Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»

Введение

Глава 1. Теоретико – методологические основы к проблеме психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников колледжа

1.1 Понятие адаптации: виды, аспекты, формы, уровни

1.2 Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода

1.3 Психолого-педагогические особенности первокурсников колледжа

Вывод по первой главе

Глава 2. Исследование психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации студентов-первокурсников колледжа

2.1 Диагностика уровня адаптации студентов-первокурсников колледжа

2.2 Методы и приемы психолого-педагогического сопровождения

2.3

Вывод по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время, когда стремительными темпами развивается научно-технический прогресс и различного рода инновации становятся частью нашей жизни, системное психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации студентов-первокурсников становится очень важным аспектом психологической работы в сфере образования. Сейчас необычайно актуально возникновение программ психолого-педагогической помощи или программ «сопровождения».

Адаптация обучающихся в образовательном учреждении является одной из неотделимых частей приспособления личности в социуме. Начало обучения в среднем профессиональном учреждении, принятие обучающимся школы новой социальной роли – роли студента – наиболее немаловажный период, значительно воздействующий на возможности личной самореализации, профессионального самоопределения и построения карьеры. Именно в этот период происходит первая встреча студента с той психологической средой, которая создана в данной образовательной организации, и с которой студенту предстоит взаимодействовать все годы обучения.

Проблема адаптации первокурсников к системе среднего профессионального образования существует на протяжении многих лет. От успешности данного процесса во многом зависит последующая профессиональная деятельность и личностное становление будущего специалиста.

Большую роль в обеспечении удовлетворения образовательных потребностей приобрела подготовка специалистов в колледжах, осуществляющих многоуровневую подготовку специалистов со средним профессиональным образованием и являющихся, как правило, многофункциональными и многопрофильными образовательными учреждениями.

Специфика колледжа, как среднего профессионального образовательного учреждения определена тем, что именно в ней закладываются основы будущего личности. В процессе получения образования в колледже, студент раскрывает себя в разнообразных видах деятельности во взаимодействии с окружающим социумом. В зависимости от того, как у студентов происходит процесс адаптации к условиям обучения в новой для них образовательной организации, можно говорить о благополучности реализации их в дальнейшей жизни.

Понятие «адаптация» становится в последнее время общеупотребительными не только в науке, но и в обыденной жизни. Наиболее последовательно в психологии и педагогике работали такие отечественные и зарубежные ученые, как Л.С. Выгодский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, С.Т. Посохова, А.А. Реан, А. Адлер, З. Фрейд, В.А. Якунин, Д.В. Колесов, А.А. Налчаджян, Д. Мак-Клелланд, Г. Гартманн, Ф.Б. Березин, А.Ф. Лазурский, Я.А. Пономарев, Е.В. Крепанова, Н.А. Коваль, Г. Айзенк, Р. Хэнки.

Содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение» сопряжено с широким кругом социально-психологических, социально-педагогических и психолого-педагогических явлений (педагогическая помощь, психолого-педагогическая поддержка, социальная помощь и стимулирование саморазвития личности). В научной литературе указанное понятие рассматривали и рассматривают такие педагоги и психологи, как Г.Бардиер, Н.Ромазан, Т.Чередникова, Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына, Е.А. Козырева, Э.М. Александровская, М.Р. Битянова, Т. Дворецкая, А. Колеченко, В. Семикин, Т.И. Чиркова, И.Ю.Мильковская.

Объект исследования адаптационный процесс в колледже.

Предмет исследования психолого-педагогическое сопровождениепроцесса адаптации студентов-первокурсников в условиях колледжа.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать комплекс психолого-педагогических мероприятий по сопровождению студентов к новым условиям обучения в колледже, и выработать практические рекомендации по обеспечению наиболее эффективного протекания данного процесса.

В соответствии с объектом, предметом и целью нами были поставлены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие адаптации: виды, аспекты, формы, уровни;

2.Раскрыть понятие психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода;

3.Выявить психолого-педагогические особенности первокурсников;

Гипотеза исследования адаптация первокурсников колледжа будет успешной, если разработать комплекс психолого-педагогических мероприятий по сопровождению и подготовки студентов к новым условиям обучения в колледже.

Методы исследования - анализ источников литературы; педагогические и психологические наблюдения; изучение проблемы по данной теме; анкетирование и тестирование участников эксперимента; анализ полученных данных; психолого-педагогический эксперимент и обработка его результатов.

Методологическая основа исследования являются теоретико-методологические положения по общей теории и практики, влиянию различных условий на процесс адаптации. В работе использовались фундаментальные исследования по основным положениям адаптации (Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, С.Т. Посохова, А.А. Реан); по основным положениям и проблемам психолого-педагогического сопровождения (Г.Бардиер, Н.Ромазан, Т.Чередникова, Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына, Е.А. Козырева, Э.М. Александровская, М.Р. Битянова, Т. Дворецкая, А. Колеченко, В. Семикин, Т.И. Чиркова, И.Ю.Мильковская).

Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии специфики и структуры понятия адаптации студента-первокурсника к усвоению профессиональных знаний и умений, изучении проблем адаптационного периода, необходимости психолого-педагогического сопровождения адаптации и изучение психолого-педагогических особенностей студентов-первокурсников колледжа.

Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса психолого-педагогических мероприятий по сопровождению адаптационного процесса и подготовки студентов к новым условиям обучения в колледже.

База исследования:

Объем и структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

1.2 Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода

Прежде чем говорить о психолого-педагогическом сопровождении, стоит дать определение понятию сопровождение.

Термин "сопровождение" впервые появился в работах по практической психологии в книге Г.Бардиер, Н.Ромазан, Т.Чередниковой (1993) в сочетании со словом "развитие" - "Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей". Этот термин в настоящее время широко известен и активно используется.

Сопровождать – не значит вести за руку, решать всегда за ребенка, оберегать от всех возможных опасностей. Это значит быть рядом, побуждать к самостоятельности, радоваться успехам, помогать преодолевать возникающие трудности.

В словаре русского языка С.И. Ожегова раскрывает понятие сопровождения следующим образом: сопровождать, значит, сопутствовать чему-либо, служить приложением, дополнением к чему-либо [20].

Сопровождение в педагогике рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого (Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына) [19; 20].

Так И.Ю. Мильковская, говоря о сопровождении, утверждает, что сопровождать студентов при прохождении образовательного маршрута и поддержать – значит оказывать им в той или иной форме помощь прямую, непосредственную или опосредованную, педагогическую, психологическую, индивидуальную или групповую, общую [4].

Психолого – педагогическое сопровождение – система профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий для развития личности ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности. Психолого – педагогическое сопровождение сегодня является не только суммой разнообразных методов коррекционно – развивающей работы с детьми, но выступает как технология помощи ребенку на всех ступенях образования [16 – с. 25].

Анализ литературных источников показал, что психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать в нескольких аспектах [44]:

-как профессиональную деятельность педагога-психолога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании;

-как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих обучающемуся сделать нравственный самостоятельный выбор при решении образовательных задач;

-как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого;

-как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога, психолога и др. специалистов по обеспечению учебных достижений обучающегося;

-как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного.

В основу сопровождения были положены следующие принципы:

1) Гуманизация - предполагающая веру в возможности ребенка.

2) Системный подход - основанный на понимании человека как целостной системы.

3) Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.

4)Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития.

5) Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно, преемственность и последовательность сопровождения.

Говоря о психолого-педагогическом сопровождении процесса адаптации необходимо выделить цель и задачи.

Целью психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации студента-первокурсника в условиях колледжа может быть: успешная социализация в учебно-профессиональном коллективе.

Главной задачей психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации является помощь студенту-первокурснику в решении актуальных задач обучения и социализации: учебные-профессиональные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений с однокурсниками и преподавателями.

Основные направления работы по психолого-педагогическому сопровождению:

- Профилактика – это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем.

- Диагностика (индивидуальная, групповая).

- Консультирование (индивидуальное, групповое), осуществляется, как правило, по заявленным проблемам, как с педагогами, так и родителями.

- Развивающая работа (индивидуальная, групповая). Развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе.

- Коррекционная работа (индивидуальная, групповая). Специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить обучающемуся. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей обучающегося.

- Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

- Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

Последовательность работы по сопровождению представляет из себя следующий алгоритм:

1. Постановка проблем. Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования.

2. Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений.

3. Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для обучающегося, педагога, родителей, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.

4. Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

5. Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.

На сегодняшний день проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям колледжа представляет собой одну из важных общеобразовательных проблем и является частым предметом дискуссий.

Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, несформированностью профессионального самоопределения [41].

Студенты-первокурсники колледжа испытывают переломный момент, попадая в новый для себя коллектив, и зная, что в тот момент, когда они испытывают сложности обучения в новом для себя статусе, некоторые их одноклассники продолжают обучение в школе, пока не зная все сложности адаптационного периода при переходе в другой социум.

Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в колледже. На протяжении первого года обучения происходит вхождении студента-первокурсника в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности.

Процесс адаптации первокурсника протекает по следующим уровням:

1. Приспособление к новой системе обучения.

2. Приспособление к изменению учебного режима.

3. Вхождение в новый коллектив.

В процессе адаптации студентов-первокурсников к обучению в колледже выявляются следующие трудности:

1. переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;

2. недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;

3. неумение осуществить психологическую саморегуляцию (отсутствие навыков выполнения самостоятельной работы; неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, каталогами);

4. поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

5. страх публичных выступлений перед своими однокурсниками и авторитетными преподавателями;

6. социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.

Для оптимальной адаптации студентов к обучению в колледже важно знать тактику поведения в конфликтных ситуациях, уровень принятия других, и, конечно же, уровень социально-психологической адаптации.

Но самое главное, что именно на первом курсе формируется студент, закладывается фундамент на последующие годы. Не случайно такие перемены происходят у первокурсников за год, а последующие годы не дают столь больших изменений.

Резкий перепад характера учебного процесса в школе и в колледже приводит к тому, что многие студенты, привыкшие ранее к постоянному контролю со стороны родителей и педагогов, расслабляются, не могут организовать свое время и уже на первой аттестации становятся кандидатами на отчисление. Поэтому уже в первые месяцы учебы просто обязательны встречи руководителей колледжа со всеми отделениями, заведующих отделениями со своими группами, а также активная работа кураторов.

В качестве критериев успешной адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения выделяют [15 – с. 43]:

– наличие адаптивных способностей;

– осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни;

– адекватное отношение к педагогическим воздействиям;

–активное участие в жизни студенческого коллектива;

– удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями.

В качестве основных трудностей, препятствующих процессу адаптации личности студента к новым для него условиям учебного заведения можно выделить следующие:

1. Формальные трудности, т.е. трудности, связанные с новой организацией учебного процесса в колледже и касающиеся познавательно-информационного приспособления к новому окружению, его структуре, особенностям содержания обучения в нем, его традициям, а также к своим новым обязанностям.

2. Трудности социального характера, т.е. трудности общения и коммуникации, трудности социализации иногородних студентов, неудовлетворенность социометрическим статусом, во многом связанные с трудностями первого блока.

3. Дидактические трудности - возникают при активном освоении новых, отличных от школьных, форм занятий, видов работ, необходимых навыков, приемов, способов решений. Сложность адаптации в аспекте данного блока зависит от широты и содержания, разнообразия видов деятельности, интереса к ней, мотивации.

4. Личностный блок включает в себя трудности, обусловленные проблемами эмоциональной сферы, психологических и психических особенностей личности, самоорганизованности.

 

Вывод по первой главе

В первой главе дипломной работы, нами была подробно описана теоретическая основа, а именно:

1) Понятие адаптации: виды, аспекты, формы, уровни

2) Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода

3) Психолого-педагогические особенности первокурсников колледжа

В своем исследовании мы определяем адаптацию – в широком смысле – как приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

От того, насколько студент подготовлен к переходу в колледж, зависит течение адаптационного периода. Изменение образа жизни студента приводит в первую очередь к нарушению его эмоционального состояния.

Студенты-первокурсники колледжа испытывают переломный момент, попадая в новый для себя коллектив, и зная, что в тот момент, когда они испытывают сложности обучения в новом для себя статусе, некоторые их одноклассники продолжают обучение в школе, пока не зная все сложности адаптационного периода при переходе в другой социум.

Адаптационный процесс будет проходить успешнее, если провести ряд мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению. Под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем систему профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий для развития личности ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности. Психолого – педагогическое сопровождение сегодня является не только суммой разнообразных методов коррекционно – развивающей работы с детьми, но выступает как технология помощи ребенку на всех ступенях образования.

Но говоря о психолого-педагогическом сопровождении процесса адаптации первокурсников колледжа, следует теоретически описать психолого-педагогические особенности студентов-первокурсников. Так в данной работе, мы будем опираться на общепринятую возрастную периодизацию Д.Б. Эльконина. Таким образом, возраст от 15 до 17 лет следует считать ранней юностью.

 

Методика «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»

С помощью методики К. У. Томаса, описываются пять возможных вариантов поведения индивида в конфликтной ситуации, определяются типические способы реагирования в конфликте. Можно выявить, насколько респондент склонен к соперничеству и сотрудничеству в группе, в команде, насколько стремится к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить их. Эта методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности.

Инструкция:

Выберите в каждом пункте вариант поведения, который естественнее для вас, и отметьте его.

1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;

б) Вместо обсуждения того, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение;

б) Я пытаюсь уладить конфликт с учетом интересов другого человека и моих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение;

б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого;

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя;

б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно;

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться победы в другом.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Я первым делом стараюсь определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникших разногласий;

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего;

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры;

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию;

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах;

б) Я пытаюсь доказать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения;

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого;

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем;

б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я пытаюсь определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Во время переговоров стараюсь быть внимательным к другому;

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека;

б) Я отстаиваю свою позицию.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас;

б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу;

б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте;

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию;

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров;

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Улаживая ситуацию, обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию;

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувства другого;

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

 

Обработка результатов

Ответы испытуемых оцениваются в соответствии с ключом.

Ключ

Стратегия поведения Номера утверждений
Сотрудничество 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б
Соперничество 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а
Компромисс 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а
Приспособление 1б, 3б, 4б, 11б, 15а, 16а, 18а, 21а, 24а, 25б, 27б, 30а
Избегание 1а, 5б, 6а, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 23б, 27а, 29б

 

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о доминирующем у него стиле поведения в конфликтных ситуациях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...