знать: действующее материальное и процессуальное законодательство на необходимом уровне, способы преодоления пробелов в правовом регулировании, порядок выступления с законодательной инициативой; систему источников правового регулирования в рамках материальных и процессуальных отраслей права.
Уметь: аргументировать свою правовую позицию, отстаивать в рамках правового поля избранную позицию; обосновывать в письменной форме свое предложение; находить и систематизировать пробелы в правоприменительной практике; анализировать потенциальные проблемы правового регулирования. Владеть: методами научно-практического анализа и синтеза, механизмами аргументации своей позиции, способами подкрепления обоснования, навыками поиска информации в рамках рассматриваемого вопроса.
ПК-2
способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
Знать: действующее материальное и процессуальное законодательство на необходимом уровне для возможности оперативного реагирования в профессиональной правозащитной деятельности. Уметь: оперировать понятиями и категориями гражданского процесса и материальных отраслей права, правильно и полно составлять процессуальные документы; применять правовые нормы по аналогии, разрешать правовые коллизии с учетом практического опыта по аналогичным делам; принимать решения и осуществлять профессиональную деятельность в точном соответствии с действующим законом и в интересах доверителя; давать квалифицированные правовые заключения и консультации; правильно ставить вопросы при назначении судебных экспертиз и предварительных исследований.
Владеть: профессиональной юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками анализа правоприменительной практики; навыками принятия необходимых законных мер защиты прав человека и гражданина.
ПК-3
способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права
Знать: действующее материальное и процессуальное законодательство для своевременного пресечения правонарушений; структуру и систему правоохранительных, в том числе судебных, органов Российской Федерации.
Уметь: принимать решения и осуществлять профессиональную деятельность в точном соответствии с действующим законодательством, пресекать обнаруженные нарушения прав; давать квалифицированные правовые заключения и консультации.
Владеть: профессиональной юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками анализа правоприменительной практики; навыками принятия необходимых законных мер защиты прав человека и гражданина.
ПК-4
способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом
Знать: действующее материальное и процессуальное законодательство на необходимом уровне для возможности оперативного реагирования в профессиональной правозащитной деятельности. Уметь: оперировать понятиями и категориями гражданского процесса и материальных отраслей права, правильно и полно составлять процессуальные документы; осуществлять профессиональную деятельность в точном соответствии с действующим законом и в интересах доверителя; давать квалифицированные правовые заключения и консультации; правильно ставить вопросы при назначении судебных экспертиз и предварительных исследований; анализировать правовые акты и применять их положения к конкретной правовой ситуации.
Владеть: профессиональной юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками анализа правоприменительной практики; навыками принятия необходимых законных мер защиты прав человека и гражданина.
ПК-5
способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
Знать: действующее материальное и процессуальное законодательство на необходимом уровне; знать механизмы и способы толкования норм права, виды актов толкования и актов правоприменения.
Уметь: оперировать понятиями и категориями гражданского процесса и материальных отраслей права, правильно и полно составлять процессуальные документы; применять правовые нормы по аналогии, разрешать правовые коллизии с учетом практического опыта по аналогичным делам; анализировать и обобщать судебную практику применения нормативных актов, анализировать «исходные условия» и пути развития дела для реализации оперативного применения нормоположений. Владеть: профессиональной юридической терминологией; навыками работы со справочными правовыми системами; навыками работы с правовыми актами; навыками анализа правоприменительной практики.
ПК-6
способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства
Знать: действующее материальное и процессуальное законодательство на необходимом уровне; способы и порядок толкования правоотношения в целом и его отдельных элементов; виды и понятие юридических фактов как оснований возникновения правоотношений.
Уметь: оперировать понятиями и категориями гражданского процесса и материальных отраслей права, правильно и полно составлять процессуальные документы; давать правовую оценку обстоятельствам, квалифицировать предложенные правоотношения в соответствии с действующим законодательством с учетом предложенных условий; отличать в процессе квалификации однородные правоотношения, формировать самостоятельное содержание как явных, так и скрытых элементов разрабатываемых правоотношений.
Владеть: профессиональной юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками анализа правоприменительной практики; навыками аргументации избранной правовой позиции.
ПК-7
владение навыками подготовки юридических документов
Знать: действующее материальное и процессуальное законодательство на необходимом уровне; правила составления основных процессуальных документов: искового заявления, ходатайств, жалоб, отзывов и т.д.
Уметь: оперировать понятиями и категориями гражданского процесса и материальных отраслей права, правильно и полно составлять процессуальные документы; давать правовую оценку обстоятельствам, квалифицировать предложенные правоотношения в соответствии с действующим законодательством с учетом предложенных условий; отличать в процессе квалификации однородные правоотношения, формировать самостоятельное содержание как явных, так и скрытых элементов разрабатываемых правоотношений; формировать предмет и основания требований. Владеть: профессиональной юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками анализа правоприменительной практики; навыками аргументации избранной правовой позиции.
ПК-8
готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
Знать: действующее материальное и процессуальное законодательство на необходимом уровне, способы защит прав и свобод лиц в арбитражном процессе.
Уметь: оперировать понятиями и категориями гражданского процесса и материальных отраслей права, правильно и полно составлять процессуальные документы; выбирать правильную линию поведения, не ущемляющую чьи-либо права и законные интересы; применять механизмы защиты прав и законных интересов в полном соответствии с действующим законодательством.
Владеть: профессиональной юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками анализа правоприменительной практики; навыками аргументации избранной правовой позиции
ПК-9
способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина
Знать: действующее материальное и процессуальное законодательство на необходимом уровне, способы защит прав и свобод лиц в арбитражном процессе.
Уметь: оперировать понятиями и категориями гражданского процесса и материальных отраслей права, правильно и полно составлять процессуальные документы; выбирать правильную линию поведения, не ущемляющую чьи-либо права и законные интересы; применять механизмы защиты прав и законных интересов в полном соответствии с действующим законодательством.
Владеть: профессиональной юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками анализа правоприменительной практики; навыками аргументации избранной правовой позиции
ПК-10
способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения
Знать: основной понятийный аппарат и нормы, регулирующие данную отрасль; правовое положение субъектов и способы их защиты; специфические особенности рассмотрения споров судами общей юрисдикции.
Уметь: легко пользоваться понятийным аппаратом; применять нормы гражданского законодательства;
Владеть: навыкам подготовки процессуальных документов; навыками решения задач по конкретным ситуациям, выхода из них; навыками применения норм гражданского законодательства в конкретных ситуациях.
ПК-11
способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие к их совершению
Знать: основной понятийный аппарат и нормы, регулирующие данную отрасль; правовое положение субъектов и способы их защиты; специфические особенности рассмотрения споров судами общей юрисдикции.
Уметь: легко пользоваться понятийным аппаратом; применять нормы гражданского законодательства;
Владеть: навыкам подготовки процессуальных документов; навыками решения задач по конкретным ситуациям, выхода из них; навыками применения норм гражданского законодательства в конкретных ситуациях.
ПК-12
способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и способствовать его пресечению
Знать: основной понятийный аппарат и нормы, регулирующие данную отрасль; правовое положение субъектов и способы их защиты; специфические особенности рассмотрения споров судами общей юрисдикции.
Уметь: легко пользоваться понятийным аппаратом; применять нормы гражданского законодательства;
Владеть: навыкам подготовки процессуальных документов; навыками решения задач по конкретным ситуациям, выхода из них; навыками применения норм гражданского законодательства в конкретных ситуациях.
ПК-13
способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации
Знать: действующее материальное и процессуальное законодательство на необходимом уровне; правила составления основных процессуальных документов: искового заявления, ходатайств, жалоб, отзывов и т.д.
Уметь: оперировать понятиями и категориями гражданского процесса и материальных отраслей права, правильно и полно составлять процессуальные документы; давать правовую оценку обстоятельствам, квалифицировать предложенные правоотношения в соответствии с действующим законодательством с учетом предложенных условий; отличать в процессе квалификации однородные правоотношения, формировать самостоятельное содержание как явных, так и скрытых элементов разрабатываемых правоотношений; формировать предмет и основания требований. Владеть: профессиональной юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками анализа правоприменительной практики; навыками аргументации избранной правовой позиции
ПК-14
готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции
Знать: действующее материальное и процессуальное законодательство на необходимом уровне; способы и порядок толкования правоотношения в целом и его отдельных элементов; виды актов толкования правовых норм, их юридическую силу. Уметь: оперировать понятиями и категориями гражданского процесса и материальных отраслей права; осуществлять практической профессиональное толкование, анализировать материалы аутентичного и официального толкования норм права.
Владеть: профессиональной юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками анализа актов толкования, в том числе и актов неофициального толкования (бытового, доктринального, профессионального и т.д.).
ПК-15
способность толковать различные правовые акты
Знать: действующее материальное и процессуальное законодательство на необходимом уровне; способы и порядок толкования правоотношения в целом и его отдельных элементов; виды актов толкования правовых норм, их юридическую силу. Уметь: оперировать понятиями и категориями гражданского процесса и материальных отраслей права; осуществлять практической профессиональное толкование, анализировать материалы аутентичного и официального толкования норм права.
Владеть: профессиональной юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками анализа актов толкования, в том числе и актов неофициального толкования (бытового, доктринального, профессионального и т.д.).
ПК-16
способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности
Знать: действующее материальное и процессуальное законодательство на необходимом уровне для возможности оперативного реагирования в профессиональной правозащитной деятельности. Уметь: оперировать понятиями и категориями гражданского процесса и материальных отраслей права, правильно и полно составлять процессуальные документы; осуществлять профессиональную деятельность в точном соответствии с действующим законом и в интересах доверителя; давать квалифицированные правовые заключения и консультации; правильно ставить вопросы при назначении судебных экспертиз и предварительных исследований; анализировать правовые акты и применять их положения к конкретной правовой ситуации.
Владеть: профессиональной юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками анализа правоприменительной практики; навыками принятия необходимых законных мер защиты прав человека и гражданина.
ПК-18
способность управлять самостоятельной работой обучающихся
Знать: методику преподавания правовых дисциплин, в том числе процессуальных отраслей права, а также основные теоретические положения цивилистического процесса в целом.
Уметь: применять методику преподавания и основные теоретические положения при проведении самостоятельной работы.
Владеть: приемами и навыками самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Гражданский процесс».
ПК-19
способность эффективно осуществлять правовое воспитание
Знать: законодательство и основные теоретические положения дисциплины «Гражданский процесс».
Уметь: применять полученные знания и передавать их неограниченному кругу лиц. Владеть: приемами и навыками гуманитарных наук (философии, политологии, правоведения, теории государства и права), а также основными положениями дисциплины «Гражданский процесс».
1.4 Образовательные технологии. В ходе проведения лекционных и практических занятий по дисциплине используются следующие образовательные технологии: технология поддерживающего обучения (традиционные технологии), технология на основе активизации и интенсификации деятельности студентов, технология развивающего обучения.
Технология поддерживающего обучения (традиционные технологии) – авторитарная технология, обучение весьма слабо связано с внутренней жизнью студента, практически отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.
Технология на основе активизации и интенсификации деятельности студентов – качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и студентов на основе коллективно-распределительной деятельности посредством организации диалога в исследовательской и поисковой деятельности студентов.
2. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Объём дисциплины
Всего часов
Общая трудоемкость дисциплины
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего)
в том числе, аудиторная работа(всего):
Лекции
Семинары, практические занятия
Внеаудиторная работа (всего):
Самостоятельная работа обучающихся, в том числе
Подготовка к практическим занятиям
Курсовая работа (по гражданско-правовому профилю)
Портфолио (по уголовно-правовому профилю)
Экзамен
Вид рубежной аттестации
Компьютерное тестирование
Вид промежуточной аттестации
Экзамен
3. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием часов и видов учебных занятий
№ п/п
Наименование темы
Количество часов
ЛЗ
ПЗ
СРС
Гражданское процессуальное право и гражданское судопроизводство
Гражданские процессуальные принципы
Гражданские процессуальные отношения
Подведомственность и подсудность гражданских дел
Стороны и третьи лица в гражданском судопроизводстве
Участие прокурора в гражданском судопроизводстве
Участие в гражданском судопроизводстве органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права других лиц
Представительство в суде
Доказывание и доказательства в гражданском судопроизводстве
Судебные расходы. Судебные штрафы
Процессуальные сроки
Иск в гражданском процессе
Подготовка дела к судебному разбирательству
Судебное разбирательство
Приказное производство
Постановления суда первой инстанции
Заочное производство
Производство по рассмотрению заявлений о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании международного договора РФ
Особое производство
Нотариальное производство
Производство в суде апелляционной и кассационной инстанции
Производство в суде надзорной инстанции
Пересмотр по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу
Производство по делам с участием иностранных лиц
Медиация
Третейское разбирательство
Исполнительное производство
Арбитражное судопроизводство
Всего
4. Программа дисциплины
4.1 Темы лекционных занятий
№
Тема ЛЗ
Содержание ЛЗ
Кол-во
часов
Кол-во
баллов
Образовательная технология, метод
Гражданское процессуальное право и гражданское судопроизводство
1 Защита нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и законных интересов
2 Понятие, предмет и метод гражданского процессуального права
3 Система гражданского процессуального права и ее связь с другими отраслями права
4 Гражданские процессуальные нормы. Действие норм гражданского процессуального права во времени и в пространстве
5 Понятие, цель, задачи, виды и стадии гражданского судопроизводства
6 Источники гражданского процессуального права
Вводная лекция
Гражданские процессуальные правоотношения
1 Понятие гражданского процессуального отношения и его виды
2 Предпосылки возникновения гражданско-процессуальных отношений
3 Субъекты гражданско-процессуальных отношений
лекция – информация
Представительство в суде
1 Понятие представительства в суде
2 Виды представительства в суде
3 Полномочия представителя в суде
лекция – информация
Иск в гражданском процессе
1 Понятие и сущность искового производства
2 Понятие иска
3 Признаки иска
4 Виды исков
5 Право на иск
6 Распорядительные действия сторон в исковом производстве
7 Защита интересов ответчика в исковом производстве
8 Обеспечение иска
лекция – информация
Подготовка дела к судебному разбирательству
1 Понятие и задачи стадии подготовки
2 Содержание стадии
3 Предварительное судебное заседание
4 Решение вопроса об окончании процесса или его продолжении на стадии подготовки дела к судебному разбирательству
лекция – информация
Судебное разбирательство
1 Возбуждение гражданского судопроизводства
2 Понятие и значение судебного разбирательства
3 Подготовительная часть судебного заседания
4 Рассмотрение дела по существу
5 Вынесение и объявление решения
лекция – информация
Постановления суда первой инстанции
1 Понятие и виды судебных постановлений
2 Сущность и значение судебного решения
3 Содержание судебного решения
4 Требования, предъявляемые к судебному решению
5 Устранение недостатков судебного решения вынесшим его судом
6 Особенности исполнения судебного решения
7 Судебные определения
лекция – информация
Особое производство
1 Понятие и особенности особого производства
2 Классификация дел особого производства и судебный порядок их разрешения
лекция – информация
Производство в суде апелляционной и кассационной инстанции.
1 Сущность и значение стадии апелляционного производства
2 Право апелляционного обжалования и порядок его осуществления
3 Кассационное производство, его сущность и значение
4 Рассмотрение дела судом кассационной инстанции
лекция – информация
Итого по курсу
4.2 Темы практических занятий
№
Тема ПЗ
Содержание ПЗ
Кол-во
часов
Кол-во баллов
Образовательная технология
Гражданское процессуальное право и гражданское судопроизводство
1 Защита нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и законных интересов
2 Понятие, предмет и метод гражданского процессуального права
3 Система гражданского процессуального права и ее связь с другими отраслями права
4 Гражданские процессуальные нормы. Действие норм гражданского процессуального права во времени и в пространстве
5 Понятие, цель, задачи, виды и стадии гражданского судопроизводства
6 Источники гражданского процессуального права
Объяснительно-иллюстративное обучение
Дискуссия
Гражданские процессуальные принципы
1 Понятие и значение принципов гражданского процессуального права
2 Классификация и система принципов гражданского процессуального права
3 Отдельные функциональные принципы гражданского судопроизводства
Объяснительно-иллюстративное обучение
Дискуссия
Гражданские процессуальные отношения
1 Понятие гражданского процессуального отношения и его виды
2 Предпосылки возникновения гражданско-процессуальных отношений
3 Субъекты гражданско-процессуальных отношений
Объяснительно-иллюстративное обучение
Дискуссия
Разбор ситуационных задач
Подведомственность и подсудность
1 Понятие и виды подведомственности гражданских дел
2 Судебная подведомственность гражданских дел
3 Понятие подсудности. Родовая и территориальная подсудность
4 Передача дел из одного суда в другой
Технология поддерживающего обучения
Разбор ситуационных задач
Стороны и третьи лица в гражданском судопроизводстве