Методика «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»
Введение Глава 1. Теоретико – методологические основы к проблеме психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников колледжа 1.1 Понятие адаптации: виды, аспекты, формы, уровни 1.2 Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода 1.3 Психолого-педагогические особенности первокурсников колледжа Вывод по первой главе Глава 2. Исследование психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации студентов-первокурсников колледжа 2.1 Диагностика уровня адаптации студентов-первокурсников колледжа 2.2 Методы и приемы психолого-педагогического сопровождения 2.3 Вывод по второй главе Заключение Список литературы Приложение Введение Актуальность исследования. В настоящее время, когда стремительными темпами развивается научно-технический прогресс и различного рода инновации становятся частью нашей жизни, системное психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации студентов-первокурсников становится очень важным аспектом психологической работы в сфере образования. Сейчас необычайно актуально возникновение программ психолого-педагогической помощи или программ «сопровождения». Адаптация обучающихся в образовательном учреждении является одной из неотделимых частей приспособления личности в социуме. Начало обучения в среднем профессиональном учреждении, принятие обучающимся школы новой социальной роли – роли студента – наиболее немаловажный период, значительно воздействующий на возможности личной самореализации, профессионального самоопределения и построения карьеры. Именно в этот период происходит первая встреча студента с той психологической средой, которая создана в данной образовательной организации, и с которой студенту предстоит взаимодействовать все годы обучения.
Проблема адаптации первокурсников к системе среднего профессионального образования существует на протяжении многих лет. От успешности данного процесса во многом зависит последующая профессиональная деятельность и личностное становление будущего специалиста. Большую роль в обеспечении удовлетворения образовательных потребностей приобрела подготовка специалистов в колледжах, осуществляющих многоуровневую подготовку специалистов со средним профессиональным образованием и являющихся, как правило, многофункциональными и многопрофильными образовательными учреждениями. Специфика колледжа, как среднего профессионального образовательного учреждения определена тем, что именно в ней закладываются основы будущего личности. В процессе получения образования в колледже, студент раскрывает себя в разнообразных видах деятельности во взаимодействии с окружающим социумом. В зависимости от того, как у студентов происходит процесс адаптации к условиям обучения в новой для них образовательной организации, можно говорить о благополучности реализации их в дальнейшей жизни. Понятие «адаптация» становится в последнее время общеупотребительными не только в науке, но и в обыденной жизни. Наиболее последовательно в психологии и педагогике работали такие отечественные и зарубежные ученые, как Л.С. Выгодский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, С.Т. Посохова, А.А. Реан, А. Адлер, З. Фрейд, В.А. Якунин, Д.В. Колесов, А.А. Налчаджян, Д. Мак-Клелланд, Г. Гартманн, Ф.Б. Березин, А.Ф. Лазурский, Я.А. Пономарев, Е.В. Крепанова, Н.А. Коваль, Г. Айзенк, Р. Хэнки. Содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение» сопряжено с широким кругом социально-психологических, социально-педагогических и психолого-педагогических явлений (педагогическая помощь, психолого-педагогическая поддержка, социальная помощь и стимулирование саморазвития личности). В научной литературе указанное понятие рассматривали и рассматривают такие педагоги и психологи, как Г.Бардиер, Н.Ромазан, Т.Чередникова, Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына, Е.А. Козырева, Э.М. Александровская, М.Р. Битянова, Т. Дворецкая, А. Колеченко, В. Семикин, Т.И. Чиркова, И.Ю.Мильковская.
Объект исследования – адаптационный процесс в колледже. Предмет исследования – психолого-педагогическое сопровождениепроцесса адаптации студентов-первокурсников в условиях колледжа. Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать комплекс психолого-педагогических мероприятий по сопровождению студентов к новым условиям обучения в колледже, и выработать практические рекомендации по обеспечению наиболее эффективного протекания данного процесса. В соответствии с объектом, предметом и целью нами были поставлены следующие задачи исследования: 1. Рассмотреть понятие адаптации: виды, аспекты, формы, уровни; 2.Раскрыть понятие психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода; 3.Выявить психолого-педагогические особенности первокурсников; Гипотеза исследования – адаптация первокурсников колледжа будет успешной, если разработать комплекс психолого-педагогических мероприятий по сопровождению и подготовки студентов к новым условиям обучения в колледже. Методы исследования - анализ источников литературы; педагогические и психологические наблюдения; изучение проблемы по данной теме; анкетирование и тестирование участников эксперимента; анализ полученных данных; психолого-педагогический эксперимент и обработка его результатов. Методологическая основа исследования являются теоретико-методологические положения по общей теории и практики, влиянию различных условий на процесс адаптации. В работе использовались фундаментальные исследования по основным положениям адаптации (Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, С.Т. Посохова, А.А. Реан); по основным положениям и проблемам психолого-педагогического сопровождения (Г.Бардиер, Н.Ромазан, Т.Чередникова, Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына, Е.А. Козырева, Э.М. Александровская, М.Р. Битянова, Т. Дворецкая, А. Колеченко, В. Семикин, Т.И. Чиркова, И.Ю.Мильковская).
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии специфики и структуры понятия адаптации студента-первокурсника к усвоению профессиональных знаний и умений, изучении проблем адаптационного периода, необходимости психолого-педагогического сопровождения адаптации и изучение психолого-педагогических особенностей студентов-первокурсников колледжа. Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса психолого-педагогических мероприятий по сопровождению адаптационного процесса и подготовки студентов к новым условиям обучения в колледже. База исследования: Объем и структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.
1.2 Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода Прежде чем говорить о психолого-педагогическом сопровождении, стоит дать определение понятию сопровождение. Термин "сопровождение" впервые появился в работах по практической психологии в книге Г.Бардиер, Н.Ромазан, Т.Чередниковой (1993) в сочетании со словом "развитие" - "Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей". Этот термин в настоящее время широко известен и активно используется. Сопровождать – не значит вести за руку, решать всегда за ребенка, оберегать от всех возможных опасностей. Это значит быть рядом, побуждать к самостоятельности, радоваться успехам, помогать преодолевать возникающие трудности. В словаре русского языка С.И. Ожегова раскрывает понятие сопровождения следующим образом: сопровождать, значит, сопутствовать чему-либо, служить приложением, дополнением к чему-либо [20]. Сопровождение в педагогике рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого (Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына) [19; 20].
Так И.Ю. Мильковская, говоря о сопровождении, утверждает, что сопровождать студентов при прохождении образовательного маршрута и поддержать – значит оказывать им в той или иной форме помощь прямую, непосредственную или опосредованную, педагогическую, психологическую, индивидуальную или групповую, общую [4]. Психолого – педагогическое сопровождение – система профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий для развития личности ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности. Психолого – педагогическое сопровождение сегодня является не только суммой разнообразных методов коррекционно – развивающей работы с детьми, но выступает как технология помощи ребенку на всех ступенях образования [16 – с. 25]. Анализ литературных источников показал, что психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать в нескольких аспектах [44]: -как профессиональную деятельность педагога-психолога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании; -как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих обучающемуся сделать нравственный самостоятельный выбор при решении образовательных задач; -как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого; -как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога, психолога и др. специалистов по обеспечению учебных достижений обучающегося; -как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного. В основу сопровождения были положены следующие принципы: 1) Гуманизация - предполагающая веру в возможности ребенка. 2) Системный подход - основанный на понимании человека как целостной системы. 3) Комплексный подход к сопровождению развития ребенка. 4)Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития. 5) Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно, преемственность и последовательность сопровождения. Говоря о психолого-педагогическом сопровождении процесса адаптации необходимо выделить цель и задачи. Целью психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации студента-первокурсника в условиях колледжа может быть: успешная социализация в учебно-профессиональном коллективе. Главной задачей психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации является помощь студенту-первокурснику в решении актуальных задач обучения и социализации: учебные-профессиональные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений с однокурсниками и преподавателями.
Основные направления работы по психолого-педагогическому сопровождению: - Профилактика – это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем. - Диагностика (индивидуальная, групповая). - Консультирование (индивидуальное, групповое), осуществляется, как правило, по заявленным проблемам, как с педагогами, так и родителями. - Развивающая работа (индивидуальная, групповая). Развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе. - Коррекционная работа (индивидуальная, групповая). Специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить обучающемуся. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей обучающегося. - Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей. - Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений). Последовательность работы по сопровождению представляет из себя следующий алгоритм: 1. Постановка проблем. Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования. 2. Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений. 3. Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для обучающегося, педагога, родителей, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка. 4. Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения. 5. Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению. На сегодняшний день проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям колледжа представляет собой одну из важных общеобразовательных проблем и является частым предметом дискуссий. Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, несформированностью профессионального самоопределения [41]. Студенты-первокурсники колледжа испытывают переломный момент, попадая в новый для себя коллектив, и зная, что в тот момент, когда они испытывают сложности обучения в новом для себя статусе, некоторые их одноклассники продолжают обучение в школе, пока не зная все сложности адаптационного периода при переходе в другой социум. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в колледже. На протяжении первого года обучения происходит вхождении студента-первокурсника в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности. Процесс адаптации первокурсника протекает по следующим уровням: 1. Приспособление к новой системе обучения. 2. Приспособление к изменению учебного режима. 3. Вхождение в новый коллектив. В процессе адаптации студентов-первокурсников к обучению в колледже выявляются следующие трудности: 1. переживания, связанные с уходом из школьного коллектива; 2. недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии; 3. неумение осуществить психологическую саморегуляцию (отсутствие навыков выполнения самостоятельной работы; неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, каталогами); 4. поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; 5. страх публичных выступлений перед своими однокурсниками и авторитетными преподавателями; 6. социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких. Для оптимальной адаптации студентов к обучению в колледже важно знать тактику поведения в конфликтных ситуациях, уровень принятия других, и, конечно же, уровень социально-психологической адаптации. Но самое главное, что именно на первом курсе формируется студент, закладывается фундамент на последующие годы. Не случайно такие перемены происходят у первокурсников за год, а последующие годы не дают столь больших изменений. Резкий перепад характера учебного процесса в школе и в колледже приводит к тому, что многие студенты, привыкшие ранее к постоянному контролю со стороны родителей и педагогов, расслабляются, не могут организовать свое время и уже на первой аттестации становятся кандидатами на отчисление. Поэтому уже в первые месяцы учебы просто обязательны встречи руководителей колледжа со всеми отделениями, заведующих отделениями со своими группами, а также активная работа кураторов. В качестве критериев успешной адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения выделяют [15 – с. 43]: – наличие адаптивных способностей; – осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни; – адекватное отношение к педагогическим воздействиям; –активное участие в жизни студенческого коллектива; – удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями. В качестве основных трудностей, препятствующих процессу адаптации личности студента к новым для него условиям учебного заведения можно выделить следующие: 1. Формальные трудности, т.е. трудности, связанные с новой организацией учебного процесса в колледже и касающиеся познавательно-информационного приспособления к новому окружению, его структуре, особенностям содержания обучения в нем, его традициям, а также к своим новым обязанностям. 2. Трудности социального характера, т.е. трудности общения и коммуникации, трудности социализации иногородних студентов, неудовлетворенность социометрическим статусом, во многом связанные с трудностями первого блока. 3. Дидактические трудности - возникают при активном освоении новых, отличных от школьных, форм занятий, видов работ, необходимых навыков, приемов, способов решений. Сложность адаптации в аспекте данного блока зависит от широты и содержания, разнообразия видов деятельности, интереса к ней, мотивации. 4. Личностный блок включает в себя трудности, обусловленные проблемами эмоциональной сферы, психологических и психических особенностей личности, самоорганизованности.
Вывод по первой главе В первой главе дипломной работы, нами была подробно описана теоретическая основа, а именно: 1) Понятие адаптации: виды, аспекты, формы, уровни 2) Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода 3) Психолого-педагогические особенности первокурсников колледжа В своем исследовании мы определяем адаптацию – в широком смысле – как приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. От того, насколько студент подготовлен к переходу в колледж, зависит течение адаптационного периода. Изменение образа жизни студента приводит в первую очередь к нарушению его эмоционального состояния. Студенты-первокурсники колледжа испытывают переломный момент, попадая в новый для себя коллектив, и зная, что в тот момент, когда они испытывают сложности обучения в новом для себя статусе, некоторые их одноклассники продолжают обучение в школе, пока не зная все сложности адаптационного периода при переходе в другой социум. Адаптационный процесс будет проходить успешнее, если провести ряд мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению. Под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем систему профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий для развития личности ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности. Психолого – педагогическое сопровождение сегодня является не только суммой разнообразных методов коррекционно – развивающей работы с детьми, но выступает как технология помощи ребенку на всех ступенях образования. Но говоря о психолого-педагогическом сопровождении процесса адаптации первокурсников колледжа, следует теоретически описать психолого-педагогические особенности студентов-первокурсников. Так в данной работе, мы будем опираться на общепринятую возрастную периодизацию Д.Б. Эльконина. Таким образом, возраст от 15 до 17 лет следует считать ранней юностью.
Методика «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» С помощью методики К. У. Томаса, описываются пять возможных вариантов поведения индивида в конфликтной ситуации, определяются типические способы реагирования в конфликте. Можно выявить, насколько респондент склонен к соперничеству и сотрудничеству в группе, в команде, насколько стремится к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить их. Эта методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности. Инструкция: Выберите в каждом пункте вариант поведения, который естественнее для вас, и отметьте его. 1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса; б) Вместо обсуждения того, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны. 2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение; б) Я пытаюсь уладить конфликт с учетом интересов другого человека и моих собственных. 3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего; б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. 4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение; б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека. 5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого; б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 6. а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя; б) Я стараюсь добиться своего. 7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно; б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться победы в другом. 8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего; б) Я первым делом стараюсь определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. 9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникших разногласий; б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. 10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего; б) Я пытаюсь найти компромиссное решение. 11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы; б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. 12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры; б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу. 13. а) Я предлагаю среднюю позицию; б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему. 14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах; б) Я пытаюсь доказать другому логику и преимущество моих взглядов. 15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения; б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения. 16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого; б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. 17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего; б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем; б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу. 19. а) Первым делом я пытаюсь определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы; б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно. 20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия; б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. 21. а) Во время переговоров стараюсь быть внимательным к другому; б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. 22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека; б) Я отстаиваю свою позицию. 23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас; б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу; б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс. 25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте; б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого. 26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию; б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас. 27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров; б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. 28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего; б) Улаживая ситуацию, обычно стремлюсь найти поддержку у другого. 29. а) Я предлагаю среднюю позицию; б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий. 30. а) Я стараюсь не задеть чувства другого; б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
Обработка результатов Ответы испытуемых оцениваются в соответствии с ключом. Ключ
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о доминирующем у него стиле поведения в конфликтных ситуациях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|