для предприятий Татарстана и ее решение
Компании Татнефть и Башнефть являются наиболее последовательными противниками "банка качества". По их мнению, необходимость выплаты премии компаниям, работающим на более качественных сибирских месторождениях, приведет к ухудшению финансового положения их компаний, которые вынуждены работать на старых и уже истощающихся месторождениях. Глава Татарстана Минтимер Шаймиев предсказывал в случае введения "банка" ежегодные поборы с "Татнефти" в размере $0,5 млрд., прекращение работ на мелких месторождениях, поскольку они станут нерентабельными, и, как следствие, вынужденное увольнение тысяч работников. Но к сегодняшнему дню он в значительной степени смягчил свою позицию по данному вопросу. Теперь главное требование Шаймиева заключается в том, чтобы уравнять правила игры при введении банка качества (в частности, снизить уровень налогов для пользователей "тяжелых" месторождений). Как считают аналитики, добытчики "тяжелой" нефти могут снизить свои потери, построив очистительные мощности, которые должны довольно быстро окупиться. Правительство Татарстана приняло решение о строительстве в республике нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) мощностью 5 млн тонн нефти в год. Планируется, что НПЗ будет рассчитан исключительно на переработку высокосернистой (карбоновой) нефти, добываемой в республике 32 малыми нефтяными компаниями (МНК). Таким образом, с учетом уже существующего и строящегося сейчас НПЗ республика сможет перерабатывать всю добываемую карбоновую нефть, составляющую половину общей нефтедобычи. Эксперты связывают эти планы с подготовкой нефтяников РТ к введению банка качества нефти, не исключающего запрет на допуск высокосернистого углеводородного сырья в магистральные нефтепроводы.
О том, что правительство РТ начало реализацию обсуждаемой несколько месяцев идеи строительства в республике еще одного нефтеперерабатывающего завода. Цель проекта — переработка 5 млн тонн исключительно карбоновой нефти, добываемой на территории республики 32 МНК. В 2005 году МНК добыли 5,7 миллиона тонн, по прогнозу к 2008 году они будут добывать 7,5 миллиона тонн. И эту нефть надо переработать. Хотя о схеме работы будущего НПЗ сейчас говорить рано, отдельные примерные параметры проекта в холдинге уже называют. По словам Рафината Яруллина, НПЗ, «скорее всего, будет комбинированным», то есть рассчитанным на выпуск как моторного топлива (бензина, дизельного топлива), так и нефтехимических продуктов. Его примерная стоимость составит $3 млрд. О сроках строительства в холдинге пока ничего сказать не могут. Если планы правительства РТ осуществятся, то в республике с учетом действующего в Нижнекамске НПЗ (ННПЗ) мощностью 7 млн тонн нефти и строящегося сейчас НПЗ ОАО «Татнефть» такой же мощности (окончание строительства запланировано на 2010 год) появятся три завода общей мощностью 19 млн тонн нефти. При том, что ННПЗ рассчитан на переработку смешанной нефти в пропорции примерно 50% карбона и 50% девона, а НПЗ «Татнефти» будет только «карбоновым», республика сможет обеспечить собственную переработку практически всей высокосернистой нефти (в прошлом году из 30,7 млн тонн добытой в РТ нефти доля карбоновой составила 15,4 млн тонн). Эксперты связали планы нефтяников РТ с предстоящим введением в России новых стандартов качества нефти. Стоит вспомнить, что летом 2005 года вопрос о повышении цены отечественной экспортируемой нефти поднял президент Владимир Путин. С тех пор чиновники неоднократно пытались найти решение проблемы, однако все попытки оказались безуспешными. По сути, выход только один — недопущение высокосернистой нефти Татарстана и Башкирии в магистральные трубопроводы. Пока на такие жесткие меры власти не решились, но вопрос выравнивания цен на российскую нефть марки Urals и североамериканской Brent остается. «Решение республики о строительстве НПЗ, рассчитанного на переработку высокосернистой нефти, можно рассматривать как страховку от того, что тяжелую нефть не пустят в магистральную трубу», — говорит аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Максим Шеин, отмечая, что в сложившихся обстоятельствах «это вполне разумно».
Строительство еще одного НПЗ —оправданный шаг в преддверии введения банка качества нефти. Госсоветник при президенте РТ по вопросам недропользования, нефти и газа Ренат Муслимов говорит, что разработка проекта строительства третьего НПЗ, который сможет полностью «закрыть» проблему высокосернистой нефти, связана с введением в РФ новых стандартов качества нефти.
Заключение
Банк качества нефти - это система, позволяющая отдельно транспортировать сырье разного качества. Такие компании, как "Сибнефть", "ЛУКОЙЛ", ТНК-ВР, в основном добывают "легкую" нефть, с низким содержанием серы. "Татнефть" и "Башнефть", напротив, разрабатывают месторождения с "тяжелой" нефтью, перерабатывать которую дороже. Однако вся нефть сегодня смешивается в трубе и идет на экспорт под маркой Urals. Стоит она на мировых рынках меньше, чем западный аналог Brent. И именно, этот факт возмутил президента, он нацелил внимание правительства, чтобы эта несправедливость была устранена. В России уже существует система и технологии раздельной транспортировки нефти. Но запустить этот механизм мешают лобби отдельных компаний, добывающих "тяжелую" нефть. Еще четыре года назад "Транснефть" предложила нефтяникам оставить все как есть, но доплачивать за высокосернистую нефть и, наоборот, штрафовать тех, кто "портит" общую картину. "Больше других ратовал за это в свое время "ЮКОС", сейчас таких лоббистов нет", - говорит Сергей Суверов из Газпромбанка. В итоге инициативу спустили на тормозах. "Татнефть" и "Башнефть" добывают менее 8% нефти в стране, но на них держатся республиканские бюджеты. И отрезать так просто эти компании от трубы нельзя.
Создание банка качества не приведет одномоментно к росту цены на Urals. Так как сырье все равно будут мешать. Это очень длительный и суперзатратный проект. А вот перераспределение финансовых потоков в отрасли создание банка качества нефти ускорит. "Роснефть" (с ее "Юганскнефтегазом"), "ЛУКОЙЛ", "Сибнефть" и ТНК-ВР сразу почувствуют это на своих бюджетах - их выручка вырастет как минимум на 8-10%. "Российские железные дороги" тоже отреагировали на замечание президента, Совещание по повышению эффективности нефтяного экспорта предложило так называемую интермодальную схему перевозки "легкой" нефти по железной дороге. По расчетам компании, нефтяники смогли бы сэкономить на каждых 5 млн. тонн "легкой" нефти $150-200 млн. ежегодно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|