Организация как системный объект.
Под организацией понимается устойчивая группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради решения имеющихся проблем или достижения поставленных целей. Для этого она преобразует на основе соответствующих технологий находящиеся в ее распоряжении материальные, трудовые, информационные ресурсы в требуемые конечные результаты. Главным признаком организации считается наличие цели, к достижению которой стремятся ее члены. Цель объединяет и сплачивает их, придает смысл существованию организации, определенность и конкретную направленность ее действиям. Без цели нет и не может быть организации, ибо люди не согласятся просто так терять свободу своей деятельности и подчиняться общим требованиям, которые они могут внутренне и не принимать. Вторым признаком организации является ее обособленность, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющих ее от внешнего окружения. Третий признак организации — наличие связей между ее отдельными элементами, посредством которых они взаимодействуют, решают возникающие проблемы и достигают поставленных целей. Эти связи бывают экономическими, технологическими, управленческими, информационными, социальными и пр. в качестве еще одного признака организации следует назвать организационную культуру, представляющую собой совокупность установившихся ценностей, традиций, верований, норм поведения, символов, которые во многом определяют характер взаимоотношений и направленность поведения людей. Культура организации считается сегодня фактором конкуренции первого порядка. Организации взаимодействует с внешней средой, должна приспосабливаться к изменениям в ней, чтобы нормально функционировать, и в силу этого должна рассматриваться как "открытая система". Открытая система зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают из внешней среды. Любая организация является открытой системой, так как всегда зависит от внешней среды. Внешние факторы подразделяются на факторы прямого воздействия и косвенного воздействия. Среда прямого воздействия включает факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации: - поставщики, - трудовые ресурсы, - законы государства, - потребители, - конкуренты.
Среда косвенного воздействия состоит из факторов, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на деятельность организации:- состояние экономики страны, - научно-технический прогресс, - социокультурные факторы, - политические факторы. Внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду. Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам: - производство,- маркетинг,- НИОКР,- финансовое управление, - общее управление. Составляющие успеха организации 1)Выживание (главная задача любой организации существовать как можно дольше). Выживание зависит от имеющихся ресурсов и от потребности рынков продукции производственных организаций. 2)Результативность и характерность (результативность- следствие того, что организация поставила правильные цели). Эффективность- следствие того, что выполнение поставленных целей даст желаемый эффект. 3)Производительность относительная характеристика организации и она выражается в количественных показателях, и чем больше эффективность организации, тем больше и производительность, что особенно важно в условиях конкуренции. 4)Практическая реализация (выполнение реальной работы реальными людьми). Успешным управленческим решением считается такое, которое полностью реализуется превращение в результативное и эффективное действие.
9.Принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования. Функция планирования являются первой в процессе управления организацией (предприятием, корпорацией). Она осуществляется менеджерским корпусом для определения целей организации, а также путей и средств их достижения. По своей сути реализации функция планирования представляет заблаговременную и детальную подготовку к будущему. Функция планирования может быть определена как способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое скоординированное направление усилий всех сотрудников на достижение общих целей организации (включая и формулирование самих целей). Содержание планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Планирование предусматривает разработку целей и комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных результатов деятельности с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и организацией в целом. Выполнение функции планирования включает формирование обоснованного ответа на три вопроса: 1) Где мы находимся в настоящее время? 2) Куда мы хотим двигаться? 3) Как мы собираемся это делать? Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления. Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения функций, точнее последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций. Этот цикл управления является универсальным по. отношению к объекту управления, которым является не только организация в целом, но и отдельные подразделения, функции, методы и т. н. Принципы целеполагания:
1.Принцип системности. Цели менеджера представляют собой систему, организованную по направлениям (личные и профессиональные цели), по времени (дальние, среднесрочные и ближние) и приоритетам (степень важности в зависимости от ситуации). 2.Принцип осмысленности. Цели всегда осознанны, они появляются в результате выбора из спектра имеющихся возможностей. 3.Принцип конкретности. Цели всегда сформулированы конкретно, с учетом возможности качественного и количественного измерения продвижения к результату. 4.Принцип временных границ. Для достижения целей определены временные границы. 5.Принцип гуманности. Цели ставятся и осуществляются с учетом того, в какой мере их достижение может доставить дополнительные трудности и обязанности другим людям, какие проблемы для них вызвать. Они должны быть осмыслены с точки зрения того, какой ценой люди заплатят за достижение желаемого результата. Виды планов. По назначению выделяются планы: - определяющие стратегию развития организации, обосновывающие новое производство, новую продукцию, новый проект; - разрабатывающие тактику деятельности организации на конкретный период. По периодам действия планы могут быть: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные. На предприятиях РФ действует система планов, которая включает: стратегический план; прогнозные планы (программы), текущий план; оперативный план-график; бизнес-план. Методы планирования: 1) Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам. 2) Экспериментальный метод - это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов. 3) Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|