в проектируемом севообороте
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Одной из основных задач систем земледелия является организация комплекса агрономических мероприятий по воспроизводству плодородия почвы с целью получения максимальных, высокого качества и стабильных урожаев полевых культур. Исходным положением работы предусмотрена конкретизация параметров плодородия земельных площадей хозяйства, их группировка и освоение системы севооборотов с учетом исходной дифференциации почвенного покрова. На следующем этапе по каждому севообороту, включающему набор культур с конкретными требованиями к почвенному плодородию, устанавливается оптимальная модель плодородия почвы (сочетание количественно нормируемых биологических, агрофизических и агрохимических показателей плодородия).Модели плодородия устанавливаются на экспериментальной основе строго дифференцировано по почвенно-климатическим условиям с учетом конкретной агроэкономической характеристики. Принятая в хозяйстве система земледелия обеспечивает простое или расширенное воспроизводство плодородия почвы. Земледельческие приемы воспроизводства плодородия - севооборот, обработка почвы и применение химических средств защиты растений. Эти приемы в системе земледелия применяются в едином комплексе с удобрениями и мелиоративными мероприятиями. Задание. Оценить данный севооборот с точки зрения воспроизводства органического вещества почвы как основного элемента плодородия. Указать пути возможного улучшения гумусового баланса почвы в севообороте, дать количественный прогноз динамики гумусового баланса при данных агротехнических условиях.
Таблица 20 Система удобрений на запланированный урожай
Основные нормативные данные
1. Вынос азота на 1 т основной продукции (с учетом побочной продукции) кг: озимая пшеница-32, озимая рожь-31, озимая рожь на зеленый корм-4,5, яровая пшеница-32, ячмень-26, овес-30, горох-49, лен-долгунец (волокно)-60, конопля (волокно)-84, вико-овсяная смесь (зеленая масса)-5,0, клеверо-злаковые смеси (сено)-17, многолетние злаковые травы (сено) –12, клевер (сено)-23,5, однолетние травы (сено)-14, кукуруза на силос- 2,9, кукуруза на зерно-27, подсолнечник (семена)-44, люпин (зерно)-68, гречиха-27. капуста белокочанная – 3,5, ранняя – 3,4, морковь – 3,2, свекла столовая – 4,5, лук репчатый и чеснок –3,0, томат – 3,4, огурец – 3,9, картофель-6.
2. Поправочные коэффициенты использования азота почвы для разных по гранулометрическому составу дерново-подзолистых почв следующие: для тяжелого суглинка –0,8; среднего суглинка-1,0; легкого суглинка – 1,2; супеси – 1,4; песка – 1,8; 3. Справочные коэффициенты выноса азота с урожаем разных полевых культур для многолетних трав – 1,0; зерновых и других однолетних культур сплошного сева – 1,2; пропашных – 1,6. 4. Содержание азота в растительных остатках –1,5%, в навозе – 0,5%.
5. Содержание углерода в растительных остатках культур- 45%, в навозе (сухом веществе) – 50%. 6. Использование азота минеральных удобрений (при рекомендуемых дозах) равно 50%, навоза – 25%, растительных остатков – 50%. 7. Обеспеченность потребности клевера в азоте за счет азота атмосферы в вариантах без удобрений 80%, при внесении удобрений-70%; для зернобобовых – 40% и 20%, для вико-овсяной смеси – 20% и 10% соответственно от выноса с урожаем. 8. Уравнения линейной регрессии, которые позволяют быстро определять количество растительных остатков, поступающих в почву. Для озимой пшеницы уравнение регрессии имеет вид – У=0,41 Х + 19,88; для ячменя – У=0,54Х + 10,11; для овса – У=0,55 Х + 2,21; для яровой пшеницы – У=Х + 1,14; для картофеля – У=0,07 Х + 3,54; для кукурузы на силос и других силосных – У=0,1 Х – 6,27; для вико-овсяной смеси и других однолетних трав – У= 0,25 Х + 14,74; для клеверо-злаковых смесей – У=0,23 Х + 35,11; для льна (волокно) – У= 3,12 Х – 3,19; люпина на зеленую массу – У= 0,06 Х + 3,7; гречихи – У= 0,74 Х + 1,93; проса – У= 0,86 Х + 1,45; гороха – У= 1,66 Х + 2,37; сахарной свеклы – У= 0,021 Х + 1,007; кормовых корнеплодов – У= 0,053 Х + 0,76; для овощных культур – У=0,07Х + 3,54. Здесь У - количество растительных остатков (сухое вещество), оставляемое культурой на поле (ц/га). Х - урожай культуры (основная продукция ц/га). 9. Коэффициенты гумификации: для растительных остатков зерновых культур, зернобобовых, многолетних трав и льна –0,25, для кукурузы и других силосных культур –0,15,для картофеля и овощей – 0,08, навоза – 0,30, соломы на удобрение – 0,25. 10. На основании экспериментальных данных минерализация органического вещества почвы в чистом пару равна 1,7 т углерода на 1 га. 11. Соотношение азота и углерода в гумусе 1: 10.
Таблица 21
Выводы и предложения по воспроизводству плодородия почвы____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Работа сдана __________ Подпись преподавателя__________ Вопросы для самоконтроля
1.Что положено в основу расчетной методики гумусового баланса в севообороте? 2.Как учитываются в расчетном балансе гумуса особенности технологии выращивания отдельных культур? 3.Сколько кг углерода (или гумуса) дает при внесении в почву 1т навоза и 1т соломы? 4.Какие агротехнические приемы способствуют улучшению гумусового баланса почвы и какие - ухудшению баланса? 5.Как оценивается участие в гумусовом балансе чистого пара? 6. Понятие о простом и расширенном воспроизводстве плодородия почвы. 7. Пути и методы воспроизводства плодородия почвы в севооборотах различной специализации.
РАЗДЕЛ 3. СОРНЫЕ РАСТЕНИЯ И МЕРЫ БОРЬБЫ С НИМИ
Работа 9. Характеристика основных видов сорных растений и меры борьбы с ними.
Задание. Изучить биологические особенности и классификацию основных видов сорных растений, районы их распространения. Научиться распознавать виды сорных растений по вегетирующим растениям и семенам, засоряющим посевной материал культур. Изучить профилактические, биологические, механические и химические меры борьбы с сорными растениями. Работа выполняется с использованием гербария, коллекций семян и учебных пособий по данной теме.
Малолетние сорные растения 1. Эфемеры Общие биологические особенности эфемеров и меры борьбы с ними: ___________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Представители:
2. Яровые ранние Общие биологические особенности яровых ранних и меры борьбы с ними: ______ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Представители: 3. Яровые поздние Общие биологические особенности яровых поздних и меры борьбы с ними: _____ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Представители:
4. Зимующие Общие биологические особенности зимующих и меры борьбы с ними: __________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Представители:
5. Озимые Общие биологические особенности озимых и меры борьбы с ними: _____________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Представители:
6. Двулетние Общие биологические особенности двулетних и меры борьбы с ними: __________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Представители:
Многолетние сорные растения 7. Мочковатокорневые Общие биологические особенности мочковатокорневых и меры борьбы с ними: __ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Представители:
8. Стержнекорневые Общие биологические особенности стержнекорневых и меры борьбы с ними: ____ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Представители:
9. Корнеотпрысковые Общие биологические особенности корнеотпрысковых и меры борьбы с ними: ___ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Представители:
10. Корневищные Общие биологические особенности корневищных и меры борьбы с ними: _______ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Представители:
11. Клубневые и луковичные Общие биологические особенности луковичных и клубневых и меры борьбы с ними: _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Представители:
12. Ползучие Общие биологические особенности ползучих и меры борьбы с ними: _________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Представители:
Паразиты и полупаразиты Общие биологические особенности паразитов и полупаразитов и меры борьбы с ними: _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Представители:
Работа сдана ____________ Подпись преподавателя ____________ Вопросы для самоконтроля
12. Чем принципиально отличаются системы борьбы с наиболее злостными биологическими группами сорняков - корневищными и корнеотпрысковыми? Работа 10. Определение засоренности почвы семенами сорняков. Задание. Освоить методику и технику определения потенциальной засоренности почвы семенами сорняков. Изучить способы и пути распространения семян сорных растений по территории и роль основных факторов интенсификации земледелия в изменении засоренности почвы. Рекомендовать систему мероприятий по предотвращению засорения почвы. Работа выполняется по фактическим данным, полученным при отмывке образцов почвы, отобранных в полевых условиях в соответствии с методикой, изложенной в «Практикуме по земледелию».
Вариант, слой почвы________________ Навеска почвы для отмывки семян _____________г
Формула для определения количества семян (N) сорняков на 1 м2, шт.: N = d0 * H * n * 10 / a, Где: N – число семян, шт/м2, n - число семян шт. в исследуемой навеске, а – масса исследуемой навески, кг. Значения d0 и H берут из работы 1.
Таблица 22 Результаты исследований
Итого:__________________________
Выводы и предложения ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа сдана____________ Подпись преподавателя _______________
Вопросы для самоконтроля 1. Перечислите способы распространения семян, плодов и диаспор сорняков по территории. 2. Каковы методика и техника определения засоренности почвы семенами сорных растений. 3. Формула для определения засоренности почвы семенами сорных растений в исследуемом слое. 4. Пути предотвращения увеличения количества семян сорняков в почве. 5. Назовите способы уничтожения семян сорняков находящихся в почве. 6. Для каких целей используют значения потенциальной засоренности почвы семенами сорняков в производственных условиях. 7. Как учитывать засоренность почвы органами вегетативного размножения. Работа 11. Обследование и картирование сорняков на полях севооборота. Гербициды и экономическая эффективность их применения Задание 1. Освоить методику обследования и картирования засоренности полей севооборотов. Научиться использовать карту засоренности полей для разработки системы комплексной защиты культурных растений от сорных. Работа выполняется с использованием материалов работы № 5 и методических указаний по определению и картированию сорно-полевой растительности. Учетный лист засоренности поля, участка
Хозяйство __________________________ Область(район) ___________________________
бригада __________________ севооборот __________________ поле __________________
Площадь _______________ культура _______________ «___» __________ 20___г
Карта засоренности
Условные обозначения к карте
Разработка мероприятий по борьбе с сорными растениями в севообороте. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 1 сдано____________ Подпись преподавателя ____________ Задание 2. Изучить классификацию гербицидов, способы и сроки внесения наиболее широко применяемых препаратов. Задание выполняется с использованием справочника «Список пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации». Таблица 24 Расчет потребности в гербицидах и сроки их применения
Условия применения гербицидов: при опрыскивании вегетирующих сорняков ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________при применении почвенных гербицидов ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Освоить методику определения экономической эффективности применения гербицидов. Эффективность применения гербицидов рассчитывается по прибавке урожая культур. Для расчетов используются примерные затраты на применение гербицидов в ценах 2010 г. (наземное опрыскивание – 500 руб./га и стоимость препарата, а также на перевозку дополнительного урожая и его подработку для зерновых, зернобобовых, подсолнечника и льна, 700 руб./т, картофеля и сахарной свеклы 2000 руб./т силосных и трав на сено – 400 руб./т). Таблица 24 Экономическая эффективность применения гербицидов
Анализ эффективности применения гербицидов _____________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа сдана ____________ Подпись преподавателя ____________
Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение основных порогов вредоносности сорных растений. 2. От каких факторов зависит значение экономического порога вредоносности? 3. Изложите классификацию гербицидов. 4. Каковы условия эффективного применения гербицидов? 5. Как используют карту засоренности для разработки системы применения гербицидов в севообороте? 6. Техника безопасности и охрана окружающей среды при работе с гербицидами. 7. Количественные методы учета засоренности и их сущность. 8. Глазомерные методы учета засоренности и их сущность. 9. От чего зависит точность метода учета? 10. Изложите методику производственного обследования и картирования сорно-полевой растительности в полях севооборота. 11. В чем заключаются преимущества и недостатки химических методов борьбы с сорняками? 12. Какие показатели засоренности Вы знаете? 13. Какие виды обследования полей и методы учета сорняков Вы знаете? 14. Какова природа действия гербицидов? 15. Что влияет на избирательность гербицидов? 16. Каковы условия эффективного применения почвенных гербицидов? 17.Как повысить фитотоксичность и эффективность гербицидов в условиях интенсивного земледелия? 18.Каковы оптимальные способы и сроки применения гербицидов
РАЗДЕЛ 4. ОБРАБОТКА ПОЧВЫ Работа 12. Проектирование системы обработки почвы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|