Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

и проведению семинарского занятия

I. При подготовке к занятию.

Накануне на предыдущем занятии выдать план семинара на учебную группу. Один из вопросов не достаточно полно рассмотренный на лекции может быть рекомендован как тема реферативного доклада на семинаре, кроме тех, что рекомендованы в плане семинара. По каждому учебному вопросу подготовить проблему для обсуждения.

Следует посетить учебную группу на самоподготовке и ответить на неясные вопросы. Если самоподготовка не организованна, проконсультировать обучаемых по вопросам семинара в установленное на кафедре время, или во время, по договорённости с ними. Провести консультации с докладчиками, в каждом докладе должны быть отражены и обоснованы мнения автора.

Ориентируя обучаемых по теме семинара отметить, что следует использовать материал лекции и рекомендованную литературу.

Учитывая то, что объём рассматриваемого материала большой, а время на семинар отведено всего 2 часа, обучаемых необходимо предупредить, что по вопросам семинара будет проведён письменный опрос.

В реферативных докладах, которые должны быть короткими и по существу, акцентировать внимание на рассмотрение методов обеспечения безопасности и комфортных условий жизнедеятельности сотрудников ГПС МЧС России особенно при проведении аварийно-спасательных работ. Подробно отразить в выступлениях воздействие природных негативных факторов на человека

II. В ходе занятия.

После проверки наличия обучаемых в аудитории уточнить у них какие трудности они испытывали при изучении темы семинара и в ходе занятия постараться рассмотреть их в первую очередь.

Во вводной части отметить важность рассматриваемой темы, увязать её с предыдущим и последующими занятиями, доложить порядок отработки учебных вопросов и какие цели должны быть достигнуты на занятии. Подчеркнуть, что безопасность любой деятельности сотрудников ГПС МЧС России, населения зависит от четкого знания сложных условий в зонах чрезвычайных ситуаций. Провести контроль степени усвоения материала, рассмотренного на предыдущем занятии. Вопросы контроля по усвоению предыдущего материала представлены в Приложении 2.

При обсуждении первого учебного вопроса целесообразно начать с обсуждения, чем занимается наука БЖД. Какие она решает задачи по обеспечению безопасности людей при их взаимодействии с окружающей средой.

Далее, в зависимости от подготовленности учебной группы остановится на рассмотрении тех вопросов, которые вызвали трудности у обучаемых при их подготовке к семинару. Заострить внимание на рассмотрении вопросов: какими мероприятиями обеспечивается защита людей на соответствующих уровнях обеспечения БЖД, раскрыть понятия опасности, безопасности, идентификации, квантификации, таксономии опасностей. Подробно рассмотреть классификацию видов опасностей.

Учитывая ограниченность по времени (2 часа) преподаватель должен определиться на рассмотрении каких вопросов следует в дальнейшем более детально остановиться, при этом дать возможность выступить обучаемым с подготовленными докладами.

При обсуждениивторого учебного вопроса, целесообразно начать с заслушивания доклада: «Методы обеспечения безопасности и технические средства их реализации», а затем последовательно рассмотреть принципы и методы обеспечения безопасности, системы безопасности человека, виды и характеристики физического и умственного труда, принципы организации отдыха.

При обсуждении третьего учебного вопроса необходимо вначале обсудить вопросы: понятие комфортности труда, критерии комфортности, гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных и непроизводственных помещений, влияние перегревания и переохлаждения, повышенной влажности на состояние здоровья человека, понятие об эргономике и организации рабочих мест, а затем заслушать доклад на тему: «Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности сотрудников ГПС МЧС России». После доклада обсудить с обучаемыми особенности трудовой деятельности спасателей МЧС России, в том числе и сотрудников ГПС, обеспечение безопасности и создание им комфортных условий жизнедеятельности.

При обсуждении четвертого учебного вопроса целесообразно начать с заслушивания доклада: «Воздействие природных негативных факторов на человека», а затем подробно рассмотреть вопросы: классификацию негативных факторов, воздействие негативных факторов на человека и среду обитания, воздействие природных негативных факторов на человека.

В целом при проведении семинара необходимо выбирать методы и приёмы работы с обучаемыми в зависимости от своего педагогического опыта и подготовленности их к семинару. Активность обучаемых целесообразно поддерживать постановкой проблемных вопросов. В ходе семинара рекомендуется проверить конспекты лекций.

После обсуждения каждого вопроса подводить краткий итог и при необходимости уточнять ответы обучаемых.

В заключительной части занятия подвести итог, отметить лучшие, оригинальные и наиболее полные и правильные ответы, поощрить разумную инициативу в дискуссии. Окончательные результаты объявить после проверки блиц опроса, если она была проведена. Поставить задачу по изучению слабо изученных вопросов по рекомендованной литературе.

Задание для самостоятельной работы:

Изучить следующие вопросы (законспектировать основные положения):

1. Природные возможности человека по восприятию информации, распознанию опасностей.

2. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных и непроизводственных помещений.

3. Критерии оценки воздействия негативных факторов на человека и ОПС.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дать определение понятиям: «Жизнедеятельность Человека», «Безопасность», «Безопасность жизнедеятельности». Уровни обеспечения БЖД.

2. Среда обитания человека: бытовая, производственная, социальная, природная.

3. Дать определение понятиям: «Потенциальная опасность, опасные и вредные факторы», «Источники опасности»,«Основные показатели опасности».

4. Квантификация, интенсивность и риск.

5. Концепция приемлемого риска.

6. Раскрыть понятия «Идентификация опасности», «Таксономия опасностей»,

7. Методы обеспечения безопасности.

8. Основы физиологии труда. Виды труда.

9. Физический и умственный труд.

10. Тяжесть и напряженность труда.

11. Дать определение понятиям: «Жизнедеятельность Человека», «Безопасность», «Безопасность жизнедеятельности».

12. Уровни обеспечения безопасности жизнедеятельности.

13. Квантификация, интенсивность и риск.

14. Раскрыть понятия «Идентификация опасности», «Таксономия опасностей».

15. Раскрыть понятия «Виды защиты жизнедеятельности Человека», «Средства обеспечения безопасности».

16. Принципы и методы обеспечения безопасности.

17. Системы организма человека, предназначенные для восприятия факторов внешней среды.

18. Классификация основных форм деятельности человека.

19. Физический и умственный труд.

20. Тяжесть и напряженность труда.

21. Критерии комфортности. Аксиома о взаимосвязи показателей комфортности с видами деятельности человека.

22. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных и непроизводственных помещений.

23. Влияние перегревания и переохлаждения, повышенной влажности на состояние здоровья человека.

24. Понятие об эргономике и организации рабочих мест.

25. Критерии комфортности. Аксиома о взаимосвязи показателей комфортности с видами деятельности человека.

26. Классификация основных форм деятельности человека.

27. Источники загрязнения биосферы.

28. Характеристика техносферы.

29. Классификация негативных факторов.

30. Виды, источники и уровни негативных факторов производственной и бытовой среды.

31. Опасные и вредные факторы.

32. Естественные негативные факторы.

33. Антропогенные негативные факторы.

34. Масштабы и последствия негативного воздействия опасных и вредных факторов среды обитания на человека и окружающую среду.

35. Критерии оценки воздействия негативных факторов на человека и природную среду.

36. Воздействие вредных химических веществ на человека.

37. Воздействие вибраций на человека.

38. Воздействие шума, электростатических и электромагнитных полей на человека.

39. Допустимое воздействие вредных факторов на человека и среду обитания.

40. Естественные и антропогенные негативные факторы.

41. Воздействие токсических веществ и вибраций на человека.

42. Воздействие шума, электростатических и электромагнитных полей на человека.

43. Негативные факторы в системе «человек-среда обитания и их воздействие на человека и среду обитания.

 

Приложение 1

 

Критерии оценки знаний обучающихся

Оценки знаний  
Отлично «5» На поставленный вопрос получен полный, исчерпывающий ответ, с необходимым обоснованием и примерами. Реферативное выступление полностью раскрывает тему с элементами новизны.
Хорошо «4» На поставленный вопрос получен полный ответ, с недостаточным обоснованием. Реферативное выступление раскрывает тему, однако не все моменты достаточно полно проработаны и докладывающий курсант не уложился в отведённое время.
Удовлетворительно «3» На поставленный вопрос получен не полный ответ, без обоснования. Реферативное выступление не полно раскрывает тему, имеются неточности и отдельные ошибки, курсант, делающий доклад не уложился в отведённое время.
Не удовлетворительно «2» На поставленный вопрос не получен ответ, либо он не правильный (ошибочный). Реферативное выступление не подготовлено, либо содержание не раскрывает тему.

Примечание. За активные и правильные дополнения с места по рассматриваемым вопросам преподаватель может выставить оценку в зависимости от глубины ответа курсанта (студента).

 

Приложение 2

Перечень вопросов к семинару

для письменного опроса:

1. Дать определение понятиям: «Жизнедеятельность Человека», «Безопасность», «Безопасность жизнедеятельности». Уровни обеспечения БЖД.

2. Среда обитания человека: бытовая, производственная, социальная, природная.

3. Дать определение понятиям: «Потенциальная опасность, опасные и вредные факторы», «Источники опасности»,«Основные показатели опасности».

4. Квантификация, интенсивность и риск.

5. Концепция приемлемого риска.

6. Раскрыть понятия «Идентификация опасности», «Таксономия опасностей»,

7. Методы обеспечения безопасности.

8. Основы физиологии труда. Виды труда.

9. Физический и умственный труд.

10. Тяжесть и напряженность труда.

11. Дать определение понятиям: «Жизнедеятельность Человека», «Безопасность», «Безопасность жизнедеятельности».

12. Уровни обеспечения безопасности жизнедеятельности.

13. Квантификация, интенсивность и риск.

14. Раскрыть понятия «Идентификация опасности», «Таксономия опасностей».

15. Раскрыть понятия «Виды защиты жизнедеятельности Человека», «Средства обеспечения безопасности».

16. Принципы и методы обеспечения безопасности.

17. Системы организма человека, предназначенные для восприятия факторов внешней среды.

18. Классификация основных форм деятельности человека.

19. Физический и умственный труд.

20. Тяжесть и напряженность труда.

21. Критерии комфортности. Аксиома о взаимосвязи показателей комфортности с видами деятельности человека.

22. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных и непроизводственных помещений.

23. Влияние перегревания и переохлаждения, повышенной влажности на состояние здоровья человека.

24. Понятие об эргономике и организации рабочих мест.

25. Критерии комфортности. Аксиома о взаимосвязи показателей комфортности с видами деятельности человека.

26. Классификация основных форм деятельности человека.

27. Источники загрязнения биосферы.

28. Характеристика техносферы.

29. Классификация негативных факторов.

30. Виды, источники и уровни негативных факторов производственной и бытовой среды.

31. Опасные и вредные факторы.

32. Естественные негативные факторы.

33. Антропогенные негативные факторы.

34. Масштабы и последствия негативного воздействия опасных и вредных факторов среды обитания на человека и окружающую среду.

35. Критерии оценки воздействия негативных факторов на человека и природную среду.

36. Воздействие вредных химических веществ на человека.

37. Воздействие вибраций на человека.

38. Воздействие шума, электростатических и электромагнитных полей на человека.

39. Допустимое воздействие вредных факторов на человека и среду обитания.

40. Естественные и антропогенные негативные факторы.

41. Воздействие токсических веществ и вибраций на человека.

42. Воздействие шума, электростатических и электромагнитных полей на человека.

43. Негативные факторы в системе «человек-среда обитания и их воздействие на человека и среду обитания.

 

Приложение 3

ЗАДАНИЕ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ

по дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»

для обучающихся по направлению 031003.65 «Судебная экспертиза»

квалификация (степень) «специалист»

 

Тема 1. «Основы безопасности жизнедеятельности»

Занятие 1.4 «Основы безопасности жизнедеятельности»

Учебные вопросы:

1. Основные понятия безопасности жизнедеятельности:

1.1. Понятие безопасности, БЖД. Уровни обеспечения БЖД.

1.2. Понятие опасности. Идентификация, квантификация, таксономия опасностей. Основные показатели опасности.

1.3. Классификация видов опасности. Виды защиты жизнедеятельности человека.

2. Методы обеспечения безопасности и основы физиологии труда.

2.1. Принципы и методы обеспечения безопасности.

2.2. Системы организма человека, предназначенные для восприятия факторов внешней среды.

2.3. Классификация основных форм деятельности человека.

2.4. Физический и умственный труд.

2.5. Тяжесть и напряженность труда.

2.6. Принципы организации отдыха.

3. Комфортные условия жизнедеятельности:

3.1. Критерии комфортности. Аксиома о взаимосвязи показателей комфортности с видами деятельности человека.

3.2. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных и непроизводственных помещений.

3.3. Влияние перегревания и переохлаждения, повышенной влажности на состояние здоровья человека.

3.4. Понятие об эргономике и организации рабочих мест.

4. Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания:

4.1. Классификация негативных факторов.

4.2. Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания.

4.3. Виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды.

Рефераты (доклады):

1. Методы обеспечения безопасности и технические средства их реализации.

2. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности сотрудников ГПС МЧС России.

3. Воздействие природных негативных факторов на человека.

Литература, используемая при подготовке к занятию:

Основная:

1. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений / [Л.А. Михайлов, В.М. Губанов, В.П. Соломин и др.]; под ред. Л.А. Михайлова.–2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.–272 с.

2. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник для вузов / С.В. Белов. – М.: Юрайт, 2011. – 680 с.

3. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях в природно-техногенной сфере. Прогнозирование последствий: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Б.С. Мастрюков, – Издательский центр «Академия», 2011. – 368 с.

Дополнительная:

1. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Серия «Высшее образование». Ростов н/Д: «Феникс», 2004. -416 с.

2. Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для студентов всех спец. / О. Н. Русак, К. Р. Малаян, Н. Г. Занько. – 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: "Лань", 2000. – 448 с.

3. Крючек Н.А. и др. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения/ Н.А.Крючек, В.Н.Латчук, С.К.Миронов; Под общ. ред. Г.Н.Кириллова. – М.: Изд-во НЦ-ЭНАС,2003.

4. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

 

Указания обучающимся для подготовки к семинарскому занятию

 

При подготовке к первому учебному вопросу следует усвоить основные понятия БЖД: опасности, их признаков, безопасности и их уровней обеспечения, квантификации, основных показателей ее (интенсивность и риск), идентификации, таксономии, классификации видов опасности.

При рассмотрении этого вопроса следует использовать материалы лекций т.1 и рекомендованную литературу.

При подготовке ко второму учебному вопросу необходимо чётко уяснить основные методы обеспечения безопасности, которые следует рассматривать на взаимодействии двух понятий: гомосферы и ноксосферы. При изучении видов труда следует обратить детальное внимание на виды труда, их количественную оценку по категориям труда. При изучении принципов организации отдыха обратить внимание на уяснение теории утомления. При подготовке доклада 1 учесть специфику деятельности ГПС МЧС России.

При рассмотрении этого вопроса следует использовать материал лекций т.1 и рекомендованную литературу.

При подготовке к третьему учебному вопросу необходимо изучить классификацию комфортных условий жизнедеятельности, ее составных частей и показателей. Рассмотреть гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных и непроизводственных помещений с приведением на семинаре основных численных показателей. Особо уяснить воздействие на условия труда микроклимата окружающей среды (температуры, влажности). Изучить понятие об эргономике и организации рабочих мест.

При рассмотрении этого вопроса следует использовать материалы материал лекций т.1и рекомендованную литературу.

При подготовке доклада 2 обратить внимание на особенности деятельности спасателей и пожарных МЧС России.

При подготовке к четвертому учебному вопросу обратить детальное внимание на изучение классификация негативных факторов, их воздействия на людей и среду обитания. Особо обратить внимание на виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды и их влияния на людей.

При подготовке доклада 3 обратить внимание на особенности воздействия негативных факторов в процессе деятельности спасателей и пожарных МЧС России.

Рефераты (доклады):

1. Методы обеспечения безопасности и технические средства их реализации.

2. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности сотрудников ГПС МЧС России.

3. Воздействие природных негативных факторов на человека.

Задание для самостоятельной работы

Изучить следующие вопросы (законспектировать основные положения):

1. Природные возможности человека по восприятию информации, распознанию опасностей.

2. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных и непроизводственных помещений.

3. Критерии оценки воздействия негативных факторов на человека и ОПС.

Подготовиться к семинарскому занятию.

Вопросы для самоконтроля

1. Дать определение понятиям: «Жизнедеятельность Человека», «Безопасность», «Безопасность жизнедеятельности». Уровни обеспечения БЖД.

2. Среда обитания человека: бытовая, производственная, социальная, природная.

3. Дать определение понятиям: «Потенциальная опасность, опасные и вредные факторы», «Источники опасности»,«Основные показатели опасности».

4. Квантификация, интенсивность и риск.

5. Концепция приемлемого риска.

6. Раскрыть понятия «Идентификация опасности», «Таксономия опасностей»,

7. Методы обеспечения безопасности.

8. Основы физиологии труда. Виды труда.

9. Физический и умственный труд.

10. Тяжесть и напряженность труда.

11. Дать определение понятиям: «Жизнедеятельность Человека», «Безопасность», «Безопасность жизнедеятельности».

12. Уровни обеспечения безопасности жизнедеятельности.

13. Квантификация, интенсивность и риск.

14. Раскрыть понятия «Идентификация опасности», «Таксономия опасностей».

15. Раскрыть понятия «Виды защиты жизнедеятельности Человека», «Средства обеспечения безопасности».

16. Принципы и методы обеспечения безопасности.

17. Системы организма человека, предназначенные для восприятия факторов внешней среды.

18. Классификация основных форм деятельности человека.

19. Физический и умственный труд.

20. Тяжесть и напряженность труда.

21. 21. Критерии комфортности. Аксиома о взаимосвязи показателей комфортности с видами деятельности человека.

22. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных и непроизводственных помещений.

23. Влияние перегревания и переохлаждения, повышенной влажности на состояние здоровья человека.

24. Понятие об эргономике и организации рабочих мест.

25. 25. Критерии комфортности. Аксиома о взаимосвязи показателей комфортности с видами деятельности человека.

26. Классификация основных форм деятельности человека.

27. Источники загрязнения биосферы.

28. Характеристика техносферы.

29. Классификация негативных факторов.

30. Виды, источники и уровни негативных факторов производственной и бытовой среды.

31. Опасные и вредные факторы.

32. Естественные негативные факторы.

33. Антропогенные негативные факторы.

34. Масштабы и последствия негативного воздействия опасных и вредных факторов среды обитания на человека и окружающую среду.

35. Критерии оценки воздействия негативных факторов на человека и природную среду.

36. Воздействие вредных химических веществ на человека.

37. Воздействие вибраций на человека.

38. Воздействие шума, электростатических и электромагнитных полей на человека.

39. Допустимое воздействие вредных факторов на человека и среду обитания.

40. Естественные и антропогенные негативные факторы.

41. Воздействие токсических веществ и вибраций на человека.

42. Воздействие шума, электростатических и электромагнитных полей на человека.

43. Негативные факторы в системе «человек-среда обитания и их воздействие на человека и среду обитания.

 

Лист регистрации изменений

Номер измене­ния Номера листов Основание для внесения изменений   Подпись Расшифровка подписи   Дата Дата внесения изменения
заменен­ных новых аннулиро­ванных
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...